Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА


Автор: Илюшина Елена Викторовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г.Миасс, Челябинской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Илюшина Е.В.

МБДОУ №8

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных

организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в

специализированной помощи. Коррекция и развитие детей с ограниченными

возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной

медицины, педагогики, дефектологии и психологии. У детей с задержкой

психического развития отмечается недоразвитие процессов познавательной

деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим

наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение

произвольной регуляции движений, слабая координация, и наиболее страдает

моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей

отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной

системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к

раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Данной категории

детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции

коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения,

нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем.

Анализируя используемые современные методы коррекционно-

развивающего воздействия на детей с задержкой психического развития,

следует сказать, что очень трудно достичь положительных результатов в

развитии психических и личностных качеств детей без применения

приёмов нейропсихологической коррекции, которая актуальна для детей

любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке

психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического

спектра и других нарушениях.

Нейропсихология - научная дисциплина, созданная выдающимся

отечественным ученым А. Р. Лурия и Л.С.Выготским. Технология

нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией

психических процессов. В основу нейропсихологических приёмов легли

научные данные А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других

учёных. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом

развитии разделяются на два основных направления. Первое — когнитивные

методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения

знаний и формирование высших психических функций. Например,

целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование

счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной

(моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Приёмы

нейропсихологической коррекции связаны с мозговой организацией

психических процессов. Нейропсихологические упражнения улучшают работу

правого и левого полушария, обеспечивают и укрепляет взаимодействие тела и

интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга

и запускает механизм объединения мысли и движения.

В своей практике я внедрила в работу с дошкольниками с ОВЗ (ЗПР)

нейропсихологические игры и упражнения, направленные на мозговую

организацию психических процессов – внимания, памяти, моторики, речи,

мышления, эмоционального реагирования и самоконтроля. Игровые приёмы

направлены на развитие двигательной активности и общей моторики,

концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и

совершенствование восприятия. Для результативности коррекционно-

развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения и игры проводятся стоя и сидя за столом.

Примерные нейропсихологические игр и упражнений, используемых в

работе с дошкольниками с ОВЗ (ЗПР).

Двуручное рисование, либо выкладывание предметов одновременно

двумя руками способствуют созданию новых нейронных связей, а значит,

процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие,

повышается умственная активность и работоспособность. Важно, чтобы все

движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую,

то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится

контролировать ведущую руку самостоятельно.

Нейротренажер «Восьмёрка» широко используется для развития

моторики, координации, пространственного восприятия, внимания и

способности удерживать внимание продолжительное время, а также

межполушарного взаимодействия. В процессе регулярных занятий укрепляются

межполушарные связи и улучшается техника чтения.

Игра «Найди одинаковые предметы». Ребёнку предлагается карточка,

разделённая горизонтальной линией по середине. На каждой половине в

хаотичном порядке нарисованы парные предметы, один предмет из пары на

правой половине, другой на левой половине листа. Ребёнку надо найти и

показать одновременно двумя руками два одинаковых предмета, называя их

при этом вслух.

Упражнение «Веселые палочки». Для этого на стол надо положить 10-15

палочек. Ребенку необходимо собрать все палочки в кулак по одной сначала

правой, затем левой рукой, а потом обеими руками одновременно.

«Веселые пальчики». Ребенок называет картинку и поднимает пальчик с

нужным цветом. Сначала игра проводится с одной картинкой на две руки, а

затем на каждую руку используются разные картинки. Эта игра способствует

развитию межполушарных связей.

«Рисунки на спине». На спине ребёнка «нарисовать» пальцем одну из

знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Ребёнок угадывает,

какая фигура нарисована.

Игры с мячами (обычными, прыгунами). Например, если взрослый

называет один предмет, ребёнок отбивает мяч правой рукой, если много —

левой.

Игра «Попробуй, повтори» Суть игры – ребёнок должен воспроизвести

положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему

необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать

музыкальное сопровождение.

Упражнение «Ходилки». Ребёнок перемещается по комнате, поднимая

верёвками то правую, то левую ногу, стоя на перевёрнутых вёдрах.

Игры с тарелками –ловушками. Дети кидают мяч друг другу, называя

одновременно слова (по лексическим темам, «1-много» и т.д.).

Кинезиологические упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь»,

«Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба,

также способствуют развитию межполушарных связей, улучшают память и

концентрацию внимания, интегративную функцию мозга.

Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции

является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные

функции улучшая способ передачи информации между различными

сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии,

баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на специально

разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая

прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в

попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения. Стоя на

балансировочной доске ребенок выполняет задания дефектолога, обмениваясь

мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или

речевой материал по лексико-тематическим циклам. Но чтобы у ребенка не

было страха перед балансировочной доской начинать надо с простых

упражнений: залезь, слезь на доску спереди, сбоку….Можно использовать

положение сидя по-турецки. Для занятий на доске Бильгау используются и

дополнительные аксессуары, мешочки разного веса и наполняемости, палка и

разметкой, мяч на шнуре, напольная мишень, мячи разного размера и

прыгучести.

Использование нейроскакалки в работе с дошкольниками с ОВЗ (ЗПР)

улучшает работу вестибулярного аппарата, гармонизует работу мозга. Для

прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна

нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо

вперед-назад. А если еще и на каждый круг скакалки произносить слова по

заданной теме, будет способствовать развитию левого полушария.

Таким образом, опыт использования нейропсихологических приемов в

работе с детьми с задержкой психического развития показал хорошие

результаты . В результате проведённой итоговой диагностики, было отмечено

следующее:

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше

воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над

непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности

переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети

начали лучше удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается

доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Повысился уровень развития коммуникации и речевой деятельности.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их

энергией и позитивом, отмечается повышение работоспособности.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в

работе с детьми.

Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с тяжёлыми

психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной

недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список литературы:

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:

нейропсихологический подход. - П., 2008.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.

Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в

общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической

психологии», 1996.

А.В.Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в

детском возрасте. М.2002г.

А.Л.Сиротюк Нейропсихологическое и психофизиологическое

сопровождение обучения М.2003.



В раздел образования