Напоминание

Особенности работы с родителями детей с РАС (Из личного опыта)


Автор: Коняхина Анна Сергеевна
Должность: МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с родителями детей с РАС (Из личного опыта)
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с родителями аутичного ребенка

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам

лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся

очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда

проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение,

многие

мамы

и

папы

приходят

в

смятение.

Обратившись

же

за

разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят

не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные

вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к

одаренности ребенка, в других — к шизофрении. Кроме того, в некоторых

статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в

семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий

социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается

специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую

трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство

вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя

бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.

Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить

их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в

частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других,

увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с

психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать

основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире,

научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух

каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир

маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои

мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что

их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово

может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители

должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его

людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится

“около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в

свой

внутренний

мир

никого.

Иногда

только

по

случайной

фразе,

мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях,

желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый

добрый

и

чуткий,

не

всегда

имеет

возможность

вести

постоянное

целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше

понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому

коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с

родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки

социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать,

посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать

укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное,

поэтапное,

тщательное,

эмоционально

насыщенное

освоение

художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать

книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и

других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и

повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки,

прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на

первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более

эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно

чаще посещали класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного

ребенка

типичен

страх

изменения

обстановки,

отрыва

от

близких,

желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка,

дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых

случаях и на уроке.

Родители

для

работы

со

своими

детьми

могут

использовать

индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями

могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со

сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего

мира.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность

ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы

ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую

наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

Избегать переутомления ребенка.



В раздел образования