Автор: Чупакова Татьяна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района
Населённый пункт: п. Северный Белгородского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий"
Раздел: полное образование
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
средствами современных образовательных технологий
Аннотация
На
современном
этапе
развития
образования
огромное
внимание
уделяется
проблеме
овладения
коммуникативной
компетентностью
как
ключевой компетентностью. Федеральный государственный образовательный
стандарт
ориентирует
педагога
на
необходимость
обеспечения
развития
речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной
компетенции.
Проблема овладения коммуникативной компетентностью заключается в
том,
что
развитие
информационной
цивилизации
предъявляет
особые
требования
к
спо собно сти
младших
школьников
понимать
и
интерпретировать
как
происходящие
изменения,
так
и
поведение
свое
и
окружающих,
а
также
действовать
в
соответствии
с
полученной
информацией.
Кроме
того,
социальная
сущность
младших
школьников,
раскрывающаяся
и
выражающаяся
в
потребности
в
общении,
уважении,
принятии,
признании,
самовыражении
предопределяет
значимость
коммуникативной компетентности.
Развитие
языковой
личности
ребенка
в
рамках
реализации
ФГОС
осуществляется
через
формирование
коммуникативных
универсальных
учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
В Стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость
изменения методов и технологий обучения на всех уровнях образования.
Общее образование — вид образования, который направлен на развитие
л и ч н о с т и
и
п р и о б р е т е н и е
в
п р о ц е с с е
о с в о е н и я
о с н о в н ы х
общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование
2
компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного
выбора профессии и получения профессионального образования.
С
2015-2016
учебного
года
начал
реализовываться
федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ОО). Стандарт включает в себя программу развития универсальных
учебных
действий
при
получении
основного
общего
образования,
включающую
формирование
компетенций
обучающихся
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий.
Овладение
обучающимися
ключевыми
компетенциями
составляют
основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Современное общество всё больше зависит от уровня активности и
самореализации
личностного
потенциала
своих
членов.
Успешность
личности обусловлена конкурентоспособностью на рынке труда. А в основе
конкурентоспособности лежит компетенция.
В
современном
образовании
в
соответствии
с
современными
образовательными
стандартами
проблема
развития
коммуникативной
компетентности ориентируется на деятельностный характер образования, то
есть
на
овладение
обобщенными
способами
учебной,
познавательной,
коммуникативной,
практической
и
творческой
деятельности.
Модель
образовательного процесса предполагает развитие личности обучающегося
на
основе
его
внутреннего
потенциала
и
в
соответствии
с
лучшими
культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.
Коммуникативная
компетентность
может
рассматриваться
как
универсальное
учебное
действие,
которое
предполагает
владение
всеми
видами
речевой
деятельности,
построение
продуктивного
речевого
взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной
и
письменной
речи,
точное,
правильное,
логичное
и
выразительное
изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в
процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил
речевого этикета.
3
При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет
личностных
и
возрастных
особенностей
младших
школьников.
Младший
школьный
возраст
с
учетом
зоны
ближайшего
развития
(впереди
подростничество)
−
самый
благоприятный
возраст
для
овладения
коммуникативными
навыками.
Поэтому
формирование
коммуникативной
компетентности
учащихся
−
одна
из
важнейших
задач
учебно-
воспитательного процесса в начальной школе.
Для младшего школьного возраста (6–10 лет) характерна готовность к
школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности,
являющейся источником мотивации обучения. Готовность ребенка к школе
определяется
его
владением
достаточным
объемом
знаний
из
области
повседневного
общения,
культура
и
поведение,
умением
сотрудничества,
желанием учиться.
Сегодня
востребован
такой
способ
изучения
коммуникативной
компетентности,
который
интегрировал
бы
все
технологические
исследовательские
подходы,
выработанные
гуманитарным
знанием.
И
в
таком понимании актуальным видится герменевтический подход.
Герменевтический
подход
позволяет
увидеть
ресурсы,
механизмы
формирования в младшем школьнике коммуникативной компетентности.
Цель
герменевтического
подхода
−
интенсификация
процесса
саморазвития
и
самореализации
младшего
школьника,
активизация
познавательной
аналитической
и
рефлексивной
деятельности,
которая
не
ограничивается рамками урока. Один из таких подходов − герменевтический
подход к изучению художественного текста.
В подготовке ученика, способного к мобильности в условиях нового
времени, трудно переоценить значение коммуникативной компетентности,
которая является результатом качественного профессионального образования.
Понятие «компетентность» широко рассматривается как в зарубежной, так и
в отечественной научной литературе.
4
Понятие
«коммуникативная
компетентность»
впервые
было
использовано
А.А.Бодалевым
и
интерпретировалось,
как
способность
устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при
наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Главным средством формирования коммуникативной компетентности в
школьном обучении является коммуникативная задача, которая реализуется
как
говорящим,
так
и
слушающим.
Именно
она
определяет
характер
коммуникативных
действий,
которыми
нужно
овладеть
в
процессе
образования.
Исследование
Л.Н.
