Автор: Шолохова Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Вершино-Дарасунский детский сад №2
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ТУНГОКОЧЕНСКИЙ РАЙОН, ВЕРШИНО-ДАРАСУНСКИЙ
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога-психолога в формировании эмоционального благополучия дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль педагога-психолога
в формировании эмоционального благополучия дошкольников.
Без
эмоций
невозможно
представить
себе
нашу
жизнь.
Они
сопровождают нас во всех сферах деятельности, зачастую диктуя нам
поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен
правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то дети этому
только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств.
Особый период в развитии ребенка это дошкольное детство, время
закладывания основ личности, время интенсивного развития познавательных
способностей и эмоциональной сферы, формирование моральных и
нравственных представлений и норм.
«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического
бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции,
такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.»
А.Н.Леонтьев.
Процессы развития эмоционального контроля, перехода от внешней
к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов
поведения протекают под воздействием эмоциональной регуляции. Поэтому
развитие эмоциональной сферы ребенка считается важнейшей задачей
педагога — психолога.
В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в
поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние
эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень
тревожности.
Часто
возникающие
отрицательные
ситуации,
неумение
справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все
это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Нарушение в
эмоциональной сфере приводят к нарушению психологического здоровья.
Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а
требует длительной кропотливой работы. Основная её цель – повышение
осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
- Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;
- Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- Корректировать эмоциональное поведение детей;
- Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в
поведении детей;
- Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- Развивать произвольное управление поведением, способность
сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
- Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения
гнева и агрессивности;
- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого
человека;
- Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения
навыками конструктивного, адекватного поведения.
В работе с эмоциональной сферой детей используются такие
технологии, как: игры, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия,
литотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, массаж
су-джок, релаксация. Также используется проведение психогимнастических
упражнений. Основная цель занятий по психогимнастике - овладение
навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей
способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их
выражать и полноценно переживать. Эффективно воздействуют на
психическое состояние детей проведения лечебно профилактических
психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно
изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление,
интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического
довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с
элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Для того чтобы осуществлять работу по формированию эмоционального
благополучия детей создан уютный кабинет и наполнен необходимым
оборудованием и инструментарием. Поскольку для каждого ребенка
наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность,
поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке,
учитываются индивидуально-типологические особенности детей.
Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной
сферы у детей является взаимодействие с родителями и педагогами, поэтому
проводятся регулярные встречи, которые проходят как консультации на
волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы и тренинги.
Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, обогащает эмоциональный опыт дошкольников, и
устраняет недостатки в личностном развитии. Также идет усвоение
моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и
действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения
в коллективе
,
что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к
школьному обучению.
Педагог-психолог: Шолохова Е.В.