Автор: Осинина Ольга Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ "Образовательный центр "Античный"
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс «Попробуй, повтори!» (нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста)
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Попробуй, повтори!»
(нейропсихологические игры и упражнения
в работе с детьми дошкольного возраста)
Составила и провела:
педагог-психолог
Осинина Ольга Михайловна
Севастополь, 2023 г.
Конспект мастер-класса «Попробуй, повтори»!
(нейропсихологические игры и упражнения
в работе с детьми дошкольного возраста)
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в
развитии.
Чтобы
помочь
детям
преодолеть
имеющиеся
нарушения
целесообразно
использовать
в
работе
нейропсихологические
игры
и
упражнения,
улучшающие
межполушарное
взаимодействие.
Нейропсихологические
игры
и
упражнения
синхронизируют
работу
полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость
внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи.
Цель:
повышение
уровня
знаний участников
об
использовании
нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного
возраста; распространение нетрадиционных методов и форм в работе с
дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников с эффективными нейропсихологическими играми
и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию
дошкольников.
2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к
данному виду деятельности.
3.
Активизировать
самостоятельную
работу педагогов по
расширению
знаний по данному вопросу.
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы
работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к
занятию.
Материалы
и
оборудование:
проектор,
ноутбук,
презентация,
игра
«Аэробол»,
игра «Футбол», игра «Попробуй, повтори!», игра «Ножки-
Ладошки», игра «Цветные резиночки», кинезиологические мячи, стаканчики,
трубочки, перья, карточки с заданиями для развития межполушарного
взаимодействия, нейродорожки, карандаши, фломастеры,
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и
полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также
родителям.
План проведения мастер-класса:
1 этап. Приветствие. Теоретический. Вхождение в тему.
2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и
упражнениями.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1 этап. Теоретический.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим
одну из инновационных технологий работы с детьми дошкольного возраста -
это нейропсихологические игры и упражнения.
Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры -
эффективная методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание,
речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую
и крупную моторику.
Правое и левое полушарие выполняют различные функции, но в
основе
полноценной
деятельности
головного
мозга
находится
их
сотрудничество,
взаимодействие.
Между
полушариями
расположено
мозолистое
тело
с
миллионами
нервных
волокон,
передающими
информацию между ними. Современные исследования показывают, чем
лучше
полушария
взаимодействуют
между
собой,
тем
деятельность
головного мозга становится эффективнее.
Формирование
мозолистого
тела
начинается
в
конце
первого
триместра беременности (12-16 неделя) и заканчивается к 12 годам, после
чего оно остается неизменным до конца жизни. Самый чувствительный
возраст для этого процесса - от рождения до 7-8 лет, т.е. дошкольное детство.
У девочек межполушарные связи развиваются на год-полтора быстрее, чем у
мальчиков (у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Признаки
недостаточного
развития
межполушарного
взаимодействия у детей:
- несформированная ведущая рука,
- нарушена координация движений,
- низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и
звкуов, непонимание смысла речи),
- свойственны краевые эффекты памяти (середина информации
забывается),
- интеллектуальная недостаточность, низкий познавательный интерес.
- низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, плохое
настроение.
В
школьном
возрасте
несформированность
межполушарного
взаимодействия лежит в основе:
- снижения когнитивных функций, быстрой утомляемости,
- трудностей в формировании учебных навыков,
- синдрома дефицита внимания и гиперактивности,
- различных психических и неврологических нарушений (аутизм,
шизофрения, развитие депрессивных расстройств).
Провести тест на определение ведущего полушария.
Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие
пространства, гуманитарное развитие и творческие способности. Левое носит
аналитический
характер,
ответственно
за
развитие
математических
способностей, логики, речи.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это
игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо
строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и
нейроупражнения.
Но включая нейроигры и упражнений, например, в занятия, нужно
придерживаться следующих правил их применения:
- Педагог должен свободно владеть упражнениями.
- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем
двумя руками вместе,и используем принцип «от простого к сложному».
- Периодичность – ежедневно, без пропусков.
- Время занятий – утро, день.
- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
- Продолжительность занятий 10 -15 минут.
- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
- Упражнения могут проводятся по разработанным комплексам, внутри
комплексов упражнения можно менять местами, а длительность занятий по
одному комплексу составляет две недели.
- От детей требуется точное выполнение упражнений.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
2 этап. Практический.
- А теперь, давайте перейдём к практике (для удобства поделимся на 4
группы).
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для
развития
мозговых
структур.
Сегодня
мы
познакомимся
с
нейропсихологическими играми и упражнениями дошкольного возраста.
Некоторые из игр имеют как немедленный, так и накапливающий эффект.
1. Двигательные игры и упражнения.
- Развитию межполушарного взаимодействия, помогают такие игры, как:
Младший возраст: игра «Ладошки» (пример: 1 кулак, 1 ладошка, ты
поменяй скорее крошка. Вот ладошка, вот кулак, и все быстрее делай так.
Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут.), игра «Оладушки» (мы играли в
ладушки, жарили оладушки, так пожарим повернем и опять играть начнем)
Старший возраст: упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Коза и заяц»,
«Ушки- рожки», «Кулачок-ребро-ладошка». Работа проводится как левой,
так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук
одновременно, попеременно (показ игр: «Оладушки», «Ладошки», «Ножки-
рожки» и др.).
Игра
«Попробуй,
повтори!»
(показ),
игра
«Ножки
и
ладошки»,
упражнения на сибборде, доске Бильгоу (показ).
- Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют
работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению
запоминания, повышают устойчивость внимания, снижают утомляемость и
повышают эмоционально-волевую устойчивость.
2. «Межполушарное рисование»
- Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими
руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, готовые
доски и др., в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки
левой и правой рукой поочередно или одновременно.
- Давайте попробуем одной рукой рисовать треугольник в воздухе, а другой
круг.
Делаем
это
одновременно!
Поменяем
руки!
Правда
нелегко?
(выполнение упражнений на карточках).
3. Нейротаблицы.
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить
одинаковые объекты слева и справа (показ).
4. Упражнения «Найди и вычеркни» (корректурные пробы),
«Лабиринт» (провести), «Графический диктант», «Копирование точек»,
«Зашумленные картинки», «Веселые пальчики», «Продолжи узор»,
«Рисование на песке, манке, спине…», работа с ритмом.
Игра «Молчу – шепчу – кричу» (провести). Следует придумать знаки,
которые обозначают, что именно нужно делать по тому или иному сигналу:
молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен
реагировать соответствующим образом. Например, зелёная ладошка – кричу,
жёлтая – шепчу, красная – молчу.
или
упражнение «Услышь букву» (провести).
Взрослый достаточно
медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с
условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал. Более
сложный вариант включает работу над переключением, например: «На К
хлопни в ладоши, на Л топни ногой».
Текст: «У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапах тёмные пятна.
Хвост длинный и пушистый. Мурзик любит играть в «Кошки-мышки».
5. Дыхательные упражнения (проводит логопед).
Упражнения на дыхание насыщают клетки кислородом, улучшают мозговую
деятельность.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые
участники,
мы
сегодня
познакомились
с
нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих развитию
межполушарных связей. Я надеюсь, что информация для вас была полезна и
вы будете использовать ее в своей работе.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и
игр оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает
состояние
физического
здоровья,
снижает
утомляемость,
повышает
способность к произвольному контролю.
Проведение рефлексии.
Рефлексия. А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:
• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы
будете использовать полученные знания в своей практике.
• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы
уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей
практике.
• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.
В завершении хочу вам напомнить, что «Возможности нашего мозга
в наших руках!»
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1.
Кравченко
Л.
Как
развивать
у
детей
межполушарное
взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2019
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-
методическое пособие/под редакцией А. В. Семенович. – М. :Дрофа, 2014
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. :
Генезис, 2008.
4.
Семенович
А.
В. Нейропсихологическая коррекция
в
детском
возрасте. Метод
замещающего
онтогенеза:
Учебное
пособие.
-М. :
Генезис,2012.
5.
Сиротюк
А.
Л. Нейропсихологическое и
психофизиологическое
сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. :
Центрполиграф, 2002.
Приложение 1
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам
необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность
букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой
палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки,
то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз
вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву
Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона».
Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука
была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое
полушарие, если Л, то левое.
Приложение 2
С помощью следующего теста, узнаем, какое полушарие мозга у вас лучше
работает (картинка на слайде).
Итак.
Вы
увидели
первым
голову
Тигра?
Активнее всего работает у вас левое полушарие.
Особенности вашей личности: Вы организованный человек, который знает,
что хочет, идете к своей цели, используя аналитические способности. Любой
ситуации вы даете логическое объяснение.
Однако вы проверяете и перепроверяете, много думаете о принятых
решениях, чтобы убедиться, насколько оправданно вы приняли решение.
У вас есть список желаний. Вы не просто мечтаете, у вас есть план действий,
как
достичь
того,
что
вами
намечено.
Эмоции и чувства не мешают вам достигать целей и ставить новые планы.
Профессиональные качества: у вас хорошие математические способности, вы
могли бы преуспеть в науке, можете быть хорошим организатором в
реализации идей. Даже если все сомневаются, возможно ли осуществить тот
или иной план, вы точно знаете, что можно. Все, что вы наметили – вполне
достижимо.
Вы увидели висящую обезьяну?
У вас более развито правое полушарие. Вы творческая личность. Вы мыслите
нестандартно, у вас много инновационных идей. Если встречаетесь со
сложной жизненной ситуацией, то чаще всего доверяете собственной
интуиции, и, как правило, не напрасно. Ваше «шестое чувство» вас редко
обманывает. Для вас путешествие и познание нового важнее конечной цели.
Каждый ваш шаг в жизни рассматриваете, как новый урок и новое открытие.
Даже если иногда терпите поражение, уверены, что и этот урок – шаг
навстречу к цели. Мечты иногда уносят вас далеко от земли. Вы теряетесь в
собственном придуманном раю.
