Напоминание

Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ


Автор: Зиборова Анна Юриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Доклад
Тема: Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Доклад

«Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и

лицами с ОВЗ»

Подготовил:

Преподаватель

Зиборова А.Ю.

г. Симферополь, 2025

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

2

Основной текст работы………………………………………………………...

3

Заключение……………………………………………………………………… 10

Список использованной литературы………………………………………….

11

Введение

В настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов является

одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики

в социальной сфере. В связи с этим в формировании социального статуса

инвалида

важное

значение

придается

профессиональной

составляющей

реабилитационных

мероприятий,

которая

направлена

на

становление

профессиональной трудоспособности инвалидов и достижение их социальной и

материальной независимости. Особая роль в этом направлении принадлежит

профессиональной ориентации инвалидов.

Основной текст работы

В Положении о профессиональной ориентации и психологической

поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определение

профессиональной

ориентации:

профессиональная

ориентация

это

обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры,

проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении

подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а

также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в

профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с

учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации

на рынке труда.

Профессиональная ориентация инвалидов является частью общей системы

профориентации, при этом первому присущие особые черты, связанные с

необходимостью

диагноcтирования

особенностей

здоровья

и

психики

инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их

реабилитации, коррекции, компенсации. Наличие физических ограничений

здоровья инвалидов означает понимание особой природы процесса их

взаимодействия

с

окружающей

средой,

в

том

числе

в

плане

профсамоопределения. Это изменяет их социальную позицию, социальную

установку в среде. Специфика профессионального самоопределения для

инвалидов заключается в том, что маршрут развития их профессионального

пути, будет зависеть от того, насколько инвалиды осознают (или не осознают)

свой особый статус, ограничения возможностей здоровья. В этом случае зонами

риска для инвалидов в плане профессионального самоопределения является

выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. В связи

с этим профориентационная помощь инвалидам, которая понимается как

способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном

самоопределении,

должна

быть

выстроена

в

соответствии

с

их

психофизиологическими особенностями личности, а выявление и развитие

профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.

Поскольку

профессиональная

реабилитация

включает

в

себя

профессиональное обучение, которое может быть достигнуто только путем

приобретения профессиональных навыков, умений и знаний в процессе

обучения, обеспечивая в дальнейшем их успешную социальную реабилитацию

и интеграцию с социальной средой, в реализации важной части перечисленных

задач особая роль принадлежит профессиональному образованию.

Профессиональная

ориентация

в

образовательном

учреждении

профессионального

образования

должна

представлять

собой

научно-

обоснованную

систему

мер,

способствующую

профессиональному

самоопределению личности, формированию будущего специалиста, умеющего

с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной

деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и

быть

конкурентоспособным

на

рынке

труда.

Рациональному

профессиональному

самоопределению

инвалидов

способствует

профориентационная дополнительная образовательная программа, реализуемая

на этапе предшествующем поступлению в учреждение профессионального

образования.

Необходимость

в

реализации

такой

программы

на

базе

образовательного учреждения профессионального образования объясняется

тем, что инвалиды-выпускники школ зачастую не готовы к осознанному

самостоятельному выбору профессии. Неадекватная самооценка инвалидов,

поступающих

в

колледж

или

вуз,

функционирование

механизмов

психологической защиты часто проявляется в недооценке тяжести своего

состояния здоровья и неадекватном выборе профессии.

В

целом

профориентационная

дополнительная

образовательная

программа позволяет актуализировать и обогатить знания инвалидов в области

профессионального

самоопределения,

создать

целостную

картину

индивидуальных профессиональных возможностей. В процессе применения

профориентационной программы должны быть реализованы основные цели

профориентации

инвалидов:

достижение

сбалансированности

между

профессиональными

интересами

личности,

его

психофизиологическими

особенностями и возможностями рынка труда; формирование внутренней

готовности к осознанному, адекватному и самостоятельному построению,

корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой

деятельности;

оказание

моральноэмоциональной

поддержки

учащихся

инвалидов

(формирование

оптимистичного

отношения

к

своему

профессиональному

будущему);

содействие

непрерывному

росту

профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности

трудом и собственным социальным статусом, формирования здорового образа

жизни и достойного благосостояния.

