Автор: Тонких Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ Муниципальный детский сад "Мурзилка"
Населённый пункт: с. санатория Восход, Жуковский район, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
«МУРЗИЛКА»
Методический семинар
«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Пояснительная записка
Выполнила: педагог- психолог
Тонких Ольга Александровна
с. Восход
2024 г
Цель:
повышение
психологической
компетентности
педагогов-
психологов ДОУ
в коррекционно- развивающей работе
по развитию
мелкой моторики с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Задачи:
1.
ознакомить
со
спецификой развития
детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата;
2.
значение и роль развития мелкой моторики у детей с НОДА;
3.
первичная диагностика детей с НОДА;
4.
методы используемые в коррекционно-развивающей работе по развитию
мелкой моторики у детей с НОДА.
Коллеги, сегодня на методическом семинаре в центре внимания дети-инвалиды с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
(НОДА).
Одним из главных и неотъемлемых условий благополучной социализации детей-
инвалидов является их право на образование. Получение образования позволяет им
полноправно участвовать в общественной жизни и успешно самореализовываться в
различных
сферах.
Гарантирование права
детей-инвалидов
на
образование
является одним из приоритетных направлений государственной социальной и
образовательной политики в России. Оно закреплено в Конституции РФ, статье 43,
а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Нарушения
опорно-двигательного
аппарата
(НОДА)
представляют
собой
различные ограничения в здоровье детей. Внешне они проявляются по- разному в
зависимости от степени, характера и локализации поражения двигательного
аппарата. Причин возникновения таких нарушений очень много, к ним относятся:
-
различные
заболевания
(полиомиелит,
детский
церебральный
паралич,
генетические заболевания, поражения головного и спинного мозга и др.);
- травмы;
- врожденные деформации опорно-двигательного аппарата;
Главное
отличие
таких
детей
–
ограничение
в
движении.
По статистике, почти 90% детей с НОДА составляют дети с церебральным
параличом (ДЦП).
ДЦП – это неврологическое заболевание, возникающее вследствие поражения
головного мозга в период эмбрионального развития или в раннем детском возрасте.
У детей с ДЦП отмечаются нарушения двигательных функций, расстройства
внимания и речи, а также возможны эмоциональные нарушения. Моторные
расстройства имеют различную степень выраженности.
Нарушения мелкой моторики у детей с ДЦП является одной из наиболее
распространенных проблем, которая может привести к трудностям в выполнении
повседневных задач, таких как письмо, рисование и даже застегивание одежды.
Это происходит потому, что мелкая моторика включает в себя большое количество
разнообразных движений, от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных
движений ( писать и рисовать), и требует слаженной работы мышц кисти и пальцев
рук. Развитие мелкой моторики происходит естественным путем на основе общего
двигательного развития и требует времени и терпения. Благодаря этому развитию,
дети получают возможность развивать свои навыки и умения в разных сферах
жизни.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной,
костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У детей с ДЦП моторная функция нарушена, поэтому помимо двигательных
присутствуют и речевые дефекты. Следовательно, улучшение мелкой моторики
будет способствовать развитию интеллекта и речи. Поэтому очень важно развивать
мелкую моторику.
Эта тема стала для меня актуальной, после того как в наш детский сад (в первую
группу раннего развития) пришел ребенок с ДЦП. Ребенок передвигается при
помощи
взрослого,
речь
слабо
развита,
интеллект
сохранен,
отсутствует
жевательный
рефлекс.
Индивидуальная
программа
реабилитации
(ИПР)
ребенка-инвалида
носит
малоинформативный
характер,
поэтому
я
пригласила
маму
ребенка
на
консультацию, чтобы подробно узнать о течении болезни, способах реабилитации
и в целом понять, на каком этапе принятия болезни ребенка находится мама. Мне
очень повезло – мама полностью приняла заболевание ребенка, и активно проходят
реабилитацию (ЛФК, массаж, занятия с логопедом.). Так же у ребенка имеется
сопутствующий диагноз ЗПРР.
Следующим этапом моей работы стала
диагностика ребенка по методике Стребелевой Е.А., по результатам которой
можно
сказать
следующее:
- ребенок заинтересованно сотрудничает с взрослыми;
- сразу принимает задания, понимает условия этих заданий и стремится к их
выполнению;
- самостоятельно во многих случаях не может найти адекватный способ
выполнения и часто обращается за помощью к взрослому;
- после показа способа выполнения задания педагогом самостоятельно справляется
с заданием;
При проведении диагностики я заметила у ребенка что:
- слабо развит хватательный рефлекс;
- мелкая моторика развита на низком уровне.
На основе методики диагностики мелкой моторики И.Ю. Левченко мною были
проведены дополнительные обследования ребенка.
Левченко Ирина Юрьевна предлагает методику, направленную на определение
ведущей руки и подвижности пальцев рук. Для проведения данной методики
необходимы следующие предметы: игрушка (крупная – для захвата кистью, мелкая
– для захвата пальцами), четыре кубика.
- Захват крупных предметов кистью, а мелких пальцами.
- Конструирование из кубиков.
Далее упражнения на определение подвижности пальцев рук:
- Попеременное соединение всех пальцев обеих рук с большим пальцем.
