Напоминание

"Основы риторики или Учимся выступать публично"


Автор: Миронова Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Основы риторики или Учимся выступать публично"
Раздел: полное образование





Назад




«РАССМОТРЕНО»

на

заседании

школьного

методического

объединения

учителей русского языка и литературы

____________________ Миронова Е.В.

«_______» _______________ 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ___________

от «________» ___________ 2022

г.

Директор

_________Середовских

Т.Л.

«СОГЛАСОВАНО»

зам.директора по УВР

___________________Шалафаст О.И.

«_______» _______________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по русскому языку для обучающихся

10 классов

«ОСНОВЫ РИТОРИКИ,

ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

(срок реализации – 1год)

Составитель:

Миронова Е.В., учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия №2»

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Основы риторики, или Учимся выступать

публично» рассчитана на учащихся старшей школы (10 класс).

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над

миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслимее без

языка,

без

речи.

Слово-это

средство

общения

между

людьми,

способ

обмена

информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится очень высоко. С древнейших времен люди стремились понять, в

чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного

кропотливого обучения и самообразования.

Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее

на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты

убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей

ораторской речи? Какие «возможные способы убеждения» следует считать наиболее

эффективными?

Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно начинающему оратору. Здесь не

обойтись без изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных

ученых и мастеров устного слова, без серьезной практической работой над собой.

Программа направлена на обучение полноценному восприятию текстов различных

стилей (основных его мыслей и связи между ними, изобразительно-выразительных

средств, эмоционального подтекста), переработку разных видов текста, составление

учащимся собственных разножанровых текстов. В соответствии с этим к данным видам

работы добавляется система заданий и упражнений, направленных на овладение

умениями и навыками публичной речи, необходимыми для каждого вступающего в

самостоятельную жизнь.

Данный курс (34 часа) включает в себя как теоретические так и практические

творческие

занятия.

(лекции

по

основам

риторики

дополнены

вопросами

для

самопроверки и практическими заданиями и упражнениями, которые помогут закрепить

необходимые навыки и умения)

К данной программе внеурочной деятельности разработано учебное пособие для

обучающихся (рабочая тетрадь), а также мониторинг формирования коммуникативной

компетентности в процессе реализации программы. (см. Приложение)

Цель программы - послужить своеобразным ориентиром в широком потоке

литературы, посвященной проблемам устного публичного выступления, помочь обобщить

имеющиеся точки зрения по главным теоретическим вопросам риторики, и, с другой

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

стороны, попытаться перевести эти вопросы в практическую плоскость, дать наставления

и рекомендации по подготовке и произнесению речей.

Задачи программы:

изучить литературу, посвященную проблемам устного публичного выступления;

развивать умения полноценного восприятия текстов различных стилей

(основных мыслей текста и связей между ними, изобразительно-выразительных средств,

эмоционального подтекста);

развивать умения самостоятельно создавать собственные разножанровые тексты;

развивать свободу поведения перед публикой;

Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – развивать

коммуникативные умения, развивать умение эффективно общаться в разных ситуациях,

решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учащимися сама

жизнь.

Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает

решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот

предмет

способствует

развитию

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного

общества,

задачам

построения

демократического

гражданского

общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального

состава российского общества.

Задачи риторики:

формирование

и

совершенствование

коммуникативных

умений,

функциональной

грамотности;

развитие

коммуникативных

качеств

речи,

интеллекта,

гибкости

мышления,

эмоциональной сферы, умений и навыков оценки и самооценки, общей культуры речи.

Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время все чаще и

чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезной проблемы с развитием у детей

коммуникативной компетентности. Это связывается со снижением уровня читательской

культуры, речевой активности, низким уровнем сформированности

у школьников

личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается

на качестве грамматических умений, способностей к конструктивному диалогу и на

личностной самореализации и социальной продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в

организации социальной учебной среды. Основными задачами школьников 5-9 классов

становятся социализация, формирование «Я», для старших школьников в возрасте 15-17

лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в

ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начинает играть

основополагающую роль в профессиональной подготовке. В этой связи проблема

коммуникативной компетентности нашла отражение в законодательных федеральных

документах:

в

«Законе

об

образовании»;

