Напоминание

Патриотическое воспитание в начальной школе


Автор: Десятова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №103
Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Десятова Анастасия Сергеевна,

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 103, город Краснодар

dessyatova

80@

mail

.

ru

Патриотическое воспитание младших школьников. Проблемы и пути их решения.

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания чувства

патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной

деятельности. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе

которых формируются знания и умения педагогов в области воспитания

патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной

деятельности.

Ключевые слова: педагог, младший школьник, воспитание, патриотизм,

внеурочная деятельность.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской

литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах

политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.

Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно

- унизительного. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в

монографии доктора психологических наук, И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь

к своему отечеству; к родным местам "земле отцов", к родному языку, к передовой

культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному

общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная

преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость». [11, С. 18]

К примеру, К. Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет собой не только

важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое средство: «Как нет человека

без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает

воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с

его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [23, С.

598]

А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего

гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг

перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или

приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». [13, С. 84]

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в

себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом

общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит

пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил

своих споспешествовать этому». [4, С.471]

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у

,

,

подрастающих поколений нравственных качеств личности коллективизма

,

,

гражданственности любви к своей Родине

уважительного отношения к

,

.

истории своей Родины к своему народу

При этом большую роль в

:

воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации

,

,

,

радио высокохудожественные отечественные кинофильмы театр

.

художественная литература

,

.

.

,

Советский педагог и писатель

А С Макаренко отмечал что патриотизм

.

проявляется не только в героических поступках От настоящего патриота

"

",

,

,

требуется не только

героическая вспышка

но и длительная

мучительная

,

,

,

".

нажимная работа

часто даже очень тяжелая

неинтересная

грязная

Особое

значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого

.

.

,

периода имеют работы выдающегося педагога В А Сухомлинского который

,

считал что школа должна воспитывать у молодежи стремление к

,

беззаветному служению Родине

к активной трудовой и общественной

. .

.

,

деятельности В А Сухомлинский подчеркивал что одной из главных

,

воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому

,

,

будничному

повседневному труду

труду для общества как к

,

,

патриотической деятельности причем сама деятельность детей

,

организуемая педагогом с данной целью представляет движущую силу

.

.

.

формирования личности растущего гражданина

В своих работах В А

,

Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма

,

,

объясняя их тем что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой с

"

помощью которой можно было бы измерить эту

трудно постижимую

" -

.

ценность

патриотизм Любовь к Отечеству становится силой духа только

,

,

тогда

когда у человека запечатлены в сознании образы связанные с

,

,

,

родным краем языком когда появляется чувство гордости от того что все

-

.

это

твоя Родина

Идеологической основой патриотического воспитания в

-

.

современной школе являются духовно

нравственные ценности нации

(

, 2014)

Сухомлинский

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель

,

данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота

любящего

,

,

свою Родину

преданного Отечеству

готового служить ему своим трудом и

.

защищать его интересы

-

сегодня патриотическое воспитание

это систематическая деятельность

,

педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания

,

,

-

ценностей чувства верности своему Отечеству

а его основная цель

,

формирование духовно и физически здорового человека

неразрывно

,

связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны способного

.

встать на защиту государственных интересов

Достижение указанной цели

:

осуществляется через решение следующих задач

-

,

-

развитие личности обладающей качествами гражданина

патриота

,

Родины способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и

;

военное время

-

,

,

расширение знаний о родном крае

городе

воспитание гордости за его

,

;

героическое прошлое

историческое и культурное наследие

-

,

;

изучение живой национальной культуры народного искусства

-

привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ

.

и др

,

-

Итак

по нашему убеждению

патриотическое воспитание всегда было

.

одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов

Патриотическое воспитание современного школьника - как педагогическая проблема

Сущность патриотического воспитания в современных условиях может

,

,

трактоваться как развитие чувства личности патриотического сознания

.

,

основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа

Так

совсем недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея

,

,

воспитания индивидуализма

эгоцентризма

вместо воспитания патриотизма

стало пропагандироваться воспитание неуважительного отношения к

,

.

,

отечественной истории к своему народу

Это приводит к тому

что понятия

"

", "

"

.

.

.

патриотизм

патриот

приобретают негативный оттенок

Президент РФ В В

,

"

"

Путин в одном из интервью с сожалением отмечал что слово

патриотизм

.

подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле

Однако

,

для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное

полностью

.

,

,

позитивное значение

Это чувство гордости своим отечеством его историей

.

