Автор: Персиянова Александра Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1158
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
Главное занятие детей дошкольного возраста – игры, но особое место
занимает игра, которые создаются самими детьми-их называют творческими
или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях
все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В сюжетной игре действия связаны между собой, подчинены сюжету, и в
процессе игры, ребёнок увлечен ее содержанием, преодолевает определенные
трудности, развивая и упражняя свою волю. Сюжетно-ролевая игра для детей
очень интересна. Обучая детей игре, надо обращать особое внимание
приемам обучения, игровым действиям умению подчинять свои действия
общему замыслу игры, приучать считаться с товарищами. Чтобы научить
детей правильно играть в игры воспитатель должен провести несколько
видов: дидактические игры, игры инсценировки, игры драматизации. Игры-
занятия - это предварительная работа с детьми перед игрой, она дает или
образцы
для
развития
самостоятельного сюжета и
положительных
взаимоотношений.
В
играх
детей дошкольного возраста
проявляться
замысел,
определенная сюжетность, но сами по себе сюжеты еще не раскрыты, в них
нет развития отношений. Деятельность в игре младшего дошкольника еще
плохо связывается с ролями в игре других детей. Замысел ребенка
захватывает главным образом его самого, отсюда часто можно наблюдать
индивидуальный характер игры. Основная задача руководства играми
состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла игры, развитию
его в определенный сюжет. Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы
постепенно сосредоточить внимание и интерес детей на том или ином
замысле,
помогать
или
развивать
его
в
определенной сюжет,
неорганизованные
действия
детей,
перевести
в
действия
смысловые.
Поддержав замысел игры своим участием, воспитатель закрепит интерес к
игре. Дети младшего возраста любят играть в игры разного содержания.
Самая любимая их игра — это «Дочки-матери», «Семья». В этой игре дети
подражают своих родителей и играя с куклой они проявляют такое же
заботливое отношение как родители к ним. Дети младшего возраста любят
играть в игры как: больница, автобус, прачечная, но еще затрудняются в
выборе игры, поэтому воспитатель опираясь на интерес детей, на их
представления, руководит сама выбором игры, начинает играть вовлекая в
игру детей. Но чтоб игра прошла интересно и организовано нужно для игры
создать
все
условия:
приготовить
помещения,
игрушки,
атрибуты,
предварительно провести наблюдения за работой взрослых: мед. сестры,
шофера, прачки и т.д.
Воспитатель различными приемами вызывает в память детей то, что
они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядно
напоминание
–
игрушки.
Игрушечное
пианино
наводит
на
мысль
организовать музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают
сказку, Дети младшего возраста, выбрав тему игры и поставив определенную
цель, начинают играть, но перед началом игры воспитатель спрашивает: Во
что будем играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь?
Какие игрушки нужны вам? Эти вопросы заставляют детей задуматься и
наметить основной сюжет, который может в дальнейшем измениться. Чтобы
сюжет не изменился воспитатель на протяжении всей игры следит как дети
развивают игру, помогает развивать сюжет игры. Воспитатель младшей
группы принимает активное участие в организации игры, иногда даже
становиться ее участником, чтобы своим примером повлиять на детей,
прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками.
Такой метод обращения с игрушками руководства помогает воспитателю
ближе с близиться с ребенком и найти к нему лучший подход. В
детсаду сюжетно-ролевые игры начиная с младшей группы имеют большое
значения.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитие детей. В процессе
игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка,
развиваются
его
познавательные
способности,
формируется
чувства
товарищества, дружбы. Эти игры способствуют развитию моральных качеств
личности:
например,
подражания
людьми
мирного
труда,
развитию
любознательности, интереса к окружающий жизни. Играя в творческие игры
у детей, появляется интерес и навыки к разным профессиям. Игра является
также важное средство умственного воспитания ребенка, формируется
интерес и готовность к предстоящему учению. Однако игра важна не только
для подготовки ребенка к будущему, но я для того, чтобы сделать его
настоящую жизнь полной и счастливой. Таким образом, творческая игра, как
важное средство всестороннего развития детей.