Автор: Вольская Наталия Анатольевна
Должность: педагог эстрадного вокала
Учебное заведение: ГБОУ ДО Дворец детского и юношеского творчества
Населённый пункт: Республика Крым г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход к обучающимся на занятиях по вокалу
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования и науки города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Севастополя
«Дворец детского и юношеского творчества»
Выступление на педсовете 05.03.2021
Тема педсовета: «Дифференциация в процессе обучения –
эффективный путь к социализации детей»
Тема выступления: «Дифференцированный подход к обучающимся на
занятиях по вокалу»
Выступила: педагог
дополнительного образования
Вольская Н. А.
Севастополь
2025 год
1
Дифференцированный подход к обучающимся на занятиях по вокалу
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям
является дифференцированный подход.
Слово дифференциация было
заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение
единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение
подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация
говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация
характеризуется
интеграцией,
выражаемой
в
процессе
объединения
учащихся.
Учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся
в
процессе
обучения – давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся
по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга . Это
требование находит отражение в педагогической теории под названием
принципа дифференцированного подхода.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения –
формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой
деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать
призвана прежде всего школа и дополнительное образование.
Один
из
наиболее
актуальных
вопросов
сегодняшнего
дня
–
качественное
усвоение
программного
материала
всеми
учащимися.
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель
качества знаний, умений и навыков.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на
группы
по
каким-либо
признакам,
которое
осуществляется
для
последующего
группирования,
т.
е.
в
дифференциации
обязательно
присутствует
интеграция,
выражающаяся
в объединении учащихся.
Другим,
не
менее важным аспектом является различное построение
процесса
обучения
в
выделенных
группах.
Таким
образом,
для
дифференциации
обучения
осуществляется
учет
индивидуально-
типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и
различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Предлагая дифференцированные задания, следует учитывать:
способность к учебной деятельности (быстро ли схватывает учебный
материал, глубоко ли его осмысливает);
умеет ли выразить свою мысль;
познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
организованностьв работе (умеет ли доводить начатое до конца).
2
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных
этапах урока. На этапе введения нового понятия педагогу лучше работать со
всей группой, а после того, как выполнено несколько упражнений,
переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Подготовка
группы
к концертам и конкурсам
должна предоставлять учащимся
возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают.
Дифференцированный
подход
в
данном
случае
является
средством
поддержания у ребенка веры в свои возможности, а оценка должна отражать
истинный уровень знаний учащихся.
Систематическое
соблюдение
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться повышения
качества знаний детей, уровня их умений и навыков.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес
к изучению учебных предметов. Но их использование ни в какой мере не
должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей. В
группе найти такой подход, чтоб не ущемить более слабых детей.
При дифференцированном подходе к детям значительно повышается
уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи
в работе. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не
испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются
незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной
деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в
процессе учения.
Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся
интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для
этого необходимо вселить в них веру в свои силы, нужно вскрыть перед
учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов;
необходимо внимательно следить за учащимися, отмечать их малейшие
успехи.
Желание учиться формируется в процессе успешной работы над
материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким
образом, чтобы ученик постоянно чувствовал свое продвижение вперед;
объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Работая с
детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый
(обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в
труде – первостепенное условие становления личности человека. Это
внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Это
особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает
терять веру в свои возможности. Постепенно неудачи отбивают охоту
3
учиться: зачем,
все
равно ничего не получится. Нужно стараться
поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно
похвалить
даже
за
незначительный
шаг
вперед.
Аплодисменты
-
коллективная похвала.
В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя
работа
является
органическим
продолжением
классной
работы
и
осуществляет
адресную
функцию:
домашнее
задание
способствует
выработке
самоконтроля,
ответственности,
трудолюбия
и
других
личностных качеств, которые в свою очередь влияют и на формирование
гностических (познавательных) качеств ученика. Огромным значением в
дифференцированном и индивидуальном подходе является взаимодействие с
родителями: они должны быть нашими единомышленниками в контроле
выполнения домашних заданий.
4