свершениями

В условиях многонациональности российского государства в системе

образования важное значение приобретают вопросы воспитания у

,

подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам так и

.

,

,

90-

20

чувства любви к Родине

Необходимо отметить

что начиная с

х годов

,

века

молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными

.

посредниками и реалиями Оно уже не приемлет прежних устоев и

,

ценностей прежней общественной системы появился новый социальный тип

,

,

,

личности

это люди деловые

уверенные в себе

независимые

с яркой

.

индивидуальностью В тоже время в обществе наблюдается духовная

.

опустошенность и низкая культура

Произошло снижение значения

.

патриотизма как одной из ценностей нашего народа

Политическая

,

,

-

дезинтеграция

социальная дифференциация общества

девальвация духовно

нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное

,

сознание большинства социальных и возрастных групп россиян молодежи в

.

первую очередь

Усилился процесс снижения воспитательного воздействия

,

,

российской культуры искусства

образования

важных факторов

.

формирования патриотизма

Среди молодого поколения более заметной

.

стала утрата традиционного российского патриотического сознания

,

Произошла утрата идеологических ценностей патриотическое и

интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых

-

.

социально экономических условиях Решение проблемы воспитания

патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной

. (

, 2015)

деятельности

Адаменко

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является

,

общепринятое мнение о том что процесс воспитания необходимо начинать

.

в младшем школьном возрасте

В этот период происходит формирование

-

,

,

,

,

духовно нравственной основы ребенка

эмоций чувств

мышления

,

механизмов социальной адаптации в обществе

начинается процесс

.

осознания себя в окружающем мире

Данный отрезок жизни человека

-

является наиболее благоприятным для эмоционально психологического

,

воздействия на ребенка

так как его образы восприятия очень ярки и

,

,

сильны и поэтому они остаются в памяти надолго а иногда и на всю жизнь

.

,

что очень важно в воспитании патриотизма

Необходимо чтобы маленький

,

,

.

человек знал больше о своей стране

её истории гордился этой историей

,

, .

.

Для того чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране

т е

для

,

,

того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства

нужна

,

,

кропотливая систематическая воспитательная работа

как на уроках так и во

,

внеурочной воспитательной деятельности поскольку воспитание

.

подрастающего поколения

это залог хорошего будущего развития страны

(

, 2016)

Родина

,

Можно сделать вывод что в современном обществе усилился процесс

,

,

снижения воспитательного воздействия российской культуры искусства

.

образования

важных факторов формирования патриотизма

Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых

.

различных форм и методов воспитательной деятельности Наиболее

перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического

воспитания является применение комплексных комбинированных

,

,

интегрированных форм оптимально сочетающих как общее

так и

.

специфическое в его содержании

,

Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия

,

,

которые проводятся системно с определенной цикличностью в соответствии

,

с научно обоснованными организационными условиями способствующими

.

,

реализации основных задач патриотического воспитания

Кроме того они

,

синтезируют основные элементы как общего так и специального

-

содержания военно патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и

.

,

,

взаимодополняемом виде

Тем самым в значительной мере

преодолевается

-

разрыв между теоретическим и практико прикладным компонентами

,

патриотического воспитания

между его общеразвивающей направленностью

.

и специфическими задачами

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из

.

основных задач образовательного учреждения

Это сложный педагогический

.

.

процесс

В основе его лежит развитие нравственных чувств

Период младшего школьного возраста по своим психологическим

,

характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма

так

,

как младший школьник отвечает доверием к взрослому

ему присуща

,

,

,

подражательность

внушаемость

эмоциональная отзывчивость

искренность

.

,

,

,

чувств

Знания

впечатления

пережитые в детстве

остаются с человеком на

.

всю жизнь

,

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников

:

используются следующие формы и методы

-

(

,

экскурсии и походы по родному краю в краеведческий музей по улицам

,

,

);

города

к памятным историческим местам к православным храмам

-

»

.);

коллективные творческие дела

Праздник русской матрёшки

и др

-

,

(

,

праздники посвящённые памятным датам День Защитника Отечества

День

);

Победы

-

», «

устные журналы

Исторические страницы нашего города

Имена на

», «

»);

табличках улиц

Аллея славы

-

,

,

выставки рисунков и поделок

Посмотри как хорош край в котором ты

», «

,

», «

живёшь

Город прошлого настоящего и будущего

Профессии наших

», «

»);

родителей

Ребята нашего двора

-

?», «

викторины и конкурсы

Знаешь ли ты свой город

История родного

», «

»);

края

Профессии людей нашего города

-

», «

конкурсы проектов

Зелёный наряд моего двора

Как сделать город

?», «

»);

чистым

Семейная летопись

-

», «

»);

акции

Милосердие

Забота

-

-

,

конкурсно

игровые программы

Если армия сильна

непобедима и

!»);

страна

-

?», «

круглый стол

Что значит быть Гражданином

Наши права и

», «

!») .

