Автор: Корюхова Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Целинный детский сад"
Населённый пункт: Троицкий район, п. Целинный, Челябинская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Развитие памяти, мышления и интуиции у старших дошкольников с помощью тренажёров С. Мюллера "Римская комната" и "Наша Буквица"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс
«Развитие памяти, мышления и интуиции у старших дошкольников с помощью
тренажёров С. Мюллера «Римская комната» и «Наша Буквица»
Проводит педагог-психолог
высшей категории
МБДОУ «Целинный детский сад»
Корюхова О.Б.
Станислав Мюллер – практикующий психолог, почётный доктор педагогических наук,
руководитель центра «Город талантов», главный редактор журнала «Успех для всех»,
последователь Хасая Алиева, создатель уникальной технологии сверхобучаемости.
Более 20-ти лет посвятил изучению механизмов памяти, мышления, личностного развития
человека и гармонизации.
На своих занятиях параллельно даёт два направления: технологию успеха и
сверхобучаемость.
Хочу с вами поделиться уникальным тренажёром для развития памяти, который разработал
Станислав Мюллер - «Римская комната».
Комната выполнена на плотном материале, напоминающем клеёнку. Нарисована комната, на
4 стенах которой, на мебели и деталях интерьера можно располагать либо карточки
тренажёров, либо простые предметы, либо просто запоминаемую информацию.
Используя простые алгоритмы запоминания, можно запомнить любые виды информации с
помощью данной комнаты.
Игра на развитие памяти "Римская комната" является одной из самых популярных
мнемотехник (приёмов запоминания) или метод Цицерона, смысл которой заключается в
запоминании информации путём её мысленного раскладывания по знакомой комнате.
Изначально игровое поле «Римская комната» разрабатывалось в «Городе талантов» как
наглядное пособие и тренажёр для отработки метода Цицерона непосредственно на курсе
«Совершенная память», но очень скоро люди стали использовать его наравне с другими
играми для развития памяти (дома с детьми, с друзьями, во время игровых пятиминуток и
т.п.).
Давайте разберём две самые распространённые разновидности игры «Римская комната»: с
карточками и без карточек.
1. На игровое поле «Римская комната» раскладываются в беспорядке несколько карточек
тренажёров, в зависимости от уровня подготовки участников. Обычно начинают с десяти –
двенадцати карточек, по мере тренированности увеличивая количество карточек либо
уменьшая время на запоминание. Так, в Тюмени после занятия девочки 10 – 12 лет разложили
60 карточек и успешно все вспомнили!
После того, как карточки лицевой стороной вверх разложены по игровому полю, нужно
запомнить их расположение. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз и
игроки по очереди называют по одной карточке и открывают их. Если игрок угадал карточку
– берёт себе, если нет – оставляет открытой на поле. Выигрывает тот, кто набрал больше
карточек.
1
2. Вместо карточек можно использовать любые мелкие предметы:
пуговицы, брелки, монеты,
календарики и т.п. Предметы раскладываются по игровому полю, запоминаются и убираются
в волшебный мешочек. Каждый игрок берёт по одному предмету и выкладывает его на то
место, где предмет лежал. Либо поочерёдно называют предметы, не доставая их до окончания
игры.
Секреты игры: карточки (предметы) легче запомнить, увязав каждую карточку (предмет) с
какой-то деталью интерьера нарисованной комнаты, рядом с которой та или иная карточка
лежит. Естественно, если вы будете представлять ощущения от прикосновения к деталям
комнаты и к тому, что изображено на карточках, то всё запомнится гораздо лучше.
Игровое поле оказалось очень удобным для отработки запоминания самых разных видов
информации и стало столь же любимым развлечением, как и карточки тренажёров.
Карточки – тренажёры «Наша Буквица»
1. Берутся несколько карточек, раскладываются по «Римской комнате» или просто на столе.
Игроки запоминают расположение карточек, после чего карточки переворачиваются лицевой
стороной вниз. Участникам предлагается поочерёдно называть по одной карточке, строго по
порядку (или вразброс), как в предыдущей игре: первый игрог показывает , где находится
первая карточка, называет её (Аз) и забирает (если угадал), следом второй игрок показывает,
где находится вторая буква (Боги), называет и берёт, и так далее. Правильно названные
карточки игроки берут себе, неправильно – оставляют открытыми на игровом поле.
Секрет игры: значения буквиц ассоциативно увязываются с предметами «Римской комнаты»,
либо с интерьером реальной комнаты, если играют просто на столе или на полу.