Особенностью профориентационной программы для инвалидов является

учет того, что их учеба наполнена не только традиционными сложностями

познания, усвоения нового, которые испытывают все обучающиеся, но и

наличием проблем, связанных с состоянием здоровья, дефицитом навыков

общения, отношением к ним со стороны окружающих.

При

организации

профориентационной

работы

с

инвалидами

в

учреждении

профессионального

образования

необходимо

учитывать

специфику физического ограничения, обучения и развития, возможности

компенсаций нарушений в развитии, поскольку данный факт влияет на

особенности процесса их профессионального самоопределения. Выявление

личных интересов и склонностей в выборе профессиональной деятельности,

характера и степени тяжести нарушения, доступных видов труда позволяют

определить содержание, методы и формы профориентационной работы с

разными категориями инвалидов. Таким образом, в процессе организации

профориентационной работы с инвалидами целесообразно осуществлять

профориентационную

помощь

в

соответствии

с

двумя

уровнями

профсамоопределения,

что

позволит

разграничить

базовую

готовность

инвалидов к профвыбору и дифференцированную готовность инвалидов к

профвыбору. Формирование базовой готовности инвалидов к профвыбору

происходит независимо от вида и степени физического ограничения, этот

уровень является общим для всех. Формирование дифференцированной

готовности обеспечивает дифференцированный подход к профессиональному

самоопределению инвалидов в зависимости от вида и степени физического

ограничения, их возможностей и способностей с учетом сведений о состоянии

физической работоспособности и возможности заниматься тем или иным видом

труда, состояния эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной

сферы,

развития

речи

и

коммуникативных

навыков,

значимых

для

профессиональной деятельности, характеру изменений психологического и

социально-психологического статуса инвалида, связанных с заболеванием или

травмой.

Трудности и особенности профессионального самоопределения лиц с

ограниченными возможностями здоровья обусловлены еще и тем, что многие

профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Это

также требует индивидуального подхода к отдельному случаю. Каждая группа

заболеваний имеет свою специфику, степень их выраженности, благоприятные

(неблагоприятные) факторы условий труда, профессии, форму трудового

устройства и соответственно противопоказания, связанные со значительным

напряжением тех или иных органов.

В связи с этим в основе индивидуального подхода, обеспечивающего

дифференцированную готовность инвалидов к профессиональному выбору,

должна лежать оценка следующих значимых факторов:

а) требований, предъявляемых конкретной профессией к здоровью

инвалида;

б) условий труда, значимых с точки зрения сохранения здоровья;

в)

медицинских

ограничений

профессиональной

пригодности

при

различных заболеваниях.

Профориентационная

образовательная

дополнительная

программа

учреждения профессионального образования для инвалидов может включать в

себя или иметь отдельные формы и методы работы. К таким формам

профориентационной работы можно отнести: профориентационный курс, урок

или его фрагменты, факультативные занятия, профориентационные встречи,

профориентационные

экскурсии,

вечер

защиты

профессий,

лектории,

проведение

профессиональных

проб,

участие

в

дне

открытых

дверей,

профориентационном

тестировании,

олимпиадах,

изучение

рекламно-

информационных

материалов

для

инвалидов,

разработка

и

изучение

профессиограмм специальностей и направлений подготовки и т.д.

Одной из оптимальных и наиболее эффективных форм осуществления

профориентационной

работы

с

инвалидами

на

базе

учреждения

профессионального образования является специально разработанный учебный

образовательно-реабилитационный

курс,

направленный

на

адекватное,

самостоятельное и осознанное профессиональное самоопределение. Подобные

курсы

являются

системообразующей

связью

комплексного

профориентационного

влияния

на

процесс

профессионального

самоопределения и профессионального выбора.

В Челябинском государственном университете в течение ряда лет в рамках

адаптационнообразовательной программы довузовской подготовки инвалидов

успешно

реализуется

курс

«Психология

личности

и

профессиональное

самоопределение» . Данная дисциплина не просто знакомит инвалидов с

психологией как наукой о душе, о внутреннем мире человека, но и

активизирует

процессы

самонаблюдения,

самопознания,

самовоспитания,

саморазвития

и

саморегуляции

учебной

деятельности,

общения

и

жизнедеятельности

в

целом.

