Авторы: Махова Ксения Николаевна, Ратникова Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 77"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Педагогический проект патриотической направленности
Тема: "От предков к деткам"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Паспорт педагогического проекта патриотической
направленности
«От предков к деткам»
Разработали: Верещагина Т.В.
Махова К.Н.
Ратникова О.Н.
Череповец 2023-2024г
Эпиграф: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи,
начинается с малого-с любви к своей семьи, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к
родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему»
Название проекта: «От предков к деткам»
Тип проекта: воспитательно-образовательный, практико-ориентированный,
творческий, долгосрочный.
Длительность: в течение 2023-2024 учебного года
Участники: дети и родители группы № 3 компенсирующей направленности
Актуальность: воспитание патриотизма, гражданственности на
современном историческом этапе является задачей государственной
важности. Учитывая возможности воспитанников, считаем целесообразным
опереться в решении данной задачи на устное народное творчество, которое
способствует воспитанию, всестороннему развитию, привитию любви и
уважения к родному краю, к его природе, к родному дому, к семье, к
семейным ценностям, к труду, к духовным ценностям нашего народа, к
родному языку; способствует развитию наших детей во всех образовательных
областях.
Проблема: недооценка и недостаточность понимания роли и значения
устного народного творчества в развитии и воспитании детей, в
осуществлении преемственности традиционных духовных ценностей
российского народа; недостаточность компетенций у родителей в воспитании
нравственно-патриотических чувств у детей с опорой на устное народное
творчество.
Цель: привлечение родителей к совместной с педагогами деятельности по
приобщению воспитанников к устному народному творчеству с целью
нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1.
Способствовать осуществлению преемственности традиционных
духовных ценностей российского народа.
2.
Знакомить детей и родителей с доступными возрасту детей формами
детского фольклора.
3.
Способствовать развитию детей во всех образовательных областях с
опорой на устное народное творчество.
4.
Способствовать активному участию родителей в проекте.
Методы: чтение, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание
викторины, дидактические и подвижные игры, хороводы, инсценировки,
тематические детско-родительские вечера-посиделки, выставки детских
книг, ознакомление родителей с теоретической частью по устному
народному творчеству через распространение печатного материала и через
выкладывание кратких тезисов «В контакте».
Этапы:
1.
Подготовительный:
-Определение направлений деятельности
-Целеполагание
-Сбор и анализ информации по устному народному творчеству как
средству нравственно-патриотического воспитания, всестороннего
развития дошкольников
-Подбор материала для детей (детская литература, игрушки и пособия
для обыгрывания, костюмы и детские музыкальные инструменты для
инсценировки)
-Подготовка теоретического материала для повышения компетентности
родителей
-Разработка сценариев для детско-родительских мероприятий
2.Основной:
-Подготовка, написание и распространение в печатном виде среди родителей
статьи «О целесообразности использования устного народного творчества в
развитии современных детей дошкольного возраста»
-Разработка материалов «Роль русского народного фольклора в нравственно-
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
-Оформление библиотеки для детей по устному народному творчеству;
рассказывание, чтение, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание
выбранных малых форм фольклора; вечера «Загадай-отгадай» «А вот моя
считалочка» «Не перескороговоришь»
-Разработка цикла сценариев детско-родительских «Посиделок»
«Сделал дело-гуляй смело!»
«Утро вечера мудренее»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего!»