в

Федеральных

государственных

образовательных стандартах второго поколения, в национальных проектах Президента

Российской Федерации. Так, в «Федеральном базовом компоненте образования по

русскому языку» говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных

линиях, пронизывающих весь курс родного языка. Однако, несмотря на заявленную

определяющую нормативную роль коммуникативной компетентности, наши педагоги

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

продолжают отмечать снижение уровня словарного запаса школьников, большинство из

которых не умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или

просто свободно и произвольно общаться друг с другом, зачастую стараясь заменить речь

стандартной житейской мимикой и жестами.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования

специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного

образования, еѐ отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют

лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в

школе и вне школы).

Риторика, как предмет гуманитарного цикла, даёт возможность школьникам

познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в

современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной

и общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Основы риторики, или Учимся выступать

публично» для обучающихся 10 класса реализуется через занятия элективного курса,

содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией

Т.А.Ладыженской.

Новизна и практическая значимость работы заключается в определении

комплекса

дидактических

условий,

позволяющих

сформировать

у

школьников

коммуникативную компетентность; в разработке и использовании коммуникативных

ситуаций на занятиях курса.

Мотивирующий потенциал программы

заключается в том, что внеурочная

работа по русскому языку предполагает учет желаний и интересов обучающихся (участие

в Фестивалях, конференциях, защита проектов и рефератов на учебных занятиях по

различным предметам), добровольность участия и целеустремленность участников.

Поэтому в ней преимущественно принимают участие мотивированные обучающиеся.

Здоровьесберегающие

технологии

реализуются

через

тематику

публичных

выступлений, разножанровые тексты, направленные на формирование здорового образа

жизни обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы

«Основы риторики, или Учимся выступать публично»

Предметными результатами изучения курса «Основы риторики, или Учимся

выступать публично» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать

особенности

коммуникативной

ситуации

при

реализации

высказывания;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

различать вербальные и невербальные средства общения, осознавать роль несловесного

общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,

громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как

важных составляющих текста;

сочинять истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять

и исполнять

стихотворные

тексты,

подбирать

простые

рифмы

в

стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Личностными результатами изучения курса «Основы риторики, или Учимся

выступать публично» является формирование следующих умений:

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную

отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своѐ речевое поведение дома, в школе и других

общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;

Метапредметными результатами изучения курса «Основы риторики, или Учимся

выступать публично» является формирование следующих универсальных учебных

действий:

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного

общения в своей жизни и жизни окружающих;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной

деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять

информационную

переработку

научно-учебного

текста:

составлять опорный конспект, тезисы прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения

темы, проблемы;

редактировать текст;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства

правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать

компоненты

речевой

ситуации,

записывать

ключевые

слова,

план;

представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться

приѐмами подготовки устного выступления,

выступать

с

графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила

общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства [23].

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Содержание учебного курса

Предлагаемая программа

направлена на формирование коммуникативных

(риторических) умений. Ее задача – формирование такой личности, которая, могла бы,

владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой

ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со

своим замыслом, коммуникативным намерением.

Этот практикоориентированные занятия,

выполняющие важный социальный

заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных

сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в

частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории

общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –

самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой,

искусной, а точнее – эффективной речи.

Поэтому в центре риторики – обучение

эффективному общению, общающийся человек.

Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое

общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает

следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное

общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное

намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного

плана. В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи,

когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать

аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою

речь и т.д.

Риторика как наука и учебный предмет. Знакомство с основными слагаемыми,

обеспечивающими необходимый уровень речевого мастерства.

История риторики. Знакомство с выдающимися мастерами ораторского искусства.

Логика в ораторской речи. Знакомство с качествами мышления оратора, с требованиями,

которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью. Знакомство с

композиционным оформлением публичной речи.

Культура речи оратора. Знакомство со слагаемыми речевой культуры, с основными

коммуникативными качествами речи.

Выразительность речи. Знакомство с изобразительно-выразительными языковыми

средствами, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного

воздействия на слушателей.

Оратор и аудитория. Знакомство с композиционными, речевыми и методическими

средствами активизации внимания и интереса. «Речевой этикет». «Психологическая

культура оратора».

