Напоминание

"Биология под микроскопом"


Автор: Бибанина Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБУ " Школа № 28 имени В.В. Каданникова"
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Биология под микроскопом"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость

разработки

программы

продиктована

важностью

комплексного

естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности,

способной к продуктивному и творческому труду. Программа способствует обеспечению

активной

жизненной

позиции

учащихся

в

вопросах

научного

познания

окружающей

действительности.

Значение биологии как науки об общих закономерностях организации жизни на Земле

очень велико. Глубокие знания биологических наук необходимы для осмысления места человека в

системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их живой и неживой

природы. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и

микробиологической

промышленности,

сельского

и

лесного

хозяйства,

пищевой

и

перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Без знания биологии невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе

генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов,

прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом,

диагностика, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека.

1.1.

Актуальность программы

В настоящее время нашей стране требуются высококвалифицированные врачи, инженеры-

экологи

и

специалисты

других биологических специальностей.

Актуальность

программы

«Погружение в биологию» в том, что предоставляет возможность систематизировать знания

учащихся по основным разделам биологии, предоставить возможность определиться со своими

профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию.

1.2.

Отличительные особенности программы

уделяет большое внимание формированию у учащихся научной картины мира на основе

изучения биологических закономерностей;

развивает

у

учащихся

умения

работать

с

текстами,

рисунками,

иллюстрирующими

биологические объекты и процессы;

предусматривает формирование навыков ведения наблюдений и постановки опытов с

объектами живой и неживой природы, анализа полученной информации, умений публичного

представления результатов своей работы, ведения научной дискуссии, выступления в прениях;

уделяет особое внимание редким и исчезающим видам растительного и животного мира

Самарской области и России.

1.3.

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению биологии.

Задачи:

учить

понимать

процессы,

происходящие

в

окружающем

мире

на

основе

собственных

наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;

развивать умения анализировать информацию, представлять перед аудиторией результаты

своей работы;

воспитывать ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей

страны, планеты в целом;

содействовать профессиональной ориентации учащихся.

1.4.

Объем и срок освоения программы

Программа

рассчитана

на

1

год

обучения,

из

расчета

2

часа

в

неделю.

Общая

продолжительность обучения – 68 часов. Программа адресована учащимся 9 классов.

Наполняемость группы максимальная – 15 человек.

1.5.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных

заданий

проблемного

и

эвристического

характера;

развитие

внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —

качеств весьма

важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости,

ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести

диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

4. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию

природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому

отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению

природоохранной деятельности).

Метапредметные результататы

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем

плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с

учителем и другими учениками давать− эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный

результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и

обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и

познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения

учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,

ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую

последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения

задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и

сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной

деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и

оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей

деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания:

находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать

речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Предметные результаты

Выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и

процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить

доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить

доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять

классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности

людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического

разнообразия для сохранения биосферы;

объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления

особенностей их строения и функционирования;

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности,

процесс видообразования;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их

изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем

органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и

процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать

последствия деятельности человека в природе;

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,

специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и

оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни

во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам

живой природы);

создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области

биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и

практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии,

биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,

учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2.1. Содержание программы

1. Многообразие органического мира

Тема № 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть занятия. Цели и задачи. Содержание и специфика занятий.

«Биология – наука о жизни»

Практическая часть занятия: выполнение входного контроля.

Тема № 2. Многообразие представителей Флоры.

Теоретическая часть занятия. Эволюция органического мира, отличительные особенности

растительной клетки. Экологические жизненные формы растений. Видовое разнообразие растений

в природе. Лабораторная работа

«

Изучение устройства увеличительных приборов

»

Тема № 3. Особенности строения растительного организма.

Теоретическая

часть

занятия.

Органеллы

растительной

клетки.

Ткани

растений:

образовательные, покровные, механические, проводящие, выделительные. Вегетативные органы

растений: корень, лист, стебель, побег. Генеративные органы растений: цветок, семя.

Практическая часть занятия: Лабораторная работа

«

Знакомство с клетками

растений

»,

работа в группах

.

Тема 4. Алгология – наука о водорослях.

Теоретическая часть занятия. Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные

водоросли. Отделы водорослей. Жизненные циклы водорослей. Видовое разнообразие водорослей.

Практическая часть занятия: Лабораторная работа «Изучение строения хламидоманады под

микроскопом».

Тема № 5. Биологические науки: бриология, птеридология.

