Напоминание

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДШИ»


Автор: Алешенкова Надежда Ивановна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: Методическая лекция
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Новомосковск

Методическая лекция

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДШИ»

Подготовила преподаватель отделения

«Народные инструменты»

(домра, балалайка, гитара)

Алешенкова Н.И.

2025 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Здоровьесбережение как залог успешного обучения в Детской школе

искусств…………………………………………………………………………... 4

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании…………….. 4

Роль преподавателя в создании здоровьесберегающей среды на уроках

специальности…………………………………………………………………… 6

Роль родителей в здоровьесбережении учащегося……………………………. 9

Заключение………………………………………………………………………. 9

Приложение. Тренировочные лабиринты для глаз………………………….. 10

Список литературы……………………………………………………………... 17

2

Введение

Дети - это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития

должно быть важнейшей задачей нашего общества. Здоровье ребенка – это

состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не только отсутствия физических дефектов и болезней.

Здоровьесбережение - это укрепление и сохранение здоровья учащихся,

улучшение

их

двигательного

статуса

с

учётом

индивидуальных

возможностей и способностей.

В

настоящий

момент

здоровье

подрастающего

поколения

стало

глобальной проблемой. Нужно сказать, что сегодня нужна школа здорового

образа жизни. Сегодня современное общество нуждается, с одной стороны, в

раннем выявлении и развитии учащихся, обладающих способностью к

восприятию широкого спектра знаний, в том числе и в области здоровья, а с

другой – к выявлению детей, нуждающихся в особых условиях своей

жизнедеятельности в школе искусств.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в

состоянии

здоровья:

неврологические

нарушения,

ослабление

зрения,

опорно-двигательного аппарата, все это приводит к отставанию в учебе, так

как пропуски уроков по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому

изучение проблемы сохранения здоровья учащегося в условиях обучения в

школе искусств очень актуально. Целью нашей методической работы

является изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий

применительно к практике преподавания на уроках специальности в Детской

школе искусств.

В соответствии с данной целью основными задачами являются:

• систематизировать имеющийся педагогический опыт по внедрению

здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;

• показать практические пути для введения здоровьесберегающих

технологий в учебный процесс и внеклассную работу преподавателей по

специальности;

• определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;

• подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на

формирование психического здоровья учащихся.

Для решения этих задач от преподавателя требуется использование

новых подходов в образовании и воспитании учащихся, основанных на

принципах здоровьесбережения.

3

Здоровьесбережение как залог успешного обучения в Детской школе

искусств.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”

здоровье ребенка относится к приоритетным направлениям государственной

политики в области образования. В связи с этим возрастает значимость

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательном

процессе.

Несомненно, что успешность обучения в школе искусств определяется

способностями и состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу.

В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья учащихся будет полностью

зависеть

от

правильной

организации

учебного

процесса.

Для

этого

преподавателям необходимо обучиться здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании

Здоровьесберегающие

технологии

-

это

психолого-педагогические

технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у

учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его

сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как

ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В

качестве

основополагающих

принципов

здоровьесберегающих

технологий можно выделить следующие:

• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех

стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;

• соблюдение норм СанПиН;

• творческий характер образовательного процесса;

• обеспечение мотивации образовательной деятельности;

• построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с

индивидуальными закономерностями психических функций;

• рациональная организация двигательной деятельности;

• смена видов деятельности.

Особенности

здоровьесберегающих

технологий

состоят

в

их

рациональности, совместной организации деятельности преподавателя и

учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это

дает возможность преподавателю решать проблемы обучения, а учащимся

облегчает

напряженность

учебного

процесса.

Тем

самым

создается

образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных

факторов.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две

составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.

4

«Обучающая среда» связана с развитием творческих и интеллектуальных

способностей учащегося. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на

создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К

«сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К

примеру, в школе искусств это должно быть проветренное помещение, так

как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг,

дышат легкие; достаточное освещение для комфортной работы глаз без

усилий и напряжения. Для профилактики проблем со зрением (при

длительной работе с нотным текстом) на уроках полезно применять

тренировочные упражнения для гимнастики глаз. 2-4 таких упражнения

снимут усталость и напряжение. Для этого надо глазами пройтись по линиям

несколько

раз.

Тренировочные

лабиринты

для

глаз

прилагаются.

Преподаватель должен чувствовать, когда ребенок устал (у него пропадает

заинтересованность, внимание становится рассеянным), и применить все

возможные методы и приемы для снятия утомления.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к

личности

каждого

ребенка,

создавать

условия

для

развития

его

инициативности,

уверенности

в

себе,

самостоятельности,

творческих

способностей и ответственности. Преподаватели должны свести к минимуму

все факторы стрессового воздействия на ребенка.