Средства невербального общения. Знакомства со средствами невербального общения.

Техника речи. Знакомство с основными составляющими техники речи

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим

научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и

т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания,

как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках

риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторический анализ

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую

роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные

ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери),

учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. Таким образом,

риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции,

учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать

различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было

эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный

элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и

т.д.

расскажет,

быстрее

произнесет

скороговорку,

сочинит

и

произнесет

более

задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр,

риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению

задач этого предмета.

Материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности.

1.

Печатные средства обучения:

Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система

«Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс,

2010. Стр. 94-107.

Школьная риторика: 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы.

В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,

2012.

2.

Методические пособия:

Михайличенко Н.А. риторика. Школьная тетрадь для учащихся школ-гимназий и

лицеев. Издательство «Берегиня»

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя.

– М.: Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным

пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го

классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100».

Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для

учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента.

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Рабочая тетрадь «Основы риторики, или Учимся выступать публично» (Миронова

Е.В.)

3.

Технические средства обучения:

1)

компьютер

2)

проектор

Внешние связи и партнерство

Городской Драматический театр

Центральная городская библиотека им. М.Анисимковой

Обучающиеся

гимназии

являются

активными

участниками

различных

мероприятий, организуемых Муниципальным Бюджетным учреждением «Библиотечная

информационная система». Встречи с поэтами, писателями, различные конференции,

литературные

гостиные,

музыкально-литературные

композиции

мероприятия,

направленные

на

формирование

гражданско-патриотического

сознания,

культуру

межнационального взаимодействия, профилактику асоциальных явлений, популяризацию

здорового образа жизни и продвижения книги и чтения. Обучающиеся гимназии нередко

становятся не только зрителями, но и активными участниками таких мероприятий. С

2016-2017 учебного реализуется проект «Литература не по учебнику»

Сотрудничество

с

Городским

Драматическим

театром

проявляется

в

систематическом посещении спектаклей, по окончании которых организуется дискуссия

между зрителями и актерами, написание рецензий на спектакли, написание сочинений,

создание афиш и презентаций, иллюстраций к просмотренным спектаклям. (См.

Программу внеурочной деятельности «Театр-школа»)

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Таблица 2.

Учебно-тематический план

№ Тема

Цель занятия

Кол-во часов

Виды

деятельност

и

Формы деятельности

1

Риторика как

наука

и

учебный

предмет

познакомить

с

риторикой

как

наукой

и

искусством устной речи;

познакомить

с

основными

слагаемыми,

обеспечивающими

необходимый

уровень

речевого

мастерства

(логическая

культура,

языковая культура, психолого-педагогическая

культура, культура общения, техника речи)

2 ч.

Лекция

учителя

Составление плана

Презентация предмета, факта, явления,

события

Формирование и развитие умений не только

описать какое-то событие/явление и т.д., но

также

высказать

свою

позицию

аргументированно

2.

Из

истории

риторики

познакомить с риторикой и выдающимися

мастерами ораторского искусства

1.

Античность

(Демосфен,

Цицерон,

Марк

Фабий Квинтилиан)

2.

Средние

века

(Иоанн

Златоуст,

Фома

Аквинский, Ян Гус, Б.Паскаль, М.Монтень,

Ж.Лабрюйер)

3.

Россия

(М.Ломоносов,

М.М.Сперанский,

Т.Н.Грановский,

В.О.Ключевский,

К.А.Темирязев, Д.И.Менделеев

1ч.

Лекция

учителя.

Составление

конспекта.

Работа

с

дополнительной литературой.

Защита мини-проекта

Способность сделать анализ проделанной

работы, предложение новых идей, развитие

навыков громкой социализированной речи

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

3.

Логика

в

ораторской

речи

Дать понятие «логическая культура оратора»;

познакомить

с

качествами

мышления

оратора, а также с тем, использование каких

законов

логики

обеспечивает

нам

эти

качества (приложение рис.1);

кратко познакомить с требованиями, которые

предъявляет логика к различным этапам

работы оратора над речью (приложение рис.

2);

познакомить

с

композиционным

оформлением публичной речи, а также с

целевыми установками каждой из частей

(приложение рис. 3)

2ч.

