Напоминание

Формирование связной речи у дошкольников средствами мнемотехники


Автор: Николаевская Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 130
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной речи у дошкольников средствами мнемотехники
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование связной речи у дошкольников

средствами мнемотехники

Николаевская Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ № 130,

г. Мурманск

«Учите

ребёнка

каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам - он

будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите

двадцать

таких

слов

с

картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

В настоящее время проблема развития связной речи дошкольников становится

особенно

актуальной.

Как

показывает

практика,

уровень

речевого

развития

детей

дошкольного возраста недостаточен. Их речь односложная, состоит лишь из простых

предложений. Дети неспособны грамматически правильно построить распространенное

предложение; имеют бедный словарный запас; затрудняются грамотно и доступно

сформулировать вопрос, неспособны составить сюжетный или описательный рассказ,

пересказать текст.

Поэтому так важно развивать у детей умение связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли. Как же это сделать эффективно, результативно и интересно

для детей? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание

носит в основном непроизвольный характер. Поэтому использование символов, пиктограмм,

схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и, таким образом, способствует

развитию речевой деятельности детей. Увидев эффективность наглядного материала, в

течение многих лет использую в своей работе по обучению детей связной речи приѐмы

мнемотехники.

Мнемотехника – система методов и приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение

и воспроизведение информации. Обучение приемам

мнемотехники строится от простого к сложному

и

проходит поэтапно.

Начинаю работу с детьми младшего возраста с введения простых мнемоквадратов,

которые могут обозначать как одно слово, так и целое предложение. В самом начале ввожу

символы, направленные на уточнение понятий формы, цвета, величины.

По мере накопления сенсорного опыта уточняются и закрепляются понятия «твердый –

мягкий», «гладкий – шершавый», «пушистый – колючий». При знакомстве детей с

различными материалами, вводятся мнемоквадраты со следующими символами: деревянный,

металлический, стеклянный, сшит из ткани, связан из ниток и т.д. Все это оказывает

большую помощь в составлении описательных рассказов о предметах.

Следующим этапом работы по мнемотехнике является введение мнемодорожек.

Мнемодорожка

– полоска бумаги, на которой представлена схематически какая-то

законченная фраза. В младшем

возрасте

использую цветные мнемодорожки и

мнемотаблицы, с помощью которых дети быстрее запоминают отдельные образы: лиса —

рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. В среднем дошкольном возрасте мнемодорожки

становятся уже не такими яркими и красочными, а заменяются большей частью черно-

белыми моделями, близко передающими образ задуманного предмета или объекта. В

старшем возрасте переходим к схематичному изображению предметов.

Использование

не

готовых

мнемодорожек,

а

составление

их

из

отдельных

мнемоквадратов, является наиболее эффективным. Вместе с детьми добавляем карточки,

переставляем их местами, в связи с этим предложения становятся более интересными,

развернутыми, сложными.

В среднем дошкольном возрасте с помощью мнемодорожек учу детей составлять

распространенные предложения с использованием предлогов. Для обозначения глаголов

использую пиктограммы, которые обозначают конкретное действие. Или же просто

стрелочку, и тогда ребенку нужно самому подобрать нужное слово. (Заяц сидит на пеньке.

Платье висит в шкафу.)

Постепенно, пройдя через работу с мнемоквадратами и мнемодорожками, перехожу к

знакомству с мнемотаблицами. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная

информация в виде графического или частично графического изображения персонажей

сказки, явлений природы, некоторых действий т.д.

Мнемотаблицы применяю в разных видах речевой деятельности:

· при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

· при пересказах художественной литературы;

· при обучении составлению рассказов;

· при отгадывании и загадывании загадок и т.д.

Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок,

построенных

на

повторе

(«Колобок»,

«Репка»,

«Теремок»),

и

далее

перехожу

к

художественным

произведениям.

Мнемотаблица

помогает детям запомнить последовательность появления

сказочных героев, их действий. Приведу пример работы

по пересказу сказки. Сначала рассказываю сказку и

одновременно показываю настольный театр. Затем веду

беседу

с

детьми

по

тексту,

отслеживаю

последовательность событий. Далее дети включаются в

повторный рассказ. Я начинаю фразу, дети продолжают,

находят

на

столе

предметные

картинки

или

мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладываем их в правильной

последовательности, заполняя ячейки мнемотаблицы. Затем дети пересказывают сказку с

опорой на мнемотаблицу с моей помощью, а в дальнейшем – самостоятельно.

Приведу пример мнемотаблицы к рассказу «Гостья-зима».

Кончилась осень. К нам в гости пришла зима.

Она накрыла землю белым покрывалом.

Бушует

метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима

пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки:

снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки

нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах,

коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить

снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.

Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при

разучивании стихотворений, потешек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумываем картинку (изображение), таким образом, всё

стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя

графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе

предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети самостоятельно рисуют свои

схемы.

Мамин помощник

Маму очень я люблю!

Я всегда ей помогу.

Пол могу я подмести,

Стул на кухню отнести.

Пыль смахнуть со всех вещей

И налить котенку щей.

Я могу помыть посуду,

Но сегодня мыть не буду.

А помочь-то я готов.

Напеку-ка ей блинов!

Маме точно помогу.

Я блины и сам люблю!

Г. Галкина

Заучивание стихов с помощью мнемотехники позволяет значительно быстрее

запомнить текст, делает этот процесс увлекательным и непринужденным для ребенка,

превращает занятие в игру.

Использую мнемотаблицы и при составлении описательных рассказов. Данный вид

рассказывания - один из самых трудных. Мнемотаблица выступает планом речевого

высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой

рассказ, как его завершить. Это достигается использованием определенных символов,

обозначающих различные свойства предметов. Например, в мнемотаблице для описания

овощей, фруктов и ягод использую следующие символы и пиктограммы:

- знак вопроса – обозначает название предмета.

- Далее дети называют, что это – фрукт, овощ или ягода.

- Где растет – в лесу, огороде или саду?

- Смайлик с языком подсказывает детям, что им надо рассказать какой на вкус этот фрукт

или овощ.

- Палитра обозначает цвет предмета.

- Затем ребенок рассказывает о форме предмета.

- Символ «рука» - нужно сказать, какой предмет на ощупь: твердый или мягкий, гладкий или

шершавый.

- Изображение кастрюли подсказывает детям, что нужно рассказать о том, что можно

приготовить из этого фрукта или овоща.

Примерный рассказ о яблоке: Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно растет в саду на

дереве. Яблоко сладкое на вкус. Оно красно-желтое, круглое, гладкое, твердое. Из яблок

можно сделать сок, приготовить компот, сварить яблочное варенье или повидло, а также

испечь пирог.

Таким образом, использование приемов мнемотехники способствует:

- развитию основных психических процессов - внимания, восприятия, образного мышления,

памяти,

- развитию связной речи,

- формированию коммуникативных навыков.

Список литературы

1.

Большова Т.В. Учимся по сказке. Мнемотехника для младших дошкольников: учебно-

методическое пособие. 3-4 года. ФГОС. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2021. – 72 с.

2.

Зайцева С.А. Мнемотехника и моделирование при обучении рассказыванию детей с

ОНР // Логопед. – 2016. - № 8. – С. 94-103.

3.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи //

Логопед. – 2008. – № 4. – С.102 -115.

4.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию

детей

дошкольного

возраста:

Учебно-методическое

пособие.

-

СПб.:

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.

5.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов //

Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С.16-21.



В раздел образования