Автор: Коняхина Анна Сергеевна
Должность: МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с родителями детей с РАС (Из личного опыта)
Раздел: начальное образование
Работа с родителями аутичного ребенка
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам
лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся
очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда
проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение,
многие
мамы
и
папы
приходят
в
смятение.
Обратившись
же
за
разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят
не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные
вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к
одаренности ребенка, в других — к шизофрении. Кроме того, в некоторых
статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в
семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий
социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается
специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую
трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство
вины перед ребенком и перед обществом.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя
бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.
Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить
их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в
частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других,
увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с
психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать
основные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире,
научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух
каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир
маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои
мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что
их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово
может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители
должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его
людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится
“около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в
свой
внутренний
мир
никого.
Иногда
только
по
случайной
фразе,
мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях,
желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый
добрый
и
чуткий,
не
всегда
имеет
возможность
вести
постоянное
целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше
понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому
коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с
родителями.
Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки
социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать,
посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать
укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное,
поэтапное,
тщательное,
эмоционально
насыщенное
освоение
художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать
книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и
других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и
повысят его уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки,
прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на
первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более
эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно
чаще посещали класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного
ребенка
типичен
страх
изменения
обстановки,
отрыва
от
близких,
желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка,
дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых
случаях и на уроке.
Родители
для
работы
со
своими
детьми
могут
использовать
индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями
могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со
сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего
мира.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность
ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы
ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую
наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.