Теоретическая

часть

занятия.

Общие

признаки

Отдела

мохоообразные

и

Отдела

папоротникообразные. Бриология – наука о мхах. Видовое разнообразие мохообразных:

печеночные мхи, зеленые мхи, сфагновые мхи. Птеридология – наука о папоротникообразных.

Видовое разнообразие папоротникообразных: древние папоротникообразные, современные виды.

Типичные представители Отдела Плауновидные, Отдела Хвощевидные. Типичные представители

мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Редкие и охраняемые виды Красной книги России и

Самарской области.

Теоретическая часть занятия. Жизненный цикл развития сосны обыкновенной. Видовое

разнообразие голосеменных растений. Экологические особенности голосеменных растений.

.

Практическая

часть

занятия:Изучение

многообразие

плауновидных,

хвощевидных

и

папоротниковидных по гербариям.

Тема № 7. Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений.

Теоретическая часть занятия. Основные признаки классов Двудольные и Однодольные,

семейства, типичные представители. Редкие и исчезающие виды растений Красной книги.

Практическая часть занятия Лабораторная работа

«

Строение корня проростка

»,

«

Строение

», «

», «

»

семени фасоли

Строение семени пшеницы

Построение диаграммы цветка

Тема № 8. Современная бактериология.

Теоретическая часть занятия. Бактериология как наука. История развития бактериологии, история создания

микроскопа. Многообразие мира прокариотических организмов: патогенные и сапрофитные бактерии. Роль

бактерий в природе, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, биотехнологии. Практическая часть

занятия «Рассматривание бактерий под микроскопом»

Тема № 9. Что изучает микология?

Теоретическая часть занятия. Особенности строения грибов: сходство с животными организмами и с

растениями. Отделы Царства Грибы: Отдел Зигомицеты (мукор). Отдел Аскомицеты. Одноклеточные

аскомицеты (дрожжи). Виды с плодовыми телами (сморчки, трюфели). Различные плесени (пеницилл,

аспергилл). Паразитические аскомицеты (спорынья, парша). Отдел базидиомицеты (шляпочные грибы).

Практическая часть занятия: готовить микропрепараты культуры дрожжей. Изучать плесневые

грибы под микроскопом.

Тема № 10. Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие.

Теоретическая

часть

занятия.

Признаки

животных

у

простейших.

Строение

и

жизнедеятельность.

Систематика

простейших.

Патогенные,

свободноживущие

виды.

Практическая часть занятия: «Изучение строения простейших под микроскопом»

Тема № 11. Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод.

Теоретическая часть занятия. Тип Кишечнополостные: строение и общие черты организации.

Систематика: Класс гидроидные, Класс Сцифоидные, Класс Коралловые полипы. Экология

кишечнополостных, значение для человека.

Практическая часть занятия:

изучение внешнего и внутреннего строения пресноводного

полипа гидры

Тема 12. Свободноживущие и паразитические черви.

Теоретическая часть занятия. Тип Плоские черви: происхождение, анатомические особенности

строения, экологическое значение. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные

черви. Сравнительная характеристика бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Тип Круглые

черви. Тип Кольчатые черви: свободноживущие виды и паразитические виды. Глистные инвазии и

меры их профилактики.

Практическая часть занятия :изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной

Тема № 13. Малакология – наука о моллюсках.

Теоретическая часть занятия. История малакологии как науки. Предмет изучения. Общая

характеристика Типа Моллюски. Типичные представители. Малакология и экология водоемов.

Практическая часть занятия:

изучение раковин и внешнего строения аквариумного моллюска.

Тема № 14. Энтомология и арахнология: история становления и предмет.

Теоретическая часть занятия. Энтомология – наука о насекомых, арахнология – наука о

паукообразных.

Морфологические

признаки

насекомых

и

паукообразных,

отличия

от

ракообразных. Систематика насекомых. Редкие виды насекомых и паукообразных Красной книги

Самарской области. Экологическое значение членистоногих: полезные насекомые, насекомые-

вредители, паразитические виды членистоногих.

Практическая часть занятия. изучение разных отрядов насекомых по коллекциям. Конечностей

под микроскопом.

Тема № 15. Современная ихтиология и экология водоемов.

Теоретическая часть занятия. Ихтиология – наука о рыбах. Систематика рыб, происхождение.

Основные виды рыб – экологических индикаторов качества природных вод.

Практическая часть занятия: Лабораторная работа

«

Внешнее, внутреннее строение рыбы

Передвижение

»

Тема № 16. Герпетология и современная медицина.

