Автор: Зотенко Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКУ ССОШ№1 Апшеронского района Краснодарского края
Населённый пункт: Апшеронский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Систематизация знаний по русскому языку в рамках подготовки к ГВЭ"
Раздел: среднее образование
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка
эффективности
учебной
деятельности
ученика
под
руководством
учителя.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того,
насколько
грамотно
он
будет
построен,
зависит
наш
результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом
знаний, а умением его применять. Главная задача учителя - учить учиться, сделать
так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша
позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется
выбор
стратегии
и
тактики
учителя
в
системе
подготовки
к
ГВЭ.
Государственный выпускной экзамен стал частью профессиональной жизни
учителя – словесника. Один из существенных факторов успеха ГВЭ обеспечение
качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также
серьезная
подготовка
к
сдаче
ГВЭ.
Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной
программе и подготовка к ГВЭ по русскому языку -
это не одно и то же!
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания
ГВЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в
школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации.
Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы
языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не
входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей
грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно
изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить учащихся грамотно
писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются только материала,
изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические
и лексические нормы).
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ГВЭ
по русскому языку
В изложениях и сочинениях:
композиционное оформление;
логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы
русского языка;
теория аргументации
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный
опыт проведения и подготовки к ГВЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной
сдачи экзамена по русскому языку недостаточно грамотно писать, необходимо
понять саму специфику экзамена.
ГВЭ по русскому языку
Этот экзамен состоит из двух частей – изложения, сочинения. Рекомендуется
знать критерии оценивания ГВЭ – это поможет упорядочить подготовку.
Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся
следующих навыков:
умение понимать смысл текста;
выявлять авторскую идею;
уметь применять приемы сжатия текста;
соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
соблюдать грамматические и речевые нормы.
Вторая часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по
определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть
утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства,
официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение
– вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это
влияет
на
количество
баллов,
которые
экзаменуемый
получит
в
итоге.
Сочинение на ГВЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно
быть кратким – можно ограничиться несколькими предложениями. Можно
использовать речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части
должен
быть
больше
объема
взятых
вместе
вступления
и
заключения.
Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя
умение мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому
плану:
Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает
читателя (идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)
Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом
грамматических норм
Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают
По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты
Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми
из этого же текста.
Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Нужно помнить,
что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает
информацию,
сказанную
в
предыдущих
частях
работы,
а
обобщает
ее.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные
знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную
компетенцию.
Задания,
предлагаемые
учащимся
на
итоговой
аттестации,
проверяют
все
виды
компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы
предметной
подготовки учащихся к ГВЭ:
развитие мотивации и целеполагания;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки
Задачи педагога:
вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже
отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно
высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой
процедурой ГВЭ;
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и
навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и
возможностями;
организовать системную продуманную работу обучения предмету.
Подготовка к сдаче ГВЭ должна обязательно отличаться от традиционного
повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго
ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему
проверки.
Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя
бы одного из них не может привести к положительному результату.
В систему работы по подготовке к ГВЭ входят:
1.
Психологический настрой учащихся:
ГВЭ является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием
социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся
условиям
современной
жизни.
Наиболее
значимыми
причинами
волнения
выпускников являются: сомнение в полноте и прочности знаний; сомнение в
собственных
способностях;
неумение
анализировать,
концентрировать
и
распределять внимание; быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
2.
Организация информационной работы по подготовке к ГВЭ.
Информационная
работа -
важное условие
формирования
психологической
устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ГВЭ необходимо информировать
о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в
структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания. В
рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую
информацию, связанную с ГВЭ по русскому языку.
3.
Создание методической базы.
Разработка уроков по написанию сжатого изложения и сочинения, использование
материалов на сайте ФИПИ.
4.
ИКТ в системе подготовки к ГВЭ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет -
ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так
и к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и
средства работы по подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся,
усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает
возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами
обучения.
5.
Работа с текстом
Первым заданием ГВЭ по русскому языку является написание сжатого изложения.
Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 10 классе,
программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень
важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение).
Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить
учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста
целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная
мысль
микротемы);
второй
прием
– исключение подробностей,
деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два
предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем
своими словами). Умение применять хотя бы один прием сокращения в изложении
оценивается 1 баллом. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста,
иначе
вам
укажут
на
фактическую
ошибку.
Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 10 класса. Сначала
учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков
сокращения текста тремя способами. Можно подготовить свой раздаточный
материал. Работаем с каждым абзацем. Учащиеся предлагают свой вариант
сокращения,
выбираем,
обосновывая,
самый
оптимальный
вариант.
Подсчитываем
количество
слов.
Текст читается 2 раза. Первое прочтение предполагает осмысление текста,
темп обычный, учащиеся помечают в черновиках абзацы. Второй раз учащиеся,
сокращая слова, записывают текст в черновик, затем восстанавливают, обозначают
абзацы и только потом приступают к его сокращению. Сокращенный текст должен
иметь не менее 70 слов. В изложении нужно слова подсчитать и записать в конце
изложения. Затем только переписать и обязательно проверить на грамотность, над
стилистическими ошибками работают в черновике (повтором, грамматическими,
речевыми).
Сжатое
изложение
оценивается
4
баллами.
Подобная работа учит учащихся слушать и слышать текст, анализировать
его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
6.
Собственное высказывание на заданную тему.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных
заданий. Учащимся предстоит написать сочинение по одной из проблем, поднятых
в тексте. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или
завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться
смысла текста. Для того чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо еще раз
просмотреть
сам
текст,
выделив
в
нем
главные
моменты;
составить
предварительный
план
будущего
сочинения;
сформулировать
собственную
позицию относительно идеи, содержащейся в цитате; определить аргументы,
подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только
на содержание текста). Объем сочинения не должен быть менее 200 слов.
7.
Консультации в системе подготовки к ГВЭ.
Консультации в 11 классе направлены на развитие умений и навыков
выполнения заданий
ГВЭ,
повышения
«орфографической
зоркости».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести
устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди
речевую или грамматическую ошибку».
8.
Диагностика уровня подготовки учащихся.
Как показывает опыт, не все учащиеся способны на одном уровне овладеть
изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика
применяю технологию
уровневой
дифференциации
-
внутреннюю
дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся играют пробные
внутришкольные экзамены в формате ГВЭ, проводимые в строгом соответствии с
требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
Заключение
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной
методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции
учащихся: языковой; лингвистической; коммуникативной.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ГВЭ по русскому языку
помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время
итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу
обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке
учащихся
к
ГВЭ,
но
всех
нас
объединяет
одно:
необходим
результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку,
но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей
письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое
главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности
такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.