Автор: Богма Светлана Станиславовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №7 имени И.Ф. Афанасьева
Населённый пункт: Краснодарский край Усть - Лабинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Уроки теории
Раздел: среднее образование
Богма С.С.
Нестандартные
уроки физической
культуры
5-6 класс
Краснодар 2023
Рецензент:
Немцев О.Б. – доктор педагогических наук,
профессор кафедры лёгкой атлетики Адыгейского
Государственного университета физической культуры и
дзюдо.
Богма С.С. Нестандартные уроки физической культуры
5-6 класс.- г.Краснодар:
Изд-во 2023 год. 64 стр.
Нестандартные уроки физической культуры 5- 6
класс. Составитель Богма С.С. – учитель физической
культуры.
Данное
пособие
представляет
собой
разработки
нестандартных уроков физической культуры, проведение
которых
помогает
решить
одну
из
главных
задач
физического
воспитания
в
современной
школе
–
формирование у детей жизненной потребности в личном
физическом совершенствовании, развитие у них интерес к
занятиям физической культурой.
Предлагаются разработки уроков по разным видам
спорта: туризм, аэробика, волейбол и.т.д., что способствует
развитию и реализации самых разносторонних интересов
учащихся.
Пособие адресовано преподавателям физической
культуры. Оно может быть использовано на уроках, во
внеклассной
работе,
в
организации
спортивных
праздников,
для
проведения
оздоровительных
мероприятий в летних лагерях.
Содержание
Введение---------------------------------------- 4
1.Урок - «Вёсёлый турист» ------------------7
2.Урок - путешествие в сказки
«Физкульт - ура»-------------------------------12
3.Урок степ аэробики
(изучение в стихотворной форме)--------------18
4.Урок волейбола по методу круговой тренировки------25
5.Урок - игры с музыкальным сопровождением----------28
6.Уроки «Пилатеса»----------------------------------------------33
7. Урок – праздник
« От игры к вершинам зимней Олимпиады»----------------42
8. Урок «Зимние Олимпийские игры»
( электронная презентация) -------------------------------------50
9. Урок – «Учись быть здоровым» ---------------------------57
10. Урок теории---------------------------------------------------60
11. Литература------------------------------------------------------63
3
Ведение
Физическая культура – уникальный учебный
предмет. Его уникальность состоит в том, что он
обеспечивает овладение учащимися важными знаниями
о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии,
физиологии, гигиене, педагогике.
Физическая культура – не погоня за результатами, а
работа учителей и родителей, учащихся над
укреплением здоровья. На уроках необходимо
учитывать желания, настроение, темперамент каждого
ребёнка, и каждого ученика нужно научить
саморегуляции , адаптации, релаксации. Ученики на
уроке всегда готовы выступить активной стороной,
определённым образом формирующей педагогический
процесс. Однако в одном случае дети могут
приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом –
разрушить. Первое происходит, когда учитель
систематически, от урока к уроку, заботится о
формировании детского творчества, расширяет
содержательный потенциал ученической активности.
Одиннадцатилетний путь школьника к
физическому самосовершенствованию условно
разделён на три этапа.
Первый (начальная школа) формирование первых
навыков и умений физической культуры.
Второй этап (средние классы) - обучение программным
двигательным навыкам и умениям на базе
самостоятельного выполнения физических упражнений
с учётом их тренировочного воздействия на организм.
Третий (старшие классы) – дальнейшее укрепление
здоровья, развитие потребности в самостоятельных
4
занятиях избранным видом спорта.
Ведущим звеном в этой цепочке считается средняя
школа. В данном возрасте школьники ещё не потеряли
интереса к учёбе, тянутся к знаниям и любят
трудиться, надо лишь направлять их энергию в нужное
русло.
Успешным может быть только такой урок, в котором
соблюдены три главных условия:
- интерес к нему учащихся;
- урок должен быть полностью осмыслен
занимающимися ;
- урок – это место, где каждому выделено время
приобретать умения, заниматься самостоятельно.
Поэтому на занятиях учитель разъясняет, в первую
очередь, не то, чем надо заниматься и какие
упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и
зачем нужно выполнять каждое упражнение. К
продуктивному уроку всегда необходимо идти,
учитывая интересы, потребности и склонности
школьников. Одной из главных задач физического
воспитания в современной школе является
формирование у детей жизненной потребности в личном
физическом совершенствовании на основе развития
устойчивого интереса к физической культуре, развития
навыков и умений самостоятельных занятий.
Игровой и соревновательный метод желательно считать
основными. Раскованность ребёнка или
закомплексованность проявляются в большей степени,
когда класс занимается фронтально. Ведущим можно
считать такой путь: от игры и соревнования – к
5
двигательному навыку, повышению уровня физической
подготовленности. Главное же и в учебной, и во
внеклассной деятельности - создать атмосферу интереса к
занятиям физической культурой.
Наиболее зрелищным , эмоционально привлекательным
является выполнение музыкально стимулируемых
заданий с использованием фронтального метода , когда
все занимающиеся работают одновременно.
Преимущества данного метода очевидны –
психологический эффект массового воздействия,
максимальный охват учащихся двигательной
деятельностью , гораздо большая , чем обычно,
моторная плотность урока и , следовательно, более
быстрое и успешное освоение учебной программы в
сочетании с субъективным и объективным облегчением
выполняемой работы с помощью приятной музыки.
Ориентиром в работе с детьми могут являться слова
известного французского философа Ж. Ж. Руссо:
«Ребёнок может делать всё, что он хочет, но хотеть
он должен то, чего желает воспитатель».
Интенсивность и продолжительность двигательной
нагрузки во время учебных занятий определяются так
же с учётом закономерностей изменения умственной
работоспособности школьников, которые отражают
функциональное состояние центральной нервной
системы и тесно связаны суточным физиологическим
ритмом При выборе содержания и формы двигательной
активности следует учитывать возрастные,
физиологические и психофизиологические особенности
детей и подростков.
6
Урок «Весёлый турист»
Такой урок – игра многому учит, учит незаметно,
интересно, и весело. Дети получают новые знания,
приобретают новые навыки, учатся взаимопомощи.
Задачи урока
1.Познакомить учащихся с различными формами
занятий физическими упражнениями.
7
2.Разучить игры и эстафеты, направленные на развитие
физических качеств.
3.Привить навыки самостоятельных занятий.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование, инвентарь
:
гимнастические обручи,
кегли, туристическое снаряжение, секундомер,
самодельные удочки, рыбка, бумага, карандаш.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.
Вводная часть (10 мин)
Построение, строевые упражнения на месте.
О.Р.У. в движении
1.Ходьба с движением рук в стороны, вверх вперёд, с
круговыми движениями вперёд, назад, разноимённо.
2. Ходьба с наклонами туловища на каждый шаг и
касанием двумя руками свода стопы.
3. Ходьба выпадами, руки за спиной.
4. Ходьба в полуприседе, руки за головой.
5. Ходьба в глубоком приседе, руки свободно.
6. Ходьба с размашистыми движениями руками и
высоким подниманием бедра.
7. Обычный бег.
8.Бег с подниманием прямых ног вперёд и назад.
9. Бег с изменением темпа.
10.Бег с поворотами в углах.
Перестроение в круг для проведения О.Р.У. на месте.
2. Основная часть. (25 мин)
8
Изучение речёвки - Кто шагает с рюкзаком?
- Мы, туристы!
- Кто со скукой не знаком?
- Мы, туристы!
- Нас вперёд ведут дороги!
- Наш девиз – « Всегда вперёд!» ( Всё
выполняется в ходьбе).
1. Эстафета – полоса препятствий « Готов
ли ты в поход?»
В мешке находятся предметы рюкзак, одеяло, подушка,
кружка и т.д. ( 10 предметов нужных для похода , и
несколько предметов – не нужных).
Задание
: обежать набивной мяч, кегли, пролезть под
барьером, взять в обруче нужный предмет бегом назад.
Оценивается скорость и правильность выбора
предметов для похода.
2.
Эстафета « Сбор грибов»
Мальчики и девочки от каждой команды, по очереди , с
завязанными глазами переносят кегли со шляпками из
обруча в обруч.