Лекция

учителя

Практикум. Выполнение композиционного

анализа.

Предупреждение

логических

ошибок

(работа по исправлению текстов)

4.

Культура

речи оратора

познакомить

со

слагаемыми

речевой

культуры;

показать отличия и преимущества устной

речи перед письменной;

познакомить

с

основными

коммуникативными

качествами

речи

(приложение рис.4,5)

3ч.

Лекция

учителя.

Практикум.

Написание

текста

выступления.

Редактирование

текста

(предупреждение речевых, грамматических

ошибок)

5.

Выразительн

ость речи

- познакомить с изобразительно-выразительными

языковыми средствами, при помощи которых

оратор

добивается

эмоционально-образного

воздействия на слушателей (приложение рис. 6)

2ч.

Лекция

учителя

Практикум.

Анализ

текстов.

Редактирование

текста.

Написание

сочинений, устные выступления.

Сюжетно-ролевая игра

Осознание себя в структуре общественных

отношений и явлений

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

6.

Оратор

и

аудитория

охарактеризовать

основные

каналы

общения

оратора и аудитории

(приложение рис. 7,8)

дать понятие «психологическая культура оратора»;

познакомить с композиционными , речевыми и

методическими

средствами

активизации

внимания и интереса;

дать понятие «речевой этикет»;

2ч.

Лекция

учителя

Составление

конспектов.

Практикум

(выступление учащихся)

Сюжетно-ролевая игра

Осознание себя в структуре общественных

отношений и явлений

Защита мини-проекта

Способность сделать анализ проделанной

работы, предложение новых идей, развитие

навыков громкой социализированной речи.

7.

Средства

невербальног

о общения

познакомить

со

средствами

невербального

общения;

развивать свободу поведения перед публикой,

снимать зажатость, напряженность;

научить

пользоваться

выразительными

движениями лица и тела.

1ч.

Лекция

учителя.

Практикум. Разыгрывание мини-сценок

Сюжетно-ролевая игра

Осознание себя в структуре общественных

отношений и явлений

8.

Техника речи

познакомить

с

основными

составляющими

техники речи;

закрепить

путем

практических

упражнений

звучность

голоса,

работу

над

дикцией,

соблюдение орфоэпических норм.

1ч.

Лекция

учителя.

Практикум (выполнение упражнений)

оценивать

уместность

использования

громкости, темпа устной речи в разных

ситуациях;

демонстрировать уместное использование

громкости,

темпа

в

некоторых

высказываниях:

скороговорках,

чистоговорках, считалках;

называть виды речевой деятельности

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

9,1

0

Зачетные

уроки

Систематизация и обобщение полученных знаний

2ч.

Устные

выступления

учащихся

Конференция

Конкурс

Концерт

Выставка

Защита проекта

Способность сделать анализ проделанной

работы, предложение новых идей, развитие

навыков громкой социализированной речи

Развитие

навыков открытого обсуждения

результатов своей деятельности

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Приложение

1)

Мониторинг сформированности коммуникативных умений при построении устного

публичного выступления включает в себя:

Бланк оценивания устного публичного выступления учащихся.

Бланк оценивания взаимодействия оратора и аудитории.

Мониторинг использования изобразительно-выразительных средств в речи оратора.

Умение определять изобразительно-выразительные средства в речи (тест в формате

заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 2.)

Бланк оценивания уместного использования изобразительно-выразительных средств в

речи публичного выступления определенной тематики (с учетом стиля текста, типа

речи)

Мониторинг сформированности коммуникативной компетентности (количество и

качество публичных выступлений в течение учебного года реализации программы

внеурочной деятельности «Основы риторики, или Учимся выступать публично»)

2)

Рабочая тетрадь по курсу программы «Основы риторики, или Учимся выступать

публично»

3)

Вспомогательные схемы и таблицы

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Таблица 3.

Бланк оценивания устного публичного выступления учащихся

Соблюдение

композиции (основные

части публичной речи)

Правильность речи

Краткость

Богатство

лексическое,

фразеологическое,

интонационное

Ясность

и

точность

Эмоциональность

итого

Ф.И.

