Автор: Зиборова Анна Юриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Доклад
Тема: Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Министерство Республики Крым
Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
Доклад
«Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и
лицами с ОВЗ»
Подготовил:
Преподаватель
Зиборова А.Ю.
г. Симферополь, 2025
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
2
Основной текст работы………………………………………………………...
3
Заключение……………………………………………………………………… 10
Список использованной литературы………………………………………….
11
Введение
В настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов является
одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики
в социальной сфере. В связи с этим в формировании социального статуса
инвалида
важное
значение
придается
профессиональной
составляющей
реабилитационных
мероприятий,
которая
направлена
на
становление
профессиональной трудоспособности инвалидов и достижение их социальной и
материальной независимости. Особая роль в этом направлении принадлежит
профессиональной ориентации инвалидов.
Основной текст работы
В Положении о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определение
профессиональной
ориентации:
профессиональная
ориентация
–
это
обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры,
проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении
подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а
также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в
профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с
учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации
на рынке труда.
Профессиональная ориентация инвалидов является частью общей системы
профориентации, при этом первому присущие особые черты, связанные с
необходимостью
диагноcтирования
особенностей
здоровья
и
психики
инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их
реабилитации, коррекции, компенсации. Наличие физических ограничений
здоровья инвалидов означает понимание особой природы процесса их
взаимодействия
с
окружающей
средой,
в
том
числе
в
плане
профсамоопределения. Это изменяет их социальную позицию, социальную
установку в среде. Специфика профессионального самоопределения для
инвалидов заключается в том, что маршрут развития их профессионального
пути, будет зависеть от того, насколько инвалиды осознают (или не осознают)
свой особый статус, ограничения возможностей здоровья. В этом случае зонами
риска для инвалидов в плане профессионального самоопределения является
выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. В связи
с этим профориентационная помощь инвалидам, которая понимается как
способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном
самоопределении,
должна
быть
выстроена
в
соответствии
с
их
психофизиологическими особенностями личности, а выявление и развитие
профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.
Поскольку
профессиональная
реабилитация
включает
в
себя
профессиональное обучение, которое может быть достигнуто только путем
приобретения профессиональных навыков, умений и знаний в процессе
обучения, обеспечивая в дальнейшем их успешную социальную реабилитацию
и интеграцию с социальной средой, в реализации важной части перечисленных
задач особая роль принадлежит профессиональному образованию.
Профессиональная
ориентация
в
образовательном
учреждении
профессионального
образования
должна
представлять
собой
научно-
обоснованную
систему
мер,
способствующую
профессиональному
самоопределению личности, формированию будущего специалиста, умеющего
с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной
деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и
быть
конкурентоспособным
на
рынке
труда.
Рациональному
профессиональному
самоопределению
инвалидов
способствует
профориентационная дополнительная образовательная программа, реализуемая
на этапе предшествующем поступлению в учреждение профессионального
образования.
Необходимость
в
реализации
такой
программы
на
базе
образовательного учреждения профессионального образования объясняется
тем, что инвалиды-выпускники школ зачастую не готовы к осознанному
самостоятельному выбору профессии. Неадекватная самооценка инвалидов,
поступающих
в
колледж
или
вуз,
функционирование
механизмов
психологической защиты часто проявляется в недооценке тяжести своего
состояния здоровья и неадекватном выборе профессии.
В
целом
профориентационная
дополнительная
образовательная
программа позволяет актуализировать и обогатить знания инвалидов в области
профессионального
самоопределения,
создать
целостную
картину
индивидуальных профессиональных возможностей. В процессе применения
профориентационной программы должны быть реализованы основные цели
профориентации
инвалидов:
достижение
сбалансированности
между
профессиональными
интересами
личности,
его
психофизиологическими
особенностями и возможностями рынка труда; формирование внутренней
готовности к осознанному, адекватному и самостоятельному построению,
корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой
деятельности;
оказание
моральноэмоциональной
поддержки
учащихся
инвалидов
(формирование
оптимистичного
отношения
к
своему
профессиональному
будущему);
содействие
непрерывному
росту
профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности
трудом и собственным социальным статусом, формирования здорового образа
жизни и достойного благосостояния.
