Напоминание

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата


Автор: Тонких Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ Муниципальный детский сад "Мурзилка"
Населённый пункт: с. санатория Восход, Жуковский район, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

«МУРЗИЛКА»

Методический семинар

«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Пояснительная записка

Выполнила: педагог- психолог

Тонких Ольга Александровна

с. Восход

2024 г

Цель:

повышение

психологической

компетентности

педагогов-

психологов ДОУ

в коррекционно- развивающей работе

по развитию

мелкой моторики с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Задачи:

1.

ознакомить

со

спецификой развития

детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата;

2.

значение и роль развития мелкой моторики у детей с НОДА;

3.

первичная диагностика детей с НОДА;

4.

методы используемые в коррекционно-развивающей работе по развитию

мелкой моторики у детей с НОДА.

Коллеги, сегодня на методическом семинаре в центре внимания дети-инвалиды с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

(НОДА).

Одним из главных и неотъемлемых условий благополучной социализации детей-

инвалидов является их право на образование. Получение образования позволяет им

полноправно участвовать в общественной жизни и успешно самореализовываться в

различных

сферах.

Гарантирование права

детей-инвалидов

на

образование

является одним из приоритетных направлений государственной социальной и

образовательной политики в России. Оно закреплено в Конституции РФ, статье 43,

а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Нарушения

опорно-двигательного

аппарата

(НОДА)

представляют

собой

различные ограничения в здоровье детей. Внешне они проявляются по- разному в

зависимости от степени, характера и локализации поражения двигательного

аппарата. Причин возникновения таких нарушений очень много, к ним относятся:

-

различные

заболевания

(полиомиелит,

детский

церебральный

паралич,

генетические заболевания, поражения головного и спинного мозга и др.);

- травмы;

- врожденные деформации опорно-двигательного аппарата;

Главное

отличие

таких

детей

ограничение

в

движении.

По статистике, почти 90% детей с НОДА составляют дети с церебральным

параличом (ДЦП).

ДЦП – это неврологическое заболевание, возникающее вследствие поражения

головного мозга в период эмбрионального развития или в раннем детском возрасте.

У детей с ДЦП отмечаются нарушения двигательных функций, расстройства

внимания и речи, а также возможны эмоциональные нарушения. Моторные

расстройства имеют различную степень выраженности.

Нарушения мелкой моторики у детей с ДЦП является одной из наиболее

распространенных проблем, которая может привести к трудностям в выполнении

повседневных задач, таких как письмо, рисование и даже застегивание одежды.

Это происходит потому, что мелкая моторика включает в себя большое количество

разнообразных движений, от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных

движений ( писать и рисовать), и требует слаженной работы мышц кисти и пальцев

рук. Развитие мелкой моторики происходит естественным путем на основе общего

двигательного развития и требует времени и терпения. Благодаря этому развитию,

дети получают возможность развивать свои навыки и умения в разных сферах

жизни.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной,

костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

У детей с ДЦП моторная функция нарушена, поэтому помимо двигательных

присутствуют и речевые дефекты. Следовательно, улучшение мелкой моторики

будет способствовать развитию интеллекта и речи. Поэтому очень важно развивать

мелкую моторику.

Эта тема стала для меня актуальной, после того как в наш детский сад (в первую

группу раннего развития) пришел ребенок с ДЦП. Ребенок передвигается при

помощи

взрослого,

речь

слабо

развита,

интеллект

сохранен,

отсутствует

жевательный

рефлекс.

Индивидуальная

программа

реабилитации

(ИПР)

ребенка-инвалида

носит

малоинформативный

характер,

поэтому

я

пригласила

маму

ребенка

на

консультацию, чтобы подробно узнать о течении болезни, способах реабилитации

и в целом понять, на каком этапе принятия болезни ребенка находится мама. Мне

очень повезло – мама полностью приняла заболевание ребенка, и активно проходят

реабилитацию (ЛФК, массаж, занятия с логопедом.). Так же у ребенка имеется

сопутствующий диагноз ЗПРР.

Следующим этапом моей работы стала

диагностика ребенка по методике Стребелевой Е.А., по результатам которой

можно

сказать

следующее:

- ребенок заинтересованно сотрудничает с взрослыми;

- сразу принимает задания, понимает условия этих заданий и стремится к их

выполнению;

- самостоятельно во многих случаях не может найти адекватный способ

выполнения и часто обращается за помощью к взрослому;

- после показа способа выполнения задания педагогом самостоятельно справляется

с заданием;

При проведении диагностики я заметила у ребенка что:

- слабо развит хватательный рефлекс;

- мелкая моторика развита на низком уровне.

На основе методики диагностики мелкой моторики И.Ю. Левченко мною были

проведены дополнительные обследования ребенка.

Левченко Ирина Юрьевна предлагает методику, направленную на определение

ведущей руки и подвижности пальцев рук. Для проведения данной методики

необходимы следующие предметы: игрушка (крупная – для захвата кистью, мелкая

– для захвата пальцами), четыре кубика.

- Захват крупных предметов кистью, а мелких пальцами.

- Конструирование из кубиков.

Далее упражнения на определение подвижности пальцев рук:

- Попеременное соединение всех пальцев обеих рук с большим пальцем.

