Напоминание

Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления детей подготовительного к школе возраста


Автор: Охрименко Ирина Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Ласточка"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Наименование материала: Рекомендации учителя-дефектолога для родителей и педагогов.
Тема: Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления детей подготовительного к школе возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления

детей подготовительного к школе возраста (рекомендации учителя-

дефектолога для родителей и педагогов).

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с

играми и упражнениями, которые педагоги и родители могут использовать

для развития ребенка подготовительного к школе возраста. Грамотное

проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить

ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание,

восприятие, память.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность

обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое

внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы.

Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть

непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему

придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания

волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно

развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере

развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения,

переключения, устойчивости).

Педагог должен научить ребенка различным формам пользования

памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не

изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может

запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при

внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей

более

естественно

запоминание

материала,

включенного

в

игровую

деятельность.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений

умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в

предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается

с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима

роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его

житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов

логическим

путем.

Умение

мыслить

подразумевает:

выделение

существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в

целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий

в них и т.д.

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания.

1.«Хлопни в ладоши».

Цель:

обучение способности к переключению

внимания.

Описание задания.

Родитель или педагог говорит ребенку:

«Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь

животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь,

виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка,

сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша,

арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк,

галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

2.

«Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации,

объема, переключения, устойчивости внимания. Дидактический материал:

бланк с заданием. Описание задания. Ребенку предлагается расставить

значки, как в образце. Еще один вариант этой игры «Зачеркни букву»

Ребенку предлагается лист, на котором написано много букв, ребенок должен

искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом.

Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти.

1.«Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти. Дидактический

материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула,

куклы, яблока, кастрюли, тарелки. Описание задания. Ребенок рассматривает

пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки

переворачивают. Родитель показывает на перевернутую картинку, а ребенок

должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

2.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка. Описание задания.

Родитель или педагог показывает ребенку любую сюжетную картинку и

просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше

деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке,

например, «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?»

Ребенок должен ответить на все вопросы.

Игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия.

1.«Актер» Цель: обучение способности объединять все свойства объекта,

воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями. Описание

задания. Родитель рассказывает ребенку сказку: «Однажды я шла по лесу и

увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под

куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда

птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову

волк».

Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом,

движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

2.

«Найди свой цвет» Цель: развитие координации зрительного, слухового и

моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов,

умения ориентироваться в пространстве и различать цвета. Дидактический

материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета. Описание задания.

По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки

разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде

воспитателя «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди

свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету

пуговицы. Игра проводится 4-5 раз.

Игры и упражнения по коррекции и развитию мышления.

1.«Найди

лишнее

слово»

Цель:

развитие

мыслительных

процессов

обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Описание

задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова

объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно

быть исключено. Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный; 2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

«Мостик»

Цель:

развитие

мыслительных

ассоциативных

связей.

Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-ят – лес, гриб; 2-я – книга,

мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.

Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит,

что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен

придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки.

Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово

«растет» (гриб растет в лесу).

Знакомство с некоторыми играми на развитие ВПФ мы закончим с вами

игрой на развитие активного внимания «Слушай музыку». Дидактический

материал: аудиозапись с веселой мелодией. Описание задания. Педагог:

«Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь

бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен

остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».



В раздел образования