Напоминание

Специфика наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта


Автор: Ермолаева Дарья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 125
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика наглядно-образного мышления детей с нарушением

интеллекта

Мышление дошкольников с нарушением интеллекта формируются в

условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития,

ограниченной

практической

деятельности. Следовательно,

ребёнок

с

нарушением

интеллекта

отличается

от

здорового

ребёнка

большей

конкретностью мышления и слабостью обобщений.

Решение мыслительных задач детьми с нарушением интеллекта уже на

начальном этапе вызывает значительные затруднения. У таких детей

наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе

развития. Эти дети часто не осознают проблемной ситуации. И хотя их с

детства окружают предметы, которыми они должны будут овладеть.

Овладение этими предметами или их заменителями происходит в привычной

для них ситуации, но в отличие от нормально развивающихся детей, не

осознаётся ими в должном объёме. Они не могут перенести действие с

предметом, которой они уже овладели в другой ситуации самостоятельно. А

если же они все-таки с помощью взрослых переносят это действие на другой

предмет, то ребёнок, правильно выделяющий величину и действующий с

учётом величины с привычным, знакомым объектом, не может выполнить то

же действие с новым, но аналогичным объектом.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует поиск

решения задачи, они часто остаются равнодушными в процессе решения

задачи, даже в тех случаях, когда задача – игровая. А у детей, которые все же

решили выполнять задачу, нет представления ни об условиях, ни о средствах

достижения данной проблемы, а есть только некая ориентировка на цель.

Ребенок с нарушением интеллекта дошкольного возраста в отличие от

нормально

развивающихся

сверстников

не

умеет

ориентироваться

в

пространстве, также он не использует прошлый опыт в решение жизненных

задач. Очень трудно для него оценить свойства предмета отношения между

предметами.

Помимо всего того, что уже было сказано, он испытывает ряд

трудностей моторного характера. В связи с тем, что у таких детей очень

затруднен анализ ситуации, они не отбрасывают ошибочные варианты и

повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них

отсутствуют подлинные пробы. Поэтому они не отбрасывают ошибочные

варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у

них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач

они не пользуются речью. У детей в норме, при затруднениях, почти всегда

имеется потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих

действий во внешней речи. Это помогает им осознать свои действия, при

которых

речь

начинает

выполнять

организующую

и

регулирующую

функции, те позволяют детям планировать свои действия. У детей с

нарушениями интеллекта такая потребность почти не возникает.

У детей дошкольников с нарушением интеллекта отмечается явный

разрыв между действием и словом. Е.А. Стребелева считает, что до конца

дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта фактически

отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках

их решения выявляется отсутствие связи между словом и образом.

Страдает у детей с нарушением интеллекта и становление элементов

логического мышления, оно развивается замедленно и имеет качественное

своеобразие. По иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного

и словесно-логического мышления. Поэтому своевременное формирование

наглядного

мышления

внесёт

качественные

изменения

в

развитие

познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта и составит

существенное звено в подготовке их к школьному обучению.

У детей с нарушением интеллекта без дополнительной помощи со

стороны учителя-дефектолога развитие в дошкольном возрасте наглядно-

действенного

мышления

незначительны

в

отличие

от

нормально

развивающихся детей. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм

мышления, возникают

трудности

в

формировании

сферы

образов-

представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из

частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном

оперировании образами. Они хуже, чем нормально развивающиеся дети

решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решение

вербальных задач. Дети приступают «к составлению высказывания по

сюжету картинки без предварительного обдумывания, это определялось

отсутствием

у

них

разнообразных

предварительных

размышлений

относительно характера изображения, и свидетельствовало о несовершенстве

этапа ориентировки в задании. Не умея самостоятельно провести анализ и

синтез исходных данных и искомого результата, найти способ его решения,

дети обращались за помощью к экспериментатору («А какая картинка

первая? А что здесь произошло?»)».

Таким

образом,

дошкольники

с

нарушением

интеллекта

значительно отстают от своих нормальных сверстников по уровню развития

всех видов мышления. Для наглядно-образного мышления характерно

решение мыслительных задач в результате умственных действий с образами,

представлениями.

Оперирование

образами

предметов

реального

мира

осуществляется во внутреннем умственном плане, посредством внутренней

речи. У дошкольников с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие

анализа и синтеза воспринимаемых и представляемых предметов. Их

внимание привлекают несущественные свойства предметов, а отчетливо

выступающие внешние – зрительно воспринимаемые признаки. Данная

категория детей, сопоставляя хорошо знакомые им предметы, при сравнении

оказываются не в состоянии выделить главные, общие их свойства. У них

наблюдается непонимание самой задачи сравнения по представлению. Дети

не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наглядно-образное

мышление

детей

с

нарушением

интеллекта

имеет

особенности:

непоследовательность мышления, низкий уровень обобщенности, трудности

представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному

описанию, недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых предметов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андреева, К.А. Формирование наглядно-образного мышления у

детей

с

умственной

отсталостью

посредством

использования

конструирования [Текст] / К.А. Андреева // Педагогическое мастерство:

материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. –

М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.

2.

Коломинский

Я.Л.

Психическое

развитие

детей

в

норме

и

патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Санкт-Петербург:

Питер, 2014. – 482 с.

3.

Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и

подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.:

Трикста: Акад. Проект, 2013. – 302 с.

4.

Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к пониманию

основных сущностных характеристик умственной отсталости [Текст] /

А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии:

современные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (1). С. 38-52.

5.

Матасов, Ю.Т. Исследование предпосылок развития наглядно-

образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] /

Ю.Т. Матасов, Л.С. Медникова // Общество: социология, психология,

педагогика. – 2022. – № 11 (103). – С. 72-79.

6.

Мельникова,

А.В.

Особенности

развития

наглядно-образного

мышления у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью

умственной отсталости [Текст] / А.В. Мельникова // В сборнике: Психолого-

педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного

образования детей и взрослых. Сборник материалов II Всероссийской

научно-практической

конференции

с

международным

участием.

Чебоксары, 2022. – С. 282-283.

7.

Недозрелова, М.А. Особенности наглядно – образного мышления у

детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] /

М.А. Недозрелова, Н.В. Казюк // В сборнике: концепции устойчивого

развития науки в современных условиях. Сборник статей по итогам

Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – 2017. – С.

65-68.

8.

Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Стребелева. – Москва, 2012.

– 256 с.

9.

Юзбекова, М.К. Ребенок с нарушением интеллекта в ДОУ [Текст] /

М.К. Юзбекова // Современная наука: актуальные проблемы теории и

практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 12-2. – С. 66-67.



В раздел образования