- Во время пальчиковой гимнастики под счет загибать и разгибать пальцы обеих

рук. Загибать, начиная с большого пальца, разгибать – с мизинца.

Протокол определения ведущей руки и подвижности пальцев

Действие

Правая рука

Левая рука

Захват кистью

Преобладает правая рука

2

1

Захват пальцами

Преобладает правая рука

2

1

Конструирование

из

кубиков

Преобладает правая рука

2

Попеременное соединение

всех пальцев руки с

большим пальцем

2

1

Загибание пальцев

2

1

1-

задание не выполнено

2-

задание выполнено с помощью взрослого

3-

задание выполнено самостоятельно

На основе диагностики можно сказать, что подвижность пальцев недостаточно

сформирована.

У ребенка имеется инвалидность, но статус ОВЗ родители не оформляли.

Далее на основе федеральной адаптированной образовательной программы

дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья (п. 33.3,44, 51.4), совместно со всеми специалистами детского сада

(воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и

старший воспитатель) разработали индивидуальный образовательный маршрут, по

которому мы выстраиваем свою работу с ребенком.

Были проведены консультации с педагогами по подготовке родителей и

детского коллектива к приходу особого ребенка в группу. Благодаря проведенным

консультациям адаптация ребенка в группе была легкой.

Для меня приоритетным направлением в работе, с этим ребенком, стало

развитие мелкой моторики, которая включает в себя:

● формирование двигательной активности рук

● постановку правильного положения кисти и пальцев

● развитие хватания

● обучение манипуляциям и дифференцированным движениям

● подготовку руки к навыкам письма.

Наши занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 15 минут. Маме

даны были рекомендации повторять упражнения, пройденные в детском саду,

дома.

Первоочередной моей задачей было закрепить навык хватательного рефлекса.

Для развития этого навыка я использовала следующие упражнения:

1. поочередно и одновременно поднять руки по команде;

2. постучать по столу кистью или кулаком;

3. погладить ладонью левой руки правую руку и наоборот;

4. поставить руку на стол ребром, потом повернуть на тыльную сторону. Те же

манипуляции проделать с другой рукой;

5. предыдущее упражнение, только при поворачивании на тыльную сторону,

согнуть пальцы в кулак.

Затем стали выполнять упражнения с предметами:

- перекладывать кубики с одного места на другое, переворачивать, передвигать,

устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной

башни или домика;

- собирать пирамидку, в процессе этого упражнения одновременно закрепляли

знания о цвете и счет;

- деревянный сортер и лабиринт.

- игры с прищепками – они способствуют развитию не только мелкой моторики, но

и вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

- игры на тактильное определение предмета

После успешного усвоения этих упражнений я постепенно начала включать в

занятия пальчиковую гимнастику. На начальном этапе приходилось самой ставить

пальцы ребенка, менять положение кисти и пальцев.

В своей работе я широко использую методы арт-терапии: песочную и изо

терапию.

Ребенку с ДЦП очень тяжело удерживать карандаш или кисточку, поэтому я

использую пальчиковое рисование. Оно хорошо развивает мелкую моторику и во

время рисования пальцами происходит массаж кончиков пальцев, что для ребенка с

ДЦП очень полезно.

На своих занятиях я использую сосновые шишки и су-джок мячик для массажа

пальцев и кистей рук. Эти методы помогают развивать мелкую моторику,

улучшать речевую активность и физическую работоспособность детей. Су-джок

массажеры стимулируют кору головного мозга, активизируют рецепторы на

ладонях и стопах, улучшают взаимодействие между полушариями головного мозга

и

способствуют

общему

укреплению

организма.

Детям

очень

нравится

перекатывать по рукам колючие предметы.

Однако, для детей с ДЦП требуется более комплексный подход, который

включает снятие спастики, мышечное расслабление и развитие координированных

движений рук. Поэтому я начала использовать цветной кинетический песок. Игра с

песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, эмоциональное

состояние и коммуникативные навыки детей. Она также способствует развитию

творческого воображения и вдохновляет на новые идеи.

После занятий у детей улучшается подвижность и гибкость кистей рук, речь

становится понятнее, повышается устойчивость внимания и улучшаются движения

пальцев.

Таким образом, осуществление комплексного подхода к развитию мелкой

моторики приносят положительные результаты.

После наших занятий:

1 Кисти рук приобрели большую подвижность, гибкость, начинает исчезать

скованность движений.

2 Значительно улучшилась речь ребенка, стала понятней.

3 Повысилась устойчивость внимания.

4 Улучшились движения пальцев руки.

Я считаю целесообразным продолжить работу по развитию мелкой моторики с

ребенком, так как эти навыки играют важную роль в развитии речи, письма,

рисования и ручного труда, а также помогают в учебе и адаптации в жизни.

Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его

пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными,

то необходимо развивать мелкую моторику!

Благодарю за внимание!

Литература:

1.

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 Об утверждении

федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 №72149)

2.

Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические

рекомендации. – 2015 г.

3.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с

нарушениями опорно- двигательного аппарата. Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001

4.

Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич «Психомоторика». Ленинград 1930 г

5.

Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое

пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017.

6.

Н.В.

Нижегородцевой

и

В.Д.

Шадрикова

«Психолого-педагогическая

готовность ребенка к школе».2001 г.



В раздел образования