Особенностью профориентационной программы для инвалидов является
учет того, что их учеба наполнена не только традиционными сложностями
познания, усвоения нового, которые испытывают все обучающиеся, но и
наличием проблем, связанных с состоянием здоровья, дефицитом навыков
общения, отношением к ним со стороны окружающих.
При
организации
профориентационной
работы
с
инвалидами
в
учреждении
профессионального
образования
необходимо
учитывать
специфику физического ограничения, обучения и развития, возможности
компенсаций нарушений в развитии, поскольку данный факт влияет на
особенности процесса их профессионального самоопределения. Выявление
личных интересов и склонностей в выборе профессиональной деятельности,
характера и степени тяжести нарушения, доступных видов труда позволяют
определить содержание, методы и формы профориентационной работы с
разными категориями инвалидов. Таким образом, в процессе организации
профориентационной работы с инвалидами целесообразно осуществлять
профориентационную
помощь
в
соответствии
с
двумя
уровнями
профсамоопределения,
что
позволит
разграничить
базовую
готовность
инвалидов к профвыбору и дифференцированную готовность инвалидов к
профвыбору. Формирование базовой готовности инвалидов к профвыбору
происходит независимо от вида и степени физического ограничения, этот
уровень является общим для всех. Формирование дифференцированной
готовности обеспечивает дифференцированный подход к профессиональному
самоопределению инвалидов в зависимости от вида и степени физического
ограничения, их возможностей и способностей с учетом сведений о состоянии
физической работоспособности и возможности заниматься тем или иным видом
труда, состояния эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной
сферы,
развития
речи
и
коммуникативных
навыков,
значимых
для
профессиональной деятельности, характеру изменений психологического и
социально-психологического статуса инвалида, связанных с заболеванием или
травмой.
Трудности и особенности профессионального самоопределения лиц с
ограниченными возможностями здоровья обусловлены еще и тем, что многие
профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Это
также требует индивидуального подхода к отдельному случаю. Каждая группа
заболеваний имеет свою специфику, степень их выраженности, благоприятные
(неблагоприятные) факторы условий труда, профессии, форму трудового
устройства и соответственно противопоказания, связанные со значительным
напряжением тех или иных органов.
В связи с этим в основе индивидуального подхода, обеспечивающего
дифференцированную готовность инвалидов к профессиональному выбору,
должна лежать оценка следующих значимых факторов:
а) требований, предъявляемых конкретной профессией к здоровью
инвалида;
б) условий труда, значимых с точки зрения сохранения здоровья;
в)
медицинских
ограничений
профессиональной
пригодности
при
различных заболеваниях.
Профориентационная
образовательная
дополнительная
программа
учреждения профессионального образования для инвалидов может включать в
себя или иметь отдельные формы и методы работы. К таким формам
профориентационной работы можно отнести: профориентационный курс, урок
или его фрагменты, факультативные занятия, профориентационные встречи,
профориентационные
экскурсии,
вечер
защиты
профессий,
лектории,
проведение
профессиональных
проб,
участие
в
дне
открытых
дверей,
профориентационном
тестировании,
олимпиадах,
изучение
рекламно-
информационных
материалов
для
инвалидов,
разработка
и
изучение
профессиограмм специальностей и направлений подготовки и т.д.
Одной из оптимальных и наиболее эффективных форм осуществления
профориентационной
работы
с
инвалидами
на
базе
учреждения
профессионального образования является специально разработанный учебный
образовательно-реабилитационный
курс,
направленный
на
адекватное,
самостоятельное и осознанное профессиональное самоопределение. Подобные
курсы
являются
системообразующей
связью
комплексного
профориентационного
влияния
на
процесс
профессионального
самоопределения и профессионального выбора.
В Челябинском государственном университете в течение ряда лет в рамках
адаптационнообразовательной программы довузовской подготовки инвалидов
успешно
реализуется
курс
«Психология
личности
и
профессиональное
самоопределение» . Данная дисциплина не просто знакомит инвалидов с
психологией как наукой о душе, о внутреннем мире человека, но и
активизирует
процессы
самонаблюдения,
самопознания,
самовоспитания,
саморазвития
и
саморегуляции
учебной
деятельности,
общения
и
жизнедеятельности
в
целом.