Особенности вашей личности: Вы умеете видеть привычные вещи по-
другому,
по
сравнению
с
другими.
Многие
поступки
совершаете
импульсивно, спонтанно. Сильно переживаете за все. Много думаете и
поступаете так, как сердце велит.
Профессиональные качества: Вы можете быть хорошим экспертом в музыке,
искусстве и проявить себя в других творческих профессиях. Вы можете быть
креативным
менеджером,
дизайнером.
Вы редко строите планы, а если и строите их, то не придерживаетесь.
Зачастую действуете интуитивно. Поэтому можете решить сложные задачи
более быстрым и легким путем.
Ваши цели – это мечты. Если верите в них всем сердцем, то мечты
становятся реальностью, вопреки логике.
А теперь стоит напомнить, что у каждого человека работает оба полушария,
уравновешивая его личность. Однако, доминирующим в любом случае
оказывается одно из полушарий. Какое именно наиболее активно у вас – вы
теперь знаете.
Приложение 3
«Тест руки»
Эксперты по языку тела считают, что то, как вы скрещиваете пальцы, многое
говорит о вас. К такому выводу пришел лауреат Нобелевской премии Роджер
Уолкотт Сперри. Согласно его исследованиям, поведение человека зависит
от того, какая часть его мозга, левая или правая, более активна.
Язык тела, жесты и мимика многое говорят о человеке.
Скрестите руки и посмотрите на картинку.
Какой из вариантов соответствует вашему положению рук?
Прочитайте расшифровку теста.
Расшифровка теста:
Большой палец правой руки вверх
Такое расположение ваших пальцев свидетельствует о том, что вы очень
эмоциональный и невероятно чувствительный человек.
Вы импульсивны и упрямы. Когда вы решаете, что хотите чего-то и хотите
сделать это по-своему, нет никакого способа убедить вас в обратном, даже
если это заставляет вас идти на риск. Вы искренни до крайности.
Вы мыслите нестандартно. Хотя принятие решений после наплыва чувств
иногда требует времени.
В вас много сочувствия. Природа наделила вас уникальной интуицией и
надежным
шестым
чувством,
которым
вы
часто
пользуетесь.
Ваша
способность понимать глубокие эмоции и тепло реагировать на них
располагает к вам людей. Люди легко открываются вам, потому что они
доверяют вам и ожидают вашего сострадания. Они знают, что ничего
плохого с вашей стороны им можно не ждать. Вы умеете давать советы,
когда это необходимо, а также умеете промолчать, когда это необходимо. Вы
тщательно обдумываете и анализируете каждую ситуацию. Вы не торопитесь
с
решениями,
поэтому
в
большинстве
случаев
они
оказываются
правильными.
Два больших пальца соединены параллельно
Вы очень спокойный и уравновешенный человек, который любит порядок и
гармонию во всем. Вы стараетесь избегать споров и проблем любой ценой.
Вы убеждены, что дьявол кроется в деталях. Вы перфекционист и ожидаете
такого же ответственного подхода от других. Лидерство - это естественное
поведение для вас, и вы всегда стремитесь подавать пример. Но это не
значит, что вас не волнуют потребности и обстоятельства других людей.
Вы мудрый человек, вы не любите ссор. Вы предпочитаете отступить от
своего мнения или отказаться от чего-то. Не зря говорят, что умные
отступают. Но это, конечно, не означает, что вы подвергаете себя
неблагоприятным для вас ситуациям или что вы боретесь с ветряными
мельницами.
Лучше всего вы чувствуете себя в собственной компании. Вы предпочитаете
одиночество или, самое большее, компанию нескольких, но заслуживающих
доверия людей, которые хорошо вас знают. У вас есть близкий круг друзей, и
этого вам достаточно. Вам не нравится хаос, вызванный большой группой
незнакомцев.
Вы также любите быть в контакте с природой и иногда вам просто
необходимо полежать или посидеть без дела, ничего не делая и ни о чем не
думая. В вашей жизни медленный темп, и вам это нравится. Безрассудная
погоня за успехом – не ваш стиль.
Большой палец левой руки вверх
Вы очень активный и спонтанный человек. Вы не любите скуку. В вашей
жизни всегда что-то происходит. Вам постоянно нужны новые задачи и цели.
Вам быстро становится скучно и хочется попробовать что-то новое. У вас
миллион идей в минуту.
В большой компании вы чувствуете себя как рыба в воде. Вы всегда
выделяетесь в обществе, с вами интересно проводить время. Вы любите
внимание и не боитесь конфронтации.
Вы практичный человек. Вы один из тех, кто никогда не принимает решений
на горячую голову. Вы тщательно взвешиваете все "за" и "против". Кроме
того, вас довольно трудно одурачить. У вас врожденный детектор лжи. Вы не
любите бездельничать. Вы ищете романтики.
Когда вам что-то не нравится, вы говорите об этом прямо. Вы очень
оптимистичный и беззаботный человек. Вас не слишком заботит мнение
других или последствия ваших решений.
Какой вариант вы выбрали? Совпало описание?