Автор: Бибанина Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБУ " Школа № 28 имени В.В. Каданникова"
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Биология под микроскопом"
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость
разработки
программы
продиктована
важностью
комплексного
естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности,
способной к продуктивному и творческому труду. Программа способствует обеспечению
активной
жизненной
позиции
учащихся
в
вопросах
научного
познания
окружающей
действительности.
Значение биологии как науки об общих закономерностях организации жизни на Земле
очень велико. Глубокие знания биологических наук необходимы для осмысления места человека в
системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их живой и неживой
природы. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и
микробиологической
промышленности,
сельского
и
лесного
хозяйства,
пищевой
и
перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Без знания биологии невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе
генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов,
прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом,
диагностика, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека.
1.1.
Актуальность программы
В настоящее время нашей стране требуются высококвалифицированные врачи, инженеры-
экологи
и
специалисты
других биологических специальностей.
Актуальность
программы
«Погружение в биологию» в том, что предоставляет возможность систематизировать знания
учащихся по основным разделам биологии, предоставить возможность определиться со своими
профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию.
1.2.
Отличительные особенности программы
уделяет большое внимание формированию у учащихся научной картины мира на основе
изучения биологических закономерностей;
развивает
у
учащихся
умения
работать
с
текстами,
рисунками,
иллюстрирующими
биологические объекты и процессы;
предусматривает формирование навыков ведения наблюдений и постановки опытов с
объектами живой и неживой природы, анализа полученной информации, умений публичного
представления результатов своей работы, ведения научной дискуссии, выступления в прениях;
уделяет особое внимание редким и исчезающим видам растительного и животного мира
Самарской области и России.
1.3.
Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению биологии.
Задачи:
учить
понимать
процессы,
происходящие
в
окружающем
мире
на
основе
собственных
наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
развивать умения анализировать информацию, представлять перед аудиторией результаты
своей работы;
воспитывать ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей
страны, планеты в целом;
содействовать профессиональной ориентации учащихся.
1.4.
Объем и срок освоения программы
Программа
рассчитана
на
1
год
обучения,
из
расчета
2
часа
в
неделю.
Общая
продолжительность обучения – 68 часов. Программа адресована учащимся 9 классов.
Наполняемость группы максимальная – 15 человек.
1.5.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных
заданий
проблемного
и
эвристического
характера;
развитие
внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —
качеств весьма
важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости,
ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем
плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с
учителем и другими учениками давать− эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и
сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Предметные результаты
Выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и
процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить
доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять
классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности
людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности,
процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем
органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области
биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и
практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии,
биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2.1. Содержание программы
1. Многообразие органического мира
Тема № 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть занятия. Цели и задачи. Содержание и специфика занятий.
«Биология – наука о жизни»
Практическая часть занятия: выполнение входного контроля.
Тема № 2. Многообразие представителей Флоры.
Теоретическая часть занятия. Эволюция органического мира, отличительные особенности
растительной клетки. Экологические жизненные формы растений. Видовое разнообразие растений
в природе. Лабораторная работа
«
Изучение устройства увеличительных приборов
»
Тема № 3. Особенности строения растительного организма.
Теоретическая
часть
занятия.
Органеллы
растительной
клетки.
Ткани
растений:
образовательные, покровные, механические, проводящие, выделительные. Вегетативные органы
растений: корень, лист, стебель, побег. Генеративные органы растений: цветок, семя.
Практическая часть занятия: Лабораторная работа
«
Знакомство с клетками
растений
»,
работа в группах
.
Тема 4. Алгология – наука о водорослях.
Теоретическая часть занятия. Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные
водоросли. Отделы водорослей. Жизненные циклы водорослей. Видовое разнообразие водорослей.
Практическая часть занятия: Лабораторная работа «Изучение строения хламидоманады под
микроскопом».
Тема № 5. Биологические науки: бриология, птеридология.
Теоретическая
часть
занятия.
Общие
признаки
Отдела
мохоообразные
и
Отдела
папоротникообразные. Бриология – наука о мхах. Видовое разнообразие мохообразных:
печеночные мхи, зеленые мхи, сфагновые мхи. Птеридология – наука о папоротникообразных.
Видовое разнообразие папоротникообразных: древние папоротникообразные, современные виды.
