Автор: Дорожко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 1
Населённый пункт: г. Новочеркасск , Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: малые фольклорные формы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: « Малые фольклорные формы».
Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначений
пословиц, поговорок, потешек, загадок. Поддерживать и развивать у детей
интерес к пониманию смысла образных выражений. Способствовать
развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.
Совершенствовать и активизировать словарь детей, развивать зрительное
восприятие, память. Логическое мышление. Закреплять слова-антонимы в
речи через пословицы. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам,
желание использовать их в своей речи.
Материал: кукла в русском костюме, картинки с предметами русского быта,
игры В.В. Воскобовича « Волшебная восьмерка», « Чудо крестики», макет
русской печи, казачья шапка, 5 нарисованных замков.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Так вот в одной русской народной сказке случилась беда. Змей
Горыныч украл Василису Прекрасную и запер ее в темнице. Выручить ее из
беды можно лишь открыв 6 волшебных замков, тогда волшебная сила Змея
Горыныча иссякнет. Вы не хотели бы помочь Василисе Прекрасной?
Дети: Да!
Воспитатель: Но победить змея смогут лишь дружные, смелые, храбрые
ребята. А вы такие?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда назовите мне пословицы о дружбе.
Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Воспитатель: Объясните смысл этой пословицы.
Дети: Человек не может жить без друзей, друзья помогают в жизни, всегда
придут на помощь, с ними весело и хорошо.
Дети: «Нет друга- ищи, а найдешь береги», «Старый друг- лучше новых
двух», « Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
Воспитатель: Назовите пословицы о храбрости, смелости.
Дети: «Смелого да умелого и страх не возьмет и враг не победит».
«От смелого смерть бежит, и враг перед ним дрожит».
«Отважному человеку никакое дело не страшно».
Воспитатель: Теперь я вижу, что вы дружные и смелые ребята и сможете
победить волшебные чары Змея Горыныча. Ребята, Змей Горыныч очень
хитрый, он так запутал следы к замкам, что прийти к последнему замку мы
сможем лишь по волшебной считалке, которую я случайно подслушала. Вот
она «Кохле,охле,желе,зеле,селе,геле,фи». Но он и не догадывается, что мы с
вами знаем эту считалку. А компасом в нашем путешествии будет служить
«волшебная восьмерка». На каждом замке есть цифра, вы пойдете к той
цифре, какую получите на своем компасе, выполнив задание.
Первое задание- на компасе убрать «желе», получится число 6. Рассказать
русские народные потешки.
Второе задание- убрать «желе» и «геле», получится цифра 5. Дети подходят к
замку с цифрой 5 Возле замка лежат картинки с предметами русского быта
(коромысло, ухват,самовар, печь, деревянная ложка и т.д.)
Задание: придумать загадку об одном из этих предметов.
А теперь немного отдохнем, да и с пальчиками поиграем(одной рукой
поочередно пригибать к ладони пальцы другой руки, можно поочередно
шевелить пальчиками).
Большаку-дрова рубить,
А указке печь топить,
Безымянке щи варить,
А малышке песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.( Пригибать пальчики к ладони, начиная с
большого).
Воспитатель: А сейчас яхочу вам загадать загадку:» Стоит терем,в тереме
ящик, в ящике мучка, в мучке жучка».(Печь)
Дети: русская печка.
Воспитатель: А теперь возьмем компас и уберем следующие
палочки-«охле,»геле»,»сели».
Дети подходят к цифре 4(русская печь).
Задание- рассказать пословицы, потешки о печке.
Дети: «Что есть в печи, все на стол мечи». «Печи нет- жизни нет».
«Красна изба углами, а печь- пирогами».
«Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,варежки сушить
поможет, деток спать уложит».
Следующее задание: на компасе убрать «кохле», «геле»- цифра 3.
Дети подходят к замку с цифрой 3 и находят конверт, в нем находятся листы
с пословицами и схемами к ним. Их в два раза меньше количества детей. Они
решают выполнять задание парами.
1)
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
2)
Любишь кататься, люби и саночки возить(смысл:надо за собой все
убирать; вещи,игрушки, посуду).
3)
Двое пашут, а семеро руками машут (смысл:один трудится ,а другие не
помогают,ленятся, только мешают).
4)
Яблоко от яблони недалеко падает (дети похожи на своих родителей).
Следующее задание: убрать «кохле»,»фи». Получилась цифра 2.
На пути находится казачья шапка. Задание: рассказать пословицы о
казаках.
« Казак с конем и ночью и днем», «Казачьи песни слушать, что мед ложкой
кушать», «Терпи казак- атаманом будешь».
Воспитатель: Я вижу вы устали,предлагаю отдохнуть и поиграть с
пословицами в веселую игру «Скажи наоборот».
1 Длинная нитка- ленивая девка. Короткая нитка- работящая девка.
2 Скучен день до вечера,коли делать нечего. Веселый день до вечера, коли
есть дела.
3 Молодому все просто. Старому все тяжело.
Воспитатель: А вот и последний замок. Уберите на «компасе» палочки
«кохле»,»охле»,»зеле»,»геле»,»селе», получилась цифра 1.
Задание: выложить образ Василисы Прекрасной по схеме в игре «Чудо
крестики»(Воскобовича).
По окончании работы раздается гром, стук-это исчезли волшебные чары
Змея Горыныча и дети освобождают Василису Прекрасную (кукла в
русском костюме).