Выигрывает участник, который первым перенесёт «грибы»
из одного обруча в другой.
Учитель
: - « Грибов насобирали, а теперь можно и на
рыбалку».
9
3.Эстафета « Рыбалка»
В обруче («озере»), напротив каждой команды, лежат
рыбки из бумаги, у каждой в том месте, где рот -
скрепка. Рядом с обручем лежит « удочка»
( гимнастическая палка, к ней привязана верёвка, на
конце магнит.
Участник бежит с корзинкой к обручу, берёт «удочку»,
ловит одну рыбку и возвращается бегом к команде.
Выигрывает команда, которая быстрее « поймает»
всю рыбу из «озера».
Учитель
- Вы все отлично поработали, голодным никто
не останется , а теперь давайте поиграем. Конкурс
капитанов.
3.
Конкурс капитанов « Всезнайка»
За 1 минуту необходимо написать на листе бумаги
виды туризма. Команда может подсказывать жестами.
4.
Эстафета « Передача снаряжения»
Эстафету передавать рюкзаком, одевая на спину.
Задание: по гимнастической скамейке передвижение
на « четвереньках», под барьерами, обежать вокруг
стойки, назад – бегом!
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТ
КОМАНД ПО ЧИРЛИДЕНГУ.
Учитель
- в походе может случиться что угодно.
Поэтому каждый турист должен уметь оказать
10
помощь пострадавшему.
5.
Эстафета « Помощь пострадавшему»
1-й участник с одеялом добегает до пострадавшего,
стелет одеяло
2-й – с подушкой
3-й - с рюкзаком
4-й - несёт кружку, ложку, миску, добегает, кладёт в
рюкзак
5-й и 6-й накладывают 7-му шину на голень,
переносят его на одеяло
8-й несёт аптечку
9-й и 10-й – добегают до пострадавшего, накладываю
жгут, прочитав задание на месте.
Учитывается скорость, правильность выполнения
заданий, правильность наложения шины и жгута.
3 . Заключительная часть (5 мин)
Построение класса. Чтение стихов, с параллельным
выполнение восстановительных упражнений.
Где бронепоезд не пройдёт,
Танкист на танке не промчится,
------------- ХОДЬБА НА МЕСТЕ
Турист везде тропу найдёт
И ничего с ним не случится!
Туристы любят шутки, смех.
Пусть дождь в палатки к ним стучится,--- РУКИ
ВВЕРХ ХОДЬБА НА НОСОЧКАХ
11
И если нас завалит снег,
С пути стараемся не сбиться!
Есть у туристов свой закон
Не плачь, не ной, крепись, терпи- ВЗЯВШИСЬ ЗА
РУКИ ВСЕ ВМЕСТЕ РУКИ ВВЕРХ
И друга поддержи плечом
Надёжным будь всегда в пути!
Все прошли: леса и горы,
Все пути трудны, тернисты,----------------- РУКИ
ВПЕРЁД ВВЕРХ ОПУСТИЛИ
Но, друзья, не будем спорить :
Это значит - ВСЕ Мы – туристы!
Домашнее задание. Турист должен быть сильным ,
поэтому дома сгибание и разгибание рук в упоре на
подоконнике мальчики -20 раз , девочки -10 раз, основная
группа : мальчики 30 раз, девочки 20 раз , лёжа на полу. На
следующем уроке осуществляется выборочная проверка
выполнения домашнего задания.
Урок путешествие в сказки
«Физкульт – Ура»
12
Задачи урока:
1.Обучать упражнениям с предметами в игровой
форме.
2. Развивать двигательные качества, используя
различные способы.
3. Приобщение учащихся к систематическим
занятиям спортом.
Продолжительность урока 40 мин.
13
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: Мячи, обручи ,
скакалки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.
Вводная часть урока (5мин).
Построение, сообщение задач урока.
ОРУ в движении
1.
Ходьба с движением рук в стороны, вверх, вперёд,
с круговыми движениями вперёд, назад,
разноимённо.
2.
ходьба с круговыми движениями туловища влево,
вправо.
3.
С наклоном туловища на каждый шаг и касанием
двумя руками свода стопы.
4.
Ходьба выпадами, руки за спиной.
5.
Ходьба в полуприседе, руки за головой.
6.
В глубоком приседе, руки свободно.
7.
Ходьба с хлопками под коленом согнутой ноги и
за спиной.
8.
Ходьба с размашистыми движениями руками и
высоким подниманием бедра.
9.
Ходьба с восстановлением дыхания.
2.
Основная часть урока (30 мин).
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по
всем нам известным сказкам , и победит сегодня тот,
кто наряду с силой и ловкостью покажет свою
находчивость и смекалку.
1. эстафета « Лиса Алиса и кот
Базилио»
Что отличает этих персонажей сказки Толстого
14
«Приключения Буратино»? Они притворялись, что
лиса хромая, а кот – слепой. А вы, ребята, попробуйте
изобразить этих мошенников. Эстафета парная,
потому что герои тоже неразлучны. На старте
команды делятся на пары. Один в паре Алиса, другой
- кот Базилио. Кто в паре лиса Алиса, подгибает ногу
в колене, придерживая одной рукой, а кот завязывает
себе глаза. Алиса кладёт свободную руку на плечи
коту и по сигналу эта парочка преодолевает
эстафетное расстоянье, возвращается и передаёт
эстафету следующим
участникам. Выигрывает та команда, которая первым
и без ошибок придёт к финишу.
2. эстафета « Незнайка на
воздушном шаре»
Конечно, вы все помните сказку Носова «
Незнайка»? Он на воздушном шаре летал со своими
друзьями в Цветочный город. У нас в эстафете
корзина. В неё мы положили балласт – кегли, их на 1
меньше, чем участников эстафеты. Не забыли мы и
воздушный шарик.
Первый участник берёт в одну руку корзину, а в
другую – воздушный шарик. После старта, с корзиной
и шариком, участник добегает до обруча и
выкладывает в него один предмет из корзины, т. е.
облегчает корзину. Вернувшись к команде, он
передаёт корзину и шар следующему участнику. Тот
поделывает то же самое. К концу эстафеты все
предметы из корзины должны быть выложены в
обруч. А последний участник должен снова их
15
собрать в корзину и вернуть команде.
Команда, которая первой придёт к финишу, и будет
победителем.
3. эстафета « Весёлый паровозик»
1 – й этап. Ребята должны будут встать в колонну,
повернуться спиной к финишу. Последний участник
передаёт мяч впереди стоящему игроку и перебегает
в начало колонны. Как только мяч достигнет отметки
– этот этап окончен.
2 – й этап. Первый и последний участник команды
берут скакалку за ручки и всей командой садятся на
неё верхом, как на лошадку! Последний участник
держит ручку скалки за спиной. В таком положении
вам надо добежать до первой отметки.
3 – й этап. Перед вами стоят пластиковые тарелочки.
В каждой из них лежит по теннисному мячику. Вам
надо донести мячик до следующей отметки, не
уронив его.
4 – й этап. Добежав до линии, вы должны собраться ,
сосредоточиться и кинуть мячик в корзину.
Учитывается не только скорость. Нои попадание в
цель.
Команда, которая быстрее и точнее преодолеет все
этапы и будет победителем этой эстафеты.
4. эстафета «Пингвины»
Все Вы, конечно, помните, как ходят пингвины.
Они неповоротливые, неуклюжие. Чтобы вам стать на
них чем - то похожими, возьмите два мяча и зажмите
один между щиколотками, а другой возьмите в руки.
И в таком положении вам нужно будет добежать до
линии и вернуться обратно. Выигрывает та команда,
16
которая первой финиширует.
5. эстафета « Сказочная
карусель»
Эта эстафета очень сложная и состоит из нескольких
этапов.
1 – й этап. На ракетке от бадминтона донести
теннисный мячик до обруча и вернуться обратно.
2 – й этап. Второму участнику надо пронести мяч за
спиной.
3 – й этап. Участнику надо будет проскакать через
обруч до отметки и вернуться обратно.
