Авторы: Шлекис Ольга Алексеевна, Кайтан Ия Миродовна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как метод взаимодействия
семьи и детского сада
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом,
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности
ребенка».
В
Законе
предусмотрено,
что
в
решении
сложных,
многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования,
эксклюзивная роль принадлежит семье.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ,
в
главе
4,
статье
44 впервые
определены
права,
обязанности
и
ответственность родителей за образование ребёнка.
Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС –
повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное
взаимодействие между семьей и ДОУ.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что без
поддержки родителей способно значительно снизить любые наши педагогические
усилия.
Именно поэтому мы используем в своей работе одну из эффективных форм
взаимодействия с семьей
-
индивидуальные исследовательские детско-
родительские проекты.
Их задачами являются:
расширение представлений детей об окружающем мире;
формирование
интереса
и
симпатии к
объектам
природы,
природным явлениям;
поддержание и удовлетворение детской любознательности;
формирование умения находить удивительное в привычном;
ознакомление
с
простейшими
приемами
организации
наблюдения,
экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
Это особенно важно сейчас потому, что в условиях быстро меняющейся
жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую
очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески, то есть владеть универсальными учебными
действиями.
Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствует
вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т.
д.) в сферу его интересов. Он длится столько дней, сколько:
- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной
темы.
Внедрение этой формы работы проходила у нас поэтапно:
Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно
приходит к формулировке исследовательской задачи.
Идея реализации индивидуальных детско-родительских проектов возникла у
нас после проведения интервью с детьми подготовительной к школе группы «Кто
такие исследователи?». На заключительный вопрос «А что вы хотели бы изучить,
как исследователи?» мы получили самые разнообразные ответы: кто-то захотел
узнать всё и о черепахах, кто-то о пчёлах, кого-то заинтересовали цветы, которые
растут без корней, и даже на вопрос - почему в дождливую погоду так часто
можно видеть червяков под ногами - дети захотели найти ответ.
В основе любого проекта лежит проблема, которую создал ребёнок. Мы
определили тему проектов в зависимости от интересов детей, выявили её
актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?». Вместе с детьми
составили план действий по достижению цели:
К кому обратимся за помощью
В каких источниках можно найти информацию
Что мы можем получить в результате поиска.
Приступая к работе, дети имели некоторые стартовые знания, умения.
Готовые новые знания для детей в ходе проекта мы давали, но в очень
незначительном объёме и только в момент его востребованности ребёнком. В
остальных случаях мы наталкивали детей на путь самоизучения материала
(опираясь на энциклопедии, книги, ответы взрослых и т.д.). Мы не объясняли и не
демонстрировали детям правильный способ действия, которым они могли бы
овладеть путём прямого подражания. Не порицали детей за сделанные ими
ошибки.
Второй этап – связан с информированием родителей
.
На информационном
стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в
группе,
рекомендации,
пути
оказания
помощи
ребёнку
при
проведении
исследования по определённому проекту.
Родители подключились к этой работе с удовольствием. Совместный сбор
материалов, изготовление плакатов, схем и моделей, создание презентации
вовлекало их в воспитательно-образовательный процесс, раскрывало творческие
способности их детей. Родители становились непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали
чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений
ребенка.
В ходе работы
в помощь родителям
нами проводились дни вопросов и
ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформлялись папки
передвижки по теме.
На третьем этапе дети оформляли свои проекты. Мы все некоторое время как
бы проживали тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов
на вопросы, чтение энциклопедий и познавательной литературы, просмотр
познавательных видеофильмов, рассматривание иллюстраций и фотографий,
опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.
Родители помогали ребёнку оформить результаты всей этой работы в форме
презентаций, альбомов, схем и моделей. Они помогали, но организатором проекта
был он сам.
На четвертом этапе – проходила защита проекта. Ребенок вместе с
родителями «подавал заявку на защиту проекта», то есть сообщал воспитателю,
что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями.
