Напоминание

"Проектная деятельность на уроках труда (технологии) как способ достижения метапредметных образовательных результатов учащихся"


Автор: Шарапата Ирина Григорьевна
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках труда (технологии) как способ достижения метапредметных образовательных результатов учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




«Проектная деятельность на уроках труда (технологии) как способ достижения

метапредметных образовательных результатов учащихся»

Для предметной области «Труд (технология)» проектное обучение является ведущим

методом.

Учебные проекты по предмету «Труд (технология)» чаще всего выполняются

обучающимися в рамках учебного модуля предмета, имеют личностную значимость,

направлены

на

решение

практических

задач,

а

результатом

является

продукт,

необходимость

которого

обусловлена

проблемой,

решаемой

в

ходе

учебного

проектирования. Сущность учебного проекта заключается в моделировании учеником

собственного процесса (этапов и задач) освоения изучаемой технологии в соответствии с

определённой целью, проблемой, продуктом проекта, который будет представлен по

итогам изучения содержания образовательного модуля и освоения умений осуществлять

трудовые операции при его изготовлении.

Учебный проект – это:

• «дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной

деятельности по нахождению способа решения проблемы» (Пахомова Н.Ю.)

• «самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до воплощения,

обладающей новизной (субъективной или объективной), выполненный под руководством

(при консультации) учителя» (Г.К. Селевко)

Задачей проектного обучения на уроке «Труд (технология)» является формирование у

обучающихся:

• знания и понимания метода проектирования как универсального метода, используемого

в разных сферах экономики;

• умения самоорганизации учебной деятельности;

• коммуникативных способностей, умения работать в команде в познавательной,

практико-ориентированной деятельности;

• умения осознанно применять полученные знания и умения в решении разных учебных и

жизненных проблем.

При ведении занятий по модулю «Производство и технологии» проекты играют

ключевую роль в обучении, так как они позволяют ученикам применять теоретические

знания на практике. Начинать лучше с маломасштабных проектов, реализуемых в рамках

интереса

одного

учащегося,

например

в

части

изучения

особенностей

предпринимательской

деятельности.

По

мере

освоения

материала,

необходимо

увеличивать сложность проектов, включая исследование производственных процессов и

анализ инновационных технологий.

Примеры проектов по модулю «Производство и технологии».

1.

Проект «Исследование производственных процессов».

Описание задания: Группы учащихся исследуют конкретный производственный

процесс на выбранном предприятии. Анализируются технологические этапы, материалы,

используемые инструменты.

Цель: Понимание структуры производственных процессов, их оптимизация и влияние

на качество продукции.

Этапы выполнения: Экскурсия на предприятие, сбор информации, анализ данных,

подготовка презентации результатов.

2.

Проект «Анализ инноваций на предприятии».

Описание

задания:

Группы

учащихся

выбирают

инновационные

проекты

реализованные на предприятиях (например, цифровизация станков с ЧПУ) и проводят

анализ преимуществ и недостатков введения такой инновации.

Цель: Анализ современных инноваций и их применения на производстве в процессе

выпуска и применения продукции.

Этапы выполнения: Выбор инновации, анализ источников, описывающих

использование

и

экономическое

обоснование

применения

инновации,

подготовка

проектной документации по проведенному исследованию, проверка достоверности,

презентация результатов.

3.Проект «Экологическая устойчивость производства».

Описание задания: Исследование влияния производственных процессов на

окружающую среду и разработка мер по улучшению экологической безопасности.

Цель: Понимание экологических аспектов производственной деятельности, разработка

экологически обоснованных решений.

Этапы выполнения: Анализ данных, разработка предложений по снижению

экологического воздействия, подготовка презентации рекомендаций.

Эти проекты помогут организовать эффективное и интересное обучение в рамках модуля

«Производство и технологии», способствуя развитию профессиональных компетенций

учащихся и подготовке их к будущей профессиональной деятельности.

При ведении занятий по модулю «Технологии обработки материалов и пищевых

продуктов» проектная деятельность играет ключевую роль, так как она позволяет

ученикам применять полученные знания на практике. Начинать необходимо с небольших

проектов, направленных на разработку простых технологических процессов или

продуктов. Например, ученики могут работать над проектом по разработке нового вида

продукта с использованием различных методов обработки (например, сушеные фрукты,

кондитерские изделия). По мере продвижения по курсу необходимо усложнять проекты,

включая

исследования

по

оптимизации

процессов

и

внедрению

инновационных

технологий обработки.

Примеры заданий и проектов по мудулю «Технологии обработки материалов и

пищевых продуктов».