Здоровьесберегающие технологии - это универсальный подход в

образовании, помогающий одновременно преподавателю и ученику, так как

он:

• позволяет облегчить работу;

• защищает от синдрома психологического «выгорания»;

• повышает эффективность обучения;

• налаживает контакт с учащимся;

• учащийся мотивирован за дальнейшее обучение, приходит на урок с

радостью и меньше устает;

• здоровьесберегающие технологии оказывают видимую пользу

физическому здоровью учащегося;

• позволяют избавить ребенка в будущем от профессиональных

заболеваний, проблем с осанкой (при длительной работе сидя);

• развивают мышление, речь;

• лечат психосоматические заболевания;

• лечат заикание, бронхиальную астму, заболевания опорно-двигательного

аппарата;

• оказывают общеукрепляющее действие на организм учащегося;

5

• здоровьесберегающие технологии повышают работоспособность

учащегося.

Роль преподавателя в создании здоровьесберегающей среды на уроках

специальности.

В

учебном

процессе

следует

учитывать

продолжительность

и

чередование

различных

видов

учебной

деятельности.

Нормой

продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если на уроке

специальности работа по нотам занимает 30-35 минут, то это приведет к

снижению уровня восприятия материала учеником. Необходимо чередовать

различные виды деятельности: слуховой, двигательной и творческой, где

игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала,

повторением уже выученных пьес, сочинением и подбором знакомых

мелодий.

В своем классе преподаватель должен соблюдать режим занятий:

строить урок с учетом работоспособности детей, создавать благоприятный

эмоциональный настрой.

Физкультминутки

и

паузы

являются

обязательной

составляющей

основной части занятия. Норма их проведения – 1 минута из трех легких

упражнений с 3-4 повторения каждого. Здесь имеет значение эмоциональный

фон во время их выполнения.

Преподаватель обязан контролировать обстановку и гигиенические

условия в классе в соответствии СанПиН:

• температуру и свежесть воздуха: поддержание комфортной температуры,

регулярное проветривание помещения класса. Утомляемость учеников и

риск аллергических расстройств зависит от соблюдения этих условий;

• рациональность освещения класса и пульта для нот;

• наличие/отсутствие мебели по росту учащегося;

• наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают

запахи. В последние годы появилась новая наука – ароматология и ее

прикладная ветвь – ароматерапия. Лучшим источником полезных и

гармоничных запахов являются растения, наши помощники и целители. Они

дарят кислород, поглощают вредные газы, задерживают пыль.

Преподаватель должен гигиенически правильно организовать сам

педагогический процесс:

• это своевременная смена статического напряжения — оздоровительные

минутки. В состав упражнений на оздоровительных минутках обязательно

должны быть включены упражнения по формированию осанки с элементами

напряжения и расслабления; упражнения, направленные на выработку

рационального дыхания;

6

Существует

серьезная

детская

проблема:

развитие

искривления

позвоночника. Самый большой риск развития наблюдается в возрасте 10-14

лет. Провоцирующим фактом сколиоза служат малоподвижный образ жизни

ребенка, а также неправильное сидение его за компьютером и посадка за

инструментом. Очень полезна для позвоночника «имитация» полета: в

положении сидя или стоя нужно слегка согнуть руки в локтях, отвести их за

спину и свести лопатки.

В

силу

специфических

особенностей

конструкций

музыкальных

инструментов на уроках следует использовать упражнения, снимающие

мышечные зажимы:

1) выполнить упражнения для плечевого корпуса;

2) поднять руки вверх, расслабить и опустить сначала пальцы рук, потом

кисти, локти, нагнуться вперед и свободно покачать руками в разные

стороны;

3) выполнять повороты, вращения и покачивания головой в такт ритмичного

музыкального сопровождения;

4) опустить уголки рта, свести плечи, стиснув грудную клетку, понурить

голову. Теперь делаем все наоборот: плечи расправляем, грудь – вперед,

улыбка до ушей. И чередуем «Смайл» с «Антисмайлом». Несколько таких

наоборотиков непременно взбодрят ученика.

5) полезно часто моргать ресничками.