-Подготовка и проведение детско-родительских мероприятий
-Подготовка к участию в конкурсе ДОУ «Вологодские сказки с
инсценировкой потешки «Сегодня день целый все звери у дела»»
-Подготовка и участие в концерте в ДОУ с инсценировкой русской народной
музыкальной потешки «Плетень»
-Подготовка и выкладывание в родительской группе информации для
родителей «Детский фольклор» и текстов малых фольклорных форм для
подготовки совместной с детьми «Посиделкам»
-Разработка и проведение НОД
«Детский фольклор»
«Путешествие к истокам родного русского языка»
-Подбор материала, разработка и изготовление альбомов
«От предков к деткам»
«В народе говорят»
«Роль русского народного фольклора в нравственно патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста»
3.Завершающий:
-Анализ результатов реализации проекта: родители, пусть и в разной мере
активно участвовали в проводимых мероприятиях, в подготовке к ним;
ознакомились с ролью, значением детского фольклора в воспитании и
развитии своих детей в теории и на практике; у детей появился интерес и
желание к овладению разными формами детского фольклора, интерес к
укладу жизни наших предков, начало проявляться понимание и уважение к
традиционным ценностям российского общества, любовь к родителям,
уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
традиционный семейный уклад с обязанностями всех членов семьи,
стремление следовать в своих поступках положительному примеру.
-Оформление паспорта проекта
Продукты проекта:
- Сценарии посиделок «От предков к деткам» (1,2,3)
-Альбомы
«От предков к деткам»
«В народе говорят»
«Роль русского народного фольклора в нравственно-патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста»
Приложения:
-Сценарии и фото мероприятий
-Фото альбомов
-Диплом 3 место в конкурсе «По страницам Вологодских сказок»
Используемая литература:
1.О.Л.Князева, М.Д.Маханева «приобщение детей к истокам русской
народной культуры» С-Петербург, 1988г.
2.М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста», Москва 2005г.
Н.С.Карпинская «Художественное слово в воспитании детей» Москва 2005г.
Приложение 1
МАДОУ «Детский сад № 77»
Конспект детско-родительского развлечения в средней группе для
детей с нарушениями зрения
Посиделки «От предков к деткам»
Составители: Верещагина Т.В.
Ратникова О.Н.
Махова К.Н.
Череповец 2023г.
Конспект детско-родительского развлечения в средней группе для детей
с нарушениями зрения
Посиделки «От предков к деткам»
Тема посиделок: русские народные сказки, потешки, загадки.
Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
1.
Знакомить детей с формами детского фольклора
2.
Способствовать развитию речи, мышления, творческих способностей.
3.
Воспитывать интерес и уважение к истокам родного языка, гордость за
русское народное творчество.
4.
Создавать условия для формирования конструктивного сотрудничества
взрослого коллектива, дружеского взаимодействия в детском
коллективе.
Ход мероприятия:
Сегодня мы отпразднуем новоселье в нашей группе веселыми
посиделками «От предков к деткам»
1.Начнем с викторины для знатоков русских народных сказок (дети встают
в круг и будут отвечать очередно по кругу)
Кто внимательным бывает, обязательно узнает: Из какой же это сказки
прозвучат сейчас слова?
За правильный ответ вручается кружок-«колобок»
Выдержки из какой сказки?
-Зимой приходилось к крестьянам ходить, овес воровать. (заяц хваста)
-По амбару помети, по сусекам поскреби…(колобок)
-Выросла большая-пребольшая…(репка)
-Кликнула бабка внучку…(репка)
-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи…(Заяц
хваста)
С окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери прыг скок через порог-да
в сени…(Колобок)
-На сметане мешен, да в масле пряжон, на окошке стужон…(Колобок)
-Мышка за кошку, кошка за Жучку…(Колобок)
-Стал дед из земли тащить…(Репка)
Вот это дети-знатоки русских народных сказок!
2. Продолжим наши посиделки за потешкою.
Всех потешка забавляет, развлекает, потешает… Стар и мал, да весь народ
отдыхает от работ и потешечку поет.
(р.н.потешка «Плетень» по ролям, в костюмах, под ритмичный стук
деревянных ложек петь или говорить нараспев)
Роли:
сказочницы-Василиса с мамой
Лиса-Тася
Медведь-Марк
Ежи-Илья и Амелия
Зайка-Тимофей
Инсценировка потешки:
Ск. Тень тень потетень, выше города плетень, сели звери на плетень ,
похвалялися весь день.