4 – й этап. Сидя на баскетбольном мяче, учащемуся
надо будет преодолеть свою дистанцию сидя на мяче.
5 – й этап. Участнику, перекладывая два альбомных
листа, надо будет дойти до отметки и вернуться.
Главное – не наступить мимо.
6 – й этап. С помощью обруча надо докатить мяч до
отметки и вернуться обратно.
7 – й этап. Участнику надо будет двумя мячами
зажать третий мяч и, не прислоняя к себе, донести до
отметки и вернуться обратно.
8 – й этап. Два участника берутся за руки, а
свободной рукой придерживают согнутые в коленях ноги.
В таком положении надо доскакать до следующего этапа.
Команда, которая первой приходит на финиш и
делает меньше ошибок и становится победителем
этой эстафеты.
3.
Заключительная часть урока (5 мин).
Построение.
17
- Что ж, пора заканчивать путешествие. Нужно
подвести итоги и выполнить несколько упражнений
на восстановление организма после нагрузки (или на
внимание 2- 3 упражнения по усмотрению учителя).
УРОК « Степ - аэробики»
(Изучение в стихотворной
форме)
18
Задачи урока:
1. Комплексное развитие благоприятно воздействует
на организм человека ( на опорно - двигательный
аппарат, сердечно- сосудистую , дыхательную и
нервную системы)
2. Обогащение двигательного опыта и повышение
культуры движений.
3. Развитие координации, гибкости, ловкости.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: Степ платформа,
секундомер, магнитофон.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Вводная часть урока (5-7минут)
Построение, сообщение задач урока.
Учитель - Степ – аэробика прекрасная тренировка
опорно-двигательной системы нашего организма. Она
способствует формированию красивого
человеческого тела и духовного его развития. Чтобы
перейти к изучению танцевальных упражнений на
степах я предлагаю Вам выполнить комплекс
упражнений в стиле « Стретчинг ».
1.
Обычный шаг (походный).
2.
Гимнастический шаг.
3.
Ходьба на носках.
4.
Ходьба выпадами.
5.
Обычный бег.
6.
Бег правым и левым боком вперёд.
7.
Бег в полуприседе.
19
Восстановление дыхания. Перестроение в колону по
четыре для выполнения ОРУ на месте.
1.Длительность упражнения позы 10-15 сек.
2. Интенсивность по амплитуде сгибания в суставе
максимальна.
3. Продолжительность интервалов отдыха между
повторениями 5-6 сек.
4. Количество повторов 5-7 раз. 5. Характер отдыха –
полное расслабление в исходном положении.
Комплекс ОРУ (стретчинг)
1.
И.П. О.С. левая рука на поясе, правой сбоку
обхватить голову, наклоняя её в право.
Удержание, а затем повторить упражнение ,
поменяв руки.
2.
И.П.О.С. руками упереться в подбородок.
Усилием рук выполнить наклон головы назад и
удержать достигнутое положение.
3.
И.п. узкая стойка ноги врозь, руки за голову.
Наклон верхней части тела в право (положение
растянутого лука). Повтор упражнения в другую
сторону.
4.
И.П. О.С. руки согнуты на уровне плеч, медленно
оттянуть локти назад, удерживать их в растянутом
положении.
5.
И.П. узкая стойка н.н. врозь, руки за спиной в
«замок». Наклон туловища влево, мышцы живота
напрячь . Повтор в другую сторону.
6.
И.П. выпад на правой, прямую левую ногу
20
7.
отвести в сторону – накрест за правую ногу,
пальцами левой ноги коснуться пола . Левую руку
за голову , правая – в сторону. Медленно
наклониться вправо и удерживать. Повтор в
другую сторону.
8.
И. П. лёжа на животе, поставить кисти рук на
уровне плеч. Выпрямить руки « до отказа»,
удерживать таз прижатым к полу. Дыхание
спокойное.
9.
И.П. О.С., сделать широкий выпад правой ногой в
перёд, верхнюю часть тела выпрямить, левую ногу
согнуть под прямым углом. Не поворачивая ног,
активно опустить таз и остаться в этом положении
( удерживать) Вернуться в исходное положении.
Т.Ж с другой ноги.
10. И.П. стоя, согнувшись, правая нога впереди, левая
нога сзади на расстоянии одного шага. Перенести
тяжесть тела на левую ногу и медленно присесть
на ней, не отрывая пятку от пола, правая нога
прямая. Держать конечное положение. Затем
поменять положение ноги выполнить упражнение
на другую ногу.
11. И.П. узкая стойка ноги врозь. Прыжок вверх смена
положения ног в воздухе. Повтор упражнения
несколько раз.
2.Основная часть урока (25-30 минут)
И так сегодня на уроке упражнения в стиле «Степ»
В степ – доске не мало прока,
Все должны вы чётко знать,
Чтоб здоровье сберегать,
21
В жизни всё должны познать:
Человечества ученья,
Красоту телодвижения,
Чтоб синхронности добиться ,
С ритма на доске не сбиться,
Предлагаю потрудиться,
На степ доску взгромоздиться,
Потянуться распрямиться,
Вдохновенье получить.
Вот простое упражненье: чётко с пятки на носок
Начинаем мы движение дальше маленький рывок,
Со словами в ритме точном повторяем, учим
строчки
ВМЕСТЕ
Ногу вправо, ногу влево
---------2 раза
А затем спустились смело.
Ногу вправо, ногу влево – это первый наш
урок.
1.
И не сразу и не вдруг подключим работу рук (
постановка рук на колени)
ВМЕСТЕ
Ногу вправо, ногу влево
------------ 2 раза
А затем спустились смело
22
Ногу вправо, ногу влево – это наш второй урок
2.
Правая нога на доску, за осанкой все следим.
Поднимаем ногу к локтю и движения повторим.
ВМЕСТЕ
Раз, два, выполняй, и колено поднимай ----------
2 раза
А теперь с другой ноги только силы береги
ВМЕСТЕ
Раз, два, выполняй, и колено поднимай -----------
2 раза
3.
На право раз- два,
Посмелей на доску с боку, мы шагаем дружно так,
И получается неплохо , убежал куда-то страх.
ВМЕСТЕ
Раз, два не спеши
-------------- 2 раза
Все движения повтори.
А теперь с другой ноги
ВМЕСТЕ
Раз, два не спеши
--------------- 2 раза
Все движения повтори
4.
Подключим наклон вперёд - это каждый разберёт
ВМЕСТЕ
С правой, с левой повторяй , и наклоны
выполняй ----------- 2 раза
5.
И последним упражнением завершаем наш этап,
23
Раз – два, шаг на доску и высокий мах ногой
Это выполнить Вам просто вы следите все за
мной.
ВМЕСТЕ
Раз – два, повторяй дружно, чётко выполняй
------------- 2 раза
УЧИТЕЛЬ: Чтоб добиться результата, надо
музыку включить, упражнения всем Вам нужно
хорошенько закрепить.
Все изученные упражнения выполняются под
музыку.
Упражнения для восстановления дыхания 2-3.
3.Заключительная часть урока (3-5 мин)
Сесть на степ доску. Ноги в расслабленном
состоянии, руки на коленях, глаза
закрыты, выполнятся глубокий вдох и глубокий
выдох - 3 раза.
УЧИТЕЛЬ: С каждым вдохом вы получаете
порцию энергии, а с выдохом вся эта энергия
плавно расходится по вашему телу. Ваше тело
расслабленно. Мысленно поблагодарите себя за
проделанную работу . Ваши силы
восстанавливаются , вы отлично себя чувствуете ,
когда вы откроете глаза у вас будет отличное
настроение .Откройте глаза, улыбнитесь пусть
Ваши улыбки озарят своим светом окружающих
Вас людей.
Стоя на доске, подняться на носочки, руки вверх
потянуться, удерживать это положение 10 – 15
24
сек - 2-3 раза.
Построение. Итоги урока. Домашнее задание -
повтор изученных упражнений на степ платформе.
Выполнение упражнений в стиле « Стретчинг».
Урок волейбола по методу
круговой тренировки
Задачи урока:
1.Закркпить навык приёма и передачи мяча сверху
25
двумя руками.
