Автор: Серебрякова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 48
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Конспект ННОД
Тема: "Тяжелое - легкое"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как один из способов формирования
естественнонаучной функциональной грамотности
у детей дошкольного возраста
Тема «Тяжелое – легкое».
Цель:
формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее-легче» на
основе непосредственного сравнения предметов
Образовательные задачи:
Формировать представление о массе предметов и способах его измерения,
формировать естественно-научную грамотность.
Развивающие задачи:
Развивать
познавательные
интересы,
логическое
мышление,
умение
аргументировать свои высказывания.
Развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
Воспитательные задачи:
Поощрять интерес к математическим заданиям.
Оборудование:
Легкие, тяжелые предметы, весы.
Семена растений (шишки) и «пыльца». Картинка леса и полянки.
Ход занятия:
В: Ребята, я хочу чтобы вы мне сегодня помогли решить одну проблему. Вы
все уже большие и многое уже знаете и умеете. А проблема у меня такая:
В выходные ко мне приходили гости и мы стали спорить о том, что чем
больше предмет, тем он тяжелее. И я прошу вас помочь мне разобраться. Как
вы думаете, правильно ли это, что большое всегда тяжелое? (рассуждения
детей)
В: Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент.
Эксперимент
В: Интересно, как мы можем это проверить? (ответы детей)
В: Давайте возьмем в руки и почувствуем, что тяжелее, а что легче.
Подходим к столу, на котором лежат предметы разной массы и размера.
Взвешивание с помощью рук.
В: Как вы думаете, что тяжелее? (комок бумаги и камушек)
Дети взвешивают и сравнивают предметы по массе вместе с воспитателем.
После
взвешивания
предметов
попросить
рассказать
детей,
почему
маленькие предметы оказались тяжелее больших.
Вывод:
Масса предметов не зависит от размера, а зависит от того из какого
материала сделан предмет.
Взвешивание с помощью рук иногда не очень понятное. Кто-то может
подсказать еще какой-нибудь способ взвешивания?
С помощью силы ветра
В: Как еще можно узнать - легкий предмет или тяжелый, каким способом?
(подуть на него)
В: Мы можем это узнать с помощью силы ветра. (камень, комок бумаги.
Тяжелый – маленький и лёгкий - большой)
В: Давайте подуем сначала на бумажный комок. Сдвинулся комок? А теперь
подуем на камень. Как сдвинулся камень?
Какой предмет самый легкий (тяжелый)?
В: Какой предмет самый большой (маленький)?
Вывод
В: Масса предмета не зависит от размера, а от того из какого материала
сделан предмет.
С помощью весов
В: А теперь попробуем современный метод взвешивания, возьмем весы и
будем записывать вес на листочке.
В: Иногда предметы бывают одинаковой массы, только легкого предмета
нужно взять больше по весу. (пакетик гороха и пакетик ваты. Вес взять
одинаковый)
В: Теперь встанем на ковер, немножко разомнемся.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
В: скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (ответ детей)
- Правильно – весна это время садить семена различных растений (показать
картинки леса и полянки). Все это выросло из семян.
- Интересно, почему деревья растут кучкой, а трава везде? (предположение
детей).
В: Подходите к столу. На столе лежат предметы: семена шишек и семена
различных трав.
Давайте проведем эксперимент: возьмем на ладонь несколько семян шишек и
подуем на них – как будто это ветер. Далеко ли улетели наши семена?
(ответы детей)
А теперь возьмем семена травы и подуем на них. Далеко ли они улетели?
(ответы детей?)
Какой сделаем вывод? (ответы детей)
В: правильно – чем легче семена, тем они летят дальше, поэтому семена
шишек тяжелее семян травы и падают не далеко от своего дерева и
прорастают кучкой, а семена травы легче и разлетаются во все стороны,
поэтому трава разрастается далеко.
В: Молодцы, ребята! Вот сколько экспериментов про тяжелое и легкое мы
провели.
Что сегодня мы интересного узнали?
Что вам понравилось?
И мне очень понравилось, как вы мне помогали.
Самостоятельная деятельность детей.