Автор: Алешенкова Надежда Ивановна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: Методическая лекция
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Новомосковск
Методическая лекция
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДШИ»
Подготовила преподаватель отделения
«Народные инструменты»
(домра, балалайка, гитара)
Алешенкова Н.И.
2025 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Здоровьесбережение как залог успешного обучения в Детской школе
искусств…………………………………………………………………………... 4
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании…………….. 4
Роль преподавателя в создании здоровьесберегающей среды на уроках
специальности…………………………………………………………………… 6
Роль родителей в здоровьесбережении учащегося……………………………. 9
Заключение………………………………………………………………………. 9
Приложение. Тренировочные лабиринты для глаз………………………….. 10
Список литературы……………………………………………………………... 17
2
Введение
Дети - это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития
должно быть важнейшей задачей нашего общества. Здоровье ребенка – это
состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не только отсутствия физических дефектов и болезней.
Здоровьесбережение - это укрепление и сохранение здоровья учащихся,
улучшение
их
двигательного
статуса
с
учётом
индивидуальных
возможностей и способностей.
В
настоящий
момент
здоровье
подрастающего
поколения
стало
глобальной проблемой. Нужно сказать, что сегодня нужна школа здорового
образа жизни. Сегодня современное общество нуждается, с одной стороны, в
раннем выявлении и развитии учащихся, обладающих способностью к
восприятию широкого спектра знаний, в том числе и в области здоровья, а с
другой – к выявлению детей, нуждающихся в особых условиях своей
жизнедеятельности в школе искусств.
Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в
состоянии
здоровья:
неврологические
нарушения,
ослабление
зрения,
опорно-двигательного аппарата, все это приводит к отставанию в учебе, так
как пропуски уроков по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому
изучение проблемы сохранения здоровья учащегося в условиях обучения в
школе искусств очень актуально. Целью нашей методической работы
является изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий
применительно к практике преподавания на уроках специальности в Детской
школе искусств.
В соответствии с данной целью основными задачами являются:
• систематизировать имеющийся педагогический опыт по внедрению
здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
• показать практические пути для введения здоровьесберегающих
технологий в учебный процесс и внеклассную работу преподавателей по
специальности;
• определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
• подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на
формирование психического здоровья учащихся.
Для решения этих задач от преподавателя требуется использование
новых подходов в образовании и воспитании учащихся, основанных на
принципах здоровьесбережения.
3
Здоровьесбережение как залог успешного обучения в Детской школе
искусств.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”
здоровье ребенка относится к приоритетным направлениям государственной
политики в области образования. В связи с этим возрастает значимость
использования
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе.
Несомненно, что успешность обучения в школе искусств определяется
способностями и состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу.
В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья учащихся будет полностью
зависеть
от
правильной
организации
учебного
процесса.
Для
этого
преподавателям необходимо обучиться здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании
Здоровьесберегающие
технологии
-
это
психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В
качестве
основополагающих
принципов
здоровьесберегающих
технологий можно выделить следующие:
• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
• соблюдение норм СанПиН;
• творческий характер образовательного процесса;
• обеспечение мотивации образовательной деятельности;
• построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с
индивидуальными закономерностями психических функций;
• рациональная организация двигательной деятельности;
• смена видов деятельности.
Особенности
здоровьесберегающих
технологий
состоят
в
их
рациональности, совместной организации деятельности преподавателя и
учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это
дает возможность преподавателю решать проблемы обучения, а учащимся
облегчает
напряженность
учебного
процесса.
Тем
самым
создается
образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных
факторов.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две
составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.
4
«Обучающая среда» связана с развитием творческих и интеллектуальных
способностей учащегося. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на
создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К
«сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К
примеру, в школе искусств это должно быть проветренное помещение, так
как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг,
дышат легкие; достаточное освещение для комфортной работы глаз без
усилий и напряжения. Для профилактики проблем со зрением (при
длительной работе с нотным текстом) на уроках полезно применять
тренировочные упражнения для гимнастики глаз. 2-4 таких упражнения
снимут усталость и напряжение. Для этого надо глазами пройтись по линиям
несколько
раз.
Тренировочные
лабиринты
для
глаз
прилагаются.
Преподаватель должен чувствовать, когда ребенок устал (у него пропадает
заинтересованность, внимание становится рассеянным), и применить все
возможные методы и приемы для снятия утомления.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к
личности
каждого
ребенка,
создавать
условия
для
развития
его
инициативности,
уверенности
в
себе,
самостоятельности,
творческих
способностей и ответственности. Преподаватели должны свести к минимуму
все факторы стрессового воздействия на ребенка.
