Напоминание

Проблемные вопросы правовой защиты сторон договора розничной купли-продажи


Автор: Кудряшова Екатерина Евгеньевна
Должность: студентка
Учебное заведение: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Населённый пункт: г. МОСКВА
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проблемные вопросы правовой защиты сторон договора розничной купли-продажи
Раздел: высшее образование





Назад




Проблемные вопросы правовой защиты сторон договора розничной

купли-продажи

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы

защиты сторон в рамках договора розничной купли-продажи. Выявлены

проблемы были в рассматриваемой сфере и предложены возможные пути их

решения. Особое внимание в статье уделено сфере розничной «интернет»

торговли.

Ключевые слова: защита прав потребителей, гражданское право,

договор розничной купли-продажи, интернет-торговля.

Abstract: The article examines some problematic issues of protecting the

parties within the framework of a retail sale and purchase agreement. The problems

were identified in the area under consideration and possible solutions were

proposed. Particular attention in the article is paid to the sphere of retail "Internet"

trade.

Keywords: consumer protection, civil law, retail sale and purchase

agreement, Internet trade.

Розничный

договор

купли-продажи

является

одним

из

самых

распространенных в гражданско-правовом обороте. Широкое применение

указанной договорной конструкции опосредует необходимость выработки

действенного механизма защиты прав сторон по договору. В настоящее время

такой механизм закреплен нормами Закона «О защите прав потребителей».

В

рассматриваемой

сфере

имеются

ряд

проблемных

вопросов,

требующих совершенствования правовых актов. В первую очередь следует

закрепить

понятие

договора

розничной

купли-продажи,

данное

в

Федеральном законе от 28.12.2009г. № 381-ФЗ в ГК РФ: «договор розничной

купли-продажи» представляет собой договор заключаемый между продавцом

– лицом имеющим специальный статус дающий право на розничную

реализацию товаров покупателю для их последующего использования в

личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности».

Другим вопросом является установление формы заключения договора и

определение момента его исполнения. В данном случае следует в ГК РФ

указать следующие положения.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен в следующей

форме:

устной;

письменной

(при

наличии

доставки

и

кредитного

сопровождения; конклюдентная (при использовании торгового автомата).

Моментом исполнения договора следует считать момент передачи

денежных средств или подписание кредитного договора и получения товара.

При этом следует понимать, что дальнейшие расчеты по кредиту не входят в

состав

договора

розничной

купли-продажи,

а

формируют

иной

вид

правоотношений в кредитной сфере.

Важным

моментом

является

установление

критериев

взыскания

размера

моральной

компенсации.

Также

ряд

авторов

указывает

на

необходимость не только формирования единого подхода к определению

размера, но и увеличения сумм выплат.

Однако наиболее проблемным вопросом является совершенствование

правового регулирования, направленного на защиту интересов сторон в сфере

«интернет» розничной торговли. В частности, фактически с помощью сети

«интернет» осуществляется розничная торговля, однако отсутствует должный

надзор и зачастую лица, осуществляющие торговую деятельность данным

способом, не имеют соответствующего статуса юридического лица или ИП.

Помимо это нередки случаи, когда покупателю не предоставляется

полная информация касательно характеристик товара, или имеет место

введение

в

заблуждение

покупателя

особенно

это

относится

к

так

называемым «маркетплейсам», особенно находящимся за рубежом. Актуален

вопрос и защиты прав продавца в случаях злоупотребления «правом».

Ряд исследователей полагают, что современное законодательство не в

полной мере защищает права, как покупателя, так и продавца. Одним из

путей решения является введение в ГК РФ нормы, регламентирующей

розничную куплю-продажу в сети «интернет» и маркетплейсах, как

отдельный вид договора купли-продажи. Это обосновывается тем, что при

выборе товара покупатель не видит вещи в натуре, также спорным является

вопрос ответственности производителя и службы доставки товара. В отличие

от привычной реализации данного договора, тут присутствуют следующие

участники:

изготовитель;

продавец;

маркетплейс;

служба

доставки;

покупатель.

Отличием также является то, что товар доставляется после покупки

покупателем и момент завершения сделки спорен.

Отдельным вопросом является условие стоимости доставки. В ряде

случаев она бесплатная, в ряде платная. Однако в случае указания ее как

бесплатной, она фактически включается в стоимость, что не позволяет

оценить именно цену товара.

Ряд проблемных вопросов отражены в следующих актах:

Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября

2022 г;

Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020) .

В частности, выделяются следующие проблемные вопросы:

наличие

проблемных

вопросов

при

реализации

технически

сложных товаров (в частности вопрос доставки его в сервисные центры,

которые находятся на значительном расстоянии от места продажи товара);

отсутствие права на возмещение судебных расходов общественных

организаций в сфере защиты право потребителя, несмотря на наличии права

быть представителем в суде;

вопрос устранимости неисправности технически сложного товара, в

случае если комплектующие не производятся изготовителем, а ремонт

подразумевает их замену;

наличие предустановленного программного обеспечения (в ПК,

ноутбуках,

сотовых

телефонах),

не

указанного

в

технических

характеристиках (получение спама, рекламных сообщений, возможность

покупки приложения случайным нажатием кнопки, оформление с помощью

аналогичных действий платных подписок и т.д.) не является неисправностью,

поскольку ПО не является в данном случае предметом защиты гражданского

законодательства;

возмещение выплаченных кредитных платежей и процентов по ним

в случае возврата товара ненадлежащего качества;

возможно

повторное

применение

санкций

и

возмещение

морального ущерба в случае неисполнения ответчиком решения суда по

возврату кредитных и иных платежей, поскольку это является иным

нарушением.

Таким образом, несмотря на имеющуюся правую базу имеются

проблемные вопросы в сфере защиты интересов сторон, что требует

совершенствования законодательства в данной сфере правоотношений.

Список литературы:

1.

Федеральный закон от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах

государственного

регулирования

торговой

деятельности

в

Российской

Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 1. -

04.01.2010. - ст.2.

2.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024) «О защите

прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. -

№ 3. - 15.01.96. - ст. 140.

3.

Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020) // Бюллетень Верховного

Суда Российской Федерации. - № 2. - февраль 2021 года.

4.

Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября

2022 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - № 6. - октябрь

2022 года.



В раздел образования