Так были созданы индивидуальные детско-родительские исследовательские
проекты на самую разнообразную тематику под общим названием «Хочу всё
знать».
«Черепахи не торопятся – не спеша в них мудрость копится» - проект Даши
Г., которая объяснила свой интерес к этому вопросу тем, что часто слышала
выражение «ползёт, как черепаха», «мудрая, как черепаха», но не совсем
понимала, что это значит.
Многое узнали дети из презентации Даши – и когда появились черепахи на
планете, и сколько они живут, и каких видов и размеров они бывают, и какие
факты говорят об их силе и уме. Поразительные случаи рассказала она и о
дружбе черепах с дельфинами, показала детям целый альбом своих рисунков по
этой теме.
А то, что черепашки даже побывали в космосе и в 1968 году облетели Луну,
было удивительным даже для нас, взрослых.
И в дальнейшем Даша планирует расширять свои знания о черепахах, об их
возможностях.
Фивея Ж. многое узнала и рассказала в презентации своего проекта о цветах, у
которых нет корней и которые питаются воздухом и светом – о тилландсиях. Она
показала нам схему ухода за этими цветами, которую они разработали с мамой.
Рассказала она и о других комнатных цветах, которые полезны для дома,
познакомила по схемам со способами ухода за каждым из них. Очень трогательно
прозвучали в заключение её слова: «Я знаю, что цветы чувствуют настроение, к
ним надо относиться, как к живым существам – говорить с ними, уметь слушать
их. И я хочу, чтобы никто и никогда не обижал цветы!». Для ребят это было
хорошим уроком доброго отношения ко всему живому. Её любимый цветок,
который она принесла из дома, чтобы всем показать, поразил всех нас
удивительной красотой и своей необычностью.
Фивея поделилась с ребятами планами на будущее: она хочет узнать как можно
больше о лекарственных растениях, которые используют люди для лечения
болезней.
Диму Г. всегда интересовал вопрос – зачем нужны дождевые черви.
Презентуя свой проект ребятам, он поделился с ними результатами своего
исследования. Как же были удивлены ребята, узнав, что у такого маленького и
невзрачного существа есть и сердце, и кровеносные сосуды, и желудок, и кишка.
И проведя дома вместе с родителями эксперимент, Дима всё-таки выяснил
интересующий его вопрос – чем же червяк нюхает – он чувствует запахи всем
телом. Но главное, что поняли и Дима, и все дети – дождевые черви очень
полезны – они рыхлят почву, удобряют её, уничтожают вредных личинок. Их
называют «санитарами земли», потому что, пропуская землю через свой желудок,
они избавляют нас от вредных микроорганизмов, а значит, и от болезней. О них
говорят – «живые удобрения» для растений, потому что они обогащают почву
питательными
веществами.
А
значит,
их
можно
назвать
«сокровищами,
живущими под землей». Есть даже небольшие фермы по разведению дождевых
червей.
В перспективе Дима хочет понаблюдать за дождевыми червями в сравнении –
по цвету, поверхности, длине и толщине.
Женя Т. долго считал, что такие огромные киты, плавающие в морской воде
– конечно же рыбы, а не животные. И очень удивился, что это не так. А
удивление, как известно, рождает исследование. Дети очень внимательно и
заинтересованно слушали Женю, когда он знакомил их со своей проектной
работой «Эти удивительные киты». Дети узнали о синих и горбатых китах и ките-
белухе, познакомились с интересными фактами из их жизни. И заключительным
аккордом презентации был представлен плакат, который он нарисовал «Я тоже
хочу жить!». У Жени есть мечта – изучить зубатых китов: дельфинов и касаток.
Илья М.. спросил у мамы, почему дышится легче, когда выезжаешь за город,
но мама поступила мудро: она не дала готового ответа, а предложила вместе
найти его. Результатом их исследования стала проектная работа «Воздух,
которым мы дышим».
