Автор: Гудожникова Ирина Николаевна
Должность: Директор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Петровская ДШИ" Башмаковского района
Населённый пункт: с.Никульевка
Наименование материала: Мастер-класс урока "Фортепиано" в рамках программы НАСТАВНИЧЕСТВО
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Петровская Детская Школа
Искусств» Башмаковского района Пензенской области.
Мастер-класс урока по фортепиано.
Преподавателя МБОУ ДО «Петровская ДШИ»
Башмаковского района Гудожниковой И.Н.
Цель
мастер-класса:
восполнение
профессиональных
и
компетентностных дефицитов внутри педагогического коллектива
Задачи
мастер-класса:
профессиональная
помощь
наставника-педагога,
направление
педагога
к
достижению
профессиональных высот, оказанию учебно-методической помощи
по предмету «Фортепиано»
Дата проведения -20 февраля 2024 года.
Время проведения -15-00
Место проведения - концертный зал школы.
Продолжительность -45 минут.
Тема урока:
« Работа над художественным образом в программных
фортепианных произведениях».
Цель урока:
Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание
музыкального произведения
.
Задачи урока:
1.
Активация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся
на создание первоначального образа пьесы.
2.
Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением
исполнительских трудностей.
3.
Достижение уровня образной завершенности интерпретации.
Тип урока:
традиционный.
Вид урока
: урок обобщения и систематизации изученного.
Исполнители: Гаврилова София - 2 кл.,
Шибитов Константин -2 кл.,
Фирюлина Милана -2 кл.
Исполняемые произведения: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», Е.Ботяров
«Песня в полях»,Р.Шуман «Первая утрата».
Ход урока.
На данном мастер-классе преподавателям будет показана работа над
художественным
образом
в
программных
фортепианных
произведениях
младших классов. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать
сжато, обобщенно, но систематизированно. Г.Нейгауз говорил. что вживание в
художественный образ должно начинаться уже в период первоначального
обучения. «Как можно раньше надо добиваться от ребенка, чтобы он играл
грустную мелодию – грустно. бодрую-бодро. торжественную- торжественно и
т.д. и доводил бы свое художественное музыкальное намерение до полной
ясности». Для этого «надо детям изучать хотя бы простые, но художественно
ценные произведения, где с большой легкостью можно внушить ребенку, каким
звуком, в каком темпе и с какими нюансами надо исполнять эти произведения.
чтобы они прозвучали ясно. осмысленно и выразительно, то есть адекватно
своему содержанию.
Первым представленным произведением будет пьеса Д.Б.Кабалевского
«Клоуны»
из
репертуара
ученицы
2
класса
отделения
«Фортепиано»
Гавриловой Софии. Ученица исполнила произведение. Преподаватель кратко
напомнил, что Д.Б. Кабалевский 1904 года рождения, автор опер»Кола
Брюньон»,
«В
огне»,»Семья
Тараса»,»Никита
Вершинин»,4
симфоний,
камерных ансамблей, симфонических сюит и увертюр, песен романсов, хоров,
музыки к драматическим спектаклям и фильмам, инструментальных концертов.
Особенно привлекают композитора светлые образы детства и юности. Для
своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с
концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о
музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед- исследователь Д.Б.
Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей музыкальной культуры.
Затем рассмотрели форму пьесы (трехчастная), обозначение темпа и характера
(Allegro
–
Cкоро,
весело,
смешно),
тональность,
размер,
элементы
выразительности, авторские ремарки.
Следующий этап работы включал подробное изучение текста. С первого
взгляда на нотный текст бросается в глаза значимость правой руки – в ней и
спрятан образ клоунов. Пьеса требует яркого уверенного звука и острого
стаккато в левой руке для изображения скачущих клоунов. Во время работы над
выразительностью мы с ученицей придумали историю о двух клоунах: один-
веселый, а другой – грустный и попытались это показать с помощью динамики
и смены лада( мажор и минора).В первом разделе- мажор. Это скачет и
веселится веселый клоун, динамика яркая, форте, а во втором разделе - минор.
На этом клоуне маска плачущего клоуна. Соответственно мы старались
показать это более приглушенной динамикой и минорным ладом. В левой руке
мы много работали над штрихом стаккато.Для этого придумывали много
сравнений. Например: что стаккато- это нотки- жонглеры, нотки- акробаты,
подпрыгивающие мячи. При этом работали над правильным движением кисти.
Кисть должна быть свободной, сама двигаться, как мячик: при
отскоке
двигаться вверх, а не оставаться неподвижной, т. к. рука при этом будет
зажиматься и уставать. Конечно же, потребовало особых усилий соединение
партий правой и левой руки. Ученица показывает каким должно быть
соотношение мелодии и аккомпанемента. Педаль использовали для усиления
акцентов. Завершающим этапом работы над пьесой стало приближение к
заданному темпу Allegro, создание образа смешного и грустного клоунов,
которых ребенок видел неоднократно в цирке и вполне может их вообразить.
Алине после такого тщательного разбора пьеса стала очень понятной,
доступной. Она осознала смысл, вложенный композитором, а соответственно и
свои
задачи,
исполняет
произведение
с
большим
удовольствием
и
ответственностью.
