Автор: Самсонова Лилия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.И. Басманова"
Населённый пункт: город Бузулук
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации города Бузулука
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
города Бузулука «Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Басманова Владимира Ивановича»»
Методическая разработка
Тема: «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках
русского языка и литературы»
Форма проведения: практико-ориентированный доклад из опыта работы
Адресат: педагоги общеобразовательных школ
Автор: Самсонова Лилия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
город Бузулук
2025 год
Все знания о мире, в том числе и школьные предметы, мы получаем через
язык. Язык — это не только инструмент для развития ума и главное средство
общения,
но
и
ключевой
элемент
формирования
национальной
идентичности.
Обучение русскому языку, которое традиционно ограничивалось изучением
правил орфографии и пунктуации, было дополнено в 2023 году уроками
развития речи, на которых ребята осваивают стилистику, но этого мало,
чтобы
сформировать
коммуникативные
компетенции
у
обучающихся.
Поэтому считаю, что уроки литературы и русского языка должны быть
дополнены развитием навыков речевого поведения.
В
связи
с
этим
особую
значимость
приобретает
формирование
коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Но что же такое коммуникативная компетенция и в каких навыках она
проявляется?
Коммуникативная
компетенция
—
это
способность
к
эффективному
речевому взаимодействию во всех сферах жизни, с учётом социальных норм
общения. Она проявляется в умении:
— самостоятельно устанавливать контакт с любым собеседником,
независимо от его возраста, статуса и других характеристик;
— поддерживать беседу, соблюдая правила и нормы общения в монологе и
диалоге;
— слушать и слышать собеседника, проявляя уважение к его точке зрения;
— выражать и аргументировать свою позицию, используя культурные формы
общения;
— стимулировать собеседника к продолжению разговора;
— конструктивно разрешать конфликты в общении;
— оценивать успешность коммуникации и корректно завершать беседу.
Обучение ребёнка навыкам вежливого и корректного общения является
одной
из
ключевых
задач
учебных
предметов
«Русский
язык»
и
«Литература». К сожалению, современные школьники часто сталкиваются с
проблемами в развитии коммуникативной компетентности.
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку показывает, что уровень
сформированности коммуникативной компетенции у учащихся остаётся на
невысоком
уровне.
Это
связано
с
неготовностью
школьников
к
самостоятельному решению задач на основе имеющихся знаний, умений и
качеств личности. Ученики испытывают трудности с выражением своих
чувств и представлений о мире, а также с использованием различных
способов коммуникации.
Кроме того, существует ряд противоречий, которые необходимо учитывать
при обучении русскому языку и литературе:
1.
Между
низким
уровнем
коммуникативной
компетенции
у
детей
и
необходимостью воспитания человека, способного свободно выражать свои
мысли и чувства, а также соблюдать этические нормы общения.
2.
Между пониманием того, что речь является «зеркалом» мыслительных
операций и эмоциональных состояний, и недостаточным использованием её
как средства самореализации и вхождения в социум.
3.
Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к
творческому самовыражению.
Цель моей работы — разработка и тестирование методики и инструментов,
которые помогут наиболее результативно развивать коммуникативные
навыки у учеников основной школы.
В ходе работы над этой проблемой я ставлю перед собой следующие задачи:
1.
Определить наиболее эффективные подходы, методы и инструменты для
развития коммуникативных навыков у учеников.
2.
Повысить интерес к русскому языку и литературе, а также мотивацию к
учёбе.
3.
Улучшить результаты обучения.
4.
Вовлечь учеников в исследовательскую и проектную деятельность, а также в
создание презентаций.
5.
Стимулировать творческую активность и желание участвовать в различных
творческих конкурсах.
В современном мире, где информация доступна в огромных объёмах, а
технологии развиваются с невероятной скоростью, умение эффективно
общаться и взаимодействовать становится всё более важным навыком.
Особенно это актуально для учеников, которые учатся в школе и готовятся к
будущей жизни.
Одним из ключевых аспектов обучения является развитие коммуникативной
компетенции. Это способность понимать и использовать язык для общения, а
также умение эффективно взаимодействовать с другими людьми.
На уроках русского языка существуют различные способы реализации
коммуникативной компетенции. Они направлены на то, чтобы ученики могли
самостоятельно искать решения проблем, используя учебный материал в
качестве источника информации.
В этом процессе большую роль играют инновационные педагогические
технологии. Они помогают ученикам развивать навыки коммуникации и
эффективно использовать язык для общения.
