Авторы: Никитина Наталья Николаевна, Лойко Наталья Иосифовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Детский сад № 22
Населённый пункт: г.Каменск -Уральский
Наименование материала: АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Игры по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет. Вторая младшая группа.
Раздел: дошкольное образование
Игры по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет.
Вторая младшая группа.
Авторская разработка: Никитина Н.Н .Лойко Н.И.
г.Каменск-Уральский.
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из
центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для
развития
восприятия
ребёнка,
совершенствования
органов
чувств,
накопления представлений об окружающем мире. Формирование у детей
трёхлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их
форме , цвете, величине, положении в пространстве необходимо для
полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов
и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорные эталоны- это
общепринятые образцы внешних свойств предметов. В данной разработке
заложено
знакомство
детей
с
сенсорными
эталонами,
являющимися
образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов
спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения –это ознакомление детей с сенсорными
эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют
разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, вспоминают их
названия.
Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов:
Знакомства с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм,
различающимся
по пропорциям, отдельными параметрами
величины.
Появляются чёткие представления о разновидностях каждого свойства. Всё
это даёт возможность усвоить системные связи и зависимости между
разновидностями свойств: расположения цветов в спектре, результата их
смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность
нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм. В
игры играли 2 раза в неделю длительность 15 минут.. Все игры построены,
что представления об эталонах цвета, формы , величины являются
необходимым условием выполнения интересных для детей игровых или
практических заданий.
Игры на цвет
«Спрячь мышку»
Цель: Ознакомление детей с шестью спектрами цвета и их названиями.
Обучение идентификации цвета.
Материал: листы картона (12*12) шести цветов посередине белый квадрат, на
котором нарисована мышка, квадраты шести цветов, игрушка кошка.
Ход игры
Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки
такого же цвета.
«Разноцветные коробочки для карандашей»
Цель: Закрепления знания основных цветов. Обучение выделению цвета с
отвлечением от других признаков предметов.
Материал:
большие листы картона шести цветов. Наборы картинок
карандашей шести цветов на каждого ребенка.
Ход игры
Дети раскладывают картинки карандашей п освоим коробочкам.
«Разноцветные комнаты»
Цель: Закрепления знания основных цветов. Обучение выделению цвета с
отвлечением от других признаков предметов.
Материал: большие листы картона шести цветов. Наборы картинок игрушек
шести цветов на каждого ребенка.
Ход игры
Дети раскладывают игрушки по освоим коробочкам.
Лото «Цвет»
Цель: Закрепления знания основных цветов. Обучение выделению цвета с
отвлечением от других признаков предметов.
Материал: 6 карт, с расположенными в разном порядке изображениями и 6
предметов основных цветов.
Ход игры
Дети раскладывают предметы на своей карте по цвету. Выигрывает тот, кто
первым закроет карточку.
«Окраска воды»
Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными
обозначениями: «светлый», «тёмный» «светлее» «темнее».
Материал: Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета.
Две большие банки с наклейками – светло-красной и тёмно-красной, красная
гуашевая краска, по две баночки с водой на каждого ребёнка, кисточки.
Ход игры: Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда;
Вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале –светло-
красную, набирая на кисть немного краски и разводя её в воде в одной из
банок, затем более тёмную, набирая на кисть побольше краски и разводя её в
другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, воспитатели убирают
в морозилку, разлив по формочкам, (а зимой на улицу) разливая её в
формочки и делают цветные льдинки.
«Смешивание краски».
Цель:
Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в
получении трёх оттенков любого цвета; словесное их обозначение.
Материал: Эталоны трёх светлотных оттенков шести цветов.
Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребёнка,
кисточки.
Ход игры: Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их
словесно: «тёмный», «светлее», «самый светлый».
«В царстве царя –Разноцвета»
Цель: Обучение составлению цвета предмета с эталоном цвета, группировке
оттенков.
Материал: 6 карт разных цветов, набор игрушек шести цветов и их оттенков
на каждого ребенка.