2. Закрепить навык приёма и передачи мяча снизу
двумя руками.
3. Учить умению работать в парах
4. развивать физические качества, быстроту и
ловкость.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: набивные мячи, две
волейбольные сетки, волейбольные мячи,
карточки с заданиями (10 – 12 штук)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Вводная часть урока (8
мин
).
Построение. Сообщение целей и задач урока.
Ходьба с выполнением ОРУ в движении. Бег с
выполнением ОРУ и изменением направления.
Бег с касанием рукой линии (лицевой –
стартовой), а также двух линий, проведённых
между лицевой линией и сеткой. У сетки
имитация выполнения блока. Выполнить 2-3 раза.
Учащиеся по сигналу от лицевой линии
волейбольной площадки выполняют бег до сетки,
три прыжка имитирующих постановку блока, а
затем возвращаются спиной вперёд.
2. Основная часть урока (30 мин).
Выполнение упражнений по методу круговой
тренировки
26
Упражнение в парах
1.
Приём мяча сверху двумя руками через
сетку в парах. При приёме мяча руки в
локтях согнуты; при передаче мяча –
выпрямляются.
2.
Приём мяча сверху над собой (40-50 раз),
передача мяча через сетку партнёру
(передача в руки).
3.
Приём мяча снизу: подбрасывание мяча
одной рукой перед собой(1) – приём мяча
снизу, передача через сетку(2); партнёр
ловит мяч (3) . При приёме мяча снизу ноги
согнуты, руки не поднимать, а движение их
к
мячу осуществлять за счёт разгибания ног.
4.
Игра «Самый точный»
Подбрасывание мяча одной рукой, передача
мяча снизу двумя руками. Какая команда
выполнит упражнение быстрее и с меньшим
количеством ошибок, та и выигрывает. Игрок,
выполнивший задание, становится в конец
колонны.
5.
Игра «Кто техничнее»
Учащиеся делятся на две группы и выполняют на
своей половине площадки следующие упражнения: приём
и передача мяча сверху над собой; приём и передача мяча
снизу; после отскока мяча от пола приём мяча снизу.
Время игры 2- 3 мин, затем смена занимающихся. Уделить
внимание отработке элементов в парах..
27
Подвести краткий итог игр.
3.Заключительная часть (2 мин).
Построение. Выполнение О.Р.У. на восстановление
дыхания.
Итоги урока. Домашнее задание: совершенствование
приёма и передачи мяча в волейболе.
Урок – « Игры с музыкальным
сопровождением»
28
Задачи урока:
1. Развитие координации и быстроты движения
2. Развитие чувства ритма .
3. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: Кегли, гимнастическая
скакалка, магнитофон.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Вводная часть урока (5 мин)
Построение, сообщение задач урока.
Выполнение комплекса ритмической гимнастики.
1. И.П. – руки за спину
1 – полуприсед с поворотом туловища направо, голову
повернуть на лево
2 – И.П.
3 – 4 – то же в другую сторону.
2. И.П.- стоя ноги врозь, руки за голову
1 -3 – три пружинистых наклона вперёд увеличивая
амплитуду
4 – И.П.
3. И.П. – наклон вперёд прогнувшись, руки на пояс
1- 4- круговое движение туловища вправо
5 – 8- то же влево
4. И.П.- руки на пояс
1 – согнуть правую ногу, голень назад
2- И.П.
3- мах правой назад, руки вверх
4- И.П.
29
5. И.П. – руки к плечам
1 – полуприсед, левую ногу в сторону на носок; наклон
вправо, руки вверх.
2 – И.П.
3 - 4 – то же в другую сторону.
6. И.С.- О.С.
1 – упор присев на левой ноге, правую ногу в сторону на
носок.
2 – И.П.
3 – 4 – то же левую ногу.
7. И.П. – О.С.
1 – упор присев на левой ноге , правая нога в сторону на
носок
2 – упор стоя согнувшись
3 – упор присев
4 – И.П.
5- 8 то же в другую сторону.
8. И.П. – О.С.
1 – упор присев
2 – перекат назад в группировке
3 – перекат вперёд
4 – И.П.
9. И.П. – О.С. Бег на месте в чередовании с шагом на месте.
10. И.П. – О.С. Ходьба на месте с движениями рук:
1. правую руку на пояс
2. левую руку на пояс
3. правую руку в сторону
4. левую руку в сторону
5. правую руку на пояс
6. левую руку на пояс
7. правую руку вниз
8. левую руку вниз.
30
Упражнения на восстановление дыхания.
2. Основная часть урока (30 мин)
«К своему капитану»
Играющие делятся на несколько команд, каждая из
которых образует круг. Играющие становятся лицом к
центру круга, в центре находится капитан. Как только
начинает играть музыка, все, кроме капитана,
передвигаются по залу под музыкальное сопровождение.
Когда музыка прекращается, все приседают и закрывают
глаза, капитаны команд по указанию учителя переходят на
другие места. Включается музыка, играющие открывают
глаза, встают и бегут к своему капитану. Выигрывает та
команда, которая быстрее построится в свой круг.
«Большой и маленький круг»
Класс делится на четыре команды. Игроки каждой из
команд, взявшись за руки, строятся
в углах зала плотными кружочками лицом к их центру. По
музыкальному сигналу все
играющие выстраиваются в середине зала в общий круг,
под музыку вальса выполняют простые танцевальные
шаги, продвигаясь по кругу. Когда мелодия звучит громче,
игроки разбегаются по своим местам и, взявшись за руки,
строятся в кружочки. Выигрывает команда,
построившаяся раньше других.
«Самые быстрые»
Для игры нужны кегли. В средней части зала чертится
коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на
расстоянии 4 -5 м лицом друг к другу двумя шеренгами
31
строятся играющие. Перед каждой командой проводится
линия. По середине коридора в одну линию на расстоянии
0,5 м. Друг от друга ставятся кегли. По звучанию музыки
играющие, взявшись за руки, выполняют 4 шага польки
вперёд и 8 шагов спиной назад. Движения повторяются до
остановки музыки. После этого каждый учащийся,
подбежав к кегле, хватает её и убегает за линию к своей
команде. Команда, собравшая больше кеглей,
получает одно очко. После этого кегли ставятся на место,
и игра повторяется. Команда победительница определяется
по наибольшему количеству набранных очков. Нельзя
отталкивать друг друга и брать кегли до музыкального
сигнала.
«Весёлый паровозик
»
Учащиеся строятся в несколько колонн по одному.
Колонны располагаются с интервалом 2 – 3 шага друг от
друга. Каждой колонне присваивается название. В
соответствии с названием для каждой колоны определяется
музыкальное произведение. Включается магнитофон с
записью этих музыкальных произведений. Каждая
колонна, услышав свою музыку, начинает выполнять
согласованные движения ( по договорённости заранее). Со
сменой мотива колонна останавливается, а движение
начинает другая команда. Колонны передвигаются в
любом направлении. Через определённое время учитель
выключает магнитофон. Играющие бегом возвращаются на
свои мест и выстраиваются в колоннах. Проигравшей
считается команда, игроки которой позже всех
построились в колонну.
32
3. Заключительная часть урока (5мин).
Построение по парам. Впереди игроков лежит связанная
скакалка. Под музыку оба игрока берут скакалку
пальцами ног и стараются перетянуть её на свою сторону.
Состязание прекращается с окончанием музыки.
Построение в колонну по одному. Ходьба на носках на раз
глубокий вдох на два глубокий выдох (50 мет).
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прыжки на гимнастической скакалке,
с музыкальным сопровождением, с изменением темпа.
Уроки «Пилатеса»
Урок №1
Задачи урока:
1.Развитие координации, ловкости, гибкости,
укрепление опорно-двигательного аппарата,
выносливости.
2.
Приобщение
учащихся
к
систематическим,
самостоятельным занятиям физической культурой и
спортом.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: гимнастические
33
скамейки, маты или коврики, секундомер.
1.
Вводная часть урока (5 мин)
Построение, сообщение задач урока.
