Автор: Кулебакина Любовь Николаевна
Должность: вопитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 100 Детский сад " Ельничек"
Населённый пункт: Архангельская область, г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Тимбилдинг – как средство создания комфортной образовательной среды в ДОУ (с элементами мастер –класса)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №100 «Ельничек»
Тимбилдинг – как средство создания
комфортной образовательной среды
в ДОУ
(с элементами мастер –класса)
Кулебакина Л.Н
Архангельск 2025
Все мы знаем, что все дети, когда приходят в детский сад, не умеют
общаться и сотрудничать. И задача воспитателя - помочь детям подружиться
между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах,
подгруппах, группах. В самых различных системах обучения игре отводится
особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное
внимание
играм.
Игра
для
ребенка
-
не
просто
интересное
времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира,
способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок
вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Социальные условия жизни требуют от человека быть контактным,
коммуникабельным, уметь работать в команде. Что же делать педагогу,
чтобы научить этому детей?
Есть популярная яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта
формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо
больше, чем по одиночке. В одиночку можно сделать, так мало; вместе
можно сделать так много! А знание механизма образования коллектива -
залог успешной работы педагога.
Сегодня мы хотим познакомить вас с детским тимбилдингом.
В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование»,
«построение команды». Командообразование (тимбилдинг) — одно из
средств создания комфортной среды в ДОУ. Это набор активных
мероприятий, направленных на сплочение коллектива и формирование
навыков решения общих задач в команде.
Основная задача тимбилдинга – сплотить коллектив, создать командный дух
в коллективе, где каждый участник будет чувствовать себя частью единого
целого. Игра – это средство сплочения коллектива. Способы достижения этой
задачи различны. Выделим основные виды тимбилдинга:
1. Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность
участников, своеобразные игры и соревнования и т. д.).
2. Логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную
активность участников, задания с логическим уклоном, тесты и т. д.).
3. Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность
участников, квесты, флешмобы и т. д.).
Формы и методы работы, направленные на сплочение коллектива,
индивидуальные, групповые и коллективные беседы, работа по
профилактике или устранению конфликтных ситуаций — все это
тимбилдинг!
В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Погружены
в виртуальный мир.
Трудно устанавливают контакты со взрослыми и
сверстниками. Современные условия требуют от детей умения работать в
группе,
команде.
Нужна
система.
Поэтому
мы
используем
приёмы
тимбилдинга:
- на занятиях,
- в воспитательной работе
- в режимных моментах.
Тимбилдинг способствует:
формированию
коллектива,
воспитанию
толерантности
-
готовности
принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на
основе уважения, согласия, и стремления к сотрудничеству;
дети взаимодействуют и договариваются друг с другом;
дети учатся устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и усилия
всей команды для достижения общей цели;
способствует развитию физических качеств: координация, выносливость,
гибкость, ловкость, быстрота;
способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в группе,
созданию комфортной образовательной среды, является связующим звеном
в цепи взаимоотношений и не носит эпизодичный характер.
«Плюсы» тимбилдинга
не имеет возрастных ограничений (применять можно, начиная с младшего
дошкольного возраста);
для большинства из игр не требуется никаких приспособлений или
требуется минимум атрибутов и они вполне доступны;
игры можно проводить и во дворе, и на площадке и в закрытом
помещении;
вариативность (любая игра, даже та, которая имеет конкретную цель и
задачи, имеет множество вариантов, в зависимости от возрастной категории
детей, интересов и физических возможностей);
Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра), направленное на развитие
способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной
команды. Игра является самым эффективным инструментом для сплочения
коллектива.
С помощью игры возможно объединить: - детей, - взрослых, детей и
взрослых ,совместные мероприятия детей с родителями, педагогов с
родителями, педагогов с педагогами; в единый союз.
Как говорил Александр Суворов: « Теория без практики мертва», поэтому
приглашаем всех участников в круг и будем апробировать тимбилдинг на
собственном опыте.
Игра на знакомство « Снежный ком»
Участники встают в круг и первый называет свое имя ( можно назвать
свое любимое хобби, сказочного героя и т д). Второй называет имя первого и
свое. Третий имя первого, второго и свое. Труднее всего придется
последнему игроку- он должен без ошибок произнести имена вех участников
игры и не забыт назвать свое. В конце игры поздравляем всех со
знакомством.
Игра « Перехват по кругу»
Участники стоят по кругу, держат вертикально палку, стоящую на полу.
По сигналу отпускают свою палку и хватают палку соседа, тем самым
передвигаясь на его место.
Игра «Обруч»
Из инвентаря нужен будет только обруч. Всё должны встать в круг и
сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками
нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обручи, не
расцепляя рук.
«А я еду, а я тоже, а я заяц»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем.
В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу
против
часовой
стрелки.
Игрок,
сидящий
около
пустого
стула,
пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок - со словами
«а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по
пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя
произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача
водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел,
становится водящим.
Спасибо всем за игру.
Уважаемые Коллеги, сплочение группы – очень сложный процесс, это
кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет воспитателя
чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить
эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной,
только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу,
дружный коллектив.
Уважаемые коллеги хочу пожелать вам удачи!
Улыбайтесь! Освещая всех улыбками!
Ошибайтесь! Веселее жить с ошибками.
Не пугайтесь! В жизни всякое случается.
Не сдавайтесь! Всё не сразу получается.