грамматика

Слово

употребление

произношение

1

2

3

4

5

6

Шкала оценивания:

0-

не сформированы

1-

слабо сформированы

2-

сформированы на допустимом уровне

3-

сформированы на оптимальном уровне

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Таблица № 4.

Бланк оценивания взаимодействия оратора и аудитории

Ф.И.

звуковые

визуальный

итого

лингвистический

паралингвистический

кинетический

язык

голос

интонация

темп

паузы

поза

жесты

мимика

взгляды

1

2

3

4

5

6

7

Шкала оценивания:

0-

не соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления

1-

соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления

2-

соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на допустимом уровне

3-

соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на оптимальном уровне

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Мониторинг использования изобразительно-выразительных средств

в речи оратора

1.

Умение определять изобразительно-выразительные средства в речи (тест в формате

заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 24)

Тест по теме: «Изобразительные средства языка»

1.

Определите средство выразительности:

Поклонник юности моей, сидел он на балу печально.

1.

гипербола

2.

литота

3.

перифраза

4.

олицетворение

2.

Найдите оксюморон.

1.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2.

В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3.

Простите, простите, простите меня!

4.

С наглой скромностью смотрит в глаза.

3.

Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1.

гипербола

2.

риторический вопрос

3.

литота

4.

антитеза

4.

Найдите предложение с фразеологизмом.

1.

Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.

2.

Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3.

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4.

Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5.

Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на веточках сидели».

1.

сравнение

2.

олицетворение

3.

антитеза

4.

анафора

6.

Определите средство выразительности:

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1.

риторический вопрос

2.

ирония

3.

антитеза

4.

градация

7.

Найдите «четвёртое лишнее»:

1.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

2.

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

3.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4.

Как вышки, елочки темнеют.

8.

Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1.

градация

2.

лексический повтор

3.

риторический вопрос

4.

инверсия

9.

Найдите олицетворение.

1.

Плачут вербы, шепчут тополя.

2.

В сто сорок солнц закат пылал.

3.

Октябрь серебристо-ореховый.

4.

Страна восходящего солнца.

10.

Сопоставьте

номер

предложения

и

средство

выразительности,

которое

в

нем

используется.

1.

Ласковый ветер дует нам в лицо.

2.

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда.

3.

Багровый костёр заката догорал в темноте южной ночи.

4.

Цветы мне говорят: «Прощай!»

5.

Не видел тебя целую вечность.

6.

Я на минуточку к вам заглянул.

7.

Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

8.

8.Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и, наконец, загремели на весь дом.

9.

Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало.

10.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

11.

Пришёл. И сел. И задумался.

12.

Вывели лошадей. Не понравились они мне.

13.

Тихий крик заставил меня остановиться.

Список терминов:

а)

Инверсия

б)

Парцелляция

в)

Эпитет

г)

Метафора

д)

Сравнение

е)

Лексический повтор

ж)

Синтаксический параллелизм

з)

Олицетворение

и)

Гипербола

к)

Градация

л)

Литота

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Таблица № 5.

1.

Бланк оценивания уместного использования изобразительно-выразительных средств

в речи публичного выступления определенной тематики

(с учетом стиля текста, типа речи)

Отбор

выразительный

средств соответствует

Отбор языкового материала на уровне

итого

Стилю

текста

Типу речи

Лексики

(тропы,

лексические

средства:

метафоры,

сравнения,

эпитеты,

просторечная

лексика

идр.)

Синтаксиса

(вопросно-ответная

форма,

парцелляция,

риторические

вопросы,

предложения

с

однородными членами)

Приемы

(противопоставле

ния, цитирования)

1

2

3

Шкала оценивания:

0 – не соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления

1 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления

2 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на допустимом уровне

3 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на оптимальном уровне

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Таблица № 6.

Мониторинг сформированности коммуникативной компетентности.

