Напоминание

Организация совместной деятельности педагогов и детей в формировании навыков безопасного поведения в природе.


Автор: Вахрушина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Павловская СШ", СП детский сад "Василек"
Населённый пункт: г. Каргополь
Наименование материала: Статья
Тема: Организация совместной деятельности педагогов и детей в формировании навыков безопасного поведения в природе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вахрушина Елена Викторовна,

воспитатель

Саунинской начальной школы - детский сад,

структурное подразделение

МОУ «Павловская СОШ»

Организация совместной деятельности педагогов и детей в

формировании навыков безопасного поведения в природе.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только

взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в

условиях

социального,

природного

и

экологического

неблагополучия

естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира

может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у

ребёнка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности,

безопасности

окружающих,

воспитывать

готовность

к

эффективным,

обоснованным действиям в нестандартных ситуациях. Ведь ребёнок при

неумелом поведении в помещениях детского сада, на улице или дома может

нанести вред своему здоровью. Избежать эти опасности можно лишь путём

целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного

поведения. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами

детских образовательных организаций.

Введение в действие Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования предполагает развитие ДОО, как новой

образовательной системы, обеспечивающей вариативность и разнообразие

содержания Программ и организационных форм дошкольного образования.

В нашем детском саду реализуется дополнительная программа для

дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей

дошкольного возраста» авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

Данная

программа

разработана

на

основе

проекта

государственных

стандартов дошкольного образования.

Так как

детский сад находится в

сельской местности, рядом лес, поле, водоём особое место в формировании

навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста мы

видим в углубленном изучении раздела «Ребенок и природа» данной

программы.

Цель работы: формирование навыков безопасного поведения у детей

старшего дошкольного возраста в природе.

Работа построена на принципах: системности, целенаправленности,

полноты,

сезонности,

учёта

условий

сельской

местности,

возрастной

адресованности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребёнком в

условиях дошкольного учреждения и семье.

ФГОС ДО ориентирует педагогов дошкольных образовательных

организаций на решение программных образовательных задач не только в

рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении

режимных

моментов

в

соответствии

со

спецификой

дошкольного

образования, при организации самостоятельной деятельности детей, при

взаимодействии с семьями воспитанников.

Мы обратили внимание на одну из важнейших моделей организации

образовательного процесса дошкольников - на совместную деятельность

взрослого и детей.

Совместная

деятельность

педагога

и

детей

предусматривает

обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе

данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими

знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем

содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в

процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением,

уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Совместная деятельность отличается наличием равноправной позиции

взрослого и ребенка, партнерской формой организации. Она предполагает

индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации работы с

воспитанниками

.

Нами разработан перспективный план в соответствии с которым

осуществляем

деятельность

по

данному

направлению.

Подобраны

демонстрационный

и

методический

материалы,

оборудование

(книги,

загадки, игры, иллюстрации, оборудование для опытов, презентации и др.),

определены методические приемы (рассказывание, игра, беседа, показ

иллюстраций), формы организации в соответствии с индивидуальными и

возрастными особенностями воспитанников.

Для систематического использования в своей работе составили

картотеки: загадок, художественной литературы о природе и картотеку

дидактических игр по правилам безопасного поведения в природе.

В совместной деятельности сочетаются разнообразные виды детской

деятельности.

Одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с

детьми является чтение художественной литературы. Педагоги познакомили

детей с РНС: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Кот,

петух и лиса», «Девочка и лиса» и др.; с авторскими произведениями: «Война

грибов» В. И. Даля, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Бармалей» и

«Тараканище» К. И. Чуковского, «Угадайте, где мы были?» Е. Благининой,

«Русский лес» И. Соколова-Микитова, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А.

Некрасова и др. В каждом прочитанном произведении детям предлагалось

увидеть ту или иную опасную ситуацию и найти способы избежать её. Дети с

удовольствием обыгрывали предложенные сюжеты и представляли себя на

месте героев.

В группе по данной теме воспитатели провели

беседы: «Сбор ягод и

грибов», «Дикие и домашние животные», «Правила поведения в лесу»,

«Правила поведения на воде», «Одежда и здоровье», «Улица полна

неожиданностей».

Во время бесед детям нравится отгадывать загадки,

рассказывать истории из личного опыта о том, как они с родителями,

бабушками или дедушками ходили купаться, ездили на рыбалку, собирали

грибы и ягоды.

В своей работе организуем экскурсии в лес, на водоём. В естественных

условиях леса дети с увлечением

рассматривают насекомых, растения;

узнают, как растут ягоды и грибы; собирают природный материал для

изготовления поделок, составления гербария; учатся бережному отношению

к природе: не трогать птичьи гнёзда, муравейники, не ломать ветки.