Ходьба высоко на передней части стопы, руки в
стороны, наклоны вперёд на каждый шаг. Ходьба с
высоким подниманием бедра.
Разминочный бег
Перестроение в круг. Выполнение О.Р.У. с
гимнастической палкой.
1.
И.П. – палка горизонтально в низ
1-палку вперёд
2 – палку вверх
3- палку вперёд
4- И.П.
2. И.П. – то же
1 – правую ногу назад на носок, палку вверх
2- И.П.
3-4 то же, левую ногу.
3 И.П. палка горизонтально вверх
1 - наклон, вперёд прогнувшись, палку за голову
2 - И.П.
4 И.П. – стоя ноги врозь, палка на лопатках
1 – поворот туловища налево
2 – И.П.
3 -4 то же, направо
5 И.П. – стоя ноги врозь, палка за спиной
горизонтально под руками
1 -3 максимально погнуться
4 – И.П.
34
6. И.П. – сед, палка горизонтально в верх
1 – наклон вперёд, палку положить на пол
2 – сед, руки за голову
3 - наклон вперёд, взять палку
4 – И.П.
7. И.П. – лёжа на спине, палка вертикально вверх
хватом за нижний конец
1 – 2 – сед с наклоном вперёд, верхним концом
палки коснуться пола
3 -4 – И.П.
8. И. П. – лёжа, палка горизонтально вверх
1 – 2- прогнуться, выкрутом вперёд палку назад –
лечь
3 – 4 – прогнуться, выкрутом назад палку в и.п.
9. И.П. палка вертикально на полу впереди, кисть
правой руки сверху
1 – 2 – разноименный перемах правой рукой,
поймать палку левой
3 – 4 – разноименный перемах левой рукой, поймать
палку правой
10. И.П. – палка горизонтально вниз
1 – прыжок ноги врозь, палку горизонтально на грудь
2 – прыжок ноги вместе, палку горизонтально вверх
3-4 – прыжок в И.П.
2.
Основная часть (30 мин)
Ознакомительная беседа о разновидности
гимнастики.
Американец Джзеф Пилатес разработал систему
35
упражнений на растяжку и развитие мышц для себя,
так как был болен. Постепенно эта в система выросла
и получила широкую известность.
Необходимо добиваться плавной последовательности
движений, научиться постоянно контролировать
положение тела. Постепенно повышать динамику
движений. Благодаря упражнениям – пилатес мышцы
мягко растягиваются . увеличивается подвижность
суставов, улучшается осанка и фигура.
1. « Лодочка»
Сидя на коврике, обхватить руками согнутые в
коленях ноги. Пятки вместе, локти в стороны ,
подбородок прижат к груди. Слегка раздвиньте
колени и приподнимите ноги от пола. Втяните живот
и начните перекатываться назад, не опуская ноги на
пол перекат вперёд – вдох , назад – выдох.
Нужно представить, что качаетесь в кресле –
качалке. Во время каждого переката назад замирайте
в верхней точке. Сделайте 10 -15 перекатов.
Упражнение развивает мышцы живота, чувство
равновесия, массирует позвоночник.
2.« Скручивание»
Лягте на спину, ноги прямые, руки вытянуты над
головой. Ноги напряжены.
Начните опускать прямые руки вперёд. Когда они
достигнут уровня груди, сделайте вдох, приподнимите
голову и начните скручивать туловище вперёд .
36
Представьте что ваши ноги привязаны к полу ниже
тазобедренных суставов , - это способствует стабилизации
нижней части тела. На выдохе подтянитесь вперёд от бёдер
, а живот втяните. Таким образом, одновременно
выполняются противонаправленные движения.
Затем на вдохе начните раскручиваться в обратном
порядке, продолжая сжимать ноги и втягивать живот. На
выдохе продолжайте раскручиваться, стараясь
почувствовать , как каждый позвонок ложиться на пол .
Вернитесь в первоначальную позицию. Повторите 10 – 15
раз.
3. Выполните первое упражнение
«Лодочка» по 10—15 раз.
4. «Маленькие круги»
Лёжа на боку, слегка приподнимите пятку ноги, дальней от
опоры, и начните с усилием выполнять круговые движения
ногой, дальней от опоры, от бедра вперёд, затем назад.
Представьте, что вы двигаете ногой по внутренней
поверхности небольшого обруча.
Выполните по 10 кругов вперёд и назад. Смена ног.
Повторите упражнение 5 – 10 раз. Упражнение
разрабатывает мышцы бёдер и ягодиц.
5.« Плавание»
Лягте на живот, руки вытяните вперёд, прямые ноги
сожмите. Пальцами рук потянитесь вперёд, растягивая
тело. На вдохе втяните живот, одновременно
приподнимите от пола правую руку и левую ногу.
Задержите их навису, поднимая от пола голову и грудь.
Поменяйте положение ног и рук. Продолжайте «плыть»,
делая на счёт «пять» вдох и на счёт «пять» - выдох.
37
Представьте, что вы балансируете на подводном рифе, и
вам нужно контролировать свои движения, чтобы не
соскользнуть. Выполните по два - три вдоха и выдоха,
затем сядьте на пятки, чтобы расслабить поясниц.
Выполнить упражнение по 5- 10 раз. Упражнение
вытягивает и укрепляет мышцы спины.
3.Заключительная часть (5 мин)
Построение, обсуждение результатов, подведение итогов.
Игра на внимание (2 мин).
Домашнее задание: Совершенствование изученных На
уроке упражнений.
Урок № 2
Задачи урока:
1.
Развитие координации, ловкости гибкости,
выносливости укрепление опорно - двигательного
аппарата.
2.
Освоение и закрепление элементов гимнастических
упражнений.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастические скамейки,
маты или коврики, секундомер.
Подготовительная часть (5 мин)
Ходьба, разминочный бег 150 метров.
Комплекс упражнений с мячом (средний)
1.
И.П. – мяч за головой, удерживать указательными
38
пальцами, локти в стороны. Ходьба, ставя ногу с носка.
2.
И.П. – мяч внизу за спиной
1 – выпад правой ногой, мяч назад
2 И.П.
3-4 – то же, левой ногой.
3. И.П. мяч за головой
1- шаг правой ногой в сторону, мяч вверх
2- приставляя левую ногу, мяч за голову
3 -4 то же, в другую сторону
4. И.П. – то же
1 – левую ногу в сторону на носок, наклон влево,
мяч вверх
2 – И.П.
3- 4 – то же, вправо
5 И.П. стоя ноги врозь, мяч внизу
1 -2 – мяч вверх, прогнуться
3 – 4 мяч на лопатки, локти вверх
5 – 6 наклон вперёд прогнувшись
7 – 8 И.П.
6. И.П. лёжа на спине, мяч зажат стопами
1 – 2 мяч вперёд
3-4 И.П.
7. И.П. – лёжа руки в стороны, правая нога на мяче
1 – 2 прогнуться и перекатить мяч влево
3 - 4 И.П.
5 – 8 то же, в другую сторону.
8. И.П. – стоя ноги врозь, мяч между стоп на полу,
прыжки вверх ,соединяя ноги над
мячом и разводя приземляясь.
2. Основная часть (30 мин)
39
1. Повтор упражнения «лодочка» 10-15 раз
2. « Мостик на лопатках»
Лягте на спину, ноги согнув в коленях и поставив на
ширину плеч, ступни плотно прижаты к полу. Поднять
таз от пола, подпереть ладонями поясницу, живот
втянуть.
На вдохе одну ногу поднять и потянуть верх. В
наивысшей точке подъёма потянуть носок на себя. На
выдохе опустить ногу, вытягивая от бедра. Выполнить
8 -10 махов, затем поставить ногу на пол. То же, другой
ногой. Подтянуть колени к груди, чтобы расслабить
мышцы поясницы. Упражнение разрабатывает все
основные группы мышц, особенно живота и бёдер.
3. « Вытягивание прямых ног»
Лягте на спину, ноги согните в коленных суставах и
поднимите к груди локти в сторону, голову и шею
поднимите, подбородок прижмите к груди. Вытяните
правую ногу вертикально вверх, руками возьмитесь за
лодыжку, левую ногу вытяните над полом.