Теоретическая часть занятия. Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся. Класс

Земноводные.

Сезонная

и

суточная

активность

земноводных.

Класс

Пресмыкающиеся.

Систематика

рептилий.

Значение

рептилий

и

земноводных

для

развития

народной

и

инновационной медицины.

Практическая часть занятия:Лабораторная работа

«

Внешнее строение лягушки. Строение

кожи

»

.

«

Строение скелетал ягушки

»

.

«

Строение скелета пресмыкающихся

»

.

Тема № 17. Орнитология и териология в системе биологических наук.

Теоретическая часть занятия. Орнитология – наука о птицах. Териология – наука о

млекопитающих.

Сезонные

явления

в

жизни

птиц.

Систематика.

Происхождение

птиц.

Экологические группы птиц. Класс Млекопитающие. Размножение и развитие. Сезонные явления

в жизни млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Роль орнитологии и териологии в

развитии зоологии и современной биологии в целом.

Практическая часть занятия: Лабораторная работа

«

Внешнее строение птицы. Строение

перьев

»

.

«

Строение скелета птицы

»

.

«

Строение скелета млекопитающих

»

.

2. Здоровье человека

Тема № 18. Что такое «здоровье человека»?

Теоретическая часть занятия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения понятия

«здоровье человека». Основные характеристики вида Человек Разумный.

Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.

.

Тема № 19. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.

Теоретическая часть занятия. Скелет человека. Основные типы искривления позвоночника,

профилактика заболеваний. Переломы. Вывихи.

Практическая часть занятия:

Лабораторная работа

«

Строение костной ткани

»,

Правила

оказания первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы

человека.

Тема № 20. Как сохранить здоровье кровеносной системы?

Теоретическая часть занятия. Понятие иммунитета, виды иммунитета человека. Группы крови.

Клетки крови. Патологии функционирования системы кроветворения и кровообращения.

Профилактика заболеваний кроветворных органов и системы кровообращения.

Практическая часть занятия:Лабораторная работа«Сравнение крови человека с кровью лягушки».

«Влияние среды на клетки крови человека», «Измерение артериального давления»

Тема № 21. Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.

Теоретическая часть занятия. Строение и функционирование пищеварительной системы.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Профилактика заболеваний ЖКТ. Строение и

функционирование мочеполовой системы человека у женщин и мужчин. Профилактика

заболеваний органов выделения и репродукции.

Практическая часть заняти:

Лабораторная работа

«

Действие ферментов слюны на крахмал

»

.

Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов.

Тема № 22. Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.

Теоретическая часть занятия. Строение дыхательной системы человека. Типичные заболевания

по возрастам и профессиональной деятельности. Опасные инфекционные заболевания органов

дыхания: туберкулез, бронхит, пневмония и другие. Табакокурение и заболевания дыхательной

системы. Профилактика заболеваний органов дыхания.

.

Практическая часть занятия: Лабораторная работа

«

Измерение объёма грудной клетки у человека при

дыхании

»,

решение биологических задач.

Тема № 23. Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию

Теоретическая

часть

занятия.

Железы

внутренней

секреции

и

гормоны.

Нарушения

функционирования желез внутренней секреции. Профилактика заболеваний эндокринной

системы.

Практическая часть занятия: изучение микроскопического строения желез челевека, решение

биологических задач.

Тема № 24. Как работает нервная система человека?

Теоретическая часть занятия. Строение нервной системы человека, основные принципы

функционирования. Неврологические заболевания. Возраст и работа нервной системы человека.

Профилактика нервного напряжения у взрослых и детей.

Практическая часть занятия: изучение строения нервной ткани,

определение типов темперамента.

3. Современная генетика и биотехнология

Тема № 25. История генетики как науки.

Теоретическая часть занятия. Первые исследования в области селекции и генетики. Научное

наследие Г. Менделя. Современная генетика и генная инженерия.

занятия: самостоятельная работа с литературой информационными источниками.

Практическая работа: составить краткий очерк по развитию генетики как науки.

Тема № 26. Правила решения генетических задач.

Теоретическая

часть

занятия.

Наследование

групп

крови

человека,

сцепленное

с

полом

наследование, сложные случаи наследования.

Практическая часть занятия: решение генетических задач.

Тема № 27. Генетические болезни человека.

Теоретическая часть занятия. Нарушения наследования. Генетические болезни человека.

Основные правила работы генетических консультаций, современная медицинская диагностика

генетических болезней человека. Профилактика генетических заболеваний.

