Автор: Буслаева Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32 "Тополёк"
Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Физминутки и динамические паузы в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
«Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ».
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому
человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма
человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для
формирования физического и психического здоровья человека и насколько
необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ
жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим
здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными
заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень
можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации
множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома
родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем
случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в
худшем – просмотром телепередач или видеофильмов.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста
очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к
задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять
различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры,
упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье,
лазанье, метание, упражнения в равновесии) .
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются
физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ
двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения
динамического компонента различных видов деятельности: введение
физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов
различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр,
динамических пауз между занятиями и т. д. Двигательный и игровой
компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не
только повышению двигательной активности, но и физическому,
психическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений
необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными
задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом
и уровнем развития детей.
Специальными научными исследованиями установлено, что
двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают
застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают
отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи,
рисованию, формированию элементарных математических представлений.
Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно
высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты.
Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят,
переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что
дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на
другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-
3 мин.
Основные требования к проведению физкультминуток:
• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в
зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала
и т. д.) ;
• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные
упражнения;
• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и
его содержания;
• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как
однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно,
результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих
упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением,
танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а
также в виде любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем
же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4
упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте
или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах
занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех
видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие
большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям
правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием
занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по
усмотрению воспитателя время.
Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными
будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.
Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в
занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по
математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам»,
«Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали -
покажем» и т. д.
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями
занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные
движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают
творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма,
не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных
учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному
занятию следует обратить внимание на следующее:
стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть
использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают
возможность использовать разнообразные движения;
содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его
программной задачей.
В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные
действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать
загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить
зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.) . Ценность таких отгадок в том,
что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более
активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображения
спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим
дрова, заводим мотор), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).