Достигается

это

за

счет

воздействия

на

когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоционально-волевую сферы

личности. Занятия ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск

и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных

вопросов:

вопросы

самопознания,

саморегуляции,

самоопределения,

самореализации

преодоление

чувства

неполноценности,

повышение

уверенности в себе, поиск смысла жизни;

– вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности,

оптимальным

выбором

профессии,

планированием

жизненного

и

профессионального пути;

– вопросы взаимоотношений – поиск друга, партнера, преодоление страхов

и барьеров в общении, преодоление конфликтов. Основной раздел курса

посвящается

проблеме

профессионального

самоопределения

и

призван

познакомить абитуриентов-инвалидов с проблемой выбора профессии, с

факторами,

влияющими

на

профессиональный

выбор,

потребностями

современного рынка труда, а также мотивировать учащихся к ответственному

профессиональному выбору на основе выявленных в процессе практических

занятий индивидуально-психологических особенностей инвалидов.

В основе профориентационной программы, реализуемой учреждением

профессионального

образования,

находится

сознательная

деятельность

педагогов

и

других

участников

(субъектов)

педагогического

процесса,

основанная на единстве четырех функций:

- диагностики существа возникшей проблемы (профконсультация на

начальном этапе);

- информация о проблеме, имеющихся противоречиях (профдиагностика);

- пути решения проблемы (коррекция профессионального выбора с

помощью

профпросвещения,

реализации

профориентационного

курса

и

учебных

дисциплин

довузовской

подготовки,

применения

дифференцированного

подхода

к

профессиональному

самоопределению

инвалидов, участия взаимодействующих субъектов довузовской подготовки в

профессиональном самоопределении инвалидов);

- профориентационная помощь на этапе реализации плана решения

(профессиональный выбор).

Заключение

Таким

образом,

реализация

профориентационной

программы

в

учреждении профессионального образования способствует формированию у

обучающихся

инвалидов

внутренней

готовности

к

профессиональному

самоопределению,

освоению

технологии

принятия

решения

в

выборе

направления образовательного и профессионального маршрута, овладению

навыками проектирования и оценки внешних препятствий на пути к

профессиональным целям, расширению знаний о мире профессий и специфике

современного ранка труда. Подводя итог сказанному, следует отметить, что

организованная

в

учреждении

профессионального

образования

профориентация выступает в качестве своеобразного социального института,

включающего в себя оказание современных профориентационных услуг,

систему социальной поддержки молодых инвалидов, способы распространения

социально значимой профессиональной информации. Выделенные формы

профориентации позволяют организовать поэтапную работу с абитуриентами-

инвалидами,

определить

их

образовательные

и

профессиональные

перспективы, потенциальные возможности, компенсаторные механизмы. Такая

работа

по

профессиональной

ориентации

должна

быть

комплексной,

системной, содержательной, за счет включения каждого обучающегося в

разнообразные

виды

и

формы

профориентационной

работы,

при

непосредственном

участии

учебных

заведений

и

других

социальных

институтов.

Список использованной литературы

1. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и

психологической

поддержке

населения

в

Российской

Федерации.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996.

№ 1 // Бюл. М-ва труда и соц. развития РФ. 1996. № 11.

2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2015.

3. Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы

риска: монография. Курган, 2019.

4. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональное самоопределение

личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего

профессионального

образования

//

Проблемы

непрерывного

профессионального образования в XXI веке: материалы Всеросс. науч.-практ.

конф. / Междунар.акад.наук пед.образования, Шадр.гос.пед.ин-т. Шадринск,

2018.

5. Профессиональная реабилитация инвалидов: справ.-информ. пособие.

Департамент федер. гос. службы занятости населения г. Москвы. М., 2016.

6. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Психолого-педагогические и

технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-

инвалидами

в

виртуальной

образовательной

среде

//

Педагогическое

образование в России. 2020. № 1.



В раздел образования