( количество и качество публичных выступлений в течение учебного года

реализации программы внеурочной деятельности

«Основы риторики, или Учимся выступать публично»

Устные выступления на учебных занятиях

(заполняется учителями-предметниками в течение учебного года)

Оценка

по

пятибальной

шкале

Участие в конкурсах,

фестивалях,

конференциях

(указать,

где,

когда,

название)

Предмет

Форма устного выступления

монологический

ответ

реферат

доклад

Защита

мини-

проекта

1

2

3

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Приложение (схемы к занятиям)

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Рис. 1. Основные законы логики (схема)

Рис. 2. Основные этапы

подготовки и проведения публичной речи (схема)

Рис. 3. Основные требования к языку публичного выступления (схема)

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Рис. 4. Правильность речи (схема)

Рис. 5. Схема взаимодействия оратора и аудитории

Рис. 6. Схема каналов воздействия оратора на аудиторию

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Рис. 7. Схема оценки аудитории

Рис. 8. Схема признаков объединения и разъединения аудитории

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия № 2» Середовских Т.Л.

Литература:

1.

Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1972.

2.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

3.

Головин В. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

4.

Иванова С. В. Специфика публичной речи. – М., 1978.

5.

Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

6.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.:

Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская

риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с

образовательной программой «Школа 2100».

7.

Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для

учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента

8.

Маркичева Т. В., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. – М., 1989.

9.

Мастера красноречия: Сборник. – М., 1991.

10.

Михальская А. К. Основы риторики. – М.,1996.

11.

Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1993.

12.

Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. – М., 1992.

13.

Об ораторском искусстве: Сборник / Автор–составитель А. В. Толмачев. – М.,

1979.

14.

Основы ораторского искусства (курс лекций). – М., 1980.

15.

Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система

«Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс,

2010. Стр. 94-107.

16.

Успенский Л. В. Культура речи. – М., 1976.

17.

Федеральные государственные стандарты нового поколения по русскому языку»

18.

Школьная риторика: 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы.

В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента»,

2012.

Рабочая тетрадь

для работ

на занятиях курса

«Основы риторики, или Учимся выступать

публично»

ученика(цы)_______________________

класс________________

Составитель: Миронова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Содержание:

Занятие №1 Тема: Риторика как наука и учебный предмет..............................................3

Занятие №2. Тема: Из истории риторики...............................................................................5

Занятие №3. Тема: Логика в ораторской речи......................................................................6

Занятие №4. Тема: Культура речи оратора..........................................................................10

Занятие № 5. Тема: Выразительность речи.........................................................................12

Занятие № 6. Тема: Оратор и аудитория................................................................................4

Занятие № 7. Тема: Средства невербального общения........................................................6

Занятие № 8. Тема: Техника речи............................................................................................7

Занятие № 9 Тема: Зачет............................................................................................................9

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Занятие №1

Тема: Риторика как наука и учебный предмет

Цель: Познакомить с риторикой как наукой и искусством устной речи;

познакомить с основными слагаемыми, обеспечивающими необходимый уровень

речевого

мастерства

(логическая

культура,

языковая

культура,

психолого-

педагогическая культура, культура общения, техника речи)

Теоретическая часть

Прослушайте лекцию учителя. Сделайте краткие записи в виде конспекта.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________

Порассуждайте

1.

Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Искусство речи – второе тело, орудие,

незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии»?

Обоснуйте свою точку зрения.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.

Из чего слагается мастерство оратора?

3.

Подготовьте трехминутную речь на тему: «Зачем нужна риторика?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Занятие №2.

Тема: Из истории риторики

Цель: Познакомить с риторикой и выдающимися мастерами ораторского искусства

1.

Античность (Демосфен, Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан)

2.

Средние века (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Ян Гус, Б.Паскаль, М.Монтень,

Ж.Лабрюйер)

3.

Россия

(М.Ломоносов,

М.М.Сперанский,

Т.Н.Грановский,

В.О.Ключевский,

К.А.Темирязев, Д.И.Менделеев

Подготовьте небольшие выступления на следующие темы.

1. Развитие теории ораторского искусства в России.

2. Великие ораторы прошлого. Порассуждайте.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Есть два искусства, которые могут

поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца,

другое – искусство хорошего оратора»?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Занятие №3.

Тема: Логика в ораторской речи

Цель: - Дать понятие «логическая культура оратора»;

познакомить с качествами мышления оратора, а также с тем, использование каких

законов логики обеспечивает нам эти качества (приложение таблица 1);

кратко познакомить с требованиями, которые предъявляет логика к различным этапам

работы оратора над речью (приложение таблица 2);

познакомить с композиционным оформлением публичной речи, а также с целевыми

установками каждой из частей (приложение таблица 3).