Практическая часть занятия: решение генетических задач.

Тема № 28. Современная генная инженерия и биотехнология.

Теоретическая часть занятия. Современные достижения науки в области репродукции человека,

искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование животных.

Практическая часть занятия: сочинение «Материнство: долг или счастье?».

4. Современные представления об эволюции природы

Тема № 29. Чарльз Дарвин и современное естествознание.

Теоретическая часть занятия. Теории эволюции в Древнем мире, в Средние века. Влияние

религии на науку. Эволюционная теория Чарльза Дарвина, ее влияние на естествознание и

развитие науки в целом.

Практическая

часть

занятия:

самостоятельная

работа

с

литературой

и

информационными

источниками.

Тема № 30. Современная синтетическая теория эволюции.

Теоретическая часть занятия. Синтетическая теория эволюции. Популяционная генетика. Закон

Харди-Вайнберга.

.

Практическая часть занятия: решение задач на закон Харди-Вайнберга.

5. Человек и законы экологии

Тема № 31. История становления экологии как науки.

Теоретическая часть занятия. Вклад Э. Геккеля в развитие экологии как науки. Современные

направления экологии, экология как синтетическая наука. Экологический мониторинг и

экологическое прогнозирование. Урбоэкология.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

Тема № 32. Закон минимума и закон оптимума в природе.

Теоретическая часть занятия. Толерантность. Закон оптимума (закон толерантности). Закон

минимума (закон Либиха). Математические модели в экологии.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

Тема № 33. Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы.

Теоретическая

часть

занятия.

Антропогенное

воздействие

на

природу

и

глобальные

экологические катастрофы в двадцать первом веке. Экологический мониторинг, экологическое

моделирование.

Прогнозирование.

Экологическое

законодательство.

Практическая

часть

занятия: « Охраняемые растения и животные Самарской области»

Тема № 34. Итоговое занятие.

Теоретическая

часть

занятия.

Правила

построения

индивидуальной

профессиональной

траектории.

2.2. Календарно-тематическое планирование занятий курса «Мир биологии»

п/п

Название раздела, темы

Количество

часов

1. Многообразие

органического

мира

1.

Вводное занятие. Биология наука о жизни.

2

2.

Многообразие представителей Флоры.

2

3.

Особенности строения растительного организма.

2

4.

Алгология – наука о водорослях.

2

5.

Биологические науки: бриология, птеридология.

2

6.

Биологические

и

экологические

особенности

голосеменных

растений Сибири.

2

7.

Биологические и экологические особенности покрытосеменных

растений Сибири.

2

8.

Современная бактериология.

2

9.

Что изучает микология?

2

10.

Свободноживущие и паразитические представители Подцарства

Простейшие.

2

11.

Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества

природных вод.

2

12.

Свободноживущие и паразитические черви.

2

13.

Малакология – наука о моллюсках.

2

14.

Энтомология и арахнология: история становления и предмет.

2

15.

Современная ихтиология и экология водоемов.

2

16.

Герпетология и современная медицина.

2

17.

Орнитология и териология в системе биологических наук.

2

2. Здоровье

человека

18.

Что такое «здоровье человека»?

2

19.

Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы

человека.

2

20.

Как сохранить здоровье кровеносной системы?

2

21.

Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.

2

22.

Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.

2

23.

Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию.

2

24.

Как работает нервная система человека?

2

3.

Современная

генетика и

биотехнология

25.

История генетики как науки.

2

26.

Правила решения генетических задач.

2

27.

Генетические болезни человека.

2

28.

Современная генная инженерия и биотехнология.

2

4. Современные

представления об

эволюции

природы

29.

Чарльз Дарвин и современное естествознание.

2

30.

Современная синтетическая теория эволюции.

2

5.

Человек и

законы экологии

31.

История становления экологии как науки.

2

32.

Закон минимума и закон оптимума в природе.

2

33.

Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана

природы.

2

34.

Итоговое занятие.

2

Список литературы для педагога

1.

Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.

2.

Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.

3.

Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ.

А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.

4.

Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова.

– М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.

5.

Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия,

1989. – 864с.

6.

Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.

7.

Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.

8.

Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь,

2015. – 72 с.

9.

Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче /

Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.

10. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.

11. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.

12. Внеурочная работа по биологии. 6 - 11 классы / Сост. С. М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. –

288 с.

13. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы / Г. А.

Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.:

Просвещение, 2017. – 157 с.

14. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А.

Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.

15. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.

16. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой и

др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.