Типичные представители Отдела Плауновидные, Отдела Хвощевидные. Типичные представители
мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Редкие и охраняемые виды Красной книги России и
Самарской области.
Теоретическая часть занятия. Жизненный цикл развития сосны обыкновенной. Видовое
разнообразие голосеменных растений. Экологические особенности голосеменных растений.
.
Практическая
часть
занятия:Изучение
многообразие
плауновидных,
хвощевидных
и
папоротниковидных по гербариям.
Тема № 7. Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений.
Теоретическая часть занятия. Основные признаки классов Двудольные и Однодольные,
семейства, типичные представители. Редкие и исчезающие виды растений Красной книги.
Практическая часть занятия Лабораторная работа
«
Строение корня проростка
»,
«
Строение
», «
», «
»
семени фасоли
Строение семени пшеницы
Построение диаграммы цветка
Тема № 8. Современная бактериология.
Теоретическая часть занятия. Бактериология как наука. История развития бактериологии, история создания
микроскопа. Многообразие мира прокариотических организмов: патогенные и сапрофитные бактерии. Роль
бактерий в природе, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, биотехнологии. Практическая часть
занятия «Рассматривание бактерий под микроскопом»
Тема № 9. Что изучает микология?
Теоретическая часть занятия. Особенности строения грибов: сходство с животными организмами и с
растениями. Отделы Царства Грибы: Отдел Зигомицеты (мукор). Отдел Аскомицеты. Одноклеточные
аскомицеты (дрожжи). Виды с плодовыми телами (сморчки, трюфели). Различные плесени (пеницилл,
аспергилл). Паразитические аскомицеты (спорынья, парша). Отдел базидиомицеты (шляпочные грибы).
Практическая часть занятия: готовить микропрепараты культуры дрожжей. Изучать плесневые
грибы под микроскопом.
Тема № 10. Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие.
Теоретическая
часть
занятия.
Признаки
животных
у
простейших.
Строение
и
жизнедеятельность.
Систематика
простейших.
Патогенные,
свободноживущие
виды.
Практическая часть занятия: «Изучение строения простейших под микроскопом»
Тема № 11. Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод.
Теоретическая часть занятия. Тип Кишечнополостные: строение и общие черты организации.
Систематика: Класс гидроидные, Класс Сцифоидные, Класс Коралловые полипы. Экология
кишечнополостных, значение для человека.
Практическая часть занятия:
изучение внешнего и внутреннего строения пресноводного
полипа гидры
Тема 12. Свободноживущие и паразитические черви.
Теоретическая часть занятия. Тип Плоские черви: происхождение, анатомические особенности
строения, экологическое значение. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные
черви. Сравнительная характеристика бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Тип Круглые
черви. Тип Кольчатые черви: свободноживущие виды и паразитические виды. Глистные инвазии и
меры их профилактики.
Практическая часть занятия :изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной
Тема № 13. Малакология – наука о моллюсках.
Теоретическая часть занятия. История малакологии как науки. Предмет изучения. Общая
характеристика Типа Моллюски. Типичные представители. Малакология и экология водоемов.
Практическая часть занятия:
изучение раковин и внешнего строения аквариумного моллюска.
Тема № 14. Энтомология и арахнология: история становления и предмет.
Теоретическая часть занятия. Энтомология – наука о насекомых, арахнология – наука о
паукообразных.
Морфологические
признаки
насекомых
и
паукообразных,
отличия
от
ракообразных. Систематика насекомых. Редкие виды насекомых и паукообразных Красной книги
Самарской области. Экологическое значение членистоногих: полезные насекомые, насекомые-
вредители, паразитические виды членистоногих.
Практическая часть занятия. изучение разных отрядов насекомых по коллекциям. Конечностей
под микроскопом.
Тема № 15. Современная ихтиология и экология водоемов.
Теоретическая часть занятия. Ихтиология – наука о рыбах. Систематика рыб, происхождение.
Основные виды рыб – экологических индикаторов качества природных вод.
Практическая часть занятия: Лабораторная работа
«
Внешнее, внутреннее строение рыбы
Передвижение
»
Тема № 16. Герпетология и современная медицина.
Теоретическая часть занятия. Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся. Класс
Земноводные.
Сезонная
и
суточная
активность
земноводных.
Класс
Пресмыкающиеся.
Систематика
рептилий.