Здоровьесберегающие технологии - это универсальный подход в
образовании, помогающий одновременно преподавателю и ученику, так как
он:
• позволяет облегчить работу;
• защищает от синдрома психологического «выгорания»;
• повышает эффективность обучения;
• налаживает контакт с учащимся;
• учащийся мотивирован за дальнейшее обучение, приходит на урок с
радостью и меньше устает;
• здоровьесберегающие технологии оказывают видимую пользу
физическому здоровью учащегося;
• позволяют избавить ребенка в будущем от профессиональных
заболеваний, проблем с осанкой (при длительной работе сидя);
• развивают мышление, речь;
• лечат психосоматические заболевания;
• лечат заикание, бронхиальную астму, заболевания опорно-двигательного
аппарата;
• оказывают общеукрепляющее действие на организм учащегося;
5
• здоровьесберегающие технологии повышают работоспособность
учащегося.
Роль преподавателя в создании здоровьесберегающей среды на уроках
специальности.
В
учебном
процессе
следует
учитывать
продолжительность
и
чередование
различных
видов
учебной
деятельности.
Нормой
продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если на уроке
специальности работа по нотам занимает 30-35 минут, то это приведет к
снижению уровня восприятия материала учеником. Необходимо чередовать
различные виды деятельности: слуховой, двигательной и творческой, где
игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала,
повторением уже выученных пьес, сочинением и подбором знакомых
мелодий.
В своем классе преподаватель должен соблюдать режим занятий:
строить урок с учетом работоспособности детей, создавать благоприятный
эмоциональный настрой.
Физкультминутки
и
паузы
являются
обязательной
составляющей
основной части занятия. Норма их проведения – 1 минута из трех легких
упражнений с 3-4 повторения каждого. Здесь имеет значение эмоциональный
фон во время их выполнения.
Преподаватель обязан контролировать обстановку и гигиенические
условия в классе в соответствии СанПиН:
• температуру и свежесть воздуха: поддержание комфортной температуры,
регулярное проветривание помещения класса. Утомляемость учеников и
риск аллергических расстройств зависит от соблюдения этих условий;
• рациональность освещения класса и пульта для нот;
• наличие/отсутствие мебели по росту учащегося;
• наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
Кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают
запахи. В последние годы появилась новая наука – ароматология и ее
прикладная ветвь – ароматерапия. Лучшим источником полезных и
гармоничных запахов являются растения, наши помощники и целители. Они
дарят кислород, поглощают вредные газы, задерживают пыль.
Преподаватель должен гигиенически правильно организовать сам
педагогический процесс:
• это своевременная смена статического напряжения — оздоровительные
минутки. В состав упражнений на оздоровительных минутках обязательно
должны быть включены упражнения по формированию осанки с элементами
напряжения и расслабления; упражнения, направленные на выработку
рационального дыхания;
6
Существует
серьезная
детская
проблема:
развитие
искривления
позвоночника. Самый большой риск развития наблюдается в возрасте 10-14
лет. Провоцирующим фактом сколиоза служат малоподвижный образ жизни
ребенка, а также неправильное сидение его за компьютером и посадка за
инструментом. Очень полезна для позвоночника «имитация» полета: в
положении сидя или стоя нужно слегка согнуть руки в локтях, отвести их за
спину и свести лопатки.
В
силу
специфических
особенностей
конструкций
музыкальных
инструментов на уроках следует использовать упражнения, снимающие
мышечные зажимы:
1) выполнить упражнения для плечевого корпуса;
2) поднять руки вверх, расслабить и опустить сначала пальцы рук, потом
кисти, локти, нагнуться вперед и свободно покачать руками в разные
стороны;
3) выполнять повороты, вращения и покачивания головой в такт ритмичного
музыкального сопровождения;
4) опустить уголки рта, свести плечи, стиснув грудную клетку, понурить
голову. Теперь делаем все наоборот: плечи расправляем, грудь – вперед,
улыбка до ушей. И чередуем «Смайл» с «Антисмайлом». Несколько таких
наоборотиков непременно взбодрят ученика.
5) полезно часто моргать ресничками.