(звери выходят к плетню)
Похвалялася лиса:
Лиса: Всему лесу я краса!
Ск.:Похвалялся медведь:
Медведь: Могу песни я петь!
Ск.Похвалялися ежи.
Ежи:У нас шубки хороши!
Ск.Похвалялся зайка.
Зайка: Пойди, догоняйка!
(Общий поклон)
3. А теперь честной народ все вставайте в хоровод.
Мяч передаем по кругу и загадку дарим другу.
(Образовать круг, где родители встают в круг рядом со своим ребенком,
мяч сначала дать взрослому, у кого мяч, тот загадывает загадку стоящему
рядом ребенку, а тот отгадывает, если отгадал, загадывает следующему по
кругу соседу свою загадку, взрослые при затруднениях могут помогать
детям. В этой игре главное доброжелательность и веселье. Русские
народные загадки каждая семья готовит заранее, одну будет загадывать
ребенок, одну взрослый.)
Илья:
2 брюшка, 4 ушка(подушка)
2 конца, 2 кольца, в середине гвоздь(ножницы)
Василиса:
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь( клубок)
Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок скок, по лавкам
скок скок и сел в уголок (веник)
Тимофей:
Идут, идут, а с места не сойдут(часы)
4 брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны (стол)
Амелия:
Без рук, без ног, а рубашку носит (подушка)
Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдет-коснется, там след
остается(карандаш)
Таисия:
70 одежек, все без застежек(капуста)
Был ребенок-не знал пеленок, стал стариком-100 пеленок на нем(капуста)
Марк:
Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб)
Кто ни разу шага не сделал?(воробей)
Борис:
На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках(березки
летом)
Маленький, беленький по лесочку прыг прыг, по снежочку тык тык(заяц)
Вот веселые загадки и очень умные ребятки!
Столько юмора, смекалки, для головушек закалки!
(Задорно) А ну, ладошки подключайте,
Аплодисменты начинайте!(аплодируют)
(Серьезно) И пусть каждый помнит наперед, что народ жив, пока бережет
свои традиции, и мы, люди русские, будем знакомиться и помнить русское
устное народное творчество: сказки, потешки, загадки.
4.А теперь новоселье продолжаем и очень вкусное приятное, дружеское
чаепитие начинаем!
Чаепитие…
Материал:
Кружки-колобки
Костюмы к инсценировке
Мяч для игры с загадками
Угощение и посуда для чаепития
Литература:
Хрестоматия для маленьких Москва, Просвещение, 1987, составитель
Л.Н.Елисеева
Хрестоматия по детской литературе Москва, Просвещение, 1988, под ред.
Е.Е.Зубаревой
МАДОУ «Детский сад № 77»
Конспект детско-родительского развлечения в средней группе детей с
нарушением зрения
Посиделки «От предков к деткам» «Утро вечера мудренее»
Составители: Верещагина Т.В.
Махова К.Н.
Ратникова О.Н.
Череповец 2023-2024г.
Конспект детско-родительского развлечения в средней группе детей с
нарушением зрения
Посиделки «От предков к деткам» «Утро вечера мудренее»
Тема: сопровождение устным народным творчеством утреннего и вечернего
быта.
Цель: продолжать приобщение детей к русскому народному творчеству
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с формами детского фольклора
2. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, воображения,
временных представлений, игровых умений, творческих способностей,
прослеживании функций глаз.
3. Воспитывать интерес и уважение к истокам родного языка, гордость за
русское устное народное творчество, его богатство и уникальность.
4. Создавать условия для развития конструктивного сотрудничества
взрослого коллектива, дружелюбного взаимодействия в детском коллективе.
Материал: мягкие куклы, игрушечные емкости для «обливания» или их
заместители, полотенца.
Литература: Хрестоматия для маленьких, Москва, Просвещение , 1987,
составитель Л.Н.Елисеева
Педагоги: Верещагина Т.В., Махова К.Н., Ратникова О.Н.
