Автор: Десятова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №103
Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование
Десятова Анастасия Сергеевна,
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 103, город Краснодар
dessyatova
80@
.
ru
Патриотическое воспитание младших школьников. Проблемы и пути их решения.
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной
деятельности. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе
которых формируются знания и умения педагогов в области воспитания
патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности.
Ключевые слова: педагог, младший школьник, воспитание, патриотизм,
внеурочная деятельность.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской
литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах
политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно
- унизительного. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в
монографии доктора психологических наук, И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь
к своему отечеству; к родным местам "земле отцов", к родному языку, к передовой
культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному
общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная
преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость». [11, С. 18]
К примеру, К. Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет собой не только
важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое средство: «Как нет человека
без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с
его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [23, С.
598]
А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего
гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг
перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или
приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». [13, С. 84]
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в
себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом
общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит
пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил
своих споспешествовать этому». [4, С.471]
В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у
,
,
подрастающих поколений нравственных качеств личности коллективизма
,
,
гражданственности любви к своей Родине
уважительного отношения к
,
.
истории своей Родины к своему народу
При этом большую роль в
:
воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации
,
,
,
радио высокохудожественные отечественные кинофильмы театр
.
художественная литература
,
.
.
,
Советский педагог и писатель
А С Макаренко отмечал что патриотизм
.
проявляется не только в героических поступках От настоящего патриота
"
",
,
,
требуется не только
героическая вспышка
но и длительная
мучительная
,
,
,
".
нажимная работа
часто даже очень тяжелая
неинтересная
грязная
Особое
значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого
.
.
,
периода имеют работы выдающегося педагога В А Сухомлинского который
,
считал что школа должна воспитывать у молодежи стремление к
,
беззаветному служению Родине
к активной трудовой и общественной
. .
.
,
деятельности В А Сухомлинский подчеркивал что одной из главных
,
воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому
,
,
будничному
повседневному труду
труду для общества как к
,
,
патриотической деятельности причем сама деятельность детей
,
организуемая педагогом с данной целью представляет движущую силу
.
.
.
формирования личности растущего гражданина
В своих работах В А
,
Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма
,
,
объясняя их тем что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой с
"
помощью которой можно было бы измерить эту
трудно постижимую
" -
.
ценность
патриотизм Любовь к Отечеству становится силой духа только
,
,
тогда
когда у человека запечатлены в сознании образы связанные с
,
,
,
родным краем языком когда появляется чувство гордости от того что все
-
.
это
твоя Родина
Идеологической основой патриотического воспитания в
-
.
современной школе являются духовно
нравственные ценности нации
(
, 2014)
Сухомлинский
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель
,
данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота
любящего
,
,
свою Родину
преданного Отечеству
готового служить ему своим трудом и
.
защищать его интересы
-
сегодня патриотическое воспитание
это систематическая деятельность
,
педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания
,
,
-
ценностей чувства верности своему Отечеству
а его основная цель
,
формирование духовно и физически здорового человека
неразрывно
,
связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны способного
.
встать на защиту государственных интересов
Достижение указанной цели
:
осуществляется через решение следующих задач
-
,
-
развитие личности обладающей качествами гражданина
патриота
,
Родины способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и
;
военное время
-
,
,
расширение знаний о родном крае
городе
воспитание гордости за его
,
;
героическое прошлое
историческое и культурное наследие
-
,
;
изучение живой национальной культуры народного искусства
-
привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ
.
и др
,
-
Итак
по нашему убеждению
патриотическое воспитание всегда было
.
одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов
Патриотическое воспитание современного школьника - как педагогическая проблема
Сущность патриотического воспитания в современных условиях может
,
,
трактоваться как развитие чувства личности патриотического сознания
.
,
основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа
Так
совсем недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея
,
,
воспитания индивидуализма
эгоцентризма
вместо воспитания патриотизма
стало пропагандироваться воспитание неуважительного отношения к
,
.
,
отечественной истории к своему народу
Это приводит к тому
что понятия
"
", "
"
.
.
.
патриотизм
патриот
приобретают негативный оттенок
Президент РФ В В
,
"
"
Путин в одном из интервью с сожалением отмечал что слово
патриотизм
.
подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле
Однако
,
для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное
полностью
.
,
,
позитивное значение
Это чувство гордости своим отечеством его историей
.
свершениями
В условиях многонациональности российского государства в системе
образования важное значение приобретают вопросы воспитания у
,
подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам так и
.
,
,
90-
20
чувства любви к Родине
Необходимо отметить
что начиная с
х годов
,
века
молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными
.
посредниками и реалиями Оно уже не приемлет прежних устоев и
,
ценностей прежней общественной системы появился новый социальный тип
–
,
,
,
личности
это люди деловые
уверенные в себе
независимые
с яркой
.
индивидуальностью В тоже время в обществе наблюдается духовная
.
опустошенность и низкая культура
Произошло снижение значения
.
патриотизма как одной из ценностей нашего народа
Политическая
,
,
-
дезинтеграция
социальная дифференциация общества
девальвация духовно
нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное
,
сознание большинства социальных и возрастных групп россиян молодежи в
.
первую очередь
Усилился процесс снижения воспитательного воздействия
,
,
–
российской культуры искусства
образования
важных факторов
.
формирования патриотизма
Среди молодого поколения более заметной
.
стала утрата традиционного российского патриотического сознания
,
Произошла утрата идеологических ценностей патриотическое и
интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых
-
.
социально экономических условиях Решение проблемы воспитания
патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной
. (
, 2015)
деятельности
Адаменко
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является
,
общепринятое мнение о том что процесс воспитания необходимо начинать
.
в младшем школьном возрасте
В этот период происходит формирование
-
,
,
,
,
духовно нравственной основы ребенка
эмоций чувств
мышления
,
механизмов социальной адаптации в обществе
начинается процесс
.
осознания себя в окружающем мире
Данный отрезок жизни человека
-
является наиболее благоприятным для эмоционально психологического
,
воздействия на ребенка
так как его образы восприятия очень ярки и
,
,
сильны и поэтому они остаются в памяти надолго а иногда и на всю жизнь
.
,
что очень важно в воспитании патриотизма
Необходимо чтобы маленький
,
,
.
человек знал больше о своей стране
её истории гордился этой историей
,
, .
.
Для того чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране
т е
для
,
,
того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства
нужна
,
,
кропотливая систематическая воспитательная работа
как на уроках так и во
,
внеурочной воспитательной деятельности поскольку воспитание
–
.
подрастающего поколения
это залог хорошего будущего развития страны
(
, 2016)
Родина
,
Можно сделать вывод что в современном обществе усилился процесс
,
,
снижения воспитательного воздействия российской культуры искусства
–
.
образования
важных факторов формирования патриотизма
Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых
.
различных форм и методов воспитательной деятельности Наиболее
перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического
воспитания является применение комплексных комбинированных
,
,
интегрированных форм оптимально сочетающих как общее
так и
.
специфическое в его содержании
,
Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия
,
,
которые проводятся системно с определенной цикличностью в соответствии
,
с научно обоснованными организационными условиями способствующими
.
,
реализации основных задач патриотического воспитания
Кроме того они
,
синтезируют основные элементы как общего так и специального
-
содержания военно патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и
.
,
,
взаимодополняемом виде
Тем самым в значительной мере
преодолевается
-
разрыв между теоретическим и практико прикладным компонентами
,
патриотического воспитания
между его общеразвивающей направленностью
.
и специфическими задачами
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из
.
основных задач образовательного учреждения
Это сложный педагогический
.
.
процесс
В основе его лежит развитие нравственных чувств
Период младшего школьного возраста по своим психологическим
,
характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма
так
,
как младший школьник отвечает доверием к взрослому
ему присуща
,
,
,
подражательность
внушаемость
эмоциональная отзывчивость
искренность
.
,
,
,
чувств
Знания
впечатления
пережитые в детстве
остаются с человеком на
.
всю жизнь
,
Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников
:
используются следующие формы и методы
-
(
,
экскурсии и походы по родному краю в краеведческий музей по улицам
,
,
);
города
к памятным историческим местам к православным храмам
-
(«
»
.);
коллективные творческие дела
Праздник русской матрёшки
и др
-
,
(
,
праздники посвящённые памятным датам День Защитника Отечества
День
);
Победы
-
(«
», «
устные журналы
Исторические страницы нашего города
Имена на
», «
»);
табличках улиц
Аллея славы
-
(«
,
,
выставки рисунков и поделок
Посмотри как хорош край в котором ты
», «
,
», «
живёшь
Город прошлого настоящего и будущего
Профессии наших
», «
»);
родителей
Ребята нашего двора
-
(«
?», «
викторины и конкурсы
Знаешь ли ты свой город
История родного
», «
»);
края
Профессии людей нашего города
-
(«
», «
конкурсы проектов
Зелёный наряд моего двора
Как сделать город
?», «
»);
чистым
Семейная летопись
-
(«
», «
»);
акции
Милосердие
Забота
-
-
(«
,
конкурсно
игровые программы
Если армия сильна
непобедима и
!»);
страна
-
(«
?», «
круглый стол
Что значит быть Гражданином
Наши права и
», «
!») .
. (
, 2016)
обязанности
Славен человек трудом
и т д
Авдонин
,
,
Проанализировав данные формы работы можно сделать вывод что эти
формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни
,
общества в плане проявления активности личной ответственности за
,
,
результаты своего труда
сформировать любовь к Родине
ответственность
,
,
.
перед близкими людьми миролюбие
заботу об окружающей среде
–
,
,
,
Россия
страна высокой духовности уникальной душевности открытости
.
бескорыстия и приветливости Россиянам в высшей степени были всегда
,
свойственны любовь к родной земле
гордость своей принадлежностью
.
–
России Величайшей национальной ценностью был и остаётся патриотизм
,
,
любовь к своему народу
тяга ко всему русскому
неотрывная привязанность
,
,
,
,
к месту своего рождения
уважение к предкам традициям культуре
всему
.
укладу жизни
Сегодня очень важно возродить в российском обществе чувство истинного
–
,
патриотизма как духовно
нравственную и социальную ценность
,
сформировать в молодом человеке граждански активные
социально
,
.
значимые качества
которые он может проявить в созидательном процессе
,
–
Следовательно одна из важнейших задач школы
передать будущим
,
поколениям человеческий опыт в его национальной форме
воспитать людей
,
,
,
высоконравственных образованных духовно богатых обладающих чувством
.
гражданского долга и любовью к Родине
Широкие возможности для воспитания патриотизма представляет курс
кубановедения
.
Необходимость развития интересов учащихся в области
кубановедения
:
,
связана с социальным запросом общества
чем полнее
,
глубже
содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших
,
людях тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной
,
. (
, 2016)
природе и земле
уважении к традициям своего народа
Данилюк
.
.
,
Академик Д С Лихачёв
говоря о значении краеведения и истории в
,
: «
воспитании граждан страны отмечал
Если человек не любит хотя бы
,
изредка смотреть на старые фотографии своих родителей не ценит память
,
,
,
,
о них оставленную в саду
который они возделывали вещах которые им
, -
,
.
принадлежат
значит
он не любит их Если человек не любит старые
,
,
,
.
улицы пусть даже плохонькие
значит
у него нет любви к своему городу
, -
,
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны
он как
,
».
,
«
правило равнодушен к своей стране
А ещё он говорил что
Краеведение
,
,
учит людей любить не только свои родные места
но и знанию о них
,
,
,
приучает интересоваться историей искусством литературой повышать свой
.
-
». [16,
культурный уровень
Это
самый массовый вид науки
. 149]
C
,
,
С малых лет дать детям представление
пусть даже самое простое
о месте
.
,
и роли их страны в мире очень важно Хотя тот
кто работает с младшими
,
,
6-7
школьниками хорошо знает
насколько трудно сформировать у детей
-
«
» «
»
.
лет хоть какое то представление о
малой
и
большой
родине
В то же
,
время нельзя отрицать
что сознательное отношение ребенка к близкому
,
,
(
,
,
),
окружению к месту
где он живет
селу
поселку
городу
имеет
.
существенное значение для формирования его личности Без любви к
Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать
,
гражданина и патриота
сформировать у ребенка чувство собственного
,
.
достоинства
привить ему положительные качества
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той
,
объединяющей силой которая сможет вырастить поколение настоящих
,
,
.
,
патриотов
любящих свою Родину не на словах а на деле
Поколение
,
которое возведет Россию на пьедестал сможет приумножить национальные
,
.
богатства
а уровень жизни сделать качественнее
Ознакомление детей с историей и природой родного края идёт в основном
–
:
,
наглядно
действенным путём на экскурсиях во время наблюдений и
–
.
работы с научно
познавательной литературой Поэтому в работе с детьми
–
:
ведущими являются следующие методы научно
исследовательской работы
,
,
–
,
наблюдение
беседы чтение научно
познавательной литературы метод
,
,
.
открытий исследования
работа над проектами
,
,
,
Изучение истории родной земли истории нашего Отечества
боевых
,
трудовых и культурных традиций устоев народа было и остается
,
важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма
,
.
чувства любви к нашей великой Отчизне
к малой и большой Родине
(
, 2013)
Историческое краеведение