Напоминание

Использование игровых технологий в развитии звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Сидорова Ольга Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с №2
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Использование игровых технологий в развитии звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

“Детский сад №2”

630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03

ПРОЕКТ

Использование игровых технологий

в развитии звуковой культуры

речи у детей

старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество

детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети

составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу

испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к

образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как

к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе

подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства

общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным

направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом

полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного

возраста.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

предусматривает новый подход к планированию и организации

образовательного процесса в образовательном учреждении. Игровой

деятельности как форме организации детской деятельности отводится особая

роль, так как игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой

он органично развивается.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и

взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы

социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди

которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои

мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Поэтому целесообразно выделить противоречие между педагогическими

требованиями к процессу развития звуковой культуры речи детей

дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточностью игровых

технологий по данному направлению.

Цель проекта: Максимальное воздействие на уровень развития звуковой

культуры речи детей, путем игровых технологий.

В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:

Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи

у детей старшего дошкольного возраста.

Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое

произношение слов.

Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи

В последнее время проблемы развития и коррекции речи приобретают

особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения

постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми

нарушениями и организация специально организованного обучения

средствами игровых технологий позволяют сформировать правильное

построениеречи дошкольника и исправить дефекты в ее звуковой культуре.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он

органично развивается. Игра выступает как самая важная деятельность, через

которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе обучение

и воспитание.

Игровые технологии могут стать эффективными в процессе развития

звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

-использовать игровые технологии в совместной, самостоятельной и

непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать игровые технологии в воспитательно –

образовательныйпроцесс;

- игровые технологии должны включаться в работу поэтапно, от простого к

сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи

исамостоятельной речи детей.

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи предполагают

включение в себя группы методов и приемов организации педагогического

процесса в форме различных игр, направленных на развитие речи детей.

Игровые методы и приемы обязательно включаются в воспитательно –

образовательный процесс.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

исправления звукопроизношения;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их

подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения

в различные режимные моменты .

Например: для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному

произношению звуков в технологии Л.С. Волковой используются сказки-

игры о “Весёлом Язычке”.

Для детей используются приемы на развитие артикуляционного аппарата,

такие как «Сказки о Весёлом Язычке» и наглядное пособие «Весёлый

Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки«поются»,

помогает “Звуковая полянка”.

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, то

следует этап закрепления и автоматизации – это правильное произношение в

слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

При автоматизации звука в слогах используются такой игровой прием, как

«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет

детей в счёте и просит повторить слог несколько раз, упражнения «Игра на

пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает

заданный слог несколько раз. Аналогично выполняется упражнение

“Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и

загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Использование игры Проведи слог по звуковой дорожке” помогает

закрепить изолированный звук в произношении, произнося различным

темпом голоса быстрым, медленным, громким.

Для автоматизации звука в словах применяются игры:

«Рыбалка», в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы, и

с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук.

Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук,

но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся

задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и

ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”;

игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или фрукта на заданный

звук);

«Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (со звуком С).

Работа над автоматизацией звука в предложениях развивается через игру

“Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за

руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что

предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по

порядку, раздельно, но быть согласованными.

Последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом

этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по

картине и по серии картин. Эффективным приемом является пересказ и

рассказ с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-

драматизации, стихи-драматизации.

Примерный тематический план

Сентябрь

Сказка – игра «Веселый язычок»

Прием «Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Октябрь

Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»

Дидактическая игра «Игра на пианино»

Прием «Волшебная палочка»

Ноябрь

Занятие. Посылка отфеи Грамоты

Дидактическая игра «От слова к звукам»

Играв парах «Назови слово»

Декабрь

Занятие. Кто в домике живет?

Имитационная игра «Украсим елочку»

Подвижная игра «Рыбалка»

Январь

Занятие. «Звучащие слова»

Словесная игра: «Какое слово заблудилось?»

Дидактическая игра «Слово к слову»

Февраль

Игра – занятие «Азбука общения»

Игра – драматизация «Кто в домике живет?»