Ход.
Посиделки, посиделки, мы соскучились без вас, поговорить и наиграться мы
собрались еще раз.
На посиделках укрепляется наша дружба с устным народным творчеством-
русскими сказками, загадками, потешками, пословицами и другими его
формами.
В обычае нашего народа обыкновенные житейские, бытовые дела украшать
поэтичным метким словом приговорками потешками, да еще и деток своих к
этому приучать
Есть пословица в народе «Утро вечера мудренее» т.е дела, проблемы,
вечером неразрешимые, утром, на свежую голову, решение находят.
Мы с вами сегодня попробуем поиграть в утро и вечер так, как они проходили
у наших предков, посмотрим, что для нас будет «мудренее», разыграть утро
или вечер.
Игра начинается: солнышко просыпается, наступает «утро»
Девочки-«мамы» пробуют разбудить своих деток потешкой-будилочкой,
ласково их тормошат их за щечки, нежно напевая:
Котик серенький присел на печурочке
И тихонечко запел Маше с Юрочкой:
Вот проснулся петушок, встала курочка,
Подымайтеся мои Маша с Юрочкой.
А «папы» тормошат деток за животики, будят другими словами:
Просыпайся дитятко, глазки открывай
И со всеми вместе новый день встречай.
Папы щекочут деток за пяточки, да свою будилочку говорят:
Травка-муравка со дна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Зайки за капустку, мышки за корку,
Детки за молоко.
Стали «детки» просыпаться, значит надо умываться.
Дружно вставайте, приговорочку про водичку начинайте.
Водичка, водичка (ладони пригоршней)
Умой мое личико (умываем)
Чтобы глазоньки блестели (указ.пальцами касаться в ритм около глаз)
Чтобы щечки краснели (тереть по кругу щечки)
Чтоб смеялся роток (указ.пальцами в ритм около рта)
Чтоб кусался зубок! (в ритм около лица сжать-разжать кулаки»
Потом головку прибираем,
Гребешком причешем…
Девчата как мы косы заплетаем?
(мальчики садятся, девочки говорят и изображают)
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету (гладить по волосам)
Я плету, плету, плету,
Приговариваю (имитировать от плеча плетение)
-Ты расти , расти коса,
Всему городу краса! (гладить по волосам)
Расти коса до пояса, (ребром ладони пояс)
Не вырони ни волоса, (грозить пальцем)
Расти косонька до пят –(показ)
Все волосоньки в ряд. (гладить по волосам)
Расти, коса, не путайся (грозить)
Маму, дочка, слушайся! (гладить по волосам)
Умытые, причесанные, пришло времечко размяться, зарядочкой
заняться.
Дружно к нам вставайте, потягунушки начинайте!
Потягунушки, потягунушки! (тянуться)
Поперек толстунушки (руки в стороны)
А в ножки ходунушки (гладим ноги, наклон вниз)
А в ручки хватунушки (гладим руки от плеч к кистям)
А в роток говорок (трем ладонью по кругу около рта)
А в голову разумок (ладонями от середины лба по сторонам головы)
Можно теперь и пословицы молвить, мне сказать, а вам повторить.
Первая: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке»
«В здоровом теле здоровый дух»
После зарядки по утрам положен дети завтрак нам
И нам, как будто, бабушки
Испекли оладушки.
Ну-ка вспоминаем, как в ладушки играем.
Ладушки, ладушки (хлопаем)
Пекла бабка оладушки (печь ладонь о ладонь)
Маслом поливала (щепотокой по ладони)
Детушкам давала (хлопки)
Даше 2, Паше 2, Ване 2, Тане 2 (имя-руками на себя, число-2 пальца то
правой, то левой руки)
Хороши оладушки,
У нашей бабушки. (хлопки)
И вот за этим нашим утром как будто длинный день прошел, после длинного
дня вечер пришел.
Вечером ужин мы скушали, сказку послушали, скоро спать пора.
