Автор: Корней Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель (классный руководитель)
Учебное заведение: ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотизм и духовно-нравственное воспитание: формирование гражданской ответственности у воспитанниц Пансиона воспитанниц Министерства обороны
Раздел: полное образование
КОРНЕЙ Т.И.,
воспитатель (классный руководитель) ФГКОУ «Санкт-
Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства
Обороны Российской Федерации», Санкт-Петербург.
Патриотизм и духовно-нравственное воспитание: формирование
гражданской ответственности у воспитанниц Пансиона воспитанниц
Министерства обороны
В современном обществе, где ценности и моральные ориентиры порой
оказываются под угрозой, патриотизм, важность духовно-нравственного
воспитания становится как никогда актуальной и играют ключевую роль в
формировании
гражданской
ответственности
у
молодежи.
Особенно
актуально это для воспитанниц Пансиона воспитанниц Министерства
обороны (далее – Пансион), в котором не только получают образование, где
у девушек формируются не только профессиональные навыки, но и
личностные качества будущих граждан страны, где воспитанницы получают
знания о долге и моральных ценностях.
В условиях глобализации и культурного разнообразия особенно важно
прививать
молодому
поколению
чувство
гордости
за
свою
страну.
Патриотическое воспитание помогает воспитать ответственное отношение к
своему государству, активное участие в его жизни и стремление к его
процветанию. Патриотизм — это не просто любовь к Родине, но и глубокое
понимание ее истории, культуры и традиций, активное участие в жизни
страны, готовность защищать её интересы и поддерживать её развитие.
Воспитание патриотических чувств у девушек в Пансионе способствует
формированию их идентичности как гражданок своей страны. Патриотизм
включает в себя уважение к прошлому, стремление к будущему и готовность
защищать интересы своей Родины. У воспитанниц Пансиона формируется
осознание того, что патриотизм включает в себя не только гордость за
достижения своей страны, но и понимание своих обязанностей как
гражданина. Это требует от них активной позиции в жизни общества,
готовности к служению и помощи другим.
Патриотизм неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием,
которое играет ключевую роль в формировании личности. Оно включает в
себя
развитие
моральных
качеств,
таких
как
честность,
доброта,
ответственность и уважение к окружающим. Воспитанницы Пансиона,
сталкиваются с уникальными вызовами и задачами, требующими высокой
степени самосознания и моральной устойчивости. Формирование духовных
ценностей помогает девушкам осознать свою роль в обществе, развивает
критическое мышление и способность принимать взвешенные решения. В
условиях воспитания в духе патриотизма и служения Родине, духовно-
нравственные ориентиры становятся основой для формирования активной
гражданской
позиции.
Духовно-нравственное
воспитание
в
Пансионе
строится на принципах честности, уважения, ответственности и сострадания.
Эти ценности являются основой формирования личности, способной
принимать осознанные решения и действовать в интересах общества.
Воспитанницы учатся не только следовать установленным нормам, но и
развивать внутренние убеждения, которые будут направлять их действия на
благо страны.
Духовно-нравственное воспитание и патриотизм взаимосвязаны и
дополняют друг друга. Без глубоких моральных основ патриотизм может
превратиться в слепую привязанность к символам государства, лишенную
истинного понимания его ценностей. С другой стороны, патриотизм без
нравственной составляющей может привести к агрессии. Воспитанницы
Пансиона получают уникальную возможность сочетать эти два аспекта в
своем образовании. Программы, направленные на развитие духовных
ценностей и патриотических чувств, способствуют формированию целостной
личности, готовой к служению своей стране. В воспитательном процессе в
Пансионе
осуществляется
интеграция
патриотических
и
духовно-
нравственных аспектов через различные формы деятельности:
1. Образовательные программы: В программы урочной и внеурочной
деятельности включены темы, связанные с историей России, её культурой и
военными традициями. Это помогает воспитанницам осознать важность
своей роли в обществе.
2. Волонтерская деятельность: Участие в социальных проектах, акциях,
направленных
на
поддержку
бойцов
специальной
военной
операции
формирует у девушек чувство ответственности за судьбы других людей,
развивает навыки сотрудничества и взаимопомощи.
3.
Творческие
конкурсы
и
мероприятия:
Способствуют
проявлению
индивидуальности и коллективного духа, укрепляют связь с культурным
наследием страны.
4. Экскурсии и встречи с ветеранами: Позволяют воспитанницам напрямую
соприкоснуться с историей, понять значимость подвигов предков и осознать
свою связь с прошлым.
В результате комплексного подхода к патриотическому и духовно-
нравственному воспитанию у воспитанниц формируется высокая степень
гражданской ответственности. Они становятся не просто наблюдателями в
жизни общества, но активными участниками, готовыми к действиям ради
блага своей страны. Каждая из девушек осознает важность своего вклада в
общество, понимает, что патриотизм — это не только слова, но и дела. Они
учатся принимать решения, основанные на моральных принципах, и
действовать в интересах не только своей семьи, но и всей страны.
Таким
образом,
духовно-нравственное
воспитание
и
воспитание
патриотизма у воспитанниц Пансиона Министерства обороны имеют
огромное значение для формирования ответственного и сознательного
поколения. Эти ценности помогают девушкам не только стать достойными
гражданками своей страны, но и развивают в них внутренние ресурсы для
преодоления жизненных трудностей, помогают воспитанницам развивать не
только личные качества, но и социальную ответственность, что в свою
очередь способствует созданию сильного и сплоченного общества. В
условиях
современного
мира,
где
нравственные
ориентиры
часто
подвергаются сомнению, важно продолжать работу по внедрению этих
принципов в образовательный процесс, создавая тем самым будущее,
основанное на высоких моральных идеалах и любви к Родине.
Список использованной литературы
1.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года
2.
Сорвачева И.Д. Духовно-нравственное воспитание детей: технологии,
социально-педагогические ресурсы / И.Д. Сорвачева // Проблемы
современного педагогического образования. – 2021. - №1
3.
Рабочая программа воспитания Санкт-Петербургского Пансиона
воспитанниц на 2023-2024 учебный год