Автор: Бурнякова Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ г. Зеленоградска"
Населённый пункт: город Зеленоградск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Цель уроков лепки с учащимися младшего школьного возраста в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Цель уроков лепки с учащимися младшего школьного возраста в ДШИ.
Занятия изобразительным творчеством с учащимися младшего
школьного возраста в ДШИ открывают широкие возможности для
реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих,
развивающих и воспитательных. И в перечне видов изобразительного
творчества одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на
методических основах организации работы с учащимися в этом виде
творчества.
Суть занятий лепкой.
Лепка – один из видов изобразительного
творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные
образы и целые композиции. Лепка – самый осязаемый вид художественного
творчества. Занятия лепки предполагают создание объёмных и рельефных
образов из пластилина, глины, теста и т.п. Говоря о занятиях лепки с
учащимися младшего школьного возраста, основным материалом является
пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.
Во многих методических источниках лепка из теста или глины
относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это
связано с наследием советской системы дошкольного образования, где
предполагалось, что дети лепят только из пластилина. Лепка обладает целым
рядом преимуществ по сравнению с другими видами изобразительного
творчества, в частности простотой освоения базовых приёмов создания
образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными
реальным объектам, без условности отображения на плоскости.
В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью
изображения на плоскости, поэтому часть занятий можно уделить
изображению сказочных персонажей из пластилина.
Цели занятий лепкой по Федеральному государственному
образовательному стандарту (ФГОС) с учащимися младшего школьного
возраста является обучение созданию трёхмерных образов. Поэтому этот вид
активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс.
Занятия лепкой предусмотрены 1 раз в неделю. Миссия занятий лепкой в
образовательном учреждении заключается в следующем:
- расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с
внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями,
животными и пр.);
- развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии
форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
- стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют
образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать
целые сюжеты по мотивам своих поделок);
практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым
материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно
становятся более скоординированными и дифференцированными);
- воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на
реализацию того или иного замысла;
- формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят
новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также
учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.
Цели занятий лепкой, как правило, едины для всех возрастных групп и
отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в
проработке.
Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей.
Способствует развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики,
она дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем.
Самый главный плюс лепки — это осязаемость творчества. Основной
инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут их
трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для
самостоятельного освоения и полезным для ребят любого возраста.
Польза занятий лепкой для детей. С первых лет жизни с ребенком
нужно заниматься развитием мелкой моторики. Ученые доказали, что умение
управлять руками влияет на мышление и интеллектуальное становление
человека, так как рисование, лепка или конструирование активизируют
центры головного мозга, отвечающие за речь и движения.
Главные преимущества лепки:
-развитие сенсорной чувствительности: ребенок начинает различать форму,
фактуру, цвет и вес пластилина;
-ребенок учится планировать задачу, добиваться реализации замысла, путем
принятия последовательных решений;
-развитие воображения, способности созидать и радоваться своим успехам.
Создавая поделки из пластилина или глины, ребенок развивает два из
пяти природных чувств — зрение и осязание. Он знакомится с объемной
формой предмета, учится координировать свои действия. А еще это
отличный способ самовыражения. В образах, слепленных из пластилина или
глины, дети визуализируют свои фантазии и мечты. Лепка снижает
напряжение, занимает ребенка на несколько минут или даже часов, отвлекает
от телевизора или планшета, что очень актуально в последнее время.