1.

Проект «Создание инновационной упаковки для пищевых продуктов»

• Описание задания: Ученики разрабатывают концепцию экологически безопасной

упаковки для определенного типа пищевых продуктов.

• Цель: Исследование материалов, которые могут быть использованы для упаковки

продуктов питания, и их влияние на качество и срок хранения продукта.

• Этапы выполнения: Исследование существующих решений, выбор материалов,

разработка прототипа упаковки, тестирование на прочность и экологичность,

презентация итогов.

2.

Проект «Анализ пищевых добавок».

• Описание задания: Группы учащихся изучают различные пищевые добавки,

используемые в пищевой промышленности, и проводят исследования их влияния на

организм человека.

• Цель: Повышение осведомленности о воздействии пищевых добавок на здоровье и

обучение критической оценке состава продуктов.

• Этапы выполнения: Исследование добавок, анализ научной литературы, проведение

экспериментов с использованием лабораторного оборудования (например, на основе

химического анализа), подготовка и защита отчета.

4.

Проект «Разработка автоматизированной линии по производству хлебобулочных

изделий».

• Описание задания: Команды разрабатывают концепцию автоматизированной

производственной линии для изготовления хлебобулочных изделий с учетом

современных технологий.

• Цель: Понимание принципов автоматизации производственных процессов и

проектирование эффективной и рентабельной производственной линии.

• Этапы выполнения: Изучение существующих технологий, проектирование линии с

использованием программного обеспечения для моделирования, подготовка схем и

описания процесса, презентация проекта.

5. Проект «Оптимизация технологического процесса производства молочных

продуктов».

• Описание задания: Ученики анализируют существующий технологический процесс

на предприятии, занимающемся производством молочных продуктов, и разрабатывают

предложения по его улучшению.

• Цель: Развитие навыков анализа и оптимизации производственных процессов, а

также понимание роли технолога на производстве.

• Этапы выполнения: Посещение предприятия или изучение кейса, анализ процесса,

выявление узких мест, разработка предложений по улучшению, подготовка отчета с

рекомендациями.

6. Проект «Технологии сохранения свежести овощей и фруктов».

• Описание задания: Группы исследуют различные методы сохранения свежести

овощей и фруктов, включая охлаждение, вакуумную упаковку, замораживание и т.д.

• Цель: Изучение методов сохранения качества продуктов и их влияния на

питательные свойства и вкус.

• Этапы выполнения: Сбор информации о методах, проведение экспериментов с

различными методами на конкретных продуктах, анализ результатов, подготовка и

защита презентации.

Учебные проекты, выполняемые в рамках модуля «Робототехника», организуются в

конце изучения модуля, что обусловлено достаточно высокой новизной и сложностью

изучаемого материала. Однако, если ученики достаточно подготовлены, можно начать

выполнение проекта, также как и при изучении модуля «Технологии обработки

материалов и пищевых продуктов» с первого урока. Другой особенностью проектов по

робототехнике является групповая или даже командная работа, что ставит перед педагогом

задачу грамотно распределить задания внутри команды, чтобы проект обязательно был

завершён. Командный проект в более старших классах требует хорошей организации и

распределения ролей. Решением некоторых вопросов по организации групповой работы

может стать паспорт проекта, чек-лист, инструкция, используя которые обучающиеся

безошибочно придут к результату. Кроме того, более сложный проект предполагает и

более сложные задачи, аналогичные реальным производственным. Следовательно,

школьникам можно представить себя в роли инженера, дизайнера, менеджера и других

профессионалов, работа которых нужна в данном проекте. Так учебный проект может

быть реализован в форме деловой игры: с примером производственных отношений,

«примеркой» профессий и проигрыванием/ имитацией производственных процессов.

Выполнение проекта в группе из двоих или троих участников требует хорошо

спланированной организации и распределения ролей. У учеников 5 класса, как правило,

имеется такой опыт работы, поэтому можно предложить им распределить объём работы на

двоих, чтобы каждый занимался и конструированием, и программированием.

При ведении занятий по модулю «Компьютерная графика. Черчение» проектная

деятельность включает разработку учащимися собственных проектов с использованием

компьютерной графики и черчения. Примеры проектов могут включать создание 3D-

модели архитектурного объекта, оформление конструкторской документации для какого-

либо устройства или создание интерактивной презентации, представляющей результат

работы. При разработке проектов учащиеся могут использовать знания и навыки из

других предметов, таких как математика, физика или изобразительное искусство. Это

помогает им увидеть, как знания из различных областей могут быть объединены для

решения реальных задач. Важным этапом проектной деятельности является презентация

результатов. Учащиеся представляют свои проекты перед классом, что позволяет им не

только продемонстрировать свои достижения, но и получить обратную связь от

преподавателя и одноклассников.