Значение
рептилий
и
земноводных
для
развития
народной
и
инновационной медицины.
Практическая часть занятия:Лабораторная работа
«
Внешнее строение лягушки. Строение
кожи
»
.
«
Строение скелетал ягушки
»
.
«
Строение скелета пресмыкающихся
»
.
Тема № 17. Орнитология и териология в системе биологических наук.
Теоретическая часть занятия. Орнитология – наука о птицах. Териология – наука о
млекопитающих.
Сезонные
явления
в
жизни
птиц.
Систематика.
Происхождение
птиц.
Экологические группы птиц. Класс Млекопитающие. Размножение и развитие. Сезонные явления
в жизни млекопитающих. Происхождение млекопитающих.
Роль орнитологии и териологии в
развитии зоологии и современной биологии в целом.
Практическая часть занятия: Лабораторная работа
«
Внешнее строение птицы. Строение
перьев
»
.
«
Строение скелета птицы
»
.
«
Строение скелета млекопитающих
»
.
2. Здоровье человека
Тема № 18. Что такое «здоровье человека»?
Теоретическая часть занятия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения понятия
«здоровье человека». Основные характеристики вида Человек Разумный.
Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.
.
Тема № 19. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.
Теоретическая часть занятия. Скелет человека. Основные типы искривления позвоночника,
профилактика заболеваний. Переломы. Вывихи.
Практическая часть занятия:
Лабораторная работа
«
Строение костной ткани
»,
Правила
оказания первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы
человека.
Тема № 20. Как сохранить здоровье кровеносной системы?
Теоретическая часть занятия. Понятие иммунитета, виды иммунитета человека. Группы крови.
Клетки крови. Патологии функционирования системы кроветворения и кровообращения.
Профилактика заболеваний кроветворных органов и системы кровообращения.
Практическая часть занятия:Лабораторная работа«Сравнение крови человека с кровью лягушки».
«Влияние среды на клетки крови человека», «Измерение артериального давления»
Тема № 21. Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.
Теоретическая часть занятия. Строение и функционирование пищеварительной системы.
Заболевания желудочно-кишечного тракта. Профилактика заболеваний ЖКТ. Строение и
функционирование мочеполовой системы человека у женщин и мужчин. Профилактика
заболеваний органов выделения и репродукции.
Практическая часть заняти:
Лабораторная работа
«
Действие ферментов слюны на крахмал
»
.
Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов.
Тема № 22. Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.
Теоретическая часть занятия. Строение дыхательной системы человека. Типичные заболевания
по возрастам и профессиональной деятельности. Опасные инфекционные заболевания органов
дыхания: туберкулез, бронхит, пневмония и другие. Табакокурение и заболевания дыхательной
системы. Профилактика заболеваний органов дыхания.
.
Практическая часть занятия: Лабораторная работа
«
Измерение объёма грудной клетки у человека при
дыхании
»,
решение биологических задач.
Тема № 23. Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию
Теоретическая
часть
занятия.
Железы
внутренней
секреции
и
гормоны.
Нарушения
функционирования желез внутренней секреции. Профилактика заболеваний эндокринной
системы.
Практическая часть занятия: изучение микроскопического строения желез челевека, решение
биологических задач.
Тема № 24. Как работает нервная система человека?
Теоретическая часть занятия. Строение нервной системы человека, основные принципы
функционирования. Неврологические заболевания. Возраст и работа нервной системы человека.
Профилактика нервного напряжения у взрослых и детей.
Практическая часть занятия: изучение строения нервной ткани,
определение типов темперамента.
3. Современная генетика и биотехнология
Тема № 25. История генетики как науки.
Теоретическая часть занятия. Первые исследования в области селекции и генетики. Научное
наследие Г. Менделя. Современная генетика и генная инженерия.
занятия: самостоятельная работа с литературой информационными источниками.
Практическая работа: составить краткий очерк по развитию генетики как науки.
Тема № 26. Правила решения генетических задач.
Теоретическая
часть
занятия.
Наследование
групп
крови
человека,
сцепленное
с
полом
наследование, сложные случаи наследования.
Практическая часть занятия: решение генетических задач.
Тема № 27. Генетические болезни человека.
Теоретическая часть занятия. Нарушения наследования. Генетические болезни человека.