Рассматривание альбома «Что здесь не так?»

Март

Занятие – игра «Самой лучшей»

Словесная игра «Что ты делаешь?

Игровая ситуация «Молчун»

Апрель

Занятие – драматизация «Лисята – братья»

Составление рассказа по картине

Сюжетно - ролевая игра«Автобус»

Май

Праздник « В гостях у Грамотейки»

Дидактическая игра: «Узнай, что это?»

Игры в речевом уголке

Содержание образовательной деятельности.

Сентябрь. Цель: формирования правильного произношения звуков в слогах.

Сказка – игра «Веселый язычок»

Цель: учить произносить звуки в слогах

Рассказ сказки о «Языке», который может произносить различные звуки,

проговаривание звуков. Прием «Веселый язычок»

Цель: учить детей подбирать звуки проговаривать их в ритм музыки.

Проговаривание звуков и их пропевание под музыку.

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Цель: приучать детей самостоятельно «играть» со своим языком для развития

артикуляционного аппарата.

В игровой форме дети с помощью языка, перед зеркалом, изображают

различные фигуры и звуки животных, предметов.

Октябрь. Цель: закрепление и автоматизация изолированного звука.

Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»

Цель: закрепление изолированного звука в произношении, произнося

различным темпом голоса быстрым, медленным, громким.

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным,

негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся

то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог

произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы –

очень громко.

Дидактическая игра «Игра на пианино»

Цель: автоматизировать звук в слогах.

Проговаривание слогов несколько раз, имитируя пианино, затем группу

слогов.

Прием «Волшебная палочка»

Цель: упражнять в повторении слогов несколько раз, развивать

самоконтроль.

«Волшебная палочка», своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и

просит повторить слог несколько раз.

Ноябрь. Цель: формирование над автоматизацией звуков в словах

Занятие «Посылка от феи Грамоты»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине

или конце).

Дети определяют звук по предметной картинке, показанной карточке,

определяют место положения вначале, середине, конце.

Дидактическая игра «От слова к звукам»

Цель: дать детям навыки звукового анализа слова, т.е. умение определить и

назвать все звуки слова в порядке их произношения.

Определение последовательности звуков в составе слова, определение

порядка звуков.

Играв парах «Назови слово»

Цель: упражнять детей самостоятельно находить первый звук в слове,

формировать навыки взаимоконтроля.

Ребенок бросает мяч, называет любое слово. Задача ребенка, ловящего мяч,

назвать звук, стоящий первым в слове. Играть можно и группой и вдвоем.

Для игры лучше использовать небольшой мяч.

Декабрь. Цель: закрепление и автоматизация звука в словах.

Занятие. Кто в домике живет?

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные

картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Дети раскладывают

картинки животных в домики по первому звуку.

Имитационная игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей находить звук «С» в словах.

Детям предлагается украсить елочку с помощью игрушек только со звуком

«С».

Подвижная игра «Рыбалка»

Цель: автоматизировать звук в словах.

Дети изображают рыбок, каждой из которых соответствует определенный

звук, а водящий – это рыбак должен поймать рыбку и назвать звук

правильно.

Январь. Цель: закрепление и автоматизация звука в предложениях.

Занятие. «Звучащие слова»

Цель: учить детей делить двух и трехсложные слова на части (слоги),

определять каждую часть.

Определение каждой части слова, самостоятельно преобразование слов,

состоящие из одной-двух частей, в слова двух- и трехсложные. Упражнять в

подборе прилагательных и нахождении подходящих по смыслу слов.

Словесная игра: «Какое слово заблудилось?»

Цель: учить детей находить в предложении не правильно склоненные слова.

Упражнение в подборе прилагательных и нахождении подходящих по

смыслу слов.

Дидактическая игра ««Слово к слову»

Цель: закрепить у детей умение определять слоговой состав слов, правильно

произносить слова со стечением согласных; подбирать слова, разные по

звучанию.

Составление простых предложений из слов, подходящих по звуковому

составу.

