Напоминание

Роль педагога-психолога в формировании эмоционального благополучия дошкольников


Автор: Шолохова Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Вершино-Дарасунский детский сад №2
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ТУНГОКОЧЕНСКИЙ РАЙОН, ВЕРШИНО-ДАРАСУНСКИЙ
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога-психолога в формировании эмоционального благополучия дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль педагога-психолога

в формировании эмоционального благополучия дошкольников.

Без

эмоций

невозможно

представить

себе

нашу

жизнь.

Они

сопровождают нас во всех сферах деятельности, зачастую диктуя нам

поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен

правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то дети этому

только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств.

Особый период в развитии ребенка это дошкольное детство, время

закладывания основ личности, время интенсивного развития познавательных

способностей и эмоциональной сферы, формирование моральных и

нравственных представлений и норм.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического

бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции,

такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.»

А.Н.Леонтьев.

Процессы развития эмоционального контроля, перехода от внешней

к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов

поведения протекают под воздействием эмоциональной регуляции. Поэтому

развитие эмоциональной сферы ребенка считается важнейшей задачей

педагога — психолога.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в

поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние

эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень

тревожности.

Часто

возникающие

отрицательные

ситуации,

неумение

справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все

это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Нарушение в

эмоциональной сфере приводят к нарушению психологического здоровья.

Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а

требует длительной кропотливой работы. Основная её цель – повышение

осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

- Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;

- Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;

- Корректировать эмоциональное поведение детей;

- Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в

поведении детей;

- Формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- Развивать произвольное управление поведением, способность

сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

- Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения

гнева и агрессивности;

- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого

человека;

- Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения

навыками конструктивного, адекватного поведения.

В работе с эмоциональной сферой детей используются такие

технологии, как: игры, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия,

литотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, массаж

су-джок, релаксация. Также используется проведение психогимнастических

упражнений. Основная цель занятий по психогимнастике - овладение

навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей

способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их

выражать и полноценно переживать. Эффективно воздействуют на

психическое состояние детей проведения лечебно профилактических

психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно

изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление,

интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического

довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с

элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Для того чтобы осуществлять работу по формированию эмоционального

благополучия детей создан уютный кабинет и наполнен необходимым

оборудованием и инструментарием. Поскольку для каждого ребенка

наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность,

поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке,

учитываются индивидуально-типологические особенности детей.

Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной

сферы у детей является взаимодействие с родителями и педагогами, поэтому

проводятся регулярные встречи, которые проходят как консультации на

волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы и тренинги.

Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, обогащает эмоциональный опыт дошкольников, и

устраняет недостатки в личностном развитии. Также идет усвоение

моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и

действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения

в коллективе

,

что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к

школьному обучению.

Педагог-психолог: Шолохова Е.В.



В раздел образования