Интересно проходят экскурсии на водоём. Детям нравится делиться

впечатлениями о том, какой пруд был летом и как он меняется в разные

сезоны года. В ходе бесед закрепляем правила поведения у воды, проводим

эксперименты с водой (цвет, температура, запах), знакомимся с обитателями

водоема (караси, лягушки, утки с утятами, лебеди, чайки). В рамках проекта

«Весна - красна» совершили экскурсию на пруд, где рассмотрели состояние

льда ранней весной. Дети бросали ледяные комочки в водоем, чтобы

определить толщину и хрупкость льда. Все вместе сделали вывод: весной лед

тонкий, хрупкий, быстро ломается – ходить по льду опасно. Планируем

продолжить наблюдения за таянием льда на воде.

Педагогами

детского

сада

совместно

с

детьми

и

родителями

проводится работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Так

в осенний период для озеленения территории детского сада дети под

руководством взрослых приносят из леса и высаживают небольшие деревца,

а в зимний период изготавливают кормушки для подкормки птиц.

При

организации уборки территории около детского сада закрепляем с детьми

правила экологической безопасности, говорим о том, чем опасен мусор.

С целью обогащения и закрепления знаний о правилах безопасного

поведения используем в совместной деятельности дидактические игры: «С

Дино я гулять иду и в беду не попаду», «Лото «Безопасность», на

закрепление правил безопасного поведения в конкретных ситуациях;

«Опасно – неопасно» - дети учатся классифицировать предметы; «Собери

рюкзак в дорогу» - ребята подбирают предметы, которые могут принести

пользу в экстренных ситуациях в природе и др.

Для детей было организовано развлечение «Мы спасатели» в форме

эстафет. Ребята смогли показать свою ловкость, быстроту, меткость при

выполнении заданий; закрепили знания о нужной, трудной и опасной

профессии спасателей.

Важную роль в формировании основ безопасного поведения играет

художественное творчество. В совместной деятельности дети рисуют на тему

безопасного поведения на улице, в лесу, у реки, раскрашивают раскраски

«Стихийные бедствия», «Грибы», «Ядовитые растения». Педагогами были

организованы выставки рисунков: «Безопасная природа», «Сбор грибов». В

лепке ребята с удовольствием воссоздают сюжеты прочитанных сказок, а

вылепленными фигурками обыгрывают различные ситуации.

Как доступно и убедительно объяснить детям, почему нельзя есть снег

и лизать сосульки? В уголке экспериментирования мы проводили опыты:

растапливали принесенные с участка снег и сосульки, переливали воду через

фильтры, рассматривали грязный снег через увеличительное стекло. Это

способствовало формированию чувства брезгливости к «грязному» снегу.

В своей деятельности мы гармонично сочетаем и интегрируем

традиционные формы взаимодействия с инновационными. При организации

совместной деятельности используем информационно - компьютерные

технологии

(готовые

электронные

слайды,

видео

или

мультимедиа

презентации). Они позволяют представить обучающий и развивающий

материал. Организуем просмотр обучающих мультфильмов, типа «Уроки

тётушки Совы», «Смешарики», «МЧС предупреждает».

В детском саду

создана

электронная картотека презентаций по безопасности детей в

природе. И мы продолжаем работу по её пополнению.

В этом учебном году начатая работа по знакомству детей с правилами

безопасного поведения в природе продолжается. В настоящий период

реализуется проект «Весна – красна», цель которого закрепить правила

безопасности в весенний период. Проект начался с проведения праздника

«Масленица». Дети со скоморохами весело встречали весну, участвовали в

народных играх, угощались горячими блинами и жгли чучело Масленицы. В

рамках проекта запланированы экскурсии на опушку леса, на водоём и в

поле; работа творческих мастерских; цикл бесед: «Насекомые – вред и

польза», «Кошка и собака – наши соседи», «Гололёд». Продуктом проекта

планируется создание книжки – самоделки «Безопасная весна».

В заключении хочется отметить, что результаты проведенной работы

показывают, что дети стали:

-более

осознанно

относиться

к

вопросам

личной

безопасности

и

безопасности окружающих;

-проявляют самостоятельность и активность в соблюдении правил поведения

в природе;

-стараются предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

-знают правила безопасного поведения на улице;

-имеют представления о возможных негативных последствиях для других

людей своими неосторожными действиями.

Работу по формированию навыков безопасного поведения у детей

считаем важной, интересной и актуальной, так как безопасность - это не

сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных

ситуациях.

Список литературы:

1.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по

основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –

СПб.: «Детство – Пресс», 2004. - 144 с.

2.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

– 64 с.

3.

Основы

безопасного

поведения

дошкольников:

занятия,

планирование,

рекомендации/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2012. -207 с.

4.

Правдова Л. В. Безопасность по плану // Воспитатель ДОУ. 2008. - №4 С. 109-116.

5.

Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука

безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград:

Учитель, 2011. - 168 с.

6.

Шипунова В. А. Детская безопасность (Образовательная область «Безопасность»):

учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для

родителей. – М.: ИД «Цветной мир», 2013. – 96 с.



В раздел образования