Автор: Мурзагильдина Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 11 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорcк
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Какие игры способствуют развитию речи 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Какие игры способствуют развитию речи 3-4 лет»
Подготовила:
Мурзагильдина Ольга Владимировна
Воспитатель
МДОУ «Д/с №11о.в.» г. Магнитогорска
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в
ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно
важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых,
выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует
деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец
правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка.
Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы,
высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по
наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.
Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя
порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно
обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит, погуляет
взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом
ребенок не только получит соответствующую точную информацию по
заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя
собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни
были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца,
когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о
прочитанной ему книге. В семье необходимо создать такие условия, чтобы
ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не
только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно,
строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-
психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об
окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными
произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и
доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют
кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка
только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного
детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний
мир, отношение к окружающим, познавательные способности и
представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним
взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с
ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения
дошкольника. Помощь специалистов, возможно, понадобится, но лучше
обращаться к ним, когда ребёнку исполнится пять лет. А сейчас, пока ему
только три или четыре года, вы вполне в состоянии помочь малышу сами: 20-
30 минут занятий в день в течение пары месяцев достаточно, чтобы речь
крохи стала намного понятнее. Главное, чтобы ребёнку было интересно,
тогда и результат вы получите быстрее.
Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от
общения с ним. Мы подобрали для вас игры, в которые вам будет нескучно
играть вдвоём, а то и втроём-вчетвером – можно привлечь и папу со
старшими детьми, и приятелей вашего ребёнка.
Примеры игр, которые могут использовать родители в домашних
условиях.
Игра 1: Что будет, если… Ваша задача – придумывать смешные или
удивительные вопросы: «Что будет, если прямо сейчас перед нами на дорогу
упадёт колбаса?» или «Что будет, если папа превратится в кролика?».
Отвечая на них, дети обычно хохочут и взахлёб рассказывают, как будут
ловить колбасу, чтобы съесть, а папа-кролик станет скакать по комнате,
роняя стулья.
Игра 2: Что с чем едят? В этой игре вы задаете ребёнку один продукт, а он
должен назвать другие продукты, которые с ним могут сочетаться.
Например, помидор – огурец, картошка, лук; сметана – творог, чернослив,
зелень; рыба – морковь, рис, горошек. Очевидно, что если вы, например,
сказали «мороженое», то ответ «шашлык» не подходит.
Игра 3: Какого цвета? Вы называете предметы, а ребёнок перечисляет
подходящие цвета. Например, яблоко – зелёное, красное, жёлтое. Папины
ботинки – чёрные, коричневые. Кремлёвская стена – красная.
Игра 4: Кто что умеет? Вы называете животное, предмет или человека, а
малыш должен сказать, что тот умеет: котёнок – мяукает, играет, лакает
молоко, спит. Бабушка – печёт пирожки, читает газету, гуляет с коляской.
Лампочка – светит, горит, мигает.
Игра 5: Что где находится? Вы начинаете: «Что ты можешь увидеть на
небе?». А ребёнок продолжает: «Солнце, звёзды, облака, луну, космические
корабли». Под землёй – крот, корни деревьев, метро. На дереве – листья,
плоды, червяки, белки.
Игра 6: Больше – меньше Вы называете предмет или животное, а ваше чадо
придумывает для него сравнение. К примеру: заяц больше муравья, но
меньше лисы, арбуз больше груши, но меньше самолета, стол больше стула,
но меньше шкафа.
Игра 7: Угадай, кто...? Вы загадываете животное и придумываете для него
описание, а ребёнок должен отгадать. Например, длинная шея, небольшая
голова, пятнистая шкура – жираф. Маленький хвостик, пушистая шубка,
прыгает и любит морковку – зайчик. Длинный хобот вместо носа, большие
уши, толстые ноги – слон.