Ход игры
Дети с воспитателем определяют в каких комнатах живут игрушки разных
светлых оттенков, а затем раскладывают маленькие игрушки разных
оттенков по разноцветным комнатам.
«Подбери предметы похожего цвета»
Цель: Обучение составлению цвета предмета с эталоном цвета, группировке
оттенков.
Материал: 6 машинок из картона разного цвета, набор игрушек шести цветов
и их оттенков на каждого ребенка.
Ход игры
Дети раскладывают маленькие игрушки разных оттенков по разноцветным
машинкам.
«Магазин»
Цель: Обучение составлению цвета предмета с эталоном цвета, группировке
оттенков.
Материал:
игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три),
разноцветные прямоугольники «чеки».
Ход игры
Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая
какого они цвета. Затем они получают «чеки». При покупки игрушки, надо
чтобы ее цвет совпал с цветом чека. В конце игры дети рассматривают
купленные игрушки или предметы, называя их цвета и оттенки.
«Разноцветные колечки»
Цель: Обучение составлению цвета предмета с эталоном цвета, группировке
оттенков.
Материал: колечки шести цветов и их оттенков, карточки с разноцветными
корзиночками.
Ход игры
Дети раскладывают в корзинки колечки по цвету и их оттенки. Побеждает
тот, кто быстрее разложит колечки в корзинки.
«Вышиваем ковер»
Цель: обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.
Материал: лист картона, белые круги («серединка» цветов, по 4 «лепестка»
на каждого ребенка.
Ход игры
Дети подбирают лепестки определенного цвета по слову.
Правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.
«Пирамидка»
Цель: обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.
Материал: овалы разной формы и цвета и их оттенков по 6 штук на каждого
ребенка.
Ход игры
Дети выкладывают пирамидку (овалы) по слову педагога.
Игры на форму
«Фигурки –человечки»
Цель:
Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их
названиями. Обучение приёму обследования формы-обведению пальцем
контура фигуры.
Материал: Эталоны трёх геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.
Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - «фигурки-
человечки» по 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого
ребёнка.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем поочерёдно рассматривают круг, квадрат,
треугольник, обводя их контуры пальчиком и «рисуя» их в воздухе, узнают,
как зовут каждого из этих человечков. Затем дети играют: фигурки -
человечки поочерёдно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья
(испечённые для них) той же формы, что сами фигурки (для круга-печенья
круглой формы и. т.д.) В игре дети повторяют названия геометрических
форм.
«Салфеточки для фигурок-человечков»
Цель: Ознакомление детей с треугольником, прямоугольником, овалом и их
названиями. Обучение приёму обследования формы- обведению пальцем
контура фигуры.
Материал: Эталоны трёх геометрических форм: треугольник, прямоугольник,
овал.
Большие
треугольники,
овал,
прямоугольник
с
нарисованными
«лицами» - фигурки-человечки». Квадратные листы бумаги, по одному
треугольнику, два овала, два прямоугольника разного цвета.
Ход игры: Дети выкладывают на листе для фигурок-человечков в углы овалы
и прямоугольники, в середину треугольник.
«Кто где спит»
Цель:
Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их
названиями. Формирование действия подбора по образцу.
Материал: Эталоны пяти геометрических форм.
Большие круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-
человечки). те же фигурки меньших размеров «с лицами», по одному
набору на каждого ребёнка, карточки с контурными изображениями тех же
фигурок той же величины. (их кроватки) на каждого ребёнка. (по типу лото).
Ход игры:
Дети вспоминают названия знакомых «фигурок-человечков» (круг, квадрат,
треугольник). Знакомятся с новыми фигурами (прямоугольник и овал).
Определяю, на кого они похожи, обводят их контуры пальчиком, «рисуют»
их в воздухе. Затем дети играют с маленькими фигурками-человечками,
укладывая их спать в кроватки (дети накладывают вырезанные из бумаги
фигуры на контурные изображения тех же фигур на карточках».
«Гости»
Цель: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением
от величины и цвета.
