Напоминание

"Методы преодоления сценического волнения"


Автор: Мудрова Александра Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Ленинская ДШИ"
Населённый пункт: город Ленинск, Ленинский район, Волгоградская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Методы преодоления сценического волнения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

на тему «Методы преодоления сценического волнения»

Преподаватель МБОУ ДО «Ленинская ДШИ»

Мудрова Александра Александровна

Предлагаю рассмотреть причины возникновения сценического волнения, а

так же способы и методы борьбы с ними. Затрагивается тема подготовки

репертуара и психологического состояния выступающего, роль педагога в

подготовке концертного выступления.

Многие методы борьбы с состоянием сценического волнения направлены на

устранение факторов, способствующих его появлению и развитию. К таким

методам относятся в том числе:

1.

Рациональный

подход

к

выбору

исполнительского

репертуара,

основанный

на

адекватном

восприятии

собственных

навыков;

совпадении количества необходимых для изучения материала часов и

доступного времени; совпадении характера исполняемой программы и

предполагаемых ожиданий будущей аудитории; личных предпочтений

музыканта. В случае с подбором репертуара для народно-песенного

коллектива, необходимо помнить о навыках и умениях не только

выдающихся его участников, но и более незаметных артистов,

особенно это касается новичков. Делать это нужно для избежания

волнения по поводу несовпадения уровня исполняемой программы с

уровнем выступающего. Ориентир на личные предпочтения артистов

так же должен присутствовать, в данной ситуации можно пользоваться

правилом большинства голосов.

2.

Добросовестное

освоение

подобранного

репертуара,

согласно

выделенным срокам. Многим людям, и люди сцены – не исключение,

свойственно поддаваться состоянию прокрастинации, особенно при

позднем наступлении первой фазы сценического волнения. Как педагог

обязан донести до ребенка информацию о том, что качественно

подготовиться к выступлению в последний вечер перед концертом

физически невозможно, так и любому артисту, который борется с

состоянием прокрастинации нужно убедить себя, что преодолеть

сценическое волнение невозможно без тщательной систематической

подготовки материала.

Говоря о подготовленности материала, важно отметить, что методы,

связанные с ней, базируются на общей профессиональной и личностной

подготовке, без которой они не имеют смысла. К методам общей

профессиональной подготовки относятся:

1.

Техническая проработка материала. Важно обратить внимание на места

в номере, где могут быть допущены ошибки и исключить такую

вероятность.

При

исполнении

номера

«а

капелла»

на

стадии

подготовки необходимо использовать метрическую составляющую,

которая станет ориентиром и не позволит "потерять" темп на сцене.

2.

Визуализация предстоящего выступления. Важно продумать его до

каждой составляющей: движения, жестикуляция, интонация и даже сам

выход на сцену. Это поможет избежать серьезных психологических

последствий на третьей и четвертой фазах сценического волнения.

3.

Предварительное

выступление

в

узком

кругу

зрителей.

Для

достижения

действительно

ощутимого

положительного

влияния

метода визуализации поможет предварительное выступление перед

зрителями. Например, в Детских музыкальных школах и Детских

школах искусств учеников часто приглашают к выступлению на

внутренних концертах перед более масштабными событиями.

4.

Искусственно

созданные

помехи.

Несмотря

на

качественную

подготовку материала, при условиях абсолютной тишины, на сцене

могут возникнуть сложности, связанные с реакцией людей или шумом

из-за кулис, зрительного зала. Избежать волнения в такой ситуации

поможет подготовка с искусственно созданными помехами, например,

негромко играющим радио или телевизором.

5.

Предварительное изучение сцены: расположение аппаратуры, кулис,

зрительного зала, изучение акустических возможностей сцены. Перед

выступлением обязательно нужно попробовать свои силы на сцене без

зрителей, это поможет чувствовать себя увереннее.

