Автор: Ермолаева Дарья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 125
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта
Раздел: дошкольное образование
Специфика наглядно-образного мышления детей с нарушением
интеллекта
Мышление дошкольников с нарушением интеллекта формируются в
условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития,
ограниченной
практической
деятельности. Следовательно,
ребёнок
с
нарушением
интеллекта
отличается
от
здорового
ребёнка
большей
конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Решение мыслительных задач детьми с нарушением интеллекта уже на
начальном этапе вызывает значительные затруднения. У таких детей
наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе
развития. Эти дети часто не осознают проблемной ситуации. И хотя их с
детства окружают предметы, которыми они должны будут овладеть.
Овладение этими предметами или их заменителями происходит в привычной
для них ситуации, но в отличие от нормально развивающихся детей, не
осознаётся ими в должном объёме. Они не могут перенести действие с
предметом, которой они уже овладели в другой ситуации самостоятельно. А
если же они все-таки с помощью взрослых переносят это действие на другой
предмет, то ребёнок, правильно выделяющий величину и действующий с
учётом величины с привычным, знакомым объектом, не может выполнить то
же действие с новым, но аналогичным объектом.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует поиск
решения задачи, они часто остаются равнодушными в процессе решения
задачи, даже в тех случаях, когда задача – игровая. А у детей, которые все же
решили выполнять задачу, нет представления ни об условиях, ни о средствах
достижения данной проблемы, а есть только некая ориентировка на цель.
Ребенок с нарушением интеллекта дошкольного возраста в отличие от
нормально
развивающихся
сверстников
не
умеет
ориентироваться
в
пространстве, также он не использует прошлый опыт в решение жизненных
задач. Очень трудно для него оценить свойства предмета отношения между
предметами.
Помимо всего того, что уже было сказано, он испытывает ряд
трудностей моторного характера. В связи с тем, что у таких детей очень
затруднен анализ ситуации, они не отбрасывают ошибочные варианты и
повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них
отсутствуют подлинные пробы. Поэтому они не отбрасывают ошибочные
варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у
них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач
они не пользуются речью. У детей в норме, при затруднениях, почти всегда
имеется потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих
действий во внешней речи. Это помогает им осознать свои действия, при
которых
речь
начинает
выполнять
организующую
и
регулирующую
функции, те позволяют детям планировать свои действия. У детей с
нарушениями интеллекта такая потребность почти не возникает.
У детей дошкольников с нарушением интеллекта отмечается явный
разрыв между действием и словом. Е.А. Стребелева считает, что до конца
дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта фактически
отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках
их решения выявляется отсутствие связи между словом и образом.
Страдает у детей с нарушением интеллекта и становление элементов
логического мышления, оно развивается замедленно и имеет качественное
своеобразие. По иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного
и словесно-логического мышления. Поэтому своевременное формирование
наглядного
мышления
внесёт
качественные
изменения
в
развитие
познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта и составит
существенное звено в подготовке их к школьному обучению.
У детей с нарушением интеллекта без дополнительной помощи со
стороны учителя-дефектолога развитие в дошкольном возрасте наглядно-
действенного
мышления
незначительны
в
отличие
от
нормально
развивающихся детей. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм
мышления, возникают
трудности
в
формировании
сферы
образов-
представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из
частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном
оперировании образами. Они хуже, чем нормально развивающиеся дети
решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решение
вербальных задач. Дети приступают «к составлению высказывания по
сюжету картинки без предварительного обдумывания, это определялось
отсутствием
у
них
разнообразных
предварительных
размышлений
относительно характера изображения, и свидетельствовало о несовершенстве
этапа ориентировки в задании. Не умея самостоятельно провести анализ и
синтез исходных данных и искомого результата, найти способ его решения,
дети обращались за помощью к экспериментатору («А какая картинка
первая? А что здесь произошло?»)».
Таким
образом,
дошкольники
с
нарушением
интеллекта
значительно отстают от своих нормальных сверстников по уровню развития
всех видов мышления. Для наглядно-образного мышления характерно
решение мыслительных задач в результате умственных действий с образами,
представлениями.
Оперирование
образами
предметов
реального
мира
осуществляется во внутреннем умственном плане, посредством внутренней
речи. У дошкольников с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие
анализа и синтеза воспринимаемых и представляемых предметов. Их
внимание привлекают несущественные свойства предметов, а отчетливо
выступающие внешние – зрительно воспринимаемые признаки. Данная
категория детей, сопоставляя хорошо знакомые им предметы, при сравнении
оказываются не в состоянии выделить главные, общие их свойства. У них
наблюдается непонимание самой задачи сравнения по представлению. Дети
не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наглядно-образное
мышление
детей
с
нарушением
интеллекта
имеет
особенности:
непоследовательность мышления, низкий уровень обобщенности, трудности
представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному
описанию, недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых предметов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреева, К.А. Формирование наглядно-образного мышления у
детей
с
умственной
отсталостью
посредством
использования
конструирования [Текст] / К.А. Андреева // Педагогическое мастерство:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. –
М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.
2.
Коломинский
Я.Л.
Психическое
развитие
детей
в
норме
и
патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Санкт-Петербург:
Питер, 2014. – 482 с.
3.
Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и
подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.:
Трикста: Акад. Проект, 2013. – 302 с.
4.
Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к пониманию
основных сущностных характеристик умственной отсталости [Текст] /
А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии:
современные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (1). С. 38-52.
5.
Матасов, Ю.Т. Исследование предпосылок развития наглядно-
образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] /
Ю.Т. Матасов, Л.С. Медникова // Общество: социология, психология,
педагогика. – 2022. – № 11 (103). – С. 72-79.
6.
Мельникова,
А.В.
Особенности
развития
наглядно-образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью
умственной отсталости [Текст] / А.В. Мельникова // В сборнике: Психолого-
педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного
образования детей и взрослых. Сборник материалов II Всероссийской
научно-практической
конференции
с
международным
участием.
–
Чебоксары, 2022. – С. 282-283.
7.
Недозрелова, М.А. Особенности наглядно – образного мышления у
детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] /
М.А. Недозрелова, Н.В. Казюк // В сборнике: концепции устойчивого
развития науки в современных условиях. Сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – 2017. – С.
65-68.
8.
Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Стребелева. – Москва, 2012.
– 256 с.
9.
Юзбекова, М.К. Ребенок с нарушением интеллекта в ДОУ [Текст] /
М.К. Юзбекова // Современная наука: актуальные проблемы теории и
практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 12-2. – С. 66-67.