Материал: Эталоны двух геометрических форм: круг, овал.
Большие листы бумаги с изображением круга, и овала («домики» фигурок-
человечков. Круги и овалы разных цветов и размеров на каждого ребёнка.
Ход игры: Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с
контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках).
Рассматривают, обводят пальцем по контуру. Затем дети играют: помогают
младшим братишкам и сестричкам круга и овала (кружки и овалы меньших
размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев
(т.е. раскладывают
все кружки на лист бумаги с изображением круга, все изображения предмета
на составные части и воссоздание сложной.
«Составные картинки»
Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и
воссоздание сложной формы их частей.
Материал:
Эталоны
пяти
геометрических
форм
разной
величины
и
пропорций.
Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, ёлочка,
домик, машина, человек. Фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники,
овалы, треугольники для фланелеграфа.
Ход игры:
Дети рассматривают образцы рисунков, рисунок анализируется с точки
зрения составных его частей (особенности величины, пропорции форм,
особенности их расположения в пространстве). Затем дети выкладывают
различные картинки на своих фланелеграфах.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал: Эталоны пяти геометрических форм.
Геометрические фигуры пяти форм. По два предмета каждой из этих форм.
Ход игры: Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем,
затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов,
лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.
«Купи игрушку заданной формы»
Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал: Геометрические фигуры пяти форм, по три-четыре предмета или
игрушки каждой из этих форм.
Ход игры:
Дети делятся на «продавцов» и «покупателей». Покупатели
предъявляют «чек» - ту или иную геометрическую фигуру – «продавцам»,
которые должны найти предмет или игрушку данной формы.
«Какой формы предметы в нашей группе»
Цель: Обучение
зрительному обследованию предметов и словесному
описанию их формы.
Материал:
Эталоны
пяти
геометрических
форм
с
их
словесным
обозначением.
Предметы, находящиеся в групповой комнате.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы в группе,
определяя какой они формы. Затем каждый
ребёнок самостоятельно
определяет форму предмета, указанного воспитателем (Какой
формы
зеркало? окно? шкаф? и т.д.).
«Составь орнамент»
Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения
геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета и формы.
Материал: Эталоны геометрических форм и пространственных отношений.
Образец орнамента (в центре зелёный квадрат, по углам красные круги)
листы бумаги с контурным изображением того же орнамента на каждого
ребёнка, нужные для него фигурки.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем анализируют образец: какая фигура
посередине, какие по углам. Затем отбирают нужные фигуры и раскладывают
их на контуре.
«Построим домики для фигур»
Цель:
Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение
воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник).
Материал: Эталоны пяти геометрических форм.
Большие фигуры пяти форм, 13 счётных палочек, гибкая медная проволока
или «толстые» нитки.
Ход
игры:
Дети
рассматривают
знакомые
геометрические
фигуры,
вспоминают их названия. Рассматривают их «домики», выложенные из
палочек и проволоки. Затем дети самостоятельно выкладывают из палочек
«домики» для треугольника, квадрата и прямоугольника, из проволоки- для
круга и овала.
«Геометрическое лото»
Цель:
Обучение
сравнению
формы
изображённого
предмета
с
геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу.
Материал: Пять карт, на каждой из которых изображена одна геометрическая
фигура. 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по 5
каждой формы.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем рассматривают матери лото, затем
дети подбирают к своей форме на карточки картинки с изображением
предметов той же формы, которые воспитатель предъявляет по одной.
«Чудесный мешочек»
Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому
образцу.
Материал: Эталоны пяти геометрических форм.
два набора из 5 геометрических фигур, мешочек.
Ход игры:
Дети по очереди рассматривают фигуру -
образец, данную
воспитателем, находят её в мешочке на ощупь, называют её.
«Чудесный мешочек» (второй вариант игры).
Цель:
Обучение зрительному нахождению фигуры
по осязательно
воспринимаемому образцу.
Материал: Эталоны пяти геометрических форм.