Пример проекта в рамках модуля «Компьютерная графика. Черчение».

Проект «Создание 3D-модели» (8-9 класс): Учащимся предлагается создать 3D-модель

бытового предмета (например, стула или лампы) в программе САПР. Проект включает

анализ

формы,

создание

модели

и

её

последующее

представление

в

формате

конструкторской документации.

При ведении модуля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

проектная деятельность играет ключевую роль в обучении 3D-моделированию, так как она

позволяет ученикам применить полученные знания и навыки на практике. Начать

необходимо с простых проектов, таких как создание модели комнаты или простого

объекта, чтобы ученики могли быстро увидеть результаты своего труда. По мере освоения

материала проекты могут усложняться, включать в себя разработку функциональных

прототипов или сложных механических конструкций. Приветствовать необходимо любые

креативные идеи и самостоятельные проекты, так как это может стать мощным стимулом

для ученика. Организация проектных команд также может быть полезна, поскольку она

развивает навыки работы в команде и улучшает взаимодействие между учениками. Важно

также планировать регулярные презентации проектов, чтобы ученики могли обмениваться

опытом и получать ценные отзывы от учителя и одноклассников. Важно организовать

обсуждения, на которых учащиеся смогут поделиться своими впечатлениями о процессе

создания моделей, а также обсудить возникшие трудности и способы их преодоления.

Учитель должен поощрять конструктивную критику и поддерживать положительный

настрой в классе, акцентируя внимание на успехах каждого ученика. Совместные

обсуждения помогают ученикам не только усваивать материал лучше, но и развивать

навыки коммуникации и анализа. Учитель может также предложить ученикам написать

короткие рефлексивные эссе после завершения крупных проектов, что позволит им

осмыслить полученный опыт. Это также поможет учителю понять, какие аспекты

обучения требуют дополнительного внимания или изменения подходов.

Примеры заданий модуля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».

1. Бумажный макет.

Шаги выполнения:

1) Учащимся дается задание создать простую бумажную модель геометрической фигуры

(например, куба или пирамиды).

2) Учитель объясняет и демонстрирует процесс создания развёртки.

3) Учащиеся рисуют, вырезают и собирают свои модели.

4) В процессе работы учитель помогает с развёртками и сборкой деталей макета.

5) Итоговый проект оценивается по точности и аккуратности выполнения.

2. Прототипирование.

Шаги выполнения:

1) Учащиеся делятся на группы и получают задание разработать простой прототип

объекта (например, небольшого устройства).

2) Учитель демонстрирует, как использовать Компас-3D для создания прототипов.

3) Группы разрабатывают свои прототипы, начиная с базовых форм объединяя их.

4) Учитель консультирует и помогает с техническими аспектами проекта.

5) Итоговые прототипы представляются и обсуждаются в классе.

3. Операции над примитивами.

Шаги выполнения:

1) Учащимся демонстрируются различные операции над примитивами в Компас-3D

(вычитание, пересечение, объединение).

2) Учащиеся получают задание создать сложный объект, сочетая различные формы и

выполняя над ними операции.

3) Каждая группа работает над своим проектом, используя указанные методы.

4) Результаты проектов представляются классу, обсуждаются и оцениваются.

5) Учитель помогает выявить и исправить ошибки в моделях.

4. Моделирование сложных объектов.

Шаги выполнения:

1) Учитель демонстрирует процесс создания сложных трехмерных объектов в Компас-3D.

2) Учащимся дается задание создать сложный объект (например, механизм или

архитектурную модель).

3) Учитель консультирует по вопросам рендеринга и полигональных сеток.

4) Учащиеся работают над своими проектами, корректируя их по мере необходимости.

5) Итоговые проекты представляются, обсуждаются и оцениваются в классе.

Организация занятий по 3D-моделированию, прототипированию и макетированию для

учеников 7-9 классов требует поэтапного подхода и постепенного усложнения заданий.

Важно начинать с простых задач, позволяющих ученикам освоить основные инструменты

и принципы работы с 3D-программами, и постепенно переходить к более сложным

проектам, развивающим их творческие и инженерные навыки. Регулярная обратная связь

и рефлексия помогут ученикам лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также

научиться работать в команде и самостоятельно искать решения.

Проектная деятельность играет ключевую роль в обучении, так как она позволяет

ученикам применять полученные знания на практике и видеть результаты своего труда.



В раздел образования