Современные образовательные технологии включают в себя различные
подходы к обучению. Один из них — исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность
— это перспективное направление в
методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как
метод
(частично-поисковый,
метод
проблемного
обучения)
и
как
самостоятельная деятельность.
Исследовательская деятельность позволяет достичь многого:
Во-первых, она меняет суть преподавания. Ученик становится активным
участником процесса обучения, а не пассивным слушателем. Он не просто
получает «готовый» материал, а находит его самостоятельно и работает с
ним. Учитель же направляет и помогает ученику раскрыть свой потенциал.
Во-вторых, исследовательская деятельность повышает качество обучения.
Ученик становится более самостоятельным и ответственным за своё
обучение.
В-третьих,
знания,
полученные
в
результате
исследовательской
деятельности, более прочные и становятся личным достоянием ученика.
В-четвёртых,
результатом
исследовательской
деятельности
становится
некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад,
изделие, выполненное руками учащегося), который позволяет ученику
заявить о себе и представить свою работу на различных мероприятиях.
Участие в таких мероприятиях позволяет ученикам проявить себя, успешно
социализироваться в группе и обществе, определить профиль обучения на
старшей ступени и выбрать профессию. Этот вид деятельности позволяет к
11 классу наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к
обучению в вузе.
Главная цель исследовательской деятельности — образовательный результат.
Она направлена на развитие у учеников исследовательского типа мышления.
Конечный
продукт
такой
деятельности
(реферат,
проект,
изделие,
собственное исследование, доклад) выносится на презентацию.
Исследовательская деятельность — это обоюдонаправленный процесс. Она
позволяет развиваться как ученикам, так и учителям, приносит радость
совместного поиска решения поставленных задач.
Метод решения творческих задач
«Удивляет!»
Этот метод направлен на то, чтобы сделать учебный материал более
интересным. Преподаватель находит факт или точку зрения, которые делают
обычную
информацию
удивительной.
Это
могут
быть
любопытные
подробности из биографии писателя, которые можно найти в мемуарах,
воспоминаниях современников или письмах.
«Лови ошибку!»
Во время объяснения материала преподаватель намеренно делает ошибки.
Особенность этого метода в том, что ошибка должна быть аргументирована,
а новые доказательства должны накапливаться, как снежный ком. При этом
преподаватель должен быть уверен, что у учеников есть способ доказать его
неправоту. Цель этого метода — добиться понимания «ошибкоопасного»
места, а не просто механического запоминания правильного ответа.
Тема урока: «А.С. Пушкин. Обзор жизни и творчества». (9 класс)
На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс
делится на группы, которым предлагается биографический материал о
Пушкине с фактическими ошибками.
Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые
нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.
В рамках блочного обучения можно выделить ряд преимуществ, которые
делают уроки более интересными и увлекательными для учеников.
Задания, направленные на развитие коммуникативных навыков
1.
Определение основной идеи текста.
Выявить основную мысль — значит понять её суть, абстрагироваться от
конкретного содержания и оценить её важность. Особенно ярко это
проявляется в пословицах — ценном культурном наследии каждого народа.
Задания:
Для каждой пословицы подберите предложения, которые выражают её
смысл.
Сформулируйте содержание текста в одном-двух предложениях.
Придумайте для текста название, которое отражало бы его основную
мысль, используя пословицу.
Прочтите басню и определите, какая народная мудрость в ней заключена.
Завершите мысль, выраженную в тексте.
2.
Прогнозирование
Задания:
Восстановите пропущенные слова в тексте.
Придумайте стихотворение о зиме, используя слова для рифмы.
В каких словах есть «рак», «ель»? В каких словах спрятаны ноты?
Напишите слова, в которых спрятаны числа.
Соберите предложения из разрозненных слов.
Перед вами несколько коротких рассказов. Завершите их, проявив
находчивость и остроумие.
Первый шаг к пониманию идеи автора — это мысленная обработка
заголовка. Сопоставляя известные факты с темой заголовка, мы можем
догадаться о проблемах, которые автор хочет обсудить, и сформулировать
вопросы, которые могут возникнуть. Заголовок настраивает нас на диалог с
текстом, в ходе которого мы будем постепенно раскрывать содержание и
основную мысль. Работая с заголовком, дети учатся предвидеть события, о
которых пойдёт речь в тексте.
Учитель задаёт вопрос:
— Как вы думаете, о чём будет текст, судя по его названию?
Таким образом, заголовок помогает нам понять авторскую мысль, смысл
текста и его замысел.
