Автор: Малышева Анжелика Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КУ- "Урайский специализированный Дом ребёнка"
Населённый пункт: г. Урай ХМАО- Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективное планирование развитие речи.
Раздел: дошкольное образование
Тема
Развернутое содержание работы
Тема занятий
Цель
сентябрь
Дом ребенка
1 неделя. Познакомить с
ближайшим социальным
окружением ребенка (помещением
и оборудованием группы: личный
шкафчик, кроватка, игрушки и пр.).
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.
Чтение стихотворения С. Черного
«Приставалка»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие № 1 (Сентябрь)
Вызвать у детей симпатию к сверстникам с
помощью рассказа воспитателя (игры);
помочь малышам поверить в то, что
каждый из них – замечательный ребенок, и
взрослые их любят.
Осень
2. неделя. – одежда людей
(осенью);
Дидактическая игра «Чья вещь?». Занятие
1 (Октябрь)
Рассматривание сюжетных картин
Упражнять в согласовании
притяжательных местоимений с
существительными и прилагательными.
Помочь детям понять сюжет картины,
охарактеризовать взаимоотношения между
персонажами.
«Развитие речи в детском саду3-4 года »
В.В. Гербова
3. неделя—Сбор урожая,
знакомство с домашними
животными и птицей;
Звуковая культура речи: звуки а, у.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие № 3 (Сентябрь)
Упражнять детей в правильном и
отчетливом произношении звуков
(изолированных, в звукосочетаниях,
словах). Активизировать в речи детей
обобщающие слова.
4. неделя - Знакомить с
особенностями поведения лесных
зверей и птиц.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
стр. 62Комплексные занятия Т.В.
Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова
Упражнять в умении употреблять
существительные, обозначающие
детенышей животных, правильно и четко
проговаривать слова.
октябрь
Я в мире
человек
1 неделя - Формировать
представления о себе как о
человеке; об основных частях тела
человека, их назначении.
Закреплять знание своего имени,
называть воспитателе по имени и
отчеству.
Звуковая культура речи: звук у
. Развитие речи в детском саду, 3-4 года
В.В. Гербова. Занятие № 4 (Сентябрь)
Упражнять детей в четкой артикуляции
звука (изолированного, в звукосочетания
отрабатывать плавный выдох; побуждать
произносить звук в разной тональности с
ра громкостью (по подражанию).
2 неделя - Формировать первичное
понимание того, что такое хорошо
и что такое плохо; начальные
представления о здоровом образе
жизни.
Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к сказке
«Колобок»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова Занятие 3 (Сентябрь)
Продолжать приучать детей внимательно
рассматривать рисунки в книгах, объясн
содержание иллюстраций. Отрабатывать
четкое произношение звука о
Мой дом
3 неделя – Знакомство с городом
Урай (улицами,
достопримечательностью).
Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к сказке
«Колобок»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова Занятие 3 (Октябрь)
Продолжать приучать детей внимательно
рассматривать рисунки в книгах, объясн
содержание иллюстраций. Отрабатывать
четкое произношение звука о.
4 неделя – транспорт родного
города.
Дидактическое упражнение «Что из чего
получается»»
«Развитие речи в детском саду3-4 года»
В.В. Гербова Занятие 1 (Ноябрь)
Приобщать детей к поэзии слов по
аналогии
Ноябрь
Мой дом
1 неделя – знакомство с
«городскими» профессиями (врач,
продавец, нефтяник);
Звуковая культура речи: звук и
«Развитие речи в детском саду3-4 года»
В.В. Гербова Занятие 2 (Ноябрь)
Упражнять детей в четком и правильном
произношении звука и (изолированного, в
словосочетаниях, в словах).
2 неделя – знакомство с
магазинами библиотеками.
«Рассматривание картины «Коза с
козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто
Учить детей рассматривать картину,
отвечать на вопросы воспитателя, слушать
в теремочке живет?»»
Развитие речи в детском саду3-4 года» В.В.
