Напоминание

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения


Автор: Высочина Кира Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Кудровская СОШ #3
Населённый пункт: Город Кудрово Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВНАИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Высочина Кира Александровна

Аннотация

В

статье

рассматриваются

вопросы

формирования

функциональной

грамотности

учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. Раскрывается понятие

функциональной грамотности, её значимость в современном образовательном процессе.

Представлены методические приёмы и практические рекомендации по развитию

функциональной грамотности на основе работы с художественными текстами.

Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, начальная школа,

текстовая деятельность, критическое мышление, читательская компетентность.

Annotation

The article discusses the issues of the formation of functional literacy of primary school students

in literary reading lessons. The concept of functional literacy and its importance in the modern

educational process are revealed. Methodological techniques and practical recommendations for

the development of functional literacy based on work with literary texts are presented.

Keywords: functional literacy, literary reading, elementary school, textual activity, critical

thinking, reading competence

Современная образовательная парадигма ориентирована на подготовку учащихся,

способных не только усваивать информацию, но и применять её в различных жизненных

ситуациях. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема формирования

функциональной грамотности – способности понимать, интерпретировать и критически

оценивать информацию, представленную в текстах. Одним из наиболее эффективных

предметов для развития функциональной грамотности является литературное чтение, так

как работа с текстами стимулирует когнитивную активность учащихся и способствует

развитию их читательской компетентности.[1, с.12]

Научные исследования показывают, что развитие функциональной грамотности напрямую

влияет на академическую успешность учеников и их способность адаптироваться в

современных социокультурных условиях. [2, с.56] Согласно исследованиям PISA,

высокий уровень читательской грамотности связан с успешностью в обучении и

дальнейшей профессиональной деятельностью (OECD, 2019). В работах отечественных

исследователей (Воронов А. Б., Смирнова Л. А., Каримов Ж. Ф.) отмечается, что

формирование

функциональной

грамотности

у

младших

школьников

требует

комплексного подхода, включающего не только традиционные методы обучения, но и

инновационные практики, направленные на развитие критического мышления, умения

работать с текстами различных типов и взаимодействовать с информацией в цифровой

среде.[3, с.36] Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность включает в себя ряд ключевых навыков:

Читательская грамотность – способность понимать и интерпретировать тексты различных

жанров;[4,с.58]

Критическое мышление – анализ прочитанного, установление причинно-следственных

связей;

Коммуникативные умения – обсуждение, формулирование выводов и аргументация

мнений.[5, с.47]

На уроках литературного чтения данные навыки развиваются через работу с текстами,

анализ произведений, выполнение заданий на интерпретацию и рефлексию.

2. Методические приёмы формирования функциональной грамотности

Для успешного формирования функциональной грамотности необходимо использовать

разнообразные методики и технологии.[6, с.58] Рассмотрим наиболее эффективные:

2.1. Чтение с прогнозированием

Перед началом чтения предлагается заголовок или фрагмент текста, на основе которых

ученики делают предположения о содержании. Такой приём развивает аналитические

способности и формирует умение строить гипотезы.[7, с.89]

2.2. Развитие критического мышления через вопросы к тексту

Вопросы разного уровня сложности помогают ученикам осознанно воспринимать

информацию и делать выводы:

Вопросы на понимание: «Что произошло в начале истории?»

Вопросы на интерпретацию: «Как бы ты поступил на месте героя?»

Вопросы на оценку: «Согласен ли ты с действиями персонажа?»

2.3. Составление кластеров и интеллект-карт

Графическое представление информации помогает ученикам систематизировать знания,

устанавливать связи между фактами и понятиями.

2.4. Инсценирование и ролевые игры

Разыгрывание фрагментов произведений способствует более глубокому пониманию

текста, развитию эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.[8, с.45]

Практический опыт работы

В своей педагогической практике я активно применяю вышеуказанные методики.

