Напоминание

«Подготовка детей к школе»


Автор: Кривохвостова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 298"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Подготовка детей к школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей «Подготовка детей к школе»

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного

образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место

занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и

своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит

успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две

основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное,

нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению

школьных предметов.

Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к школе

включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности

для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка

вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение

заданий, внимание к словам воспитателя);

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,

старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка

овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и

положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного

воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение

оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников,

тактично отмечать недостатки);

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной

деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает

существенное влияние на общий процесс нравственного становления

личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе

занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный

характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный

учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает

разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и

умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут

овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и

умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель

учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания;

проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных

умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное

поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки

того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к

систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только

развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной

координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к

возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния

в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение

выполнять мелкие движения с предметами развивается именно

в дошкольном возрасте. Для этого мы используем задания различной

степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы

обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют

карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у

некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы

постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для

развития детей и подготовки их к школе.

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания,

предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и

переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес,

положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой

моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Детям мы

предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать

животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо -

песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во

время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое

воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь,

мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных

палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный

вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении

таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук,

глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать

семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин;

выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей,

животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по

памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа,

бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику, воображение,

внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные

ощущения детей.

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают

возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки,

загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-

либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы

учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более

сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у

всех детей хорошо получается.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой

смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.

Такая работа помогает в формировании правильного распределения

мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является

одним из естественных специфических детских видов деятельности.

Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с

карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится

наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в

руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно

держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для

ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами,

фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование

пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными

палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в

развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные

игры: «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы» и т. д. которые развивают

мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.



В раздел образования