Гербова
Занятие 3 (Ноябрь)
его пояснения. Упражнять в умении вести
диалог, употреблять существительные,
обозначающие детенышей животных,
правильно и четко проговаривать слова со
звуками «к, т»
3- неделя – знакомство с
комнатными растениями
«Рассматривание картины «Домик
малыша»
«Развитие речи в детском саду 3-4 года»
В.В. Гербова Занятие 3 (Ноябрь)
Учить детей рассматривать картину,
отвечать на вопросы воспитателя, слушать
его пояснения. Упражнять в умении вести
диалог, употреблять существительные,
обозначающие детенышей животных,
правильно и четко проговаривать слова со
звуками «к, т.»
4 неделя – Оденем куклу на
прогулку.
Игра-инсценировка «У матрешки –
новоселье» Развитие речи в детском саду
3-4 года» В.В. Гербова Занятие 4
(Декабрь)
Способствовать формированию
диалогической речи; учить правильно
назыв строительные детали и их цвета.
Декабрь
«Здравствуй,
Зима!».
1– неделя «Здравствуй, зима»;
Рассматривание иллюстраций «Зимой на
прогулке»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова.Часть II, Занятие 2
Учить детей рассматривать сюжетную
картину, отвечать на вопросы воспитателя,
делать простейшие выводы, высказывать
предположения
2- неделя - знакомство с
зимующими птицами;
Звуковая культура речи: звуки м, мь.
Дидактическое упражнение «Вставь
словечко»
.Развитие речи в детском саду, 3-4 года
В.В. Гербова. Занятие 1 (Февраль)
Упражнять детей в четком произношении
звуков м, мь в словах, фразовой речи;
способствовать воспитанию
интонационной выразительности речи.
Продолжать учить образовывать слова по
аналогии
3– неделя - у елочки в гостях
Дидактические игры «Эхо», «Чудесный
мешочек» стр. 74 Комплексные занятия
Упражнять в произношении слов со звуком
[э], в определении качеств предметов на
Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В.
Павлова
ощупь.
4- неделя - Новогодний праздник
Январь
Зима
1-
1 - Неделя - сезонные изменения в
природе, одежде людей, на участке
Дома ребенка.
2-
Одежда зимой.
Звуковая культура речи: звуки б, бь
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова Занятие 4 (Февраль)
Упражнять детей в правильном
произношении звуков б, бь (в
звукосочетаниях, словах, фразах).
3-
2 - Неделя - расширение знаний о
домашних животных и птиц
4-
Неделя - познакомить с
особенностями поведения лесных
зверей и птиц.
5-
Рассматривание сюжетных картин стр. 122
Комплексные занятия Т.В. Ковригина,
М.В. Косьяненко, О.В. Павлова
Учить рассматривать сюжетную картину,
давать ей название, конкретизировать
действия и взаимоотношение персонажей
Февраль
Русские
народные
сказки
1-
1 - знакомство с русскими
народными сказкам, фольклором.
Рассматривание иллюстраций к сказке
«Гуси-лебеди» и сюжетных картин
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 2 (Январь)
Продолжать объяснять детям, как много
интересного можно узнать, если
внимательно рассматривать рисунки в
книгах. Учить детей рассматривать
сюжетную картину, отвечать на вопросы
воспитателя, делать простейшие выводы,
высказывать предположения
2-
2 - знакомство с русскими
народными сказками, фольклором.
3-
Рассматривание иллюстраций «Зимой на
прогулке»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Часть II, Занятие 2 (Январь)
Учить детей рассматривать сюжетную
картину, отвечать на вопросы воспитателя,
делать простейшие выводы, высказывать
предположения
Знакомство с
транспортом
3-неделя – знакомство с
транспортом
Звуковая культура речи: звуки п, пь.
Дидактическая игра «Ярмарка»
Упражнять в отчетливом и правильном
произношении звуков п, пь. С помощью
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Заянтие 2 (Февраль)
дидактической игры побуждать детей
вступать в диалог, употреблять слова со
звуками п, пь.