А чтоб детки крепче спали, их сначала искупаем, обольем потом
водичкой и здоровья пожелаем.
Искупать младенцев доверим папам, Марку с Лешей, да Тиме с Илюшей,
Боре с Макаром. (стол-«ванна»)
Вода текучая, дитя растучее (один держит куклу под голову и под мышку,
другой «поливает» ладошкой)
С гуся вода, с дитя худоба (один поднимает куклу под мышки, другой
поливает из кувшина)
Вода книзу, а дитя кверху! (один поднимает дитя кверху, другой накрывает
его полотенцем)
После купания пора засыпать, колыбельной песней детушек
укладывают ласково, аккуратно, тихонечко укачивают.
Марк Тима и Боря «уговорочкой» попробуют спать деток уложить.
Ночь пришла, темноту привела,
Задремал петушок, запел сверчок,
Уж поздно,сынок, ложись на бочок,
Глазки закрывай, баю-бай,
Баю-бай, сладко засыпай.
Леша, Илюша и Макар укладывают деток «посульной» колыбельной -за
усыпание посулят подарочек.
Баю, баю, баиньки, купим сыну валенки, наденем на ноженьки, пустим по
дороженьке, будет наш сынок ходить, новы валенки носить.
А девочки, будущие мамы, укладывают деток спать «шуточной» пугалочкой.
Баю, баюшки, баю, не ложися на краю-
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
И утащит во лесок под ракитовый кусток.
Там птички запоют, тебе спать не дадут.
Все, «ребяток» уложили, отнесите на кровать, теперь крепко будут спать.
Вот так мы в «утро, в вечер» поиграли.
Что вам показалось по делам труднее, утро или вечер в игре мудренее?
(ответы детей)
А пока «ребятки» спят, можем сами отдохнуть, чаепитием заняться, посидеть
да пообщаться, чай попить и угоститься, потом, прибравшись, и проститься.
МАДОУ «Детский сад № 77»
Конспект детско-родительского развлечения в средней группе детей с
нарушением зрения
Посиделки « Скучен день до вечера, коли делать нечего!»
Составители: Верещагина Т.В.
Махова К.Н.
Ратникова О.Н.
Череповец 2023-2024г.
Тема: «Скучен день до вчера, коли делать нечего»
Цель: приобщение детей к русскому устному народному творчеству.
Задачи:
1.
Продолжать знакомить детей с формами детского фольклора.
2.
Способствовать развитию речи, мышления, воображения, временных
представлений, игровых умений, творческих способностей.
3.
Воспитывать интерес и уважение к истокам родного языка, гордость за
русское устное народное творчество, побуждать к возникновению
любви к Родине.
4.
Создавать условия для формирования конструктивного сотрудничества
взрослого коллектива(педагогов и родителей); дружелюбного
взаимодействия в детском коллективе, созданию и поддержанию в
группе комфортного, жизнерадостного микроклимата.
Материал: 7 фишек, игрушечная корова, гимнастические палки-лошадки,
шапочка зайца, кепка и дудочка.
Ход мероприятия
Посиделки, посиделки мы соскучились без вас, поговорить и наиграться
мы собрались еще раз. Как талантлив наш народ! Знаем мы загадки,
сказки, множество потешек, приговорок чудесных, колыбельные мы пели,
под будилочки вставали. Повторим давайте вместе, что же мы узнали,
когда с вами в «Утро вечер» играли.
(Называть виды приговорок и выставлять фишки-солнышки, ведущий
называет, дети выставляют)
1.
Будилочки
2.
Умывалочки
3.
В завтраки угощалочки
4.
Физкультурные укреплялочки
5.
Перед сном купалочки
6.
Волос прибиралочки
7.
Баюусыпалочки
В «Утро вечер» мы уже играли, о традициях давнишних многое узнали.