Булыгиной
позволяет
признать
методы
педагогической
герменевтики
продуктивными
для
формирования
коммуникативной
компетентности
через
деятельность
по
интерпретации
текстов.
Герменевтика в современном понимании это не только истолкование
текстов,
искусство
перевода
и
интерпретации,
но
и
о сознание
смыслообразующего
характера
коммуникативной
информации.
Процесс
применения
герменевтики
как
совокупность
средств
преобразования
исходной
информации
в
ценностную,
реализующую
поставленные
образовательные цели, можно подразделить на три этапа: поиск необходимой
информации;
осознание
ее
смысловой
и
ценностной
составляющей;
представление результата и его оценка.
Герменевтический
подход
играет
важную
роль
в
формировании
личности
младшего
школьника.
С
позиций
герменевтики,
воспитание
личности
младшего
школьника
-
это
обращение
к
психическому
опыту
субъекта, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание.
Человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе.
Поэтому переживания ребенка − главный предмет в формировании личности
младшего школьника.
Можно выделить следующие противоречия:
5
−
между
т ребованиями
Федера льного
Го с уд а р с т в е н н о го
образовательного
стандарта
образования,
отражающими
объективную
необходимо сть
владения
младшими
школьниками
ключевыми
компетентностями,
в
том
числе
и
коммуникативной,
способностью
ориентироваться
в
окружающем
их
мире,
готовностью
к
общению,
сформированностью коммуникативной компетентности;
−
между
возрастными
особенностями
младших
школьников,
их
потребностью в освоении способов продуктивной коммуникации в учебной
деятельности и повседневном общении и существующими в образовательном
процессе
начальной
школы
возможностями
использования
практико-
ориентированных
средств
развития
коммуникативных
способностей
младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития.
Из
установленного
противоречия
вытекает проблема
исследования,
которая заключается в определении педагогических условий и разработке
способов
обучения,
способствующих
формированию
коммуникативной
компетентности у учащихся начальных классов в образовательном процессе.
Формирование коммуникативной компетентности требует системного
подхода,
который
должен
реализовываться
на
всех
этапах
непрерывного
образования.
Формирование
коммуникативной
компетентности
младших
школьников будет продуктивным, если:
− в процессе обучения будет использоваться процедура интерпретация
текстов (художественных текстов, мультфильмов, сказок), в ходе которой
анализируются коммуникативные ситуации;
− работа младших школьников будет организована в форме диалога и
сотрудничества;
− предметом интерпретации будут также являться коммуникативные
ситуации, возникающие в опыте самих детей.
Необходимым
условием
урока-интерпретации
должна
являться
гуманизация воспитательно-образовательной среды, что предполагает учет
6
психофизиологических,
возрастно-психологических
и
индивидуальных
особенностей школьников.
Реализация комплекса перечисленных условий окажет положительное
влияние на формирование способностей детей к восприятию и пониманию
другого
человека
(социально-перцептивные
умения),
продуктивной
коммуникации (коммуникативные умения) и продуктивному взаимодействию
в
ходе
общения
(интерактивные
умения),
формулировать
собственные
ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть
способами
самоопределения
в
ситуациях
выбора
на
основе
собственных
позиций;
уметь
принимать
решения,
брать
на
себя
ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на
основе выбранных целевых и смысловых установок (ценностно - смысловые
умения).
Обобщив
имеющие ся
научные
разработки
по
п р о бл е м е
коммуникативной
компетентности,
можно
сделать
вывод,
ч то
коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о
себе
и
о
других,
умений,
навыков
в
общении,
стратегий
поведения
в
социальных
ситуациях,
позволяющая
строить
эффективное
общение
в
соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных
качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают
эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Эффективность процесса формирования коммуникативных умений и
навыков обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: –
повышения
мотивации
обучения
школьников;
–
повышения
творческой
активности
школьников;
–
обогащения
содержания
образовательного
процесса.
Герменевтический
подход
повышает
эффективность
педагогической
деятельности,
и
высокие
результаты
обеспечиваются
взаимодействием
педагога с детьми. Герменевтический подход в развитии коммуникативной
7
компетентности
младших
школьников
позволяет
глубже
вникнуть
в
содержание
изучаемого
материала,
способствует
развитию
интереса,
активности, изменяет эмоциональный настрой учеников.
Список литературы
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом №
373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09,
регистрация № 17785 − М.: Просвещение, 2014.
2. Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. – Москва «Просвещение» 2011 г
3. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности
школьников [Текст] / Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2014. − № 2. –
149 с.
4. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов [Текст]
/ В.Н. Куницына. − Спб.: Питер, 2012.-544 с.
5.
Овечкин,
В.П.,
Причинин,
А.Е.
Инновационное
педагогическое
образование:
область
повышенного
риска.
Вестник
Удмуртского
университета [Текст] / Под ред. В.П. Овечкина. 2012. № 3− 2. С. 34 − 40.
6.
Сальникова,
С.А.
Ключевые
компетентности
в
современном
образовании [Текст] // С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после,
№12. – М.: Красная звезда, 2011.
8