Илья рассказал, как они с мамой в ходе эксперимента убедились, что воздух
существует, он вокруг нас и мы им дышим. Из Интернета, познавательных
фильмов, литературы и рассказов взрослых, Илья
узнал, что способствует
загрязнению в городе воздуха и как с этим бороться. Для себя он решил, что со
своими друзьями будет делать всё, что можно - убирать мусор, сажать кусты,
чтобы людям легче дышалось.
А ещё Илья мечтает узнать о машинах на солнечных батареях, которые не
будут загрязнять воздух.
А любительница бабочек Надя М. решила как можно больше собрать
сведений о тутовом шелкопряде: почему тутовый? Почему шелкопряд? И что это
за гусеница такая? На все эти и другие вопросы Надя с мамой искали ответ,
исследуя тайный мир загадочных шелкопрядов. Дети услышали красивую легенду
о появлении шёлка, узнали, что одежда и изделия из шёлка обладают чудесными
свойствами: в них не заводятся пылевые клещи, вши и блохи. Именно поэтому из
коконов делают подушки, одеяла, а из шёлковой ткани шьют нижнее бельё.
Надя рассказала об опыте, который они провели с мамой, чтобы отличить
натуральный шёлк от шёлка искусственного.
Но особенно ребят поразил факт, что чтобы сшить одно платье из шёлка,
гусеницам нужно съесть все листья с двух деревьев тутовника!
Дети наглядно на макете, который сделали мама с Надей, могли увидеть весь
жизненный цикл шелкопряда и тот самый момент, когда можно получить шёлк.
Надя убедилась, что при желании можно найти ответы на любые вопросы и
рассказала ребятам, что в будущем хотела бы узнать, чем отличаются бабочки от
мотыльков. Ну а главное, что дарят нам бабочки, и все ребята согласились с этим,
это радость от того, что мы можем любоваться их удивительной красотой и
разнообразием!
С презентацией этой проектной работы Надя выступила и стала
призёром
на
Х
научно-практической
конференции
«Время
открытий»,
организованной НИУ ВШЭ.
Маша Б. интересуется пчёлами, это увлечение передалось ей от папы. И
Маша с папой вместе решили исследовать вопрос «Пчёлы – наши друзья?» - так
они и назвали свою проектную работу. На её презентации дети узнали, что среди
пчёл существуют трутень, матка и рабочие пчёлы. На своих рисунках Маша
показала различие между ними. Она рассказала, как пчёлы делают мёд, где они
живут, о чём говорит пчелиный танец и о других интересных фактах.
Маша узнала, что существует музей пчёл и в дальнейшем очень хотела бы
побывать там.
А после презентации Машин папа угостил всех желающих мёдом со своей
пасеки.
Все проекты получились интересными и познавательными.
Результаты своего первого исследовательского опыта юные исследователи
представили на конференции детско-родительских проектов, организованной
нами в комплексе школы. Зрителями были педагоги ДОУ, дети, а так же родители
участников.
Они смогли увидеть результат своего труда воочию. Восторг,
радость, гордость за своего ребенка переполняли их.
Задачи конференции – создание условий для самореализации детей, для
научного
общения,
развития
навыков
публичного
выступления
–
были
выполнены.
После каждой презентации дети задавали много вопросов, а юные
исследователи старались ответить на них. А вопросы были самые разнообразные:
А если в улей залетают другие насекомые, что пчёлы делают?
А пчёлы кусают тех, кто за ними ухаживает?
А кит может проглотить корабль?
А почему говорят «реветь белугой», а кит – белуха?
А кашалот-это кто? А как его узнать?
Как черви передвигаются в земле?
А что зимой делают черви?
А в нашем городе есть такой транспорт, который не загрязняет воздух?
А животные чувствуют чистый воздух или нет?
А морские черепахи тоже медлительные?
А черепахи везде живут?
А черепахам больно, если они панцирь повредят?
А уши есть у черепахи?
В заключение все юные исследователи были награждены грамотами.
Мы пришли к выводу, что детско-родительские проекты объединяют
детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями,
способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Часто мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им
отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и
творчества.
Считаем, что детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.
Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая
каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе.