Напоминание

«Особенности подготовки к проведению ВПР по учебному предмету обществознание»


Автор: Часовская Регина Рамиловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский
Наименование материала: Презентация
Тема: «Особенности подготовки к проведению ВПР по учебному предмету обществознание»
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности подготовки

к проведению ВПР

по учебному предмету

обществознание

Часовская Регина Рамиловна

учитель истории и обществознание МБОУ СОШ № 18

План

Введение

1.Актуальность подготовки к ВПР по обществознанию

2. Структура ВПР

3. Основные темы обществознания по ВПР

4. Анализ источников

5. Работа над ошибками

6. Практика и тренировки

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Всероссийская проверочная работа (ВПР) является одной из форм итогового контроля знаний учащихся,

проводимой на федеральном уровне. Она предназначена для оценки уровня усвоения учебных программ по

различным школьным предметам, включая обществознание. Целью ВПР является проверка соответствия

фактических знаний учащихся установленным образовательным стандартам.

Основные характеристики ВПР:

- Стандартизированность

- Комплексный подход

- Регулярность проведения

- Диагностический характер

Актуальность подготовки к ВПР по обществознанию

Обществознание — это предмет, который интегрирует знания из разных областей науки: права, экономики,

социологии, политологии и философии. Эта многоаспектность делает подготовку к ВПР особенно значимой и

сложной одновременно. Рассмотрим несколько важных аспектов:

1.Широкий круг тем

2.Необходимость системного мышления

3.Анализ и интерпретация информации

4.Практическая значимость

5. Поддержание интереса к предмету

6. Требования к подготовке учителей

Одной из главных целей ВПР является оценка того, насколько хорошо ученики усвоили ключевые

понятия и идеи, представленные в курсе обществознания.

ВПР позволяет определить, какие темы вызывают наибольшие затруднения у учащихся, и

соответственно скорректировать учебный процесс. Это помогает выявить пробелы в знаниях и

обеспечить качественную подготовку будущих граждан.

Почему это важно?

- Умение ориентироваться в базовых понятиях обществознания формирует основу для понимания

современной социальной реальности.

- Недостаток знаний в области права, экономики или политики может повлиять на способность молодых

людей принимать взвешенные решения в будущем.

Важной задачей ВПР является проверка способности учащихся

применять полученные теоретические знания в практических

ситуациях. Это подразумевает не только запоминание фактов, но и

умение анализировать их, видеть взаимосвязи и делать выводы.

Примером таких заданий могут служить:

- Анализ конкретных жизненных ситуаций,

- Решение юридических казусов,

- Оценка последствий экономических решений.

Почему это важно?

- Практическое применение знаний позволяет ученикам увидеть

прямую связь между изучаемым материалом и реальной жизнью.

- Способность анализировать ситуации и предлагать решения

готовит выпускников к активной гражданской позиции.

Развитие навыков критического мышления и анализа социальных процессов

Критическое мышление — один из важнейших навыков, необходимых в

современном мире. ВПР по обществознанию нацелена на проверку и развитие этого

навыка, а также способности к самостоятельному анализу социальных явлений и

процессов.

Задания могут включать:

- Интерпретацию текстов,

- Анализ статистических данных,

- Оценку различных точек зрения на общественные события.

Почему это важно?

- Критическое мышление помогает избежать манипуляций и дезинформации,

формирует независимое мнение.

- Навык анализа социальных процессов необходим для участия в демократическом

обществе, принятия осознанных решений и активного участия в общественной жизни.

3.СТРУКТУРА ВПР

Какие типы заданий включает ВПР по

обществознанию?

1. Тестовые задания

2. Задания с развернутым ответом

3. Работа с текстами и источниками

4. Практические задания

Первым делом стоит изучить структуру самой работы. ВПР по

обществознанию включает различные типы заданий — от тестовых до

аналитических.

Ученики

должны

уметь

быстро

ориентироваться

в

вопросах и правильно распределять свое время между разными частями

работы.

4.ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Основные направления, которые подлежат изучению, включают:

1. Основы права

Право регулирует многие аспекты

нашей жизни, определяя правила

поведения и ответственности в обществе.

Ученики должны освоить такие темы, как:

- Конституционное право,

- Гражданское право,

- Административное право,

- Уголовное право.

2. Экономика

Экономика занимается изучением

производства, распределения и

потребления товаров и услуг. Основные

темы включают:

- Микроэкономика,

-

Макроэкономика,

-

- Финансовый рынок,

-

- Государственная экономическая

политика.

3. Социальная структура

Общество состоит из различных социальных групп,

которые взаимодействуют друг с другом. Основные темы

социальной структуры включают:

- Социальные классы и страты, различия в статусе и

богатстве.

- Гендерные и этнические различия, влияние пола и расы

на социальные отношения.

- Семейные и общинные структуры, роль семьи и

сообществ в жизни людей.

- Образование и социализация, как общество формирует

личность и передает культурные нормы.

4. Политика

Политика касается власти, управления и

принятия решений в государстве.

Ключевые темы включают:

- Политические системы

- Партийные системы,

-

Международные отношения,

- Участие граждан в политической жизни,

избирательные системы и права

избирателей.

5. Культура

Культура определяет убеждения, обычаи и

традиции, которыми живет общество.

Основные темы культуры включают:

- Этнические и национальные культуры,

разнообразие культурных традиций.

- Массовая культура,

-

Искусство и литература,

-

- Научные и религиозные взгляды.

Практическое применение знаний

Теоретические знания важны, но не менее

значимо их применение на практике. Учителю

необходимо помогать ученикам увидеть связь

между изучаемым материалом и реальной

жизнью. Это достигается через:

-

Анализ текущих событий.

-

- Проведение дискуссий.

-

- Проектная работа.

-

- Имитация ситуаций

.

5. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ

Одним из ключевых элементов подготовки к ВПР по обществознанию

является развитие навыков анализа и интерпретации различных

источников информации. Умение критически мыслить и грамотно

обрабатывать данные становится всё более востребованным в

современном мире, и именно этот навык находит своё отражение в

содержании проверочных работ.

Типы источников, используемых в ВПР

1. Тексты

2. Таблицы и графики

3. Диаграммы и схемы

Критерии успешного анализа источников

1.

Четкость и точность.

2.

Логичность и последовательность.

3. Обоснованность выводов.

4. Способность к синтезу информации.

Как развивать навыки анализа источников?

1.

Практика чтения и анализа текстов.

2.

Тренировки с графиками и таблицами.

3.

Работа с визуальными материалами.

4. Дискуссии и обсуждения.

5. Решение кейсов

Таким образом, развитие навыков анализа источников

является неотъемлемой частью подготовки к ВПР по

обществознанию. Умение работать с текстами,

таблицами, графиками и диаграммами способствует

формированию критического мышления и аналитических

способностей, что необходимо не только для успешной

сдачи экзамена, но и для полноценной интеграции в

современное информационное общество.

5. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Работа над ошибками — один из ключевых этапов подготовки

к ВПР по обществознанию. После выполнения пробных

вариантов проверочной работы важно тщательно разобрать

допущенные ошибки, чтобы не только выявить слабые места, но

и разработать стратегию их устранения.

Зачем нужна работа над ошибками?

1. Диагностика слабых мест.

2. Формирование устойчивых знаний.

3. Развитие самооценки и самоконтроля.

Как организовать работу над

ошибками?

1.Детальный разбор каждого

задания.

2.Классификация ошибок.

3.3. Коррекционная работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Мониторинг прогресса.

Пример работы над ошибками

Предположим, ученик допустил ошибку в задании, связанном

с анализом экономических процессов. Вместо того чтобы

списать это на случайность, учитель предлагает следующее:

1. Вместе с учеником разбирается, почему была выбрана

неверная стратегия анализа.

2. Затем учитель объясняет правильную методику и

предлагает аналогичные задания для закрепления.

3. Ученик получает домашнее задание, связанное с данной

темой, чтобы самостоятельно потренироваться.

4. Через некоторое время учитель вновь проверяет, насколько

хорошо ученик усвоил материал.

Работа над ошибками — это не просто механическое исправление неверных ответов, а целенаправленный процесс,

направленный на повышение уровня подготовки и снижение вероятности повторения ошибок в будущем.

6. ПРАКТИКА И ТРЕНИРОВКА

Практика и тренировки — важнейший элемент подготовки к ВПР по обществознанию. Без регулярного выполнения различных

типов заданий, аналогичных тем, что встречаются в проверочной работе, невозможно закрепить полученные знания и развить

необходимые навыки. Рассмотрим подробнее, как можно организовать эту практику.

Регулярность тренировок

Для эффективной подготовки важно проводить тренировки на постоянной основе. Лучше всего заниматься регулярно,

небольшими порциями, чем пытаться наверстать упущенное в последний момент. Оптимально распределить тренировочную

нагрузку равномерно в течение недели, посвящая определенное количество времени на каждую тему или тип задания.

Типы заданий для тренировки

1. Тестовые задания

2. Задания с развернутым ответом

3. Анализ источников

4. Кейсы и ситуационные задачи

Организация тренировок

1. Использование демонстрационных вариантов ВПР

2. Разбор сложных кейсов

3. Коллективные тренировки

4. Индивидуальные тренировки

Контроль и обратная связь

1. Регулярный мониторинг прогресса

Учитель должен следить за результатами учеников и фиксировать их успехи и недостатки. Это поможет вовремя

корректировать план тренировок и акцентировать внимание на проблемах.

2. Обратная связь

Подробный разбор выполненных заданий и конструктивная критика помогут ученикам осознавать свои ошибки и

стремиться к их исправлению. Положительная обратная связь мотивирует продолжать тренировки и достигать

новых высот.

Преимущества регулярных тренировок

1. Закрепление знаний - Повторение и закрепление материала через выполнение однотипных заданий помогает

лучше усвоить теорию и автоматизировать навыки.

2. Развитие уверенности - Практика выполнения заданий, аналогичных тем, что встретятся на экзамене, снимает

страх перед неизвестностью и придает уверенность в своих силах.

3. Улучшение навыков - Постоянные тренировки развивают аналитические, логические и творческие способности,

которые необходимы для успешного выполнения ВПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешная подготовка к ВПР по обществознанию требует комплексного

подхода, включающего изучение структуры работы, освоение

основных тем предмета, развитие аналитических способностей и

психологической устойчивости.

Спасибо за внимание!



В раздел образования