В гости к
бабушке
4 неделя - знакомство с кухонной
посудой- готовим обед.
Звуковая культура речи: звуки т, п, к
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 3 (Март)
Закреплять произношение звука «т» в
словах и фразовой речи; учить детей
отчетливо произносить звукоподражания
со звуками «т, п к»; упражнять в
произнесении звукоподражаний с разной
скоростью и громкостью.
Март
Мамин
праздник
1-неделя – мамин праздник
Чтение стихотворения И. Косякова «Все
она». Дидактическое упражнение «Очень
мамочку люблю, потому, что…»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Заянтие 2 (Март)
Совершенствовать диалогическую речь
малышей.
Народная
игрушка
2–неделя - Знакомить с народным
творчеством на примере народных
игрушек.
Звуковая культура речи: звуки [к] стр. 133
Комплексные занятия Т.В. Ковригина,
М.В. Косьяненко, О.В. Павлова
Учить отчетливо произносить слова и
звукоподражания со звуком [к]
3-4–неделя- Знакомить с устным
народным творчеством (песенки,
потешки и др.).
Звуковая культура речи: звуки [п] стр. 139
Комплексные занятия Т.В. Ковригина,
М.В. Косьяненко, О.В. Павлова
Учить отчетливо и правильно произносить
изолированно звук [п]и
звукоподражательные слова с этим звуком
Апрель
Весна
1-
1 - неделя- весенние изменения в
природе
2-
Рассматривание сюжетных картин.
«Дети
играют в кубики»
Дидактическое упражнение на
звукопроизношение
(дидактическая игра «Что изменилось»)
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Продолжать учить детей рассматривать
сюжетную картину, помогая им
определить ее тему и конкретизировать
действия и взаимоотношения персонажей.
Отрабатывать правильное и отчетливое
произношение звукоподражательных слов
Гербова. Занятие 1 (Апрель)
(учить характеризовать местоположение
предметов).
3-
2 - неделя- одежда людей весной
4-
Дидактическое упражнение «Когда это
бывает?»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 2 (апрель)
Учить называть признаки времен года.
5-
3 - неделя – расширить знания о
домашних животных и птицах.
6-
Звуковая культура речи: звук «ф»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 3 (Апрель)
Учить детей отчетливо и правильно
произносить изолированный звук ф и
звукоподражательные слова с этим звуком.
7-
4 - неделя- Знакомить с
некоторыми особенностями
поведения лесных зверей и птиц
весной.
8-
Рассматривание сюжетных картин
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 4 (Апрель)
Продолжать учить рассматривать
сюжетную картину и рассказывать о том,
что на ней изображено.
Май
Лето
1- неделя -сезонные изменения в
природе, одежде.
4-
Звуковая культура речи: звук с
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 1 (Май)
Отрабатывать четкое произношение звука
с. Упражнять детей в умении вести диалог.
5-
2 - неделя - расширять знания о
домашних животных и птицах, об
овощах, фруктах, ягодах.
Звуковая культура речи: звук « з»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 3 (май)
Упражнять детей в четком произношении
звука з.
6-
3 неделя - особенности поведения
лесных зверей и птиц летом.
Звуковая культура речи: звук «ц»
Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В.
Гербова. Занятие 4 (Май)
Отрабатывать четкое произношение звука
ц, параллельно упражняя детей в
интонационно правильном
воспроизведении звукоподражаний; учить
изменять темп речи.
7-
4 неделя - что есть на нашем
«Что такое хорошо, что такое плохо?» стр.
Совершенствовать диалоговую речь
участке
225 Комплексные занятия Т.В. Ковригина,
М.В. Косьяненко, О.В. Павлова
(умение вступать в разговор. Высказывать
суждение так, чтобы оно было понятно
окружающим) грамматически правильно
отображать в речь свои впечатления.
Тема
Развернутое содержание работы
Тема занятий
Цель
сентябрь
Дом ребенка
1 неделя. Познакомить с
ближайшим социальным
окружением ребенка (помещением
и оборудованием группы: личный
шкафчик, кроватка, игрушки и пр.).