Два набора из 5 геометрических фигур, мешочек.
Ход игры: Ребёнок нащупывает в мешочке фигуру (в мешочке одна из
фигур), узнаёт её, не вынимая и находит такую же на столе. Дети выполняют
задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру. Далее достаёт из
мешочка и сравнивает их.
Лото «Цвет и форма»
Цель: Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму)
с отвлечением от третьего(величины).
Материал: Эталоны шести цветов спектра. Эталоны пяти геометрических
форм. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью
геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета. 30
вырезанных фигур 5-ти форм 6-ти цветов.
Ход игры: Дети внимательно рассматривают картинки, которые достаёт из
коробки ведущий (воспитатель). И закрывают такие же картинки на своей
карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей
карте.
«Отгадай, что я хочу купить»
Цель: Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму)
с отвлечением от третьего(величины).
Материал: Эталоны шести цветов спектра. Эталоны пяти геометрических
форм. Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.
Ход игры: Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их
разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить
игрушку, надо описать её, называя (какого она цвета, формы), чтобы
«продавец» узнал и продал её. Например: «Дайте, пожалуйста, игрушку
красного цвета, круглую» (мяч).
Игры на величину
«Мячи трех размеров»
Цель: обучение соотнесению по величине трех предметов.
Материал: мячи трех размеров.
Ход игры
Дети рассматривают мячи, располагая по величине-большой, средний
(поменьше),
самый
маленький.
Обозначают
величину
мячей
соответствующими словами. Играют с мячами (ловят мячики по очереди –
большой, средний. маленький).
«Три медведя»
Цель: обучение соотнесению по величине трех предметов.
Материал: мишки трех размеров.
Ход игры
Дети располагают медведей по порядку- от самого большого до самого
маленького, рассаживая на стульчики, расположенные в ряд.
Затем выполняют поручения: «Уложи маленького мишку спать», «Принеси
большому мишке бочонок», «Надень шапочку на среднего мишку» и т.д.
«Три квадрата»
Цель: обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и
приложение)
Материал: фланелеграф, три квадрата разной величины.
Ход игры
Дети рассматривают и выбирают самый большой, затем большой из
оставшихся путем наложения квадратов друг на друга и строят башенку,
соблюдая последовательность отбора квадратов.
«Подбери домики для животных»
Цель: обучение пониманию отношений по величине между объемными и
плоскостными предметами, Обучение соотнесению двух - трех рядов
величин между собой.
Материал: сериационный ряд из трех объектов - картинки с изображением
зверей: медведь, лиса, мышка, три куба, три квадрата разной величины.
Ход игры
Дети располагают картинки со зверями по порядку – самый большой,
поменьше, самый маленький. Затем дети располагают зверей сначала по
кубикам, подбирая зверей к кубикам, соотнося величину зверей с размеров
кубиков, а затем располагают в квадраты, используя способ наложения и
соотнося величине зверей с квадратами.
«Подбери домики для животных» (второй вариант)
Цель: обучение пониманию отношений по величине между объемными и
плоскостными предметами, Обучение соотнесению двух - трех рядов
величин между собой.
Материал: сериационный ряд из пяти объектов - картинки с изображением
зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышка, пять квадратов разной величины.
Ход игры
Дети располагают картинки со зверями по порядку – самый большой,
меньше, еще меньше, еще поменьше, самый маленький.
Затем располагают зверей в квадраты, используя способ наложения и
соотнося величине зверей с квадратами.
«Разложим мишкам мисочки»
Цель: обучение пониманию отношений по величине между объемными и
плоскостными предметами, Обучение соотнесению двух - трех рядов
величин между собой.
Материал: картинка с изображением 8 мишек, стоящих по росту, 8 мисочек
разного размера.
Ход игры
Дети рассматривают и говорят какой мишка самый большой, какой
поменьше, еще меньше и т.д. Раскладывают медведям миски в соответствии
с величиной медведей.
«Накормим мишек»
Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и
плоскостными предметами, Обучение соотнесению двух - трех рядов
величин между собой.