2.При работе с детьми с ЗПР буквицы рекомендуется просто включать в игры вперемежку с
карточками других тренажёров, сначала минимальное количество, постепенно всё больше и
больше.
3. Для повышения внутренней устойчивости, рассудительности, снижения общей
нервозности в наше непростое время рекомендуется просто перебирать карточки, вслух или
про себя проговаривая строй буквиц от Аз до Ижа. Это можно делать в транспорте, в любое
незанятое время, просто взяв с собой набор карточек, чтобы в любой момент достать и
просто перебирать в руках, когда возникает в этом необходимость или для раскладывания в
домашних условиях.
4. ИГРА «РАСКЛАДКА БУКВИЦЫ»
Игра развивает оба полушария мозга. Правое отвечает за поиск – куда нужно положить
букву, а левое осуществляет контроль.
Материалы для игры. 2 листа распечатанной буквицы и секундомер. Буквы можно
раскрасить. Одним цветом – упрощённый вариант, разными цветами – усложнённый вариант.
Один лист уплотняем и вырезаем буквы. В результате получаем набор квадратных карточек с
буквами. Второй лист послужит для их раскладки. Раскладка буквицы.
Игра делится на две части: раскладка и сборка букв.
Кладем перед ребёнком лист с буквицей и даём ему в руки заранее перемешанные карточки.
Ему надо разложить все буквы на свои места. Важно при этом проговаривать чётко вслух: «Я
кладу букву…» и называть ту букву, которую он кладёт. Например, «Я кладу букву Добро,
я кладу букву Живот…».
2
Команды. Перед началом игры ребёнок сообщает о своей готовности командой: «Я готов!
Внимание! Приготовились! Начали!».
Засекаем время и наблюдаем за ребёнком. После окончания игры ребёнок говорит: «Я
готов». Останавливаем секундомер.
Уточнения. Если ребёнок говорит не стандартную фразу, описанную выше, а её
сокращённый вариант, например: «Кладу Добро, кладу Пси…», подскажите ему ещё раз, что
слова должны повторяться в точности.
Сборка буквицы. Нужно собрать все буквы. При этом нельзя брать соседние буквы.
Соседние – это находящиеся сверху, снизу, справа, слева, а также 4 буквы, лежащие по углам.
Также нельзя брать буквы, пользуясь нехитрым алгоритмом: буква сверху, буква снизу…
Объясняем ребёнку, что он должен брать буквы так, чтобы вы не догадались, какую букву он
возьмет следующей. При сборке ребёнок также проговаривает вслух свои действия: «Я беру
букву…». Не забываем про команды, описанные выше.
Итог. Время сборки буквицы не должно быть больше времени раскладки. Это результат, к
которому нужно стремиться.
Как долго играть. Играть нужно регулярно, записывая полученное время и постоянно
сравнивая предыдущий результат с сегодняшним. Так формируется мотивация на игру.
Метод Цицерона (второе название — «римская комната») помогает запоминать
ключевые идеи, слова или даты. Для этого нужно мысленно «расставить» их в
определённом порядке, представляя привычное помещение. Затем достаточно лишь
восстановить в памяти эту комнату, чтобы вспомнить всё, что было зафиксировано.
Чтобы применить метод Цицерона, необходимо:
1.
Выбрать место. Это должно быть хорошо знакомое и легко визуализируемое место,
например, дом, школа, улица или другое место, где часто бывают.
2.
Создать путь. Нужно представить себе маршрут, которым будет следовать прогулка.
Можно начать со входа в дом или здание и двигаться вдоль определённого пути, например, от
комнаты к комнате или от объекта к объекту.
3.
Ассоциировать информацию с объектами. Нужно подумать о том, какую информацию
хочется запомнить, и связать её с объектами или местами на пути. Например, если нужно
запомнить список предметов, каждый предмет может быть связан с определённым предметом
интерьера.
4.
Пройти путь в своём воображении. Нужно представить, что человек проходит по
выбранному пути в своём воображении, связывая каждый объект с тем, что хочется
запомнить. Повторять это воображаемое путешествие несколько раз, чтобы закрепить
информацию в памяти.
Метод Цицерона основан на принципе, что визуальные образы лучше запоминаются, чем
просто слова или абстрактные концепции. Этот метод особенно полезен для запоминания
списков, последовательностей или другой упорядоченной информации.
3