Звуковая культура речи: звук [у]
Стр. 17
Упражнять в четкой артикуляции звука [у],
отрабатывать полный вдох, побуждать
произносить звук в разной тональности с
разной громкостью
Осень
2. неделя. – одежда людей
(осенью);
Звуковая культура речи: звуки [у] [а] стр.
24
Упражнять в правильном произношении
звуков (изолированных, в словосочетаниях,
в словах)
3. неделя—Сбор урожая,
знакомство с домашними
животными и птицей;
Рассматривание иллюстраций к русской
народной сказке «Колобок» стр. 31
Приучать внимательно рассматривать
рисунки в книгах, объясняя содержание
иллюстраций , развивать диалоговую речь
4. неделя - Знакомить с
особенностями поведения лесных
зверей и птиц.
Звуковая культура речи: звуки [о] стр. 36
Отрабатывать четкое произношение звука
[o]
октябрь
Я в мире
человек
1 неделя - Формировать
представления о себе как о
человеке; об основных частях тела
человека, их назначении.
Рассматривание иллюстраций к сказке
«Три медведя» стр. 43
Познакомить со сказкой «Три медведя»,
воспитывать чувство сопереживания за
девочку, заблудившуюся в лесу.
Закреплять знание своего имени,
называть воспитателе по имени и
отчеству.
2 неделя - Формировать первичное
понимание того, что такое хорошо
и что такое плохо; начальные
представления о здоровом образе
жизни.
Звуковая культура речи: звуки [и] стр. 48
Упражнять в четком и правильном
произношении звука [и] (изолировано, в
слогах)
Мой дом
3 неделя – Знакомство с городом
Урай (улицами,
достопримечательностью).
Рассматривание картины «Коза с
козлятами»
Учить рассматривать картинку, отвечать на
вопросы воспитателя, упражнять в умении
вести диалог, употреблять
существительные обозначающие
детенышей животных.
4 неделя – транспорт родного
города.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
стр. 62
Упражнять в умении употреблять
существительные, обозначающие
детенышей животных, правильно и четко
проговаривать слова.
Ноябрь
Мой дом
1 неделя – знакомство с
«городскими» профессиями (врач,
продавец, нефтяник);
Игра-инсценировка «У матрешки
новоселье» стр. 67
Формировать диалоговую речь, умение
анализировать изделие
2 неделя – знакомство с
магазинами библиотеками.
Дидактические игры «Эхо», «Чудесный
мешочек» стр. 74
Упражнять в произношении слов со звуком
[э], в определении качеств предметов на
ощупь.
3- неделя – знакомство с
комнатными растениями
Звуковая культура речи стр.79
Упражнять в отчетливом и правильном
звукопроизношении; побуждать вступать в
диалог в игровой ситуации .
4 неделя – Оденем куклу на
прогулку.
Звуковая культура речи: звуки [м] [м’], стр.
84
Упражнять в четком произношении звуков
в словах, фразовой речи; способствовать
воспитанию выразительности речи; учить
вставлять слова по смыслу.
Декабрь
«Здравствуй,
Зима!».
1– неделя «Здравствуй, зима»;
Звуковая культура речи: звуки [б] [д],
стр.90
Упражнять в четком произношении звуков
[б] [д], в словах, развивать умение заучить
стихотворение, отрабатывать
выразительность речи
2- неделя - знакомство с
зимующими птицами;
Стихотворение А.Босеева «Трое», стр. 96
Оживить в памяти детей их собственные
впечатления от катания на санках,
формировать диалоговую речи.
3– неделя - у елочки в гостях
Звуковая культура речи стр. 102
Упражнять детей в различении слов,
прохожих по звучанию, учить четко
проговаривать слова.
4- неделя - Новогодний праздник
Звуковая культура речи стр. 109
Упражнять в правильном произношении
звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах)
Январь
Зима
6-
1 - Неделя - сезонные изменения в
природе, одежде людей, на участке
Дома ребенка.