Например, при изучении произведений В.Бианки и Е.Чарушина я использовала приём

прогнозирования: ученики пытались предсказать, чем закончится история, основываясь на

названии.[9, с.59] Это вызвало интерес и включённость в процесс чтения.

При работе с произведениями Е.Чарушина применялась технология составления

интеллект-карт. Дети анализировали идеи и мораль произведений, соотносили их с

реальными жизненными ситуациями.Кроме того, на уроках использую метод дискуссии:

после чтения текста учащиеся формулируют вопросы, выражают мнения, аргументируют

свою

точку

зрения.

Это

способствует

развитию

критического

мышления

и

самостоятельности суждений.Также эффективно работает метод «Чтение с остановками».

Во время чтения делаются паузы, в ходе которых дети анализируют действия героев и

высказывают свои предположения о дальнейшем развитии сюжета.[10, с.23] Данный

приём особенно полезен при работе с произведениями В.Бианки, где нравственные

выводы играют важную роль. Использую приём визуализации: ученики создают

иллюстрации к прочитанному, перенося образное восприятие текста на рисунок. Это

помогает развивать воображение и лучше запоминать содержание произведений. [11, с.14]

Также эффективным является метод «Диалог с автором», когда дети пишут письма

литературным персонажам или продолжают сюжетную линию, представляя себя героями

произведений. Этот приём помогает глубже проникнуть в смысл текста и развивать

творческое мышление.

Заключение

Формирование функциональной грамотности является важной задачей современной

образовательной системы. Литературное чтение играет ключевую роль в развитии

читательской компетентности, критического мышления и способности анализировать

текстовую информацию. [12, с.12] В ходе исследования было установлено, что

использование

разнообразных

методических

приёмов,

таких

как

чтение

с

прогнозированием,

составление

интеллект-карт,

дискуссии

и

инсценирование,

способствует более глубокому пониманию текстов учащимися.

Практический опыт показал, что применение данных методов позволяет не только

повысить интерес к литературному чтению, но и развить у младших школьников навыки

самостоятельного анализа и интерпретации текстов. [13,с.56]Дальнейшие исследования в

этой области могут быть направлены на разработку и адаптацию новых методик,

способствующих эффективному формированию функциональной грамотности в условиях

цифровой эпохи.[14,с.51]Таким образом, развитие функциональной грамотности должно

стать приоритетной задачей на уроках литературного чтения, так как оно способствует

успешной социализации учеников и их подготовке к жизни в современном обществе.

Список литературы

1.

Воронов, А. Б. Функциональная грамотность младших школьников. — М.:

Просвещение, 2020.

2.

Зайцева, Н. В. Методика литературного чтения в начальной школе. — СПб.: Питер,

2019.

3.

Пискунова, Е. М. Чтение с увлечением. — Казань: Феникс, 2021.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. — М., 2022.

5.

Смирнова, Л. А. Читательская грамотность в начальной школе. — М.:

Академкнига, 2018.

6.

Иванова, Т. П. Развитие критического мышления у младших школьников. — СПб.:

Питер, 2020.

7.

Казанцева, О. Н. Современные методики обучения чтению. — М.: ВЛАДОС, 2019.

8.

Каримов, Ж. Ф. Литературное наследие казахских писателей в школе. — Алматы:

Мектеп, 2021.

9.

Мухаметова, Р. А. Чтение и анализ художественного текста. — Уфа: Башкирское

издательство, 2020.

10. Долгова, Е. Ю. Формирование речевой культуры младших школьников. — М.:

Просвещение, 2019.

11. Ахметов, К. Н. Развитие творческого воображения через чтение. — Астана: Нурлы

Жол, 2022.

12. Борисова, М. С. Практикум по литературному чтению. — СПб.: Лань, 2021.

13. Ермекова, А. Т. Чтение произведений казахской классики в школе. — Алматы:

Атамура, 2020.

14. Соловьёв, А. В. Работа с текстами на уроках чтения. — М.: Логос, 2019.



В раздел образования