Представьте, что ваш корпус плотно прижат к полу,
подбородок от груди не отрывайте. Оставайтесь в этом
положении, на выдохе как можно сильнее втяните
живот. На вдохе, дважды пружиня, потяните прямую
правую ногу по направлению к голове. На выдохе
быстро поменяйте положение вытянутых ног, как бы
выполнив упражнение « ножницы». Захватите руками
лодыжку прямой левой ноги и повторите все движения.
40
Выполните упражнение 10 -15 раз. Упражнение
развивает мышцы живота, растягивает мышцы задних
поверхностей ног.
4.« Махи ногами»
Лягте на правый бок, растянув всё тело от кончиков
пальцев вытянутой на полу правой руки до кончиков
пальцев прямых ног, свободная левая рука согнута в локте
и упирается ладонью в пол.
На вдохе втяните живот, приподнимите верхнюю
левую ногу до уровня бедра, вытяните её вперёд и дважды
подпружиньте (двумя небольшими толчками) максимально
вперёд, но не качая бёдрами и не перекручивая талию. На
выдохе отведите ногу назад и дважды подпружиньте ею.
Представьте, что на плече вы удерживаете в равновесии
чашку с горячим кофе. Повторите 10 – 15 раз каждой
ногой. Махи ногами направлены на разработку ягодиц и
бёдер, увеличение силы и подвижности в тазобедренных
суставах.
5.Повтор упражнения « Плавание»
Заключительная часть (5 минут)
Построение, подведение итогов, обсуждение результатов.
Домашнее задание: совершенствование изученных
упражнений на уроке.
41
Урок – праздник «От игры к
вершинам зимней Олимпиады»
продолжительность 90 мин
(2 урока по 45 мин)
42
Спортивному празднику предшествуют конкурс на
лучший спортивный рисунок или стихотворение,
беседа викторины о спорте.
Необходимо оформить стенд, рассказывающий об
истории Олимпийских игр, о достижении российских
спортсменов. Обдумывается форма эмблема команд.
Готовится весь необходимый спортивный инвентарь.
Оргкомитет (совет физкультурников) приглашает на
урок родителей, почётных гостей.
Сценарий урока – праздника.
Звучат фанфары. На середину выходит ведущий и
приветствует ребят и гостей. Он напоминает, что раз в
четыре года проводятся Олимпийские игры –
крупнейшие спортивные соревнования
современности. Ведущий рассказывает о достижениях
российских спортсменов.
Звучит марш команды, представляющие разные
страны, проходят в спортивный зал. Возглавляет
колону группа, несущая флаги, и судьи в одинаковой
форме.
Ведущий (обращается к председателю Оргкомитета).
Товарищ председатель малого Олимпийского
комитета! Участники соревнований построены.
Разрешите Олимпийский флаг внести и поднять,
малый Олимпийский огонь – зажечь!
Председатель Оргкомитета. Разрешаю олимпийский
флаг внести и поднять, малый олимпийский огонь
зажечь!
- Звучит музыка, лучшие спортсмены школ вносят
флаг и Олимпийский огонь, делают круг почёта.
43
Чтец
Священный огонь Олимпийский,
Гори над планетой века.
И факел сегодня зажженный,
Пусть пламенем дружбы горит,
И лозунг: «Мир всем народам!»
На празднике нашем звучит!
Ведущий даёт команду капитанам команд о поднятии
Российского флага (звучит гимн).
Ведущий представляет почётных гостей. Затем
предоставляет одному из них слово для приветствия.
После приветствия ведущий говорит о том, что
спортсмены нашей страны вместе с другими
спортсменами – участниками Олимпийских игр перед
началом соревнований дают торжественную клятву, в
которой обязуются соблюдать правила игр и честно
бороться за первенство.
Ведущий
Давайте и мы примем свою клятву:
Кто с ветром проворным может сравниться?
- Мы, олимпийцы!
Кто верит в победу, преград не боится?
- Мы, Олимпийцы!
Кто спортом Российским отчизны гордится?
- Мы олимпийцы!
Клянёмся быть честными, к победе
стремиться.
Рекордов высоких клянёмся добиться.
- Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Выполнение О.Р.У. с одним из гимнастических
предметов (гимнастическая палка, набивные мячи,
44
флажки, обруч, воздушные шарики и т. д.)
Упражнения выполняются с проводящим, под музыку
и синхронно. После этого ведущий объявляет о
начале соревнований.
Программа соревнований должна включать виды
спорта, приблежёные к зимним Олимпийским играм.
1. Эстафета «Биатлон».
Цель:
Развитие ловкости, смелости и расчётливости.
По сигналу ведущего первый участник надевает
лыжи (обрезанную пластиковую бутылку) берёт три
снежка (сделанные из фольги) и лыжным шагом
бежит по дистанции оббегает стойки и
останавливается в указанном месте. В конце
дистанции стоит щит, в который участник бросает
снежки и возвращается в свою команду, передаёт
эстафету следующему игроку. Выигрывает та
команда кто точнее и быстрее пройдёт дистанцию.
2. Эстафета «Гонка лыжных колон».
Цель:
Развитие быстроты, ловкости, внимания и командной
согласованности движений.
По сигналу ведущего первый игрок лыжным шагом
(лыжи, два маленьких резиновых круга) движется по
дистанции, дойдя до контрольной точки, снимает их и
бежит обратно в команду, передаёт эстафету. Так
делают все игроки команд. По приходу последнего
игрока все в правую руку берут верёвку, не разрывая
командной цепочки и не выпуская верёвку из рук,
пробегают ту же дистанцию.
45
Выигрывает команда, финишировавшая первой в
полном составе.
3. Эстафета « Художественная
гимнастика с обручем».
Цель:
Развитие координации движения, ловкости
расчетливости.
Между каждой встречной колонной равномерно
расставлены четыре поворотные стойки. Девочки
находятся в положении приседа в затылок друг к другу. У
направляющих в колонах мальчиков – по металлическому
гимнастическому обручу.
По сигналу два мальчика с одним обручем (держа его
одной рукой) одновременно выбегают вперёд и, подбежав
к колоне девочек, проносят обруч мкжду всех играющих
(они в нужный момент подпрыгивают), а затем
подхватывают нижним краем обруча девочку, которая
берётся за обруч вверху руками. В таком положении
мальчики несут её к
своей колонне, огибая по пути поворотные стойки. За
линией старта они « высаживают» девочку, проносят обруч
сквозь колону мальчиков, которые делают «нырок» через
него.
Эстафета повторяется, пока не перенесут всех девочек.
Мальчики меняются.
Побеждает команда, которая быстрее выполнит
задание.
3.
Эстафета « Юные баскетболисты».
46
Цель:
Развитие быстроты, игрового взаимодействия и
внимания.
Команды становятся парами, назначаются, суди. На
каждой половине площади одновременно играют по 2
команды. Игра поводится по правилам баскетбола
(гандбола).
Проведение. Мяч вводится в игру в центре игрового
поля спортивным броском судьи. Команда, овладевшая
мячом, ловко маневрируя и не уступая его соперникам,
стремиться выполнить между собой десять передач
подряд, за что присуждается выигрышное очко. Как
только судья насчитает это количество передач, он
останавливает игру, присуждает очко и снова
возобновляет её спорным броском в центе игровой зоны.
Если мяч будет отобран или перехвачен соперником до
набора десяти передач подряд, то эти передачи
аннулируются, и начинается новый отсчёт передач у
команды, овладевшей мячом. Игра продолжается 5 мин.
Выигрывает команда, набравшая большее количество
очков.
Танец, приготовленный
болельщиками.
5. Эстафета конкурс капитанов «
Угадай вид спорта».
Капитаны выбирают задание, написанное на листочке.
Затем капитан с командой за одну минуту должен
подготовить и показать вид спорта.
47
который им был предложен, а так же придумать к нему
четверостишье и почитать его.
Предлагаемые виды спорта:
1.
Лыжные гонки.
2.
Конькобежный спорт.
3.
Фигурное катание.
4.
Биатлон.