7-
Одежда зимой.
Рассматривание сюжетных картин стр. 122
Учить рассматривать сюжетную картину,
давать ей название, конкретизировать
действия и взаимоотношение персонажей
8-
2 - Неделя - расширение знаний о
домашних животных и птиц
9-
Неделя - познакомить с
особенностями поведения лесных
зверей и птиц.
10-
Звуковая культура речи: звуки [к] стр. 133
Учить отчетливо произносить слова и
звукоподражания со звуком [к]
Февраль
Русские
народные
сказки
8-
1 - знакомство с русскими
народными сказкам, фольклором.
Звуковая культура речи: звуки [п] стр. 139
Учить отчетливо и правильно произносить
изолированно звук [п]и
звукоподражательные слова с этим звуком
9-
2 - знакомство с русскими
народными сказками, фольклором.
10-
Звуковая культура речи: звуки [ф] стр 144
Учить отчетливо и правильно произносить
изолированно звук [п]и
звукоподражательные слова с этим звуком
Знакомство с
транспортом
3-неделя – знакомство с
транспортом
Звуковая культура речи: звуки [с] стр. 150
Отрабатывать четкое произношение звука
[c], упражнять в умении вести диалог.
В гости к
бабушке
4 неделя - знакомство с кухонной
посудой- готовим обед.
Заучивание стихотворения В.Берестова
«Петушки»
Учить выразительно рассказывать стихи
наизусть
Март
Мамин
праздник
1-неделя – мамин праздник
Чтение стихотворения И. Косякова «Все
она» стр. 162
Совершенствовать диалоговую речи,
формировать доброе отношение к своей
маме, желание сделать приятное.
Народная
игрушка
2–неделя - Знакомить с народным
творчеством на примере народных
игрушек.
Звуковая культура речи: звуки [з] стр. 168
Упражнять в произношении звука [з]
3-4–неделя- Знакомить с устным
народным творчеством (песенки,
потешки и др.).
Звуковая культура речи: звуки [ц] стр. 173
Учить изменять темп речи, отрабатывать
четкое произношение звука [ц],
параллельно упражнять в интонационно
правильном воспроизведении
звукоподражаний .
Апрель
Весна
1 - неделя- весенние изменения в
природе
Звуковая культура речи: звуки [ч’] стр. 179
Упражнять в правильном произношении
звука [ч] в словах, учить отчетливо
проговаривать слова с этим звуком.
2 - неделя- одежда людей весной
Звуковая культура речи, стр. 186
Отрабатывать четкое произношение слов,
упражнять в умении вести диалоговую
речь.
3 - неделя – расширить знания о
домашних животных и птицах.
Звуковая культура речи: звуки [с] [с’] стр.
197
Отрабатывать четкое произношение звуков
[c], [с’]; упражнять в умении вести диалог.
4 - неделя- Знакомить с
некоторыми особенностями
поведения лесных зверей и птиц
весной.
Звуковая культура речи: звуки [с] [с’] [з]
[з’] [ц] стр. 202
Упражнять в правильном произношении
звуков [с] [с’] [з] [з’] [ц] в словах
Май
Лето
1- неделя -сезонные изменения в
природе, одежде;
Звуковая культура речи: звуки [ш] стр. 209
Упражнять в правильном произношении
звука [ш] в словах
2 - неделя - расширять знания о
домашних животных и птицах, об
овощах, фруктах, ягодах.
Рассматривание сюжетных картин стр. 215
Учить рассматривать сюжетную картину и
рассказывать о том, что на ней изображено.
3 неделя - особенности поведения
лесных зверей и птиц летом.
Заучивание стихотворения В.Берестова
«Котенок» стр. 221
Учить выразительно рассказывать
стихотворение
4 неделя - что есть на нашем
участке
«Что такое хорошо, что такое плохо?» стр.
225
Совершенствовать диалоговую речь
(умение вступать в разговор. Высказывать
суждение так, чтобы оно было понятно
окружающим) грамматически правильно
отображать в речь свои впечатления.