Основные правила работы генетических консультаций, современная медицинская диагностика
генетических болезней человека. Профилактика генетических заболеваний.
Практическая часть занятия: решение генетических задач.
Тема № 28. Современная генная инженерия и биотехнология.
Теоретическая часть занятия. Современные достижения науки в области репродукции человека,
искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование животных.
Практическая часть занятия: сочинение «Материнство: долг или счастье?».
4. Современные представления об эволюции природы
Тема № 29. Чарльз Дарвин и современное естествознание.
Теоретическая часть занятия. Теории эволюции в Древнем мире, в Средние века. Влияние
религии на науку. Эволюционная теория Чарльза Дарвина, ее влияние на естествознание и
развитие науки в целом.
Практическая
часть
занятия:
самостоятельная
работа
с
литературой
и
информационными
источниками.
Тема № 30. Современная синтетическая теория эволюции.
Теоретическая часть занятия. Синтетическая теория эволюции. Популяционная генетика. Закон
Харди-Вайнберга.
.
Практическая часть занятия: решение задач на закон Харди-Вайнберга.
5. Человек и законы экологии
Тема № 31. История становления экологии как науки.
Теоретическая часть занятия. Вклад Э. Геккеля в развитие экологии как науки. Современные
направления экологии, экология как синтетическая наука. Экологический мониторинг и
экологическое прогнозирование. Урбоэкология.
Практическая часть занятия: решение экологических задач.
Тема № 32. Закон минимума и закон оптимума в природе.
Теоретическая часть занятия. Толерантность. Закон оптимума (закон толерантности). Закон
минимума (закон Либиха). Математические модели в экологии.
Практическая часть занятия: решение экологических задач.
Тема № 33. Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы.
Теоретическая
часть
занятия.
Антропогенное
воздействие
на
природу
и
глобальные
экологические катастрофы в двадцать первом веке. Экологический мониторинг, экологическое
моделирование.
Прогнозирование.
Экологическое
законодательство.
Практическая
часть
занятия: « Охраняемые растения и животные Самарской области»
Тема № 34. Итоговое занятие.
Теоретическая
часть
занятия.
Правила
построения
индивидуальной
профессиональной
траектории.
2.2. Календарно-тематическое планирование занятий курса «Мир биологии»
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1. Многообразие
органического
мира
1.
Вводное занятие. Биология наука о жизни.
2
2.
Многообразие представителей Флоры.
2
3.
Особенности строения растительного организма.
2
4.
Алгология – наука о водорослях.
2
5.
Биологические науки: бриология, птеридология.
2
6.
Биологические
и
экологические
особенности
голосеменных
растений Сибири.
2
7.
Биологические и экологические особенности покрытосеменных
растений Сибири.
2
8.
Современная бактериология.
2
9.
Что изучает микология?
2
10.
Свободноживущие и паразитические представители Подцарства
Простейшие.
2
11.
Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества
природных вод.
2
12.
Свободноживущие и паразитические черви.
2
13.
Малакология – наука о моллюсках.
2
14.
Энтомология и арахнология: история становления и предмет.
2
15.
Современная ихтиология и экология водоемов.
2
16.
Герпетология и современная медицина.
2
17.
Орнитология и териология в системе биологических наук.
2
2. Здоровье
человека
18.
Что такое «здоровье человека»?
2
19.
Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы
человека.
2
20.
Как сохранить здоровье кровеносной системы?
2
21.
Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.
2
22.
Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.
2
23.
Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию.
2
24.
Как работает нервная система человека?
2
3.
Современная
генетика и
биотехнология
25.
История генетики как науки.
2
26.
Правила решения генетических задач.
2
27.
Генетические болезни человека.
2
28.
Современная генная инженерия и биотехнология.
2
4. Современные
представления об
эволюции
природы
29.
Чарльз Дарвин и современное естествознание.
2
30.
Современная синтетическая теория эволюции.
2
5.
Человек и
законы экологии
31.
История становления экологии как науки.
2
32.
Закон минимума и закон оптимума в природе.
2
33.
Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана
природы.
2
34.
Итоговое занятие.
2
Список литературы для педагога
1.
Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.
2.
Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.
3.
Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ.
А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
4.
Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова.
– М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
5.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия,
1989. – 864с.
6.
Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.
7.
Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.
8.
Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь,
2015. – 72 с.
9.
Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче /
Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
10. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.
11. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.