• Правильная посадка за инструментом в здоровьесберегающих
технологиях занимает важное место. Посадка ученика за инструментом
требует
особых
условий,
которые
должны
досконально
выполняться
преподавателем и родителями. Смена доминанты примерно 1 раз в 10-15
мин,
предупреждающая
монотонность
и
как
следствие
снижение
эффективности
восприятия
материала
у
учащегося
и
усталости
у
преподавателя;
• за урок преподаватель должен сменить несколько видов деятельности:
занятие
на
инструменте,
слушание
музыкальных
произведений
или
фрагментов, ответы на вопросы, физические упражнения для развития рук и
мелкой моторики пальцев, изучение нового материала;
• использовать не менее трех разных видов преподавания: словесный,
наглядный, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная работа и т.д.
• использовать игровые методы, способствующие активизации инициативы
и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы
свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества
и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием,
ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на
развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти
7
приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление - это
одна из главных причин истощения ресурсов здоровья учащихся. Создание
благоприятного эмоционально-психологического климата:
• поддерживание у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к
занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к
изучаемому материалу);
• наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с
комментариями и т.п.
Положительные эмоции облегчают усвоение
материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую
нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе.
Преподаватель
должен
осуществлять
индивидуальный
подход
к
учащимся.
Для
этого
необходимо
знать
черты
характера
учащегося,
характеристики
его
памяти,
внимания
и
мышления.
Эти
данные
преподаватель может получить посредством собственного наблюдения.
Особенностью
здоровьесберегающего
подхода
является
момент
окончания урока: необходимо пожелать ученику хороших оценок по другим
предметам, чтобы он чувствовал заинтересованность учителя в его учебе,
уверенность в своих силах. Таким образом, рациональная организация урока
включает в себя различные виды деятельности, частоту их чередования,
насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки.
Преподаватель обязан постоянно наблюдать за состоянием здоровья
учащихся. Зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с
ними, преподаватель может своевременно обнаружить начальные признаки
заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица,
частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом
родителей, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.
Преподаватель по специальности многое может, и если все, что он
может сделать для укрепления здоровья учащихся, он осуществляет, дети
вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и
здоровыми. Важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам,
научиться
пользоваться
им
в
целях
расширения
функциональных
возможностей, повышения работоспособности учащихся, укрепления их
здоровья.
Роль родителей в здоровьесбережении учащегося
Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их
родители. Преподавателю необходимо поддерживать самый тесный контакт
с семьей по вопросам здорового образа жизни.
Большинство родителей заинтересовано в укреплении физического
здоровья своих детей. Работа с родителями включает в себя их просвещение:
беседы, лекции, концерты. Традиционно в классах проводятся родительские
собрания с концертами учащихся класса. Много сил и терпения нужно
8
приложить преподавателю по специальности, чтобы в классе каждому было
комфортно, чтобы дети с радостью приходили на урок. Наши родители
являются незаменимыми помощниками во всех внеклассных мероприятиях.
Если поприсутствовать на концерте для родителей, можно увидеть, с какой
уверенностью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно
понять, что такие моменты общения с творчеством запоминаются на долгие
годы и являются психологической поддержкой для гармоничного воспитания
личности. Все это способствует развитию творчества, повышает уровень
мотивации процесса обучения, что, в свою очередь, снижает уровень
тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует
отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует
воспитанию успешной гармоничной личности.
Заключение
В заключение хочется подчеркнуть, что применение современных
здоровьесберегающих
технологий
на
уроках
специальности
дает
положительный результат. Обогащение учащегося опытом эмоционального
отношения к действительности является важным аспектом духовного
развития ребенка - его духовного здоровья. Сама система обучения игре на
инструменте,
предполагающая
индивидуальные
занятия,
таит
в
себе
огромные
возможности,
основное
достоинство
и
ценность
которых
заключается в их гуманистической направленности. Задачу сохранения
здоровья учащегося не под силу решить одному преподавателю по
специальности. Но если каждый из нас будет стремиться к этой цели, то
выиграют, в конечном счете, наши учащиеся. Пробудить заложенное в
ребенке творческое начало, помочь найти себя, сделать первые шаги для
радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен
стремиться преподаватель.
Использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии – значит
основной своей задачей видеть передачу знаний учащимся без стрессов.
Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых не формально решать
проблему сохранения здоровья детей, а осознанно, с учетом особенностей
контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения.
Мы, преподаватели, можем открыть детям сложный путь в мир музыки,
чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не
досаду.
9
10
11
12
13
14
15
16
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года
2. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт
совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т.
Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания
подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16.
3. Исаева Л.Г. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Научно-методический журнал «Все для администратора школы». – 2012.
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Инфра-М, 2012.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012.
6. Харитонова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
/ Л.А. Харитонова. - М.: Феникс, 2011.
7. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего
возраста. - Москва, 2012.
17