Автор: Шимко Елена Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ №8
Населённый пункт: Кущёвский район. х.Красное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Укрепление и целостное развитие физического здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий»
Раздел: дошкольное образование
«Укрепление и целостное развитие физического здоровья
детей с помощью здоровьесберегающих технологий»
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о
путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому
развитию детей. Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану
и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных
областей, создание условий безопасной образовательной среды,
осуществление комплекса профилактической и оздоровительной работы.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых
средств и методов повышения эффективности физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных
условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Формирование здоровья детей является приоритетным направлением
деятельности любого дошкольного учреждения.
Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше
сидячих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Многие дети
нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен
быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных
проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать
коррекции физического, эмоционального и общего психического развития.
По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского
сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том
числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Новизна опыта заключается в использование здоровьесберегающих
технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных
стратегических задач развития страны.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в
настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми.
Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии
направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие
физических качеств, двигательной активности и становление физической
культуры дошкольников.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного
режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной,
стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане,
так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во
время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной
степени интенсивности, определенного количества повторений.
Помимо классических общеразвивающих упражнений я использую
корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных
непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с
оборудованием и без, например, с использованием гимнастических палок,
обручей, мячей. Это зарядки в стихотворной и игровой форме.
Во время проведения ритмической гимнастики использую образно-
танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую
направленность, сюжетный характер и завершенность, является основой для
развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся,
позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять
движения под музыку, служит основой для усвоения ребенком различных
видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и
навыков.
Непосредственно организованная образовательная деятельность(занятия)
по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём
одно занятие обязательно на свежем воздухе. В летнее время все три занятия
на улице. Образовательная программа по физической культуре обеспечивает
оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной
активности детей. Комбинации фронтального и группового способов
проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную
плотность занятия. Во время проведения физкультурных занятий большое
внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики. Их я использую
после ОРУ и подвижных игр. Они помогают восстанавливать организм после
физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс
дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за
расслаблением своего организма и психики. Провожу обучение детей
приемам мышечного расслабления, т. е. релаксации. Упражнения на
релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет
сконцентрировать внимание и снять возбуждение.
Так же на занятиях использую музыкотерапию. Нетрадиционная
гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их
полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям
физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное
состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей
части занятий в качестве упражнений на восстановление и приведении всех
функциональных систем организма в норму.
Так же в занятия я включаю самомассаж. Самомассаж является основой
для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует
поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения.
В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с
целью профилактики заболеваемости, но и с целью формирования
осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков
собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной
неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям
понять физиологические основы работы органов и частей тела своего
организма. Особое внимание детей я обращаю на способы выполнения
самомассажа: мышцы должны быть максимально расслаблены, массажные
движения должны быть аккуратными и плавными.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают
радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие
навыков собственного оздоровления.
Так же на занятиях я использую массажные коврики и дорожки. Они
являются хорошим методом закаливания организма, служат профилактике и
коррекции плоскостопия, развивают чувства равновесия и координации
движений, сохранения и укрепления здоровья детей, формируют привычку к
здоровому образу жизни.
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через
разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме
подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из
набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме
различных эстафет и др., что позволяет более эффективно реализовать
двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и
эмоционального развития. Использую воображаемые ситуации и игровые
образы на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики и т. п.
Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, платки, ленты,
обручи, необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное
музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей
психологического комфорта, желанию заниматься физическими
упражнениями.
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых
досугов и развлечений. Они повышают у детей интерес к физической
культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков,
развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость, воспитанию чувства
коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные
развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год я
провожу спортивные праздники, а также в нашем детском саду практикуется
проведение спартакиад: летней и зимней.
Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный
эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных
факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной
деятельности. Такие походы имеют преимущества: оздоровительный эффект;
развивают выносливость; формируют нравственные качества; расширяют
кругозор.
В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые
нетрадиционные формы работы с детьми:
– дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах
организации деятельности систематизируются знания и умения детей по
здоровьесбережению.
–тематические досуги и праздники оздоровительной направленности
помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого
человека, формированию здорового образа жизни (приложение11).
– другие формы физического развития детей, направленные на
удовлетворение их физиологических потребностей в движении и
обеспечивающие развитие физических качеств сверх базового
образовательного уровня. Это проведение «Весёлых стартов» с участием
детей из других детских садов, участие в спортивных мероприятиях
районного уровня «Спартакиада.
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-
оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если
она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя:
1) ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в
дошкольном учреждении;
2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих
целях я использую:
- консультации;
- дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных
мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
- родительское собрание-обучение родителей приемам и методам
оздоровления детей (тренинги, практикумы);
- участие в семейном клубе «Физкультоша».
Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с
их родителями. Это «Папа, мама, я – спортивная семья», Развлечения.
Посвящённые Дню отца; праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап,
дедушек и др.
Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с
учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное
сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских
отношений. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во
взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.
В работе с педагогами также стараюсь пропагандировать приёмы
оздоровления в процессе организации образовательной деятельности. Так, в
детском саду для педагогов я провела мастер-класс по использованию
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (показ
упражнений в процессе гимнастики пробуждения, методика проведения
дыхательной гимнастики, релаксации, упражнений на профилактику
плоскостопия и нарушений осанки и др.)
Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому
развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности,
развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что
оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их
познавательное развитие, и качественную подготовку дошкольников к
школе. Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным
усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в
дошкольном учреждении.