Ну а что же днем бывало? Ведь не зря в народе бают: «Скучен день до
вечера, коли делать нечего»
Да без дела никогда и не оставалась детвора, с малолетства дети знали-
надо делом заниматься и прилежно всем стараться тяте с мамой
помогать: по хозяйству, да по дому всю работушку узнать.
Например, как за кормилицей-коровушкой ухаживать.
Вот коровушка у нас (на пол или на стул помещаем игрушку)
Мы все вместе встаем, хоровод заведем(хоровод вокруг игрушки)
«Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну,
Кушай вволюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта Буренушка моя,
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала».
А еще спешили дети по грибочки в лес со старшими сходить, в лесу,
конечно, уставали, но после весело играли, как грибниками побывали.
«Ножки, ножки где вы были?» (взяв руками за колени, разводить
колени врозь-вместе)
«За грибами в лес ходили» (шагать на месте)
«Что вы ручки работали?» (вытянув руки вперед, делаем фонарики)
«Мы грибочки собирали» (приседания)
«А вы, глазки помогали?» (моргать)
«Мы искали, да смотрели, все пенечки осмотрели» (повороты влево
вправо)
«Вот и Ванюшка с грибком, с подосиновиком» (руки вперед, ладонями
вверху топнуть ногой)
А работящих на Руси у нас всегда ценили, и старательных ребяток,
конечно же хвалили, и постарше, иль малы, каждый это знает,
работящих детушек всяк всегда похвалит.
Давайте вспомним приговорку-похвалюшку.
«Аленка-маленка шустра быстра (хлопки)
Воды носила, сарафан дошила,
Носок довязала, ягод насобирала (загибать пальцы поочередно)
Везде поспела-в охотку ей дело!
Ай-да рукодельница!» (хлопки)
А еще у нас в народе с природою дружили, с нею закличками-
приговорочками общались. И мы так умеем…
«Дождик, додик пуще,
Будет травка гуще,
Дождик, дождик посильней,
Огород ты наш полей!»
«Солнышко ведрышко! Взойди поскорей!
Освети, обогрей телят да ягнят,
Еще маленьких ребят!»
«Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко,
Солнышко поскорей наших деток обогрей!»
«Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!»
И, конечно ребятня очень любит поиграть. Где у нас Егорка, зазывала
на игру? (Марк, Боря надевают кепку и имитируют игру на дудочке,
зазывают)
«Как на горе на горке, живет в домике Егорка,
В дудочку-рожок играет, в хоровод всех приглашает!»
(дети образуют круг)
А в хоровод то нужен «Заинька!»
«Егорка» считалку про тучи посчитай и по считалке «Заиньку» и
выбирай.
Считалка:
«Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий,
Через тучи скачет он, Кто не верит выйди вон!»
(заинька встает внутрь круга, надевает шапочку)
Хоровод мы затеваем вместе, дружно запеваем:
(на 1 строчку каждого куплета встречное движение зайкм и хоровода по
кругу)
«Заинька походи, серенький походи,
Вот так, вот сяк походи (меняют направления круга)
Заинька подбодрись, серенький подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись, (пружинка)
Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой(топаем)
Заинька попляши, серенький попляши,
Вот так, вот сяк попляши (фонарики с пружинкой)
Заинька поклонись, серенький поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!» (поклоны)
(при желании хоровод повторить с другим «Заинькой)
И даже можно малость пошалить,
Весело на палочке, как на лошадке,
Галопом поскакать, посмеяться, покричать…
(берут гимнастические палки, по кругу скачут галопом)
«Поехали, поехали в город за орехами,
По кочкам, по кочкам, по узеньким дорожкам,
В ямку бух! Раздавили сорок мух!» (упасть-присесть, встать , покачать
головой)
Знает наша детвора: до ночи с раннего утра приговорки говорятся про
людские все дела, потрудились, поиграли, дел немало сладили, мы без
дела не скучали, поговорку оправдали: «Скучен день до вечера, коли
делать нечего!»
Вот и день прошел, было очень хорошо, а по нашему обычаю устроим
чаепитие!
Приложение 2