• Правильная посадка за инструментом в здоровьесберегающих

технологиях занимает важное место. Посадка ученика за инструментом

требует

особых

условий,

которые

должны

досконально

выполняться

преподавателем и родителями. Смена доминанты примерно 1 раз в 10-15

мин,

предупреждающая

монотонность

и

как

следствие

снижение

эффективности

восприятия

материала

у

учащегося

и

усталости

у

преподавателя;

• за урок преподаватель должен сменить несколько видов деятельности:

занятие

на

инструменте,

слушание

музыкальных

произведений

или

фрагментов, ответы на вопросы, физические упражнения для развития рук и

мелкой моторики пальцев, изучение нового материала;

• использовать не менее трех разных видов преподавания: словесный,

наглядный, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная работа и т.д.

• использовать игровые методы, способствующие активизации инициативы

и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы

свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества

и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием,

ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на

развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти

7

приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление - это

одна из главных причин истощения ресурсов здоровья учащихся. Создание

благоприятного эмоционально-психологического климата:

• поддерживание у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к

занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу);

• наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с

комментариями и т.п.

Положительные эмоции облегчают усвоение

материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую

нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе.

Преподаватель

должен

осуществлять

индивидуальный

подход

к

учащимся.

Для

этого

необходимо

знать

черты

характера

учащегося,

характеристики

его

памяти,

внимания

и

мышления.

Эти

данные

преподаватель может получить посредством собственного наблюдения.

Особенностью

здоровьесберегающего

подхода

является

момент

окончания урока: необходимо пожелать ученику хороших оценок по другим

предметам, чтобы он чувствовал заинтересованность учителя в его учебе,

уверенность в своих силах. Таким образом, рациональная организация урока

включает в себя различные виды деятельности, частоту их чередования,

насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки.

Преподаватель обязан постоянно наблюдать за состоянием здоровья

учащихся. Зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с

ними, преподаватель может своевременно обнаружить начальные признаки

заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица,

частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом

родителей, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.

Преподаватель по специальности многое может, и если все, что он

может сделать для укрепления здоровья учащихся, он осуществляет, дети

вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и

здоровыми. Важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам,

научиться

пользоваться

им

в

целях

расширения

функциональных

возможностей, повышения работоспособности учащихся, укрепления их

здоровья.

Роль родителей в здоровьесбережении учащегося

Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их

родители. Преподавателю необходимо поддерживать самый тесный контакт

с семьей по вопросам здорового образа жизни.

Большинство родителей заинтересовано в укреплении физического

здоровья своих детей. Работа с родителями включает в себя их просвещение:

беседы, лекции, концерты. Традиционно в классах проводятся родительские

собрания с концертами учащихся класса. Много сил и терпения нужно

8

приложить преподавателю по специальности, чтобы в классе каждому было

комфортно, чтобы дети с радостью приходили на урок. Наши родители

являются незаменимыми помощниками во всех внеклассных мероприятиях.

Если поприсутствовать на концерте для родителей, можно увидеть, с какой

уверенностью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно

понять, что такие моменты общения с творчеством запоминаются на долгие

годы и являются психологической поддержкой для гармоничного воспитания

личности. Все это способствует развитию творчества, повышает уровень

мотивации процесса обучения, что, в свою очередь, снижает уровень

тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует

отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует

воспитанию успешной гармоничной личности.

Заключение

В заключение хочется подчеркнуть, что применение современных

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

специальности

дает

положительный результат. Обогащение учащегося опытом эмоционального

отношения к действительности является важным аспектом духовного

развития ребенка - его духовного здоровья. Сама система обучения игре на

инструменте,

предполагающая

индивидуальные

занятия,

таит

в

себе

огромные

возможности,

основное

достоинство

и

ценность

которых

заключается в их гуманистической направленности. Задачу сохранения

здоровья учащегося не под силу решить одному преподавателю по

специальности. Но если каждый из нас будет стремиться к этой цели, то

выиграют, в конечном счете, наши учащиеся. Пробудить заложенное в

ребенке творческое начало, помочь найти себя, сделать первые шаги для

радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен

стремиться преподаватель.

Использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии – значит

основной своей задачей видеть передачу знаний учащимся без стрессов.

Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых не формально решать

проблему сохранения здоровья детей, а осознанно, с учетом особенностей

контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения.

Мы, преподаватели, можем открыть детям сложный путь в мир музыки,

чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не

досаду.

9

10

11

12

13

14

15

16

Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-

ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года

2. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт

совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т.

Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания

подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16.

3. Исаева Л.Г. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Научно-методический журнал «Все для администратора школы». – 2012.

4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в

общеобразовательной школе / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Инфра-М, 2012.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012.

6. Харитонова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

/ Л.А. Харитонова. - М.: Феникс, 2011.

7. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего

возраста. - Москва, 2012.

17



В раздел образования