Напоминание

Средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.


Автор: Затонская Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26
Населённый пункт: Краснодарский край, Курганинский р-н, ст. Родниковская
Наименование материала: статья
Тема: Средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Автор: А.М. Затонская

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится

богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к

более сложной гамме чувств: радуется, и сердиться, восторгается и

удивляется,

ревнует

и

грустит.

Изменяется

и

внешнее

проявление

эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств –

принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний

при помощи взглядом, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голосов и

т.д. Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной

сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в

возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется

окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества

информации,

бурно

развиваются

и

формируются

речевые

навыки,

стремительно растет словарный запас. В это же время происходит так

называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых

социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает

осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности.

Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые

будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в

это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в

дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не

будут идти из глубины личности. Подростку можно дать представление об

эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.

Воспитание чувства прекрасного лучше всего начинать с того,

чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить

его

воспринимать

окружающий

мир.

Эта

работа

должна

проходить

постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно,

через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему

это красиво. Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого

человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное

восхищение красотой этого мира. Нужно просто обращать внимание малыша

на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую

траву, небо. Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри,

какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются

солнышку!». Ребенок двух лет постигает окружающий мир в основном через

сенсорный опыт. Не упускайте возможности лишний раз обратить его

внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с

различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на

ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня,

шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать

отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего

мира.

С

раннего

детства

можно

знакомить

ребенка

с

образцами

изобразительного

искусства.

Как

правило,

первыми

произведениями

изобразительного искусства, которые видит, и воспринимает ребенок,

являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте

внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и

изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для

малыша очень важна выразительность и определенность в передаче

настроения и характеров героев. Помните, что тонкости и полутона ребенку

пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как

они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее

настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь

вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке –

добрый, злой, честный или нечестный. Эмоции и чувства формируются в

процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Сильную

эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребёнка игры и шутки

со взрослыми.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший

источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и

других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к

другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной

литературы – сказок, рассказов.

Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со

взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают

его

как

личность,

то

он

испытывает

эмоциональное

благополучие.

Проявляются

и

закрепляются

положительные

качества

ребёнка,

доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят

ребёнку огорчение, то он остро переживает чувство неудовольствия,

перенося в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки

негативное отношение.

При

специальной

организованной

деятельности,

например,

(музыкальное занятие, слушание сказок и т.д.), дети учатся испытывать

определённые

чувства,

связанные

с

восприятием

музыки,

сказок.

Музыкальное занятие, слушание сказок и художественных рассказов,

знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование

развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать

красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

В совместной трудовой деятельности, результаты которой имели

значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом

(выполнение обязанностей дежурного по столовой, в уголке природы), у

детей формируются новые мотивы поведения, возникают нового рода

эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное

отношение к трудовым обязанностям сменяется большой эмоциональной

чувствительностью к оценке окружающих.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психологических

процессов и в наибольшей степени – с речью. С включением речевых

сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов.

Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего

отношения к действиям ребёнка. Слова, выражающие оценки, становятся

основной формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных

понятий и суждений. Для развития эмоциональной сферы у ребёнка, можно

использовать пословицы, поговорки, в которых встречаются эмоциональные

проявления человека. Они помогут детям глубже осознать представленные

эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей

возрасту дошкольника деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится

возможной, поскольку ребёнок уже овладел знаковой функцией сознания,

использует предметы-заместители. В игре формируются и развиваются

отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная

память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребёнка

по отношению к окружающему миру.

В подвижной игре, которую затевает воспитатель, следует пробуждать

чувства ребёнка, тогда игра приобретает смысл как стимул эмоционального

общения. Подвижные игры объединяют детей в группы, побуждают к

взаимному сотрудничеству, к уважению требований другого. Ребёнок

осознаёт, что он не может быть постоянно ведущим, что должен время от

времени кому-то подчиняться. Игра – лучшая подготовка к жизни в

школьном коллективе.

Для дошкольников игра является главным занятием. Она – источник

богатых

эмоциональных

переживаний.

Она

неоценима

для

будущих

человеческих отношений.

Таким образом, развитию эмоциональной сферы способствуют все

виды

деятельности

ребёнка,

но

огромную

роль

в

обогащении

эмоционального опыта ребёнка играет подвижная игра.



В раздел образования