Материал: картинка с изображением 8 мишек, стоящих по росту, 8 мисочек и
ложек разного размера.
Ход игры
Дети рассматривают и говорят какой мишка самый большой, какой
поменьше, еще меньше и т.д. Раскладывают медведям миски и ложки в
соответствии с величиной медведей.
«Ёлочка»
Цель: обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания
величины.
Материал: сериационный ряд из пяти треугольников, образец - картинка ёлки
из треугольников разной величины.
Ход игры
Дети раскладывают треугольники снизу в верх в порядке убывания – от
самого большого треугольника до самого маленького, используя способ
наложения и соотнося по величине треугольники.
«Кто выше»
Цель: обучение измерению объектов с использованием единой точки отсчета.
Материал: 5 кукол –девочек разной величины из картона.
Ход игры
Куклы –девочки меряются ростом и встают от самой высокой до самой
низкой.
Проблемная задача: можно ли меряться ростом, если одна кукла стоит на
кубике и выясняют, что ноги девочек должны быть на одной линии.
«Лесенка»
Цель: обучение установлению отношений по величине между плоскими и
объемными фигурами, расположению предметов в порядке убывания
величины.
Материал: сериационный ряд из 5 предметов - бруски, матрешка, картинка
бабочки, 5 прямоугольников из картона, различающиеся по высоте на 1 см,
матрешки.
Ход игры
Дети строят лесенку из брусков для матрешки, чтобы она могла достать
бабочку, которая сидит высоко, сравнивая бруски путем приложения друг к
другу, сначала ставят самый высокий. затем большой из оставшихся и т.д.
Затем
строят
лесенки
из
прямоугольников
из
картона,
сравнивая
прямоугольники путем наложения друг на друга и ориентируясь чтобы все
концы прямоугольников были на одной линии.
«Достроим домики»
Цель: Развитие глазомера детей.
Материал: Эталоны трёх градаций величины с небольшими различиями.
3 домика (без крыш) различающиеся последовательностью по длине на 0,5
см .крыши к домикам соответствующей величины.
Ход игры:
дети достраивают дома, подбирая крыши соответствующей
«величины» на глаз.
«Разбитые тарелки»
Цель:
развитие глазомера детей. Эталоны пяти градаций величины с
небольшими различиями.
Материал: 5 картонных кругов, различающихся последовательно в диаметре
на 0,5 см. разрезанных пополам (тарелки).
Ход игры: Дети «склеивают» тарелки , подбирая части соответствующей
величины на глаз.
«Кто скорей свернёт ленту»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Эталоны одного из параметров величины( длины).Две ленты ,
закреплённых на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного
цвета6 красная 1м, синяя 50 см.
Ход игры: ( играют двое детей).Сначала дети выбирают любую ленту из двух
лежащих перед ними ленту. Затем замечают, что тот, у кого лента длиннее,
проигрывает и стремятся «захватить» короткую ленту, что бы обеспечить
себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают
ленты по длине, прикладывая их друг к другу. Делают выводы.
«Завяжем куклам банты»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Эталоны одного из параметров величины (длины). Две куклы
одинаковой величины, две ленты одного цвета и фактуры, одной ширины, но
разной длины. 25 см и 1 м.
Ход игры: Дети завязывают куклам банты. Поскольку из короткой ленты
бант не получается, они анализируют условие, которое препятствует
достижению цели: лента коротка - надо подлиннее. Дети сравнивают ленты,
прикладывая их друг к другу, находят ленту нужной длины, завязывают
бант.
«Путешествие в лес»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Эталоны одного из параметров величины (ширина). 4 длинных
верёвки для обозначения речек - широкой и узкой.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие. В пути им приходится два раза
переходить через речку. Через одну (узкую) они переходят легко, через
другую (широкую) - с большим трудом. Придя в лес, они обсуждают, почему
через одну речку легко перешли, а через другую с трудом.