Один из наиболее рекомендуемых психологами методов преодоления

внутреннего конфликта на базе личностной подготовки артиста – это

создание и соблюдение комплекса сценических ритуалов. Для коллектива

будет резонно предложить создание и поддержание общих ритуалов перед

выходом на сцену. Музыканты будут чувствовать себя спокойнее, находясь в

компании единомышленников.

Еще один важный пункт в подготовке к предстоящему выступлению – это

избегать изменений. Как в репертуаре, так и в жизни за пределами изучения

материала. Изменение привычного ритма жизни негативно скажется во время

наступления стрессовой ситуации, а которую человек попадает перед

выходом на сцену.

Многие артисты чувствуют себя намного комфортнее на сцене, зная, что в

зрительном зале присутствуют люди из их ближайшего круга общения,

другие – наоборот, предпочитают скрывать свое выступление от всех, во

избежание неловких ситуаций. При подготовке к концерту нужно учесть и

этот фактор, основываясь на собственных ощущениях.

Достаточно заметно на появление и развитие сценического волнения влияет

удобство

костюма.

Особенно,

когда

речь

идет

о

народно-песенных

коллективах. Для того, чтобы снизить влияние этого фактора необходимо

предпринять следующие меры:

1.

Все

составляющие

костюма,

включая

обувь,

должны

быть

выступающему по размеру. Не допускается замена костюма на более

тесный или свободный в следствие нехватки нужного размера. В этой

ситуации уместно будет воспользоваться услугами ателье для того,

чтобы в процессе выступления, костюм сидел комфортно.

2.

Дети, выступающие в народных костюмах, могут чувствовать себя

некомфортно из-за стеснения: "Одноклассники засмеют". В данном

случае ответственность за психологическое состояние ребенка берет на

себя преподаватель или психолог, с целью доступно объяснить и

убедить ребенка.

Одним из основных психологических факторов, негативно влияющих на

состояние артиста перед выступлением на сцене является установка: "Надо".

Это происходит, когда выступающий настраивает себя на необходимость

качественного исполнения программы по каким-либо причинам: отклик

зрителей, одобрение педагога, успешное завершение экзамена и др. Вместо

этого психологи советуют отвлечься и заставить себя подумать, почему у

выступающего появилось желание выступить на этой сцене, заменить "надо"

на "хочу".

Кроме того, необходимость выступления без ощутимого желания может

привести к процессу самовнушения. Выступающий заранее внушит себе

мысли

о

провальном

номере.

Это

поспособствует

более

активному

распространению сценического волнения. Особенно опасен этот фактор в

ансамблях и прочих коллективах, так как убеждая себя в неизбежно плохом

выступлении, человек убеждает в этом еще и других.

Еще одно обстоятельство, которое может серьезно повлиять на исход

выступления – случайная ошибка, приводящая к мыслям об оплошности.

Музыкант "зацикливается" на ошибке, обвиняет себя и тем самым внушает

себе негативный исход концерта. Подобные мысли приводят к новым

ошибкам, идущим цепочкой: одна за другой. Во избежание подобного

происшествия необходимо вспомнить о продолжении номера, вовремя

"одернуть" себя и постараться не обращать внимания на уже допущенные

ошибки.

Важнейшим фактором, влияющим на психологическое состояние музыканта

перед выступлением, является его физиологическое состояние. Перед

выступлением нельзя допускать переутомления, недосыпа и усталости, во

избежание возникновения внезапного тремора, головной боли и прочих, не

способствующих качественному выступлению, последствий. Выступающему

необходимо заранее утолить все физиологические нужды.

Хорошо избавиться от волнения перед выступлением помогают дыхательные

упражнения. Это особенно важно для людей, у которых сценическое

волнение проявляется в виде спазмов челюсти и прерывистого дыхания.

Таким образом становится ясно, что все методы преодоления сценического

волнения направлены на достижение оптимального концертного состояния,

которому способствует длительный период подготовки. В процессе изучения

концертного репертуара, а так же психологической и профессиональной

подготовки к предстоящему выступлению, важно обращать внимание на то,

что кажется незначительным.



В раздел образования