. (

, 2016)

обязанности

Славен человек трудом

и т д

Авдонин

,

,

Проанализировав данные формы работы можно сделать вывод что эти

формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни

,

общества в плане проявления активности личной ответственности за

,

,

результаты своего труда

сформировать любовь к Родине

ответственность

,

,

.

перед близкими людьми миролюбие

заботу об окружающей среде

,

,

,

Россия

страна высокой духовности уникальной душевности открытости

.

бескорыстия и приветливости Россиянам в высшей степени были всегда

,

свойственны любовь к родной земле

гордость своей принадлежностью

.

России Величайшей национальной ценностью был и остаётся патриотизм

,

,

любовь к своему народу

тяга ко всему русскому

неотрывная привязанность

,

,

,

,

к месту своего рождения

уважение к предкам традициям культуре

всему

.

укладу жизни

Сегодня очень важно возродить в российском обществе чувство истинного

,

патриотизма как духовно

нравственную и социальную ценность

,

сформировать в молодом человеке граждански активные

социально

,

.

значимые качества

которые он может проявить в созидательном процессе

,

Следовательно одна из важнейших задач школы

передать будущим

,

поколениям человеческий опыт в его национальной форме

воспитать людей

,

,

,

высоконравственных образованных духовно богатых обладающих чувством

.

гражданского долга и любовью к Родине

Широкие возможности для воспитания патриотизма представляет курс

кубановедения

.

Необходимость развития интересов учащихся в области

кубановедения

:

,

связана с социальным запросом общества

чем полнее

,

глубже

содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших

,

людях тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной

,

. (

, 2016)

природе и земле

уважении к традициям своего народа

Данилюк

.

.

,

Академик Д С Лихачёв

говоря о значении краеведения и истории в

,

: «

воспитании граждан страны отмечал

Если человек не любит хотя бы

,

изредка смотреть на старые фотографии своих родителей не ценит память

,

,

,

,

о них оставленную в саду

который они возделывали вещах которые им

, -

,

.

принадлежат

значит

он не любит их Если человек не любит старые

,

,

,

.

улицы пусть даже плохонькие

значит

у него нет любви к своему городу

, -

,

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны

он как

,

».

,

«

правило равнодушен к своей стране

А ещё он говорил что

Краеведение

,

,

учит людей любить не только свои родные места

но и знанию о них

,

,

,

приучает интересоваться историей искусством литературой повышать свой

.

-

». [16,

культурный уровень

Это

самый массовый вид науки

. 149]

C

,

,

С малых лет дать детям представление

пусть даже самое простое

о месте

.

,

и роли их страны в мире очень важно Хотя тот

кто работает с младшими

,

,

6-7

школьниками хорошо знает

насколько трудно сформировать у детей

-

«

» «

»

.

лет хоть какое то представление о

малой

и

большой

родине

В то же

,

время нельзя отрицать

что сознательное отношение ребенка к близкому

,

,

(

,

,

),

окружению к месту

где он живет

селу

поселку

городу

имеет

.

существенное значение для формирования его личности Без любви к

Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать

,

гражданина и патриота

сформировать у ребенка чувство собственного

,

.

достоинства

привить ему положительные качества

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той

,

объединяющей силой которая сможет вырастить поколение настоящих

,

,

.

,

патриотов

любящих свою Родину не на словах а на деле

Поколение

,

которое возведет Россию на пьедестал сможет приумножить национальные

,

.

богатства

а уровень жизни сделать качественнее

Ознакомление детей с историей и природой родного края идёт в основном

:

,

наглядно

действенным путём на экскурсиях во время наблюдений и

.

работы с научно

познавательной литературой Поэтому в работе с детьми

:

ведущими являются следующие методы научно

исследовательской работы

,

,

,

наблюдение

беседы чтение научно

познавательной литературы метод

,

,

.

открытий исследования

работа над проектами

,

,

,

Изучение истории родной земли истории нашего Отечества

боевых

,

трудовых и культурных традиций устоев народа было и остается

,

важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма

,

.

чувства любви к нашей великой Отчизне

к малой и большой Родине

(

, 2013)

Историческое краеведение



В раздел образования