Февраль. Цель: учить детей составлять предложения из 2-3 слов и

согласовывать их; определять последовательность слов в предложении.

Игра – занятие «Азбука общения»

Цель: Упражнять в составлении предложения по схемам. Познакомить со

знаком препинания – вопросительный знак (?).

Подбор слов в соответствии со схемой, составление логических частей в

предложении, повествовательные и вопросительные предложения.

Игра – драматизация «Кто в домике живет?»

Цель: упражнять детей в постановке сложных предложений, участвуя в

театрализованной постановке.

Драматизация сказки «Теремок», составление повествовательных и

восклицательных предложений.

Рассматривание альбома «Что здесь не так?»

Цель: учить детей самостоятельно находить ошибки в рисунках и

аргументировать их, формировать навыки самоконтроля.

Рассматривание по 3 – 4 человека альбомов и нахождение, и озвучивание

ошибок, допущенных автором.

Март. Цель: автоматизация звуков в связной и самостоятельной речи.

Занятие – игра «Самая лучшая мама»

Цель: учить детей составлять рассказ, используя опорные схемы.

Составление рассказа о маме, используя опорные схемы, фланелеграф.

Словесная игра «Что ты делаешь?

Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм,

обозначающих профессиональные действия.

Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему,

сидящему в кружке, работу, например, «Пеките хлеб» или «Пойте песню», —

и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную

работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно

обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный

должен немедленно назвать назначенную ему работу.

Игровая ситуация «Молчун»

Цель: активизировать речетворчество детей,учить правильно склонять слова.

Дети пытаются вывести на разговор ребенка, который упорно молчит,

используя различные побудительные слова.

Апрель. Цель: закрепление звуков в связной и самостоятельной речи.

Занятие – драматизация «Лисята – братья»

Цель:продолжать учить детей составлять предложения с разными знаками

препинания в конце предложения, используя схемы предложения.

Драматизация рассказа с использованием опорных схем. Составление

вопросительных предложений.

Составление рассказа по картине

Цель: составить описательный рассказ.

Составления рассказа по картине, соблюдая интонацию и выразительность

речи.

Сюжетно - ролевая игра «Автобус»

Цель: автоматизация звуков при инсценировке игры.

Использование артикуляционной гимнастики с заданным звуком в процессе

игры.

Май. Цель: закрепление правильного звукопроизношения в предложениях и

связной речи.

Праздник « В гостях у Грамотейки»

Цель: закрепить знания детей о звуковом, слоговом строении слова, об

ударении, о составе предложения.

Проблемных речевых ситуаций в ходе праздника, умение работать в

команде.

Дидактическая игра: «Узнай, что это?»

Цель: учить самостоятельно, составлять задания о слове, сочинять сказки про

слова, звуки, слоги.

Решение

Решение проблемной ситуации с помощью игрушек, которые не умеют

говорить, а произносят только звуки.

Материально – техническое обеспечение.

карточки со схемами расположения звука в словах;

предметные картинки с определенным звуком;

карточкив виде плоских домиков с четырьмя окошками;

парные предметные картинки, в названиях которых звуки могут находиться в

разных позициях — в начале, середине, конце слов.

таблички со звуками;

альбом ««Что здесь не так?»;

рыбки со звуками для игры «Рыбалка».

Список литературы

Аникеева Н.П. Воспитание игрой— М.: Просвещение, 1987.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие

речи. Тесты для детей 5-6 лет. – М.: Академия Развития, Астрель, 2007.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.

: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю» изд «Гном»,-М,2003.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет.

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два -

словечко". – М.: Ювента, 2004.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-

Синтез, 2005.

Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения. – М.: Детство-Пресс, 2008.

Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! Программа

психолого-логопедических занятий для детей 5-6 лет. – СПб.: Речь, Сфера,

2010.

Сажина С.Д. Составление рабочих учебныхпрограмм для ДОУ.

Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2008.

Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в

Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. - М.:

Просвещение, 2000.

11.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100

логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева";

М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.

формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное

воспитание. – 1988. - № 2, 3.

13.Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программе дошкольного образования, 2010г

.



В раздел образования