Автор: Дмитриева Ксения Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛОГБУ "Гатчинский Центр "Дарина"
Населённый пункт: г. Гатчина
Наименование материала: Проект по речевому развитию с использованием нейроупражнений
Тема: "Нейротренировка речи"
Раздел: дошкольное образование
Нейротренировка речи
Нейротренировка речи – это проект, основанный на компенсаторно-
нейтрализующей технологии здоровьесбережения детей с нарушениями
речи. Статичность коррекционно-развивающих занятий является одним из
факторов переутомляемости, негативизма, агрессии, низкой концентрации и
работоспособности детей с нарушениями речи. В таких условиях необходимо
включить в занятие нечто, что поможет избежать психоэмоционального
напряжения, восполнить недостаток физической нагрузки. Именно такую
задачу поможет решить нейротренировка. Она гармонично дополняет
речевые упражнения, обеспечивая активизацию мозговой деятельности
ребёнка, а за счёт двигательных техник позволяет полезно проявить
физическую активность.
Актуальность проекта
С каждым годом количество детей с речевой патологией становится всё
больше. А помимо речевых нарушений им часто сопутствует незрелость
ЦНС, в следствие чего дети имеют трудности работой на занятии логопеда,
на уроках в школе. Такие дети плохо концентрируются, отвлекаются, у них
быстро снижается работоспособность и мотивация - начинаются различные
проявления негативизма: агрессия, капризы, истерики. Однако, обеспечить
эффективную работу на занятии можно с помощью включения
нейроупражнений, которые подразумевают двигательную активность,
сочетающуюся с глазодвигательными движениями и речи. Яркие и
динамичные игры легко заинтересуют любого ребёнка, а специалист в это
время может продолжать отрабатывать необходимый материал. Даже за
небольшое время существования проекта "Нейротренировка речи" родители
и воспитатели отметили, что дети стали более усидчивыми на занятиях и
нацелены на результат при выполнении заданий. Эффективнее проходит и
автоматизация звуков - традиционная логопедия предлагает метод
многократного повторения звуков, слогов и слов с заданным звуком, что
приводит к изнуряющей статичности занятия. С использованием
нейроупражнений в комплексе занятий "Нейротренировка речи"
автоматизация проходит динамичнее: закрепляются сенсорные эталоны,
активизируются межполушарные связи, развивается зрительно внимание - и
всё это пока ребёнок проговаривает заданный звук.
Целевая аудитория проекта
Нормотипичные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья от 4
до 12 лет с речевыми нарушениями. В организации, где реализуется проект,
это дети, находящиеся на полустационарном отделении реабилитационного
центра. Среди них есть как дети с ОВЗ, так и несовершеннолетние, попавшие
в сложную жизненную ситуацию. В дальнейшем планируется тиражировать
практику для работы с пожилыми людьми школы Третьего возраста.
Прогнозируемые результаты проекта:
1.
Улучшение состояния компонентов речевой системы:
звукопроизношения,
фонематических процессов,
лексико-грамматической стороны речи;
2.
Повышение мотивации к занятиям, снижений негативизма к речевым
упражнениям;
3.
Улучшение состояния неречевых функций:
внимания;
памяти;
мышления;
4. Повышение уровня работоспособности, формирование навыков
контроля собственной деятельности, саморегуляции.
Ход проекта
I. Подготовительный этап
1) Определение цели, задач, содержания, планируемых результатов проекта,
отбор детей для проекта
2) Разработка программно-методической базы проекта
3) Разработка и систематизация комплекса нейропсихологических
упражнений для включения в коррекционно-развивающие занятия
II. Основной этап
Коррекционно-развивающая деятельность, проводимая в следующих формах
работы:
- занятия (индивидуальные и подгрупповые)
- работа с родителями (консультации, мастер-классы)
- взаимодействие с педагогами: консультации с воспитателями, составление
рекомендаций для них в рамках использования нейроупражнений
III. Заключительный этап
1) Анализ результатов выполнения проекта
2) Анализ проведенной логопедической работы