Напоминание

"Физминутки и динамические паузы в работе с дошкольниками"


Автор: Буслаева Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32 "Тополёк"
Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Физминутки и динамические паузы в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ».

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому

человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма

человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для

формирования физического и психического здоровья человека и насколько

необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ

жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим

здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными

заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень

можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации

множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома

родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем

случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в

худшем – просмотром телепередач или видеофильмов.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста

очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к

задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять

различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры,

упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье,

лазанье, метание, упражнения в равновесии) .

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются

физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ

двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения

динамического компонента различных видов деятельности: введение

физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов

различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр,

динамических пауз между занятиями и т. д. Двигательный и игровой

компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не

только повышению двигательной активности, но и физическому,

психическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений

необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными

задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом

и уровнем развития детей.

Специальными научными исследованиями установлено, что

двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают

застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают

отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи,

рисованию, формированию элементарных математических представлений.

Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно

высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты.

Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят,

переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что

дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на

другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-

3 мин.

Основные требования к проведению физкультминуток:

• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в

зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала

и т. д.) ;

• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные

упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и

его содержания;

• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как

однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно,

результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих

упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением,

танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а

также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем

же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4

упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте

или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах

занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех

видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие

большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям

правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием

занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по

усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными

будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в

занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по

математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам»,

«Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали -

покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями

занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные

движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают

творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма,

не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных

учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному

занятию следует обратить внимание на следующее:

стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть

использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают

возможность использовать разнообразные движения;

содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его

программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные

действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать

загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить

зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.) . Ценность таких отгадок в том,

что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более

активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения

спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим

дрова, заводим мотор), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).



В раздел образования