«Закрой двери в домиках»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал:
Эталоны одного из параметров величины (ширина).По 12
вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые
по высоте прорези для дверей. Две двери – прямоугольники одинаковой
высоты, но разной ширины ( соответственно прорезям в домиках) на каждого
ребёнка. Игрушка лиса.
Ход игры: У детей в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты.
Когда выходит на охоту лиса, дети помогают зайчикам спрятаться в домике и
надёжно закрыть двери: подбирают дверь, подходящую по ширине, чтобы
плотно закрыть прорезь для дверей. Если ребёнок узкую прорезь закроет
широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже с прорезью щелкой. Лиса
увидит зайца и утащит его. В конце игры дети сравнивают двери,
устанавливая, что одна шире, другая уже.
«Где находится мяч?»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Эталоны одного из параметров величины (высоты).мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг и играют, перебрасывая друг другу мяч.
Затем воспитатель прячет мяч, а дети ищут его. Мяч прячется то высоко, (его
не достать) то низко (мяч легко достать) игра продолжается, когда мяч
высоко, дети ищут способы достать его.
«В гости к мишке»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал:
Эталоны
одного
из
параметров
величины
(высоты).
Две
физкультурные скамеечки, поднятые на разную высоту, изображающие
мостики через речку.
Ход игры: Дети идут в гости, на пути – речки с мостиками через одну –
мостик пониже, через другую – повыше.. На высокий мост трудно
подниматься и идти по нему трудно: как бы не свалиться, а по низкому мосту
идти легко. В гостях у медведя дети рассказывают, как переходили по
мостикам, какой высоты были мостики.
«Опиши, что хочешь купить»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материалы:
Эталоны различных параметров величины (длина, ширина,
высота) Набор парных предметов, в каждой паре отличие по одному из
параметров.
Ход игры: Дети рассматривают различные предметы и игрушки в магазине.
Толстую и тонкую книги, широкую и узкую ленты, длинные и короткие
шнурки. И.т.д. Затем «покупают» то, что нужно: покупка отдаётся, если
ребёнок правильно рассказал про ту вещь, которую хочет купить.
«Что изменилось»
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
Материалы:
Эталоны различных параметров величины (длина, ширина,
высота) Набор парных предметов, в каждой паре отличие по одному из
параметров.
Ход игры: Водящий ребёнок выходит из комнаты. А в это время прячется
один из парных предметов. Водящий должен отгадать, что спрятали .Игра
повторяется, пока водящими не побудут все дети.
«Новогодние ёлочки»
Цель: Обучение детей использованию мерки для определения параметров
величины.
Материал: Условная мерка. 3 комплекта ёлочек, в каждом комплекте по 5
ёлочек с различием по высоте в 5 см. такие же комплекты «комнат». Мерки,
соответствующие высоте каждой комнаты.
Ход игры: Дети вспоминают праздник Новый год. Далее дети играют: Нужно
поехать в лес и выбрать там такие ёлки, чтобы во всех домах они были до
потолка. Чтобы дети не ошиблись, они берут мерки для подбора ёлочек
нужной высоты. Принеся ёлки из леса, они размещают их в комнатах
(прямоугольные листы бумаги) так, чтобы ёлка обязательно была до потолка.
«Столкни мяч в корзину»
Цель: Обучение детей использованию мерки для определения параметров
величины.
Материал:
Условная мерка. Детские столы и стулья, мяч небольшого
размера, корзинка, несколько палок различной длины, шнурок, верёвка,
полоска бумаги.
Ход игры:
Ребёнок должен,
не вставая со стульчика, столкнуть мяч,
лежащий на другом конце стола в корзину (ребёнок не может дотянуться до
мяча и должен найти средство, чтобы продолжить игру). Чтобы подобрать
палку подходящей длины (достающую до мяча), ребёнок вместе с
воспитателем делает мерку (из шнура, полоски бумаги) от руки до мяча.
Затем с этой меркой идёт выбирать палку, равную по длине или длиннее её.
С помощью палки можно легко столкнуть мяч в корзину.