Достигается
это
за
счет
воздействия
на
когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоционально-волевую сферы
личности. Занятия ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск
и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных
вопросов:
–
вопросы
самопознания,
саморегуляции,
самоопределения,
самореализации
–
преодоление
чувства
неполноценности,
повышение
уверенности в себе, поиск смысла жизни;
– вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности,
оптимальным
выбором
профессии,
планированием
жизненного
и
профессионального пути;
– вопросы взаимоотношений – поиск друга, партнера, преодоление страхов
и барьеров в общении, преодоление конфликтов. Основной раздел курса
посвящается
проблеме
профессионального
самоопределения
и
призван
познакомить абитуриентов-инвалидов с проблемой выбора профессии, с
факторами,
влияющими
на
профессиональный
выбор,
потребностями
современного рынка труда, а также мотивировать учащихся к ответственному
профессиональному выбору на основе выявленных в процессе практических
занятий индивидуально-психологических особенностей инвалидов.
В основе профориентационной программы, реализуемой учреждением
профессионального
образования,
находится
сознательная
деятельность
педагогов
и
других
участников
(субъектов)
педагогического
процесса,
основанная на единстве четырех функций:
- диагностики существа возникшей проблемы (профконсультация на
начальном этапе);
- информация о проблеме, имеющихся противоречиях (профдиагностика);
- пути решения проблемы (коррекция профессионального выбора с
помощью
профпросвещения,
реализации
профориентационного
курса
и
учебных
дисциплин
довузовской
подготовки,
применения
дифференцированного
подхода
к
профессиональному
самоопределению
инвалидов, участия взаимодействующих субъектов довузовской подготовки в
профессиональном самоопределении инвалидов);
- профориентационная помощь на этапе реализации плана решения
(профессиональный выбор).
Заключение
Таким
образом,
реализация
профориентационной
программы
в
учреждении профессионального образования способствует формированию у
обучающихся
инвалидов
внутренней
готовности
к
профессиональному
самоопределению,
освоению
технологии
принятия
решения
в
выборе
направления образовательного и профессионального маршрута, овладению
навыками проектирования и оценки внешних препятствий на пути к
профессиональным целям, расширению знаний о мире профессий и специфике
современного ранка труда. Подводя итог сказанному, следует отметить, что
организованная
в
учреждении
профессионального
образования
профориентация выступает в качестве своеобразного социального института,
включающего в себя оказание современных профориентационных услуг,
систему социальной поддержки молодых инвалидов, способы распространения
социально значимой профессиональной информации. Выделенные формы
профориентации позволяют организовать поэтапную работу с абитуриентами-
инвалидами,
определить
их
образовательные
и
профессиональные
перспективы, потенциальные возможности, компенсаторные механизмы. Такая
работа
по
профессиональной
ориентации
должна
быть
комплексной,
системной, содержательной, за счет включения каждого обучающегося в
разнообразные
виды
и
формы
профориентационной
работы,
при
непосредственном
участии
учебных
заведений
и
других
социальных
институтов.
Список использованной литературы
1. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и
психологической
поддержке
населения
в
Российской
Федерации.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996.
№ 1 // Бюл. М-ва труда и соц. развития РФ. 1996. № 11.
2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2015.
3. Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы
риска: монография. Курган, 2019.
4. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональное самоопределение
личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего
профессионального
образования
//
Проблемы
непрерывного
профессионального образования в XXI веке: материалы Всеросс. науч.-практ.
конф. / Междунар.акад.наук пед.образования, Шадр.гос.пед.ин-т. Шадринск,
2018.
5. Профессиональная реабилитация инвалидов: справ.-информ. пособие.
Департамент федер. гос. службы занятости населения г. Москвы. М., 2016.
6. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Психолого-педагогические и
технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-
инвалидами
в
виртуальной
образовательной
среде
//
Педагогическое
образование в России. 2020. № 1.