17. Ермаков Д. С. Учимся решать экологические проблемы. / Методическое пособие для учителя.

– М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.

18. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.

19. Кассан А. Атлас анатомии/ Адольфо Кассан, пер. с исп. И. Севастьяновой. – Белгород, 2015. –

192 с.: ил.

20. Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье

и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие / Под ред. д.п.н., профессора Н.Э.

Касаткиной; д.б.н., профессора Э.М. Казина. В 3-х частях. – СПб.: изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005.

21. Кэпит, Уинн. Физиология человека / Уинн Кэпит, Роберт Мейси, Эсмаил Мейсами [пер. с англ.

С. Грозовского] – М., 2018. – 348 с.: ил.

22. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.

23. Красная книга Земли / Скалдина О. В., Слиж Е. А./ ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.

24. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды

растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово, 2000. – 248 с.: ил.

25. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды

животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. – 280 с.

26. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.

27. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев В.– М.: Эксмо, 2013.

– 240 с.: ил.

28. Лапшина, В. И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5 - 9 кл.:

учебно-методическое пособие / В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А. М.

Шереметьева. – М.: Академкнига, 2015. – 128 с.

29. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.:

Мысль, 1994. – 381 с.

30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт

русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.

31. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И. Ю. Павлов, Д. В.

Вахненко, Д. В. Млсвичев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 598 с.: ил.

32. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. –

128 с.

33. Предметная неделя биологии в школе. / Грабар, А. В.; под общей ред. Задорожного, К.Н. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.

34. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер.

с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.

35. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6 - 11 классы. / Авт.-сост. Л. Н.

Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.

36. Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11

классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.:

Вако, 2006. – 240 с.

37. Садовниченко, Ю. А. Биология: пошаговая подготовка / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо,

2016. – 320 с.

38. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром.,

1988. – 415 с.

39. Столяренко, Л. Д., Самыгин, С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов

н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

40. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера: пер 3-го англ.

изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454 с.: ил.

41. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ.

изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 435 с.: ил.

42. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ.

изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 451 с.: ил.

43. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.:

ил.

44. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю.

Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.

45. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. –

704 с.: ил.

46. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. –

624 с.: ил.

47. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. –

640 с.: ил.

48. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как

работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. –

464 с.: ил.

49. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс,

2001. – 448 с.: ил.

50. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д.

Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.

Список литературы для учащихся

1.

Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб., 2015. – 319 с.

2.

Анатомический атлас / Под ред. А. И. Бориса. – Минск, 2011. – 256 с.: ил.

3.

Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с

англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.

4.

Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю.

Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.

5.

Биологический

энциклопедический

словарь

/

Гл.

ред.

М.

С.

Гиляров.

М.:

Сов.

энциклопедия, 1989. – 864с.

6.

Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 639 с.: ил.

7.

Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.

8.

Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.:

Кладезь, 2015. – 72 с.

9.

Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче

/ Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.

10. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.

11. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.

12. Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. – М.: Печатная свобода, 2015. –

320 с.

13. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л.

А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.

14. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.:

ил.

15. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой

и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.

16. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия / сост. Бойчук, Ю. Д.,

Шаламов, Р. В. – Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011.

– 448 с.

17. Загадки дикой природы / Пер. с англ. Т. Ю. Покадаевой. – М., 2000. – 133 с.:

ил.

18. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.

19. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой

исчезновения виды растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово,

2000. – 248 с.: ил.

20. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой

исчезновения виды животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. –

Кемерово, 2000. – 280 с.

21. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. –

272 с.: ил.

22. Красная книга. Растения. / Скалдина О. В., Мелихова Н. М. / ред. Обручев

В.– М.: Эксмо, 2013. – 240 с.: ил.

23. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В.

Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.

24. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы / сост. О. Л. Ващенко. –

Волгоград: Учитель, 367 с.

25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук.

Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ

Технологии», 2006. – 944 с.

26. Павлов, И. Ю. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И.

Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Млсвичев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. –

598 с.: ил.

27. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. –

М.: Эксмо, 2015. – 128 с.

28. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел,

Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.

29. Садовниченко,

Ю.

А.

Биология:

пошаговая

подготовка

/

Ю.А.

Садовниченко. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.

30. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.

Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454

с.: ил.

31. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.

Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. –

435 с.: ил.

32. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.

Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. –

451 с.: ил.

33. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.:

Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.

34. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю.

Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.

35. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.:

Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.

36. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.:

Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.

37. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.:

Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.

38. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа

человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А.

Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.

39. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.:

Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред.

Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 4



В раздел образования