Автор: Затонская Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26
Населённый пункт: Краснодарский край, Курганинский р-н, ст. Родниковская
Наименование материала: статья
Тема: Средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Автор: А.М. Затонская
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится
богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к
более сложной гамме чувств: радуется, и сердиться, восторгается и
удивляется,
ревнует
и
грустит.
Изменяется
и
внешнее
проявление
эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств –
принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний
при помощи взглядом, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голосов и
т.д. Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной
сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в
возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется
окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества
информации,
бурно
развиваются
и
формируются
речевые
навыки,
стремительно растет словарный запас. В это же время происходит так
называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых
социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает
осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности.
Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые
будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в
это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в
дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не
будут идти из глубины личности. Подростку можно дать представление об
эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.
Воспитание чувства прекрасного лучше всего начинать с того,
чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить
его
воспринимать
окружающий
мир.
Эта
работа
должна
проходить
постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно,
через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему
это красиво. Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого
человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное
восхищение красотой этого мира. Нужно просто обращать внимание малыша
на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую
траву, небо. Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри,
какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются
солнышку!». Ребенок двух лет постигает окружающий мир в основном через
сенсорный опыт. Не упускайте возможности лишний раз обратить его
внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с
различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на
ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня,
шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать
отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего
мира.
С
раннего
детства
можно
знакомить
ребенка
с
образцами
изобразительного
искусства.
Как
правило,
первыми
произведениями
изобразительного искусства, которые видит, и воспринимает ребенок,
являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте
внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и
изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для
малыша очень важна выразительность и определенность в передаче
настроения и характеров героев. Помните, что тонкости и полутона ребенку
пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как
они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее
настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь
вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке –
добрый, злой, честный или нечестный. Эмоции и чувства формируются в
процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Сильную
эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребёнка игры и шутки
со взрослыми.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший
источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и
других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к
другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной
литературы – сказок, рассказов.
Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают
его
как
личность,
то
он
испытывает
эмоциональное
благополучие.
Проявляются
и
закрепляются
положительные
качества
ребёнка,
доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят
ребёнку огорчение, то он остро переживает чувство неудовольствия,
перенося в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки
негативное отношение.
При
специальной
организованной
деятельности,
например,
(музыкальное занятие, слушание сказок и т.д.), дети учатся испытывать
определённые
чувства,
связанные
с
восприятием
музыки,
сказок.
Музыкальное занятие, слушание сказок и художественных рассказов,
знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование
развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать
красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
В совместной трудовой деятельности, результаты которой имели
значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом
(выполнение обязанностей дежурного по столовой, в уголке природы), у
детей формируются новые мотивы поведения, возникают нового рода
эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное
отношение к трудовым обязанностям сменяется большой эмоциональной
чувствительностью к оценке окружающих.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психологических
процессов и в наибольшей степени – с речью. С включением речевых
сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов.
Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего
отношения к действиям ребёнка. Слова, выражающие оценки, становятся
основной формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных
понятий и суждений. Для развития эмоциональной сферы у ребёнка, можно
использовать пословицы, поговорки, в которых встречаются эмоциональные
проявления человека. Они помогут детям глубже осознать представленные
эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.
Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей
возрасту дошкольника деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится
возможной, поскольку ребёнок уже овладел знаковой функцией сознания,
использует предметы-заместители. В игре формируются и развиваются
отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная
память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребёнка
по отношению к окружающему миру.
В подвижной игре, которую затевает воспитатель, следует пробуждать
чувства ребёнка, тогда игра приобретает смысл как стимул эмоционального
общения. Подвижные игры объединяют детей в группы, побуждают к
взаимному сотрудничеству, к уважению требований другого. Ребёнок
осознаёт, что он не может быть постоянно ведущим, что должен время от
времени кому-то подчиняться. Игра – лучшая подготовка к жизни в
школьном коллективе.
Для дошкольников игра является главным занятием. Она – источник
богатых
эмоциональных
переживаний.
Она
неоценима
для
будущих
человеческих отношений.
Таким образом, развитию эмоциональной сферы способствуют все
виды
деятельности
ребёнка,
но
огромную
роль
в
обогащении
эмоционального опыта ребёнка играет подвижная игра.