Автор: Кривохвостова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 298"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Подготовка детей к школе»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к школе»
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного
образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место
занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и
своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит
успешность в его дальнейшем обучении.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две
основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное,
нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению
школьных предметов.
Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к школе
включает в себя:
• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности
для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка
вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение
заданий, внимание к словам воспитателя);
• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,
старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка
овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и
положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного
воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение
оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников,
тактично отмечать недостатки);
• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной
деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает
существенное влияние на общий процесс нравственного становления
личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе
занятий, игр, деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный
характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:
широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный
учебный процесс.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает
разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и
умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут
овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и
умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель
учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания;
проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных
умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное
поведение.
Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки
того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к
систематической учебе.
При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только
развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной
координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к
возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния
в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение
выполнять мелкие движения с предметами развивается именно
в дошкольном возрасте. Для этого мы используем задания различной
степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы
обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют
карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у
некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы
постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для
развития детей и подготовки их к школе.
Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания,
предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и
переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес,
положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой
моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Детям мы
предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать
животных, людей и предметы.
Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо -
песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во
время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое
воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь,
мелкие движения рук.
В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных
палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный
вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении
таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук,
глазомер, творческое воображение, память.
Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать
семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин;
выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей,
животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по
памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа,
бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику, воображение,
внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные
ощущения детей.
Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают
возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки,
загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.
Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-
либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы
учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более
сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у
всех детей хорошо получается.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой
смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.
Такая работа помогает в формировании правильного распределения
мышечной нагрузки руки.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является
одним из естественных специфических детских видов деятельности.
Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с
карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится
наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в
руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно
держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для
ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами,
фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование
пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными
палочками.
Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в
развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные
игры: «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы» и т. д. которые развивают
мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.