Вспомните заголовки, которые:
выражают основную идею произведения;
сформулированы в виде вопроса;
передают эмоции автора;
указывают на место, время действия или имя автора.
Попробуйте определить, о каком произведении пойдёт речь:
история о том, как хозяин собаки по приказу хозяйки утопил её;
рассказ о чудесном докторе, который спас семью накануне Рождества.
Приведите примеры известных вам литературных произведений и
объясните, почему автор выбрал такое название для своего
произведения.
3.
Развиваем воображение.
Читая текст, представь, что смотришь мультфильм.
Какие сцены ты бы добавил в этот текст, если бы сам создавал
мультфильм?
Попробуй увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек,
который изобразил эту картину (тексты о природе).
Что тебя взволновало в этом стихотворении? Попробуй нарисовать
его. Придумай свою историю на эту тему.
Преврати одно предложение в целый рассказ.
Заверши рассказ, сказку.
4.
Диалог с текстом.
После прочтения каждого предложения остановитесь, чтобы задать
тексту вопрос и придумать ответ. Прочтите текст целиком.
Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочтите текст и
скажите, какое это может быть название. С кем из героев вы согласны
или у вас есть своё мнение?
Прочтите текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие
из них можно найти ответы в тексте, а на какие — нет?
В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный,
потому что весь текст отвечает на него. Прочтите текст и найдите
самый главный вопрос.
5.
Работа над сочинением.
Творческое
сочинение
по
картинке.
Сочинение-описание
фотографии.
Ученикам показывают картинку с изображением, в том числе с сюжетом.
Предлагается представить и описать ситуацию, которую можно увидеть на
картинке. В качестве объекта выбирается любой персонаж, животное или
даже предмет. Нужно придумать, как будет развиваться сюжет, и какой будет
его финал.
Описание фотоснимка готовит учеников к сдаче итогового собеседования в 9
классе.
Свободное сочинение.
Это сочинение, в котором обучающемуся предоставляется полная свобода
для творчества. Он может придумать свой рассказ или ситуацию, не следуя
никаким правилам. Но важно помочь ребёнку развить его творческие
способности.
Сочинения на темы художественных произведений.
Дети любят представлять себя в ситуациях, в которых оказываются их
любимые герои. Они могут придумывать свои приключения, творчески
переосмысливая события.
Методика обучения сочинению проста: ученику предлагается пересказать
эпизод из сказки или рассказа от своего лица, как будто это произошло с ним.
6.
Драматизация и словесное рисование.
В чём ценность приёма драматизации?
Он помогает визуализировать содержание литературного произведения,
развивает воображение, которое необходимо для полноценного восприятия
художественной литературы.
Чтение по ролям — это более простой способ драматизации, который можно
использовать при работе с любым произведением, содержащим диалоги.
Процесс
драматизации
можно
организовать
следующим
образом:
разделить
класс
на
группы
и
поставить
перед
каждой
из
них
задачи: инсценировать
рассказ
или
сказку; самостоятельно
разработать
сценарий, выбрав ключевые эпизоды и определив, как их разыгрывать;
подобрать актёров и т. д.
Словесное рисование и создание слайдов позволяют дополнить и развить
образы и картины, описанные в произведении.
В
процессе
разработки
методики
и
технологии
формирования
коммуникативных навыков у учащихся я опиралась на опыт авторов книги
«Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной
деятельности» И. С. Сергеева и В. И. Блинова. Они выделили основные
методы,
которые
направлены
на
развитие
устной
и
письменной
коммуникации.
Моя цель — сформировать у детей желание использовать разнообразные
речевые средства, понимание того, какие преимущества они дают, и как с их
помощью можно воздействовать на окружающих. Я также стремлюсь
научить детей мыслить, выражать свои мысли, слушать и слышать, адекватно
воспринимать чужую речь. Все эти навыки необходимы для решения
реальных задач, с которыми ученики столкнутся в жизни.
Методы, которые я использую для развития устной коммуникации: все
формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, в
которых ученики играют роли Говорящего и Слушающего, Задающего
вопросы и Отвечающего; учебные исследования и проекты, требующие
проведения опросов, бесед и интервью у разных людей;
обсуждения,
дискуссии и диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в
том числе в конфликтных ситуациях; выступления в качестве оппонентов на
защитах учебных исследовательских работ; выступления в качестве ведущих
на мероприятиях, вечерах и т. д.; вовлечение учащихся в работу театральных
студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию.