5.
Бобслей.
6.
Прыжки с трамплина.
6. Эстафета « Ловкая клюшка».
1. Гонка с шайбой - выполняется по одному:
- первый гонит шайбу клюшкой к ориентиру;
- поле поворота берёт шайбу в одну руку, в другую
клюшку, возвращается в команду, передаёт клюшку и
шайбу следующему игроку.
2. Верхом на клюшке – выполняется по два.
- первый удерживает клюшку за рукоятку, ведёт другого
как бы сидящего на клюшке;
- меняются местами.
- бег к линии старта, ориентир в руке (брусок, мяч)
3. Крабы – выполняется по одному.
- бег, спиной вперёд, увлекая шайбу за собой клюшкой,
обойти спиной ориентир (фишку);
- бег к линии старта, шайба в руке.
4. Самые меткие
Из двух ориентиров делаются ворота. Команды
располагаются напротив друг друга. По очереди,
48
по одному участнику из каждой команды выполняют
броски мяча по воротам (по 3 попытки). По количеству
попаданий определяются места в этом соревновании.
7. Эстафета «Резвые саночники».
Цель:
Развитие быстроты, ловкости и взаимовыручки.
Участвуют команды с равным количеством мальчиков
и девочек.
1.
« Бурлак» - выполняется по парам. Один сидит на
санях, другой за верёвочку везёт сани. Обратно
поменяться местами.
2.
« Каракатица» - выполняется по парам. Двое
садятся на сани ( сани предварительно обматываются
плотной тканью), ноги врозь, перемещаются,
отталкиваясь ногами. Обратно бегом, боком друг к
другу, сани между ногами.
3.
« Самокат» - выполняется по одному. Поставить
руки и ногу на сани, перемещаться как на самокате,
отталкиваясь ногой. Обратно привезти сани за
верёвочку.
4.
« Дружба» - выполняется втроём. Один сидит на
санях, руки в стороны, двое других везут его,
удерживая под руки. Обратно вдвоём везут первого,
удерживая сани за верёвочку.
Выигрывает та команда, которая быстрее всех прибежит
на финиш и меньше всех заработает штрафных очков.
Ведущий.
- Мы сегодня участвовали в празднике спорта , задача
которого – объединить все страны и континенты,
объединить движение тела, духа и мысли. Движение это
49
жизнь, это радость, это самовыражение! Начинаем
торжественное подведение итогов по номинациям (в
зависимости от количества команд).
В номинации « Самые меткие» победила команда ….
В номинации « Быстрые и азартные» победила команда…
В номинации « Весёлые и радостные» победила команда…
В номинации « Дружные» победила команда …
Кто б ни встал на пьедестал и кто б ни выиграл медали,
друзья нам радоваться нужно тому что победила дружба.
Вот и финал! Сегодня снова победила дружба! Спорт
помогает нам её беречь. Успехов вам друзья.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Урок «Зимние Олимпийские игры»
(Электронная презентация)
Задачи урока:
1. Заинтересовать детей зимней Олимпиадой, обобщить их
знания по этой теме.
2.Повторить историю создания Олимпийских игр.
3.Познакомить с программой зимних Олимпийских игр..
4.Подробно рассказать о ледовых Олимпийских видах
спорта.
5. Протестировать детей по усвоению темы урока.
Продолжительность урока: 40 мин.
50
Место проведения: компьютерный кабинет школы
1. Организация начала.
2. Объявление темы.
3. Вызов ассоциаций.
-Что вы представляете при произнесении слов
сочетания "Олимпийские игры"?
-Что вы о них знаете?
- Откуда они произошли?
-Почему имеют именно такое название?
-С какой целью они проводились?
-Как часто это происходило?
-Кто принимал в них участие?
- По каким видам спорта соревновались
спортсмены?
-Какой характер носили древние Олимпийские
игры?
4.Современные Олимпийские игры.
- Об Олимпийских играх современности нам
расскажет…(сообщение ученика).
5.Зимние Олимпийские игры.
-А сейчас послушаем выступление о зимних играх
(сообщение ученика об истории
возникновения и проведения зимних Олимпиад).
- Кто знает, когда будут проходить следующие
зимние Олимпийские игры?
- Кто знает, в какой стране и каком городе они
будут проводиться?
51
(Сообщение ученика).
6.Виды спорта зимней Олимпиады. (Показ слайдов на
компьютере)
Скоростной бег на коньках
.
Будет разыграно 12 комплектов медалей. Забеги на
500м,1000м,10км.Участвуют женщины и мужчины.
Забеги осуществляются парами. Первый раз на этой
Олимпиаде будут командные гонки преследования.
Отбор спортсменов для участия
в Олимпиаде
производится на последнем Кубке мира (по сумме
очков).
С 1994года все состязания по конькам проводятся на
искусственной дорожке длиной 400м и обязательно
под крышей.
Шорт- трек
.
Включён в программу олимпийских игр с 1992 года.
Это бег на коньках по хоккейной коробке на
дистанции от 500 м до 5 км по дорожке длиной 111, 2
м. В одном забеге участвуют не более 4-6 человек.
Фигурное катание на коньках
.
4 вида соревнований: одиночное катание (мужчины и
женщины), парное и танцы на льду. Начиная с 9-ой
олимпиады
наши
фигуристы
всегда
завоёвывали
медали-
они
считаются
самыми
серьёзными
соперниками для всех остальных фигуристов мира.
Участники определяются на последнем Чемпионате
мира
и
специальных
квалификационных
соревнованиях. От одной страны может выступать не
более 3-х спортсменов. Фигуристы соревнуются в
короткой (не более 2 мин50сек) и произвольной
52
прог
рамме. Победитель определяется по наибольшей
сумме
баллов.
Танцоры
на
льду
показывают
обязательный, оригинальный и произвольный танец. С
этой олимпиады введены новые правила судейства.
Хоккей
.
По
результатам
последнего
Чемпионата
мира
допущено 12 мужских и 8 женских команд (в том
числе и сборные нашей страны). Все матчи проводятся
по правилам международной хоккейной федерации.
Керлинг
.
Дата рождения этого вида спорта 1511 год (город
Стёрлинг, Шотландия).
В 1924 году прошли
показательные выступления на первых Олимпийских
играх в городе Шамони во Франции, а на 18 зимних
Олимпийских
играх
в
городе
Нагано(Япония)
включены официально в программу. Это командная
игра на прямоугольной площадке 44,5х4,75м. В
команде
3-4
человека,
которые
соревнуются
в
точности бросков, в зачётный круг специальных
снарядов.
7.Физкультминутка
*
*
*
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
53
*
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик тот достать
Надо на носочки встать
8.Тест
на
усвоение
содержания
урока.
Работа
на
компьютерах.
При выполнении заданий выберите один правильный
ответ и занесите цифры правильных ответов в
таблицу ответов.
Задание № 1
1. В античных Олимпийских играх соревновались и
были зрителями
А) только мужчины;
Б) только женщины;
В) женщины допускались в качестве зрителей, и могли
участвовать в соревнованиях;
Г) мужчины и женщины.
2. В каком городе были проведены первые зимние
Олимпийские игры?
А) Нагано;
Б) Шамони;
В) Турин;
Г) Ванкувер.
3.Процесс, направленный на совершенствование
двигательных способностей, необходимых в жизни
обозначается как.
54
А) физическая подготовка;
Б) физкультурное образование;
В) физическое совершенство;
Г) физическая культура.
4. Состояние здоровья человека обусловлено.
А) отсутствием болезни;
Б) образом жизни;
В) уровнем здравоохранения;
Г) степенью физического совершенства.
5. Под здоровьем понимают такое комфортное
состояние человека, при котором:
А) легко переносятся неблагоприятные условия и факторы;
Б) он обладает высокой работоспособностью и быстро
восстанавливается;
В) он бодр и жизнерадостен;
Г) всё выше перечисленное.
Задание №2
Необходимо продолжить фразу и внести правильный
ответ в таблицу ответов.