1.

Выполните композиционный анализ предложенных текстов.

Текст №1

Текст №2

2.

Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в публичных речах.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

3.

Исправьте ошибки в предложениях.

1.В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова,

которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов,

употребляемых в произведении.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем

уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие

люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к

нескладистым подросткам.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя

ненужными.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые

цветы и ставим их в вазу на подоконник?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое

время.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли

верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца,

даже если приходится идти в одиночку.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.

Составьте план предложенного текста (по выбору учащихся – план-тезисы,

план-конспект, план-сценарий).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем отличие плана от композиции речи?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.

Составьте собственный риторический эскиз речи на тему: «О вреде табака»,

«Как сделать, чтобы «милосердие согревало нашу жизнь?».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.

Рассмотрите текст диалога Платона «Пир» и определите структуры первых

четырех хвалебных речей, посвященных Эроту – богу любви (речей Федра,

Павсания, Эриксимаха, Аристофана).

Соответствует ли их построение законам логики?

Составьте свою собственную речь – похвалу любви (сделайте риторический эскиз).

Регламент – 10 минут.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.

Подготовьте убеждающие речи, выбрав три темы из приведенных ниже или

предложив три собственных. Сделайте письменно риторические эскизы к

каждой теме.

Можно ли убедить дурака?

Что создает атмосферу дома?

Лучшее изобретение человечества.

Мое представление о счастье.

Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше?

Есть ли в мире справедливость?

Откуда взялись понятия: долг, честь, правда?

Выгодно ли быть хорошим?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие №4.

Тема: Культура речи оратора

Цель: Познакомить со слагаемыми речевой культуры;

- показать отличия и преимущества устной речи перед письменной;

- познакомить с основными коммуникативными качествами речи (приложение таблицы

4,5)

1.

Проанализируйте язык теле- и радиопрограмм (информационных сообщений) в

течение одного-двух дней.

Какие ошибки вы заметили?

Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения,

избитых выражений.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.

Составьте трехминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру

речи.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.

Порассуждайте на следующую тему.

Согласны ли вы с утверждением К. Г. Паустовского: «По отношению каждого человека к

своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о

его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к

своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Он вредоносен по самой

своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к

прошлому, настоящему и будущему своего народа»?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

Занятие № 5.

Тема: Выразительность речи

Цель:

Познакомить с изобразительно-выразительными языковыми средствами, при

помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей.

( Приложение таблица 6)

1.

Выполните тест

Тест по теме: «Изобразительные средства языка»

11.

Определите средство выразительности:

Поклонник юности моей, сидел он на балу печально.

5.

гипербола

6.

литота

7.

перифраза

8.

олицетворение

12.

Найдите оксюморон.

5.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

6.

В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

7.

Простите, простите, простите меня!

8.

С наглой скромностью смотрит в глаза.

13.

Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

5.

гипербола

6.

риторический вопрос

7.

литота

8.

антитеза

14.

Найдите предложение с фразеологизмом.

5.

Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.

6.

Он обязательно будет кривить душой перед другими.

7.

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

8.

Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…

15.

Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на веточках сидели».

5.

сравнение

6.

олицетворение

7.

антитеза

8.

анафора

16.

Определите средство выразительности:

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

5.

риторический вопрос

6.

ирония

7.

антитеза

8.

градация

17.

Найдите «четвёртое лишнее»:

5.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

6.

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

7.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

8.

Как вышки, елочки темнеют.

18.

Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

5.

градация

6.

лексический повтор

7.

риторический вопрос

8.

инверсия

19.

Найдите олицетворение.

5.

Плачут вербы, шепчут тополя.

6.

В сто сорок солнц закат пылал.

7.

Октябрь серебристо-ореховый.

8.

Страна восходящего солнца.

20.

Сопоставьте

номер

предложения

и

средство

выразительности,

которое

в

нем

используется.

14.

Ласковый ветер дует нам в лицо.

15.

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда.

16.

Багровый костёр заката догорал в темноте южной ночи.

17.

Цветы мне говорят: «Прощай!»

18.

Не видел тебя целую вечность.