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли
Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения
анкетирования
или
письменного
интервью
с
предварительной
подготовкой вопросов (опросников);
телекоммуникационные
проекты,
предполагающие
составление
текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по
электронной почте, а также получение и чтение соответствующих
сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных
товарищами.
Уроки русского языка и литературы — это отличная возможность для
развития коммуникативных навыков у учеников. С этой целью я использую
разнообразные
методы,
которые
направлены
на
развитие
устной
и
письменной речи.
1.
Диалог «ученик — ученик».
На уроках я предлагаю ученикам выполнить следующие задания:
—
Расскажите
товарищу
материал,
который
вы
изучили
дома.
— Выполните упражнение, обсудив с товарищем варианты его выполнения.
— Разделите текст на две логические части, распределите их между собой.
Внимательно прочитайте свою часть и постарайтесь объяснить материал
товарищу.
Если
нужно,
обратитесь
за
помощью
к
учителю
или
однокласснику.
— Обсудите с товарищем прочитанную книгу и докажите, что её стоит
прочитать
всем.
Решите,
кто
будет
выступать.
— Получив задание, определите, какой словарь вам понадобится для его
выполнения, и возьмите его.
2.
Доклады и сообщения.
Мы тщательно готовимся к выступлениям, определяя структуру: вступление,
основная часть, заключение. Обращаю внимание на задачи каждой части и её
объём относительно всего выступления.
После выступления мы анализируем речевое поведение выступающего. Я
предоставляю слово и выступающему, и слушателям.
Вот вопросы, которые мы обсуждаем:
— Была ли достигнута цель выступления?
— Удалось ли заинтересовать слушателей и установить с ними контакт?
— Было ли сообщение построено правильно?
— Какие ошибки были допущены при подготовке к докладу или сообщению?
— Была ли речь естественной и непринуждённой?
3.
Ролевые и деловые игры.
«Ученый совет», «Книжное издательство».
Письменные задания:
— Пригласи в гости 10–12 героев литературных произведений из списка.
Посади их за столики так, чтобы каждый оказался в компании, которая ему
интересна. Попробуй представить разговор между двумя или тремя героями.
— Нарисуй герб для каждого помещика из поэмы «Мёртвые души».
Продумай, как будешь защищать свои рисунки. Используй рассуждение с
элементами описания в своём выступлении.
4.
Дискуссии в процессе обучения.
В ходе занятий учащиеся учатся аргументированно выражать своё мнение и
внимательно слушать других. Такие обсуждения могут возникать спонтанно,
но иногда их инициирует учитель, предлагая рассмотреть различные точки
зрения на тему, образ, произведение или автора.
Например, при изучении творчества Ф. М. Достоевского можно предложить
ученикам следующие высказывания:
Ю.Трифонов:
«Достоевский
—
пророк,
предвидевший
будущее
человечества».
В процессе изучения трагедии Шекспира «Гамлет» ученики знакомятся с
мнениями Гёте и Белинского.
Гёте: «На душу, которая не способна на великие деяния, возложено великое
дело».
В. Г. Белинский: «Поступки Гамлета свидетельствуют о его силе и величии
души».
На основе этих высказываний можно организовать дискуссию в классе.
В процессе реализации проекта были апробированы методы и технологии,
способствующие развитию коммуникативной компетенции у обучающихся.
Эти методы и технологии оказывают значительное влияние на различные
аспекты психики, включая эмоциональную память, воображение, чувства,
процессы анализа и синтеза.
Они позволяют обучающимся проявить свои личные качества, такие как
направленность ума, воли и чувств. Эти методы и технологии также
способствуют повышению мотивации к учению, развитию познавательной
активности и интереса к предмету. Они дают возможность освоить и
использовать современные технологии, ориентироваться в информационном
пространстве и повышать качество знаний.
Однако самым важным критерием является внешняя оценка. Выполняя
творческие задания на ОГЭ и ЕГЭ, выпускник применяет те виды
компетенций, которые необходимы не только для успешной сдачи экзамена
по русскому языку, но и для дальнейшей жизни.
Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного
текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть
практического владения русским языком, его словарём и грамматическим
строем. Это также проверка соблюдения языковых норм и владения
различными видами речевой деятельности, а также умения воспринимать
чужую речь и создавать собственные высказывания.
Литература
1.
Антонов
Е.С.
Методика
преподавания
русского
языка:
коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. – М., 2005.
С.58
2.
Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., 2003.
3.
Леонов С.А.Речевая деятельность на уроках литературы. Методические
приёмы творческого изучения литературы. – М., «Флинта», «Наука»,
1999.