1.В динамике работоспособности за фазой утомления,
вызванной физической нагрузкой, следует фаза …
2 . субъективное ощущение состояния своего здоровья,
физических и духовных сил обозначается как…
3 Способность держания спортивного снаряда, предмета в
процессе выполнения упражнения обозначается как…
4.Способность человека к быстрому овладению новыми
движениями или к быстрой перестройке двигательной
деятельности в соответствии с требованиями внезапно
изменившейся ситуации называется …
Задание №4
Установление правильной последовательности.
1.Установите правильную последовательность в беге
55
на короткие дистанции.
1.бег по дистанции;
2.финиш;
3.стартовый разбег;
4.старт.
2. Назовите поочерёдность фаз прыжка в длину
1. толчок;
2. приземление;
3. полёт;
4. разбег.
3. Измерение ЧСС для оценки функциональной
подготовленности начинают с измерения.
1. в положение стоя;
2. после нагрузки 30 приседаний за 30 сек;
3. после 1 мин восстановления;
4. в положении лёжа.
4. Установите по порядку части проведения урока
физической культуры.
1.выполнение основной части урока;
2. выполнение вводной част урока;
3.заключительная часть урока;
4. упражнение на восстановление организма.
5. Этапы обучения игры в волейболе.
1. тактика игры;
2. приём мяча;
3. стойка волейболиста;
4. подача мяча.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание. Записать в тетрадях имена и
фамилии участников Олимпиады от нашей страны по
вышеназванным зимним видам спорта.
56
Урок - «Учись быть здоровым»
Задачи урока:
1.
Развитие скорости, координации движения.
2.
Обучение тестам для определения физического
развития.
3.
Определение величины воздействия нагрузки на
организм во время урока.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: спортивный зал
57
Оборудование и инвентарь: беговые колодки, фишки,
гимнастические палки, спирометр, динамометр, весы,
сантиметровая лента.
Методический материал: «Карта здоровья учащегося»,
график динамики пульса. Для проведения урока следует
подготовить заранее станции «Масса», «Сила кисти», «
ЖЕЛ», «Лента».
Вводная часть урока 8-10 минут.
Построение, цели и задачи урока.
Измерение ЧСС в покое (Р1).
ОРУ СБУ в движении по залу (по диагонали зала, по
кругу).
Перестроение через середину зала в две колоны.
1. Основная часть урока 23- 25 минут.
1.Низкий старт выполняется в беге на короткие
дистанции с беговых колодок. (повторить виды
расстановки беговых колодок).
2.
Бег коротких отрезков с низкого старта (фиксируем
время) 3-4 раза.
3. Бег через установленные фишки с высоким
подниманием бёдер 3-4 раза.
4.Первая команда переходит к станции «Весы», вторая
команда переходит к станции «Сила кисти» (все данные
фиксируют освобождённые от уроков учащиеся под
руководством учителя).
5.Старты из различных положений
А) Сидя н.н. прямые- на старт
Б) Сидя согнув ноги – внимание;
- 2-3 раза
В) Пробегание отрезка – марш.
А) Сидя спиной вперёд – на старт;
58
Б) Встать руками держать носки – внимание;
- 2-3 раза
В) Пробегание отрезка – марш.
А) Упор лёжа на предплечье ноги врозь- на старт
Б) Присед в упоре – внимание;
- 2-3 раза
В) Пробегание отрезка – марш.
6. Измерение ЧСС (Р).
7. Первая команда переходит на станцию «Сила
кисти», вторая команда переходит на станцию
«Весы».
8. Бег с низкого старта с преодоление препятствий
(барьеров)
- 3-4 раза
9. Бег с низкого старта до первой фишки, оббежать
фишку, повернуться спиной – бег ко второй фишке
и т. д.
- 2- 3 раза.
10. Первая команда переходит на станцию «ЖЕЛ»,
вторая команда переходит на станцию «Лента»
(измерение грудной клетки в покое, при глубоком
вдохе, глубоком выдохе). Смена станций.
Заключительная часть урока 7- 8 минут.
Построение в круг, подвижная игра для развития
ловкости «Поймай гимнастическую палку соседа».
Построение, измерение ЧСС (Р3).
Домашнее задание:
Расчёт величины воздействия нагрузки на уроке по
формуле.
ВВН = Р1 + Р2+ Р3
___________
3
59
Выполнение утреней гигиенической гимнастики по
методу круговой тренировки.
Уроки теории
1.
«Значение физической культуры для
всестороннего развития личности».
Физическая культура - часть общей культуры. Говоря о
всесторонне развитом человеке, всегда имеют в виду
гармоничное сочетание в его личностных качествах
духовного богатства, моральной чистоты и физического
совершенства.
В результате занятий физическими упражнениями
человек становится более ловким, сильным,
выносливым, быстрым, приобретает волевые качества,
60
необходимые в трудовой деятельности.
Занятия физическими упражнениями способствуют
развитию настойчивости, смелости, решительности и
других волевых качеств.
Коллективные занятия физическими упражнениями
воспитывают дружбу, товарищество, взаимовыручку.В
процессе этих занятий люди получают также широкий
круг знаний о строении и функциях организма, о
правилах личной и общественной гигиены. Разучивание
различных упражнений требует не только физического
напряжения, но и умственного, что способствует
развитию мыслительных способностей.
2. « Значение утренней гигиенической
гимнастики»
Многие выдающиеся люди считали физические
упражнения обязательными в своём режиме дня.
Великий русский физиолог И.П. Павлов до глубокой
старости ежедневно делал утреннюю гигиеническую
гимнастику. Он прожил 87 лет и до самой смерти
трудился, был бодрым.
Многолетнее наблюдения врачей подтверждают
огромную пользу утренней гимнастики, если выполняет
её систематически, а не то случая к случаю. Она –
обязательное условие укрепления здоровья, развития
физических качеств, воспитания воли. На первый
взгляд, такое утверждение может показаться странным.
Ведь на утреннюю гигиеническую гимнастику
отводиться всего 10 – 15 мин., да и упражнения
выполняются сравнительно простые. Однако она может
решить сразу несколько задач.
1.
Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы
расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание
61
2.
замедленное, обмен веществ понижен. В момент
пробуждения не хочется резко двигаться, появляется
желание потянуться, глубоко вздохнуть. Чтобы
полностью включить организм в работу, и необходимо
проделать комплекс упражнений утренней
гигиенической гимнастики, которую часто называют
зарядкой, поскольку несколько выполненных
упражнений заряжают человека энергией и бодростью
на предстоящий день.
3.
Упражнения утренней гигиенической гимнастики
способствуют росту физической подготовленности.
Если человек твёрд в своих решениях, уверен в
достижении цели , если он без пропусков будет
выполнять утром комплекс физических упражнений,
через некоторое время он обязательно заметит, что
мышцы его наливаются силой, движения становятся
быстрыми и уверенными.
4.
Утренняя гимнастика способствует формированию
правильной осанки.
5.
Утренняя гимнастика содействует воспитанию воли.
62
Список используемой литература
1. Ю.Г. Кождаспиров //Развивающие игры
на уроках физической культуры 5-11 класс//.
Дрофа Москва 2003 год.
2.А.П. Матвеев, Т.В. Петрова // Физическая
культура. 1 -11 классы// Программы для
общеобразовательных учреждений. – Москва
Дрофа 2002 год.
3.С.Л. Садыкова, Е.И. Лебебева //Подвижные
игры на уроках и во вне урочное время//
Волгоград 2008 год.
4.И.М. Саргизов «Человек должен быть
здоровым» Москва « Медицина» 1999 год.
5.Физическое воспитание учащихся 5-7
классов: Пособие для учителя Под ред. В.И.
Лях , Г.Б. Мейксон .- М.: Просвещение ,
1997г.
6.Шиянов Г.П. // Особенности организации и
методики физической подготовки школьников
11- 13 лет с учётом соматической
зрелости: //Дисс. Канд. Пед. Наук В.А.-
Краснодар 1998г.
63
Составитель Богма С.С.
Нестандартные уроки физической культуры 5- 6 класс
Сдано в набор 20.04. 20023. Подписано в печать -------
Тираж 50 экз.
г. Краснодар ул. -------
64