- Во время пальчиковой гимнастики под счет загибать и разгибать пальцы обеих
рук. Загибать, начиная с большого пальца, разгибать – с мизинца.
Протокол определения ведущей руки и подвижности пальцев
Действие
Правая рука
Левая рука
Захват кистью
Преобладает правая рука
2
1
Захват пальцами
Преобладает правая рука
2
1
Конструирование
из
кубиков
Преобладает правая рука
2
Попеременное соединение
всех пальцев руки с
большим пальцем
2
1
Загибание пальцев
2
1
1-
задание не выполнено
2-
задание выполнено с помощью взрослого
3-
задание выполнено самостоятельно
На основе диагностики можно сказать, что подвижность пальцев недостаточно
сформирована.
У ребенка имеется инвалидность, но статус ОВЗ родители не оформляли.
Далее на основе федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (п. 33.3,44, 51.4), совместно со всеми специалистами детского сада
(воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и
старший воспитатель) разработали индивидуальный образовательный маршрут, по
которому мы выстраиваем свою работу с ребенком.
Были проведены консультации с педагогами по подготовке родителей и
детского коллектива к приходу особого ребенка в группу. Благодаря проведенным
консультациям адаптация ребенка в группе была легкой.
Для меня приоритетным направлением в работе, с этим ребенком, стало
развитие мелкой моторики, которая включает в себя:
● формирование двигательной активности рук
● постановку правильного положения кисти и пальцев
● развитие хватания
● обучение манипуляциям и дифференцированным движениям
● подготовку руки к навыкам письма.
Наши занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 15 минут. Маме
даны были рекомендации повторять упражнения, пройденные в детском саду,
дома.
Первоочередной моей задачей было закрепить навык хватательного рефлекса.
Для развития этого навыка я использовала следующие упражнения:
1. поочередно и одновременно поднять руки по команде;
2. постучать по столу кистью или кулаком;
3. погладить ладонью левой руки правую руку и наоборот;
4. поставить руку на стол ребром, потом повернуть на тыльную сторону. Те же
манипуляции проделать с другой рукой;
5. предыдущее упражнение, только при поворачивании на тыльную сторону,
согнуть пальцы в кулак.
Затем стали выполнять упражнения с предметами:
- перекладывать кубики с одного места на другое, переворачивать, передвигать,
устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной
башни или домика;
- собирать пирамидку, в процессе этого упражнения одновременно закрепляли
знания о цвете и счет;
- деревянный сортер и лабиринт.
- игры с прищепками – они способствуют развитию не только мелкой моторики, но
и вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
- игры на тактильное определение предмета
После успешного усвоения этих упражнений я постепенно начала включать в
занятия пальчиковую гимнастику. На начальном этапе приходилось самой ставить
пальцы ребенка, менять положение кисти и пальцев.
В своей работе я широко использую методы арт-терапии: песочную и изо
терапию.
Ребенку с ДЦП очень тяжело удерживать карандаш или кисточку, поэтому я
использую пальчиковое рисование. Оно хорошо развивает мелкую моторику и во
время рисования пальцами происходит массаж кончиков пальцев, что для ребенка с
ДЦП очень полезно.
На своих занятиях я использую сосновые шишки и су-джок мячик для массажа
пальцев и кистей рук. Эти методы помогают развивать мелкую моторику,
улучшать речевую активность и физическую работоспособность детей. Су-джок
массажеры стимулируют кору головного мозга, активизируют рецепторы на
ладонях и стопах, улучшают взаимодействие между полушариями головного мозга
и
способствуют
общему
укреплению
организма.
Детям
очень
нравится
перекатывать по рукам колючие предметы.
Однако, для детей с ДЦП требуется более комплексный подход, который
включает снятие спастики, мышечное расслабление и развитие координированных
движений рук. Поэтому я начала использовать цветной кинетический песок. Игра с
песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, эмоциональное
состояние и коммуникативные навыки детей. Она также способствует развитию
творческого воображения и вдохновляет на новые идеи.
После занятий у детей улучшается подвижность и гибкость кистей рук, речь
становится понятнее, повышается устойчивость внимания и улучшаются движения
пальцев.
Таким образом, осуществление комплексного подхода к развитию мелкой
моторики приносят положительные результаты.
После наших занятий:
1 Кисти рук приобрели большую подвижность, гибкость, начинает исчезать
скованность движений.
2 Значительно улучшилась речь ребенка, стала понятней.
3 Повысилась устойчивость внимания.
4 Улучшились движения пальцев руки.
Я считаю целесообразным продолжить работу по развитию мелкой моторики с
ребенком, так как эти навыки играют важную роль в развитии речи, письма,
рисования и ручного труда, а также помогают в учебе и адаптации в жизни.
Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его
пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными,
то необходимо развивать мелкую моторику!
Благодарю за внимание!
Литература:
1.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 №72149)
2.
Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические
рекомендации. – 2015 г.
3.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно- двигательного аппарата. Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
4.
Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич «Психомоторика». Ленинград 1930 г
5.
Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое
пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017.
6.
Н.В.
Нижегородцевой
и
В.Д.
Шадрикова
«Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе».2001 г.