12. Внеурочная работа по биологии. 6 - 11 классы / Сост. С. М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. –
288 с.
13. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы / Г. А.
Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.:
Просвещение, 2017. – 157 с.
14. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А.
Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
15. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
16. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой и
др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.
17. Ермаков Д. С. Учимся решать экологические проблемы. / Методическое пособие для учителя.
– М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
18. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.
19. Кассан А. Атлас анатомии/ Адольфо Кассан, пер. с исп. И. Севастьяновой. – Белгород, 2015. –
192 с.: ил.
20. Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье
и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие / Под ред. д.п.н., профессора Н.Э.
Касаткиной; д.б.н., профессора Э.М. Казина. В 3-х частях. – СПб.: изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005.
21. Кэпит, Уинн. Физиология человека / Уинн Кэпит, Роберт Мейси, Эсмаил Мейсами [пер. с англ.
С. Грозовского] – М., 2018. – 348 с.: ил.
22. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
23. Красная книга Земли / Скалдина О. В., Слиж Е. А./ ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
24. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово, 2000. – 248 с.: ил.
25. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. – 280 с.
26. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.
27. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев В.– М.: Эксмо, 2013.
– 240 с.: ил.
28. Лапшина, В. И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5 - 9 кл.:
учебно-методическое пособие / В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А. М.
Шереметьева. – М.: Академкнига, 2015. – 128 с.
29. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.:
Мысль, 1994. – 381 с.
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
31. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И. Ю. Павлов, Д. В.
Вахненко, Д. В. Млсвичев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 598 с.: ил.
32. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. –
128 с.
33. Предметная неделя биологии в школе. / Грабар, А. В.; под общей ред. Задорожного, К.Н. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
34. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер.
с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
35. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6 - 11 классы. / Авт.-сост. Л. Н.
Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.
36. Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11
классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.:
Вако, 2006. – 240 с.
37. Садовниченко, Ю. А. Биология: пошаговая подготовка / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо,
2016. – 320 с.
38. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром.,
1988. – 415 с.
39. Столяренко, Л. Д., Самыгин, С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов
н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
40. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера: пер 3-го англ.
изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454 с.: ил.
41. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ.
изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 435 с.: ил.
42. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ.
изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 451 с.: ил.
43. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.:
ил.
44. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю.
Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
45. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. –
704 с.: ил.
46. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. –
624 с.: ил.
47. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. –
640 с.: ил.
48. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как
работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. –
464 с.: ил.
49. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс,
2001. – 448 с.: ил.
50. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д.
Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.
Список литературы для учащихся
1.
Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб., 2015. – 319 с.
2.
Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.
3.
Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с
англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
4.
Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю.
Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
5.
Биологический
энциклопедический
словарь
/
Гл.
ред.
М.
С.
Гиляров.
–
М.:
Сов.
энциклопедия, 1989. – 864с.
6.
Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.
7.
Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.
8.
Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.:
Кладезь, 2015. – 72 с.
9.
Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче
/ Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
10. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.
11. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.
12. Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. – М.: Печатная свобода, 2015. –
320 с.
13. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л.
А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
14. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.:
ил.
15. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой
и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.
16. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия / сост. Бойчук, Ю. Д.,
Шаламов, Р. В. – Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011.
– 448 с.
17. Загадки дикой природы / Пер. с англ. Т. Ю. Покадаевой. – М., 2000. – 133 с.:
ил.
18. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.
19. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово,
2000. – 248 с.: ил.
20. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. –
Кемерово, 2000. – 280 с.
21. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. –
272 с.: ил.
22. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев
В.– М.: Эксмо, 2013. – 240 с.: ил.
23. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В.
Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.
24. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы / сост. О. Л. Ващенко. –
Волгоград: Учитель, 367 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук.
Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ
Технологии», 2006. – 944 с.
26. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И.
Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Млсвичев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. –
598 с.: ил.
27. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. –
М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
28. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел,
Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
29. Садовниченко,
Ю.
А.
Биология:
пошаговая
подготовка
/
Ю.А.
Садовниченко. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
30. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.
Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454
с.: ил.
31. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.
Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. –
435 с.: ил.
32. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.
Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. –
451 с.: ил.
33. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.:
Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
34. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю.
Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
35. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.:
Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
36. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.:
Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
37. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.:
Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
38. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа
человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А.
Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
39. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.:
Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред.
Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 4