Следующее произведение «Песня в полях» цикла «Четыре пьесы» Е.
Ботярова исполняет ученик
2 класса отделения
«фортепиано» Шибитов
Константин. Преподаватель напоминает ученику
данные о композиторе:
Евгений Михайлович Ботяров (1935г.р) учился в Московской консерватории на
композитора, а теперь сам преподает там же. Сочиняет в разных жанрах, а
детям полюбилась его прекрасная музыка к популярным мультфильмам. Форма
пьесы напоминает саму песню: запев и повторяющийся припев, тональность си
минор. Преподаватель сразу активизирует фантазию ребенка, предлагая
вообразить протяжную песню в широком поле. Затем ученица исполняет только
мелодическую линию, вкладывая вес руки, много легато, добиваясь полноты
звучания. Помогают объединить фразы придуманные тут же слова «Песня в
полях звонко так льется, далеко разносит песню ветер» (такты 1-4). После
уверенного овладения мелодией можно приступать к проработке нижнего
голоса и его присоединения к мелодии. Это ответственный этап и он включает в
себя все приемы работы над двухголосием. Костя научился распределять вес
руки, силу пальцев для рельефного звучания мелодии. Особой работы
потребовал аккомпанемент. Он оказался непростым для 2 года обучения. Костя
показывает каким образом добивался хорошей опоры на бас (сильные доли) –
погружение всей левой рукой до глубины клавиши, можно повторить несколько
раз. Затем мгновенно перенестись на октаву выше и легкими пальчиками
«взять» нужный интервал. Нужно было еще до автоматизма запомнить
пульсацию – восьмая- четверть- восьмая – с помощью хлопков, выбивания
дроби и т. п. Очень помог в запоминании гармоний прием, когда бас играет
левая рука, а интервалы – правая. Когда левая рука знала свою партию
уверенно, подключили педаль, которая углубила бас и связала скачки.
Во время соединения рук ученик должен был выполнить ряд задач: ясно
и выразительно исполнять мелодию, сохранять постоянной пульсацию в
аккомпанементе, следить за педалью. Когда все получилось, мы занялись
раскраской пьесы: как близко песня звучит ( mf ), как набирает силу (f ), как
удаляется ( р, рр), растворяется ( фермата ).
Ученица 2 класса отделения
«фортепиано» Фирюлина Милана
исполняет»Первую утрату» Р. Шумана.»Первая утрата» - одна из лучших пьес в
«Альбоме для юношества» Роберта Шумана. Шуман относится к плеяде
композиторов- романтиков. Ученица подготовила краткую справку об эпохе
романтизма. Преподаватель сообщает о творчестве композитора. Родился
композитор в 1810 году в саксонском городке Цвиккау.До 16 лет не мог отдать
предпочтения музыке или литературе и с уверенностью определить свое
настоящее призвание.В 1828 году Шуман встречается с музыкантом- педагогом
Фридрихом Виком и его дочерью Кларой. Встреча оказалась знаменательной.
Шуман сделался учеником Вика и начал энергично заниматься фортепианной
игрой. Мало кто может сравниться с Шуманом в проникновенности, с которой
он звуками передает тончайшие нюансы жизни человеческой души. «Освещать
глубину человеческого сердца- вот назначение художника» так говорил Шуман
о своем творчестве. Шуман также был прекрасным пианистом, занимался
музыкально- общественной деятельностью, был редактором и издателем
«Новой музыкальной газеты», занимался вопросами музыкальной критики.
Для ученика 2 года обучения в данной пьесе наибольшую неожиданность
и
сложность
представляют,
конечно
же,
выразительное
исполнение
мелодической линии и элементы полифонии. Сначала мы рассматриваем форму
произведения, обозначение темпа и характера(Andante-неторопливо, спокойно),
выясняем тональность-ми минор, вид минора- гармонический, размер-2\4,
элементы выразительности:
- движение мелодической линии построено сверху вниз, ниспадающими
лигами, как бы. «вздыхая», создавая настроение печали, потери , утраты;
- динамические контрасты правой и левой руки подчеркивают это
настроение;
-в среднем разделе почувствовать это волнение (11-14 такты) позволяют
чуть удлиненные фразы и более длинные «ответы» в левой руке, которые идут в
нисходящем движении;
-в 15-16 тактах следует обратить внимание на элементы полифонии и
добиваться точного интонационного и смыслового исполнения;
-следует обратить внимание на темповые отклонения в 14-15 тактах, они
создают настроение безысходности и печали;
-обратить внимание на заключительные аккорды при яркой динамике, в
которых следует выделить мелодическую линию «вершин».
В
заключение
урока
хочется
отметить
соответствие
выбранных
музыкальных образов возрасту исполнителей, что способствует успешному
воплощению замысла композитора. Дети отчетливо представляют, проживают
музыкальные образы и с полной отдачей несут их со сцены слушателям.
Использованная литература:
«
Современный пианист»
учебное пособие для начинающих, общая
редакция М.Соколова, издательство «Музыка»,Москва 1979г.
А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», издательство «Советский
композитор». Москва,1992г
«Малыш
за
роялем»,
издательство
«Советский
композитор»,Москва.1989г.
Интернет ресурсы.