Напоминание

«Укрепление и целостное развитие физического здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий»


Автор: Шимко Елена Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ №8
Населённый пункт: Кущёвский район. х.Красное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Укрепление и целостное развитие физического здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Укрепление и целостное развитие физического здоровья

детей с помощью здоровьесберегающих технологий»

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о

путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому

развитию детей. Федеральные государственные образовательные стандарты

дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану

и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных

областей, создание условий безопасной образовательной среды,

осуществление комплекса профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых

средств и методов повышения эффективности физкультурно-

оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных

условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Формирование здоровья детей является приоритетным направлением

деятельности любого дошкольного учреждения.

Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше

сидячих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Многие дети

нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен

быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных

проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать

коррекции физического, эмоционального и общего психического развития.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского

сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том

числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Новизна опыта заключается в использование здоровьесберегающих

технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных

стратегических задач развития страны.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в

настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,

которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми.

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии

направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие

физических качеств, двигательной активности и становление физической

культуры дошкольников.

Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного

режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной,

стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане,

так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во

время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной

степени интенсивности, определенного количества повторений.

Помимо классических общеразвивающих упражнений я использую

корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных

непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с

оборудованием и без, например, с использованием гимнастических палок,

обручей, мячей. Это зарядки в стихотворной и игровой форме.

Во время проведения ритмической гимнастики использую образно-

танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую

направленность, сюжетный характер и завершенность, является основой для

развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся,

позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять

движения под музыку, служит основой для усвоения ребенком различных

видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и

навыков.

Непосредственно организованная образовательная деятельность(занятия)

по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём

одно занятие обязательно на свежем воздухе. В летнее время все три занятия

на улице. Образовательная программа по физической культуре обеспечивает

оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной

активности детей. Комбинации фронтального и группового способов

проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную

плотность занятия. Во время проведения физкультурных занятий большое

внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики. Их я использую

после ОРУ и подвижных игр. Они помогают восстанавливать организм после

физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс

дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за

расслаблением своего организма и психики. Провожу обучение детей

приемам мышечного расслабления, т. е. релаксации. Упражнения на

релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет

сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

Так же на занятиях использую музыкотерапию. Нетрадиционная

гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их

полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям

физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное

состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей

части занятий в качестве упражнений на восстановление и приведении всех

функциональных систем организма в норму.

Так же в занятия я включаю самомассаж. Самомассаж является основой

для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует

поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения.

В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с

целью профилактики заболеваемости, но и с целью формирования

осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков

собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной

неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям

понять физиологические основы работы органов и частей тела своего

организма. Особое внимание детей я обращаю на способы выполнения

самомассажа: мышцы должны быть максимально расслаблены, массажные

движения должны быть аккуратными и плавными.

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают

радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют

формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие

навыков собственного оздоровления.

Так же на занятиях я использую массажные коврики и дорожки. Они

являются хорошим методом закаливания организма, служат профилактике и

коррекции плоскостопия, развивают чувства равновесия и координации

движений, сохранения и укрепления здоровья детей, формируют привычку к

здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через

разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме

подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из

набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме

различных эстафет и др., что позволяет более эффективно реализовать

двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и

эмоционального развития. Использую воображаемые ситуации и игровые

образы на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики и т. п.

Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, платки, ленты,

обручи, необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное

музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей

психологического комфорта, желанию заниматься физическими

упражнениями.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых

досугов и развлечений. Они повышают у детей интерес к физической

культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков,

развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость, воспитанию чувства

коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные

развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год я

провожу спортивные праздники, а также в нашем детском саду практикуется

проведение спартакиад: летней и зимней.

Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный

эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных

факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной

деятельности. Такие походы имеют преимущества: оздоровительный эффект;

развивают выносливость; формируют нравственные качества; расширяют

кругозор.

В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые

нетрадиционные формы работы с детьми:

– дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах

организации деятельности систематизируются знания и умения детей по

здоровьесбережению.

–тематические досуги и праздники оздоровительной направленности

помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого

человека, формированию здорового образа жизни (приложение11).

– другие формы физического развития детей, направленные на

удовлетворение их физиологических потребностей в движении и

обеспечивающие развитие физических качеств сверх базового

образовательного уровня. Это проведение «Весёлых стартов» с участием

детей из других детских садов, участие в спортивных мероприятиях

районного уровня «Спартакиада.

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-

оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если

она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя:

1) ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в

дошкольном учреждении;

2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих

целях я использую:

- консультации;

- дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных

мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;

- родительское собрание-обучение родителей приемам и методам

оздоровления детей (тренинги, практикумы);

- участие в семейном клубе «Физкультоша».

Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с

их родителями. Это «Папа, мама, я – спортивная семья», Развлечения.

Посвящённые Дню отца; праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап,

дедушек и др.

Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с

учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное

сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских

отношений. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во

взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.

В работе с педагогами также стараюсь пропагандировать приёмы

оздоровления в процессе организации образовательной деятельности. Так, в

детском саду для педагогов я провела мастер-класс по использованию

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (показ

упражнений в процессе гимнастики пробуждения, методика проведения

дыхательной гимнастики, релаксации, упражнений на профилактику

плоскостопия и нарушений осанки и др.)

Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому

развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности,

развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что

оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их

познавательное развитие, и качественную подготовку дошкольников к

школе. Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам

осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным

усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в

дошкольном учреждении.



В раздел образования