Авторы: Верещагина Евгения Сергеевна, Ерастова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №43 "Тюльпанчик"
Населённый пункт: Кемеровская область Кузбасс - г. Междуреченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Спасём солнышко"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи
с
использованием
технологии
ТРИЗ
«Заколдованное
солнце»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа);
Цель. Повышение речевой активности детей посредством участия в словесно
– речевых играх, применяя методы и приёмы Триз.
Задачи:
Обучать детей элементам составления описательного рассказа
Развивать диалогическую связную речь, логическое мышление, память,
внимание, воображение, упражнять в подборе антонимов.
Развивать умения правильно строить предложения, задавать и отвечать
на вопросы
Формировать навыки пересказа со зрительной опорой и помощью
педагога, развитие коммуникативных навыков
Воспитывать
доброжелательность
и
отзывчивость,
умение
сотрудничать со сверстниками
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, физическое развитие; социально – коммуникативное развитие
Планируемый результат: продолжает развиваться монологическая форма
речи, дети доброжелательны и отзывчивы друг к другу, дети продолжают
учиться решать нестандартные задачи.
Средства и оборудование:
солнышко с лучиками; карточки с заданиями; телефон, блютуз колонка,
игры с картинками.
Ход НОД
Мотивационный этап – Вводная часть
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета.
А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать улыбкой.
В этот чудный, чудный день нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Давайте все вместе поздороваемся с нашими гостями
Воспитатель:
Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
(Дети садятся на стульчики полукругом.
Звонок телефона. Прослушивание сообщения.
Содержательный этап – Основная часть
Воспитатель. Ребята, нам кто то звонит. Давайте послушаем.
Звучит аудиозапись: Здравствуйте ребята ,я звоню вам чтобы попросить
у вас помощи! Снежная королева заколдовала мои лучики и разбросала
в разные стороны, теперь я не могу ярко светить и согревать землю!
Лучики можно расколдовать только после выполнения заданий !Ребята
помогите пожалуйста расколдовать мои лучики!
Воспитатель. Ребята кто то просит помощи? Как вы думаете кто?
Дети. Солнце
Воспитатель. Какая беда случилась с солнышком?(ответы детей) Если мы
сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы
готовы
помочь
солнышку.
Дети. да
Воспитатель.
А вот и первый лучик с заданием.
«Сравни и назови» Солнце сияет и мир расцветает яркими красками.
Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Я буду бросать вам мяч, и начинать фразу, а вы должны её закончить.
Солнце желтое, как... (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
Солнце теплое, как... (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда
Солнце жаркое, как... (огонь, костер)
Воспитатель. Ребята мы с вами выполнили первое задание, и первый лучик
возвращается на свое место. (Воспитатель берет второе задание.)
Второе
задание
называется
«Пинг-понг».
(Ход
игры:
воспитатель
предлагает
слово
показываю
картинку
–
дети
называют
слово
противоположное по значению)
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький;
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый;
сладкий – горький.
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё
один лучик вернулся на место. (Воспитатель достает третье задание) Но
прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть. А
поможет нам веселый кубик.
Физкультурная минутка
Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять
задания. Следующее задание такое:
Игра по закреплению признаков предметов «Веселая карусель».
Дети выбирают объект– На раз, два, три бегут по кругу. На раз, два, три
замри-остановились около карточек. Задают по очереди вопросы и отвечают
на них.
Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик
вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще
для нас Снежная Королева. Королева прочитала сказку «Колобок» и решила
испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места.
Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.
Воспитатель: - Жили – были Дед и Баба, и решили они испечь Рогалик:
Дети: - Не Рогалик, а Колобок.
Воспитатель: Ах, да Колобка. Спекли и оставили его на столе остывать.
Дети: Не на столе, а на окошке.
Воспитатель: Правильно. Колобок лежал, лежал и ускакал.
Дети: Не ускакал, а укатился.
Воспитатель: Катится он по полю, катится...
Дети: Нет не по полю, а по дорожке.
Воспитатель: Катится он по дорожке, а на встречу ему змея...
Дети: Не змея, а зайчик.
Воспитатель: Зайчик и говорит: «Колобок, колобок пойдем гулять..».
Дети: Не гулять, а «я тебя съем».
Воспитатель: а Колобок ответил, «не ешь меня я тебе песенку спою.. И
укатился дальше по дорожке. Попалась ему на встречу лиса, которая плохо
видела..»
Дети: нет, она плохо слышала..
Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на
свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.
Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик
вернулся на свое место.
Ребята мы выполнили все задания.
Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте? Каким оно
стало? (радостным и веселым. ) Теперь солнышко, будет снова согревать
жителей и все живое на земле.
1.
Рефлексивный этап – Заключительная часть
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие задания мы с вами сегодня
выполняли? Какое задание для вас было самое трудное? Понравилось
помогать солнышку? Ребята, солнышко приготовила вам подарки.Это
смайлики радостные и грустные. Кому понравилось занятие выберете
радостный смайлик, кому нет грустный. Вы все большие молодцы!! Мне
очень понравилось как вы старались и справились со всеми заданиями
!
На
этом наше занятие закончилось.