19.

Я на минуточку к вам заглянул.

20.

Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

21.

Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и, наконец, загремели на весь дом.

22.

Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало.

23.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

24.

Пришёл. И сел. И задумался.

25.

Вывели лошадей. Не понравились они мне.

26.

Тихий крик заставил меня остановиться.

Список терминов:

м)

Инверсия

н)

Парцелляция

о)

Эпитет

п)

Метафора

р)

Сравнение

с)

Лексический повтор

т)

Синтаксический параллелизм

у)

Олицетворение

ф)

Гипербола

х)

Градация

ц)

Литота

Копия верна

Директор МБОУ «Гимназия №2» Середовских Т.Л.

2.

Прочитайте пародийное стихотворение В. Соловьева, найдите тропы и фигуры

речи.

На небесах горят паникадила,

А снизу – тьма

Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама

Но не дразни гиену подозренья,

Мышей тоски!

Не то смотри, как леопарды мщенья

Острят клыки!

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь.

Своей судьбы родила крокодила

Ты здесь сама

Пусть в небесах горят паникадила,

могиле – тьма.

В. Соловьев. Пародия на русских символистов)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.

Используйте приведенные ниже темы или придумайте свои для выполнения

следующего задания.

Подберите к названному в теме объекту (предмету, явлению) подходящее сравнение

(метафору) и дайте его в развернутой форме. Темы:

«Скука»___________________________________________________________

«Фантазия»________________________________________________________

«Бедность» ________________________________________________________

«Богатство» _______________________________________________________

«Дети»____________________________________________________________

Мода______________________________________________________________

«Одиночество»_____________________________________________________

«Каникулы»________________________________________________________

4.

Постарайтесь построить

на основании найденного образа короткую речь,

посвященную данному явлению. (3–5 минут.)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.

Подготовьте

краткую речь (не более 5 минут) на одну из указанных тем.

Постарайтесь сделать ее как можно образнее, ярче. Используйте прием

персонификации.

Темы:

«Я оказался в пустыне», «Дискотека», «Экзамен», «Рок–концерт», «Красивая

одежда», «Интересная книга». (Тему можно придумать самим.)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.

Используя тропы, составьте самостоятельную рекламу (придумайте текст,

подберите и опишите соответствующий видеоряд) любого предмета или

продукта, который вам особенно нравится.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.

Используя тропы, составьте самостоятельную рекламу

(придумайте текст,

подберите и опишите соответствующий видеоряд) любого предмета или продукта,

который вам особенно НЕ нравится. Какие тропы вы будете при этом использовать?

(Реклама не должна «впрямую ругать» этот предмет, напротив, постройте текст таким

образом, чтобы говорилось противоположное тому, что подразумевается: используйте

иронию.)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8.

Опишите

внешность

человека,

которого

вы

хорошо

знаете,

пользуясь

принципом антитезы: постарайтесь дать яркий, выразительный портрет.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие № 6.

Тема: Оратор и аудитория

Цель: Охарактеризовать основные каналы общения оратора и аудитории ( приложение

таблицы 7,8)

дать понятие «психологическая культура оратора»;

познакомить с композиционными , речевыми и методическими

средствами

активизации внимания и интереса;

дать понятие «речевой этикет»;

o

Составьте небольшое выступление на тему: «Как преодолеть волнение перед

началом публичной речи».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

o

Подготовьте небольшие выступления, представив, что вы должны выступить:

на театральной сцене;

на совете директоров крупной компании;

на заседании научного совета;

на свадьбе, юбилее;

на экзамене по.

на митинге;

свой вариант.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие № 7.

Тема: Средства невербального общения

Цель: Познакомить со средствами невербального общения;

развивать свободу поведения перед публикой, снимать зажатость, напряженность;

научить пользоваться выразительными движениями лица и тела

1.

Порассуждайте на следующую тему: «Влияют ли внешность оратора, его манера

одеваться, поза, жесты на успех выступления?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исполните различные виды небольших пантомим.

«Мини–сцены» на разные темы, иллюстрирующие движение, например: ловля

рыбы на удочку, ожидание приятеля на остановке и встреча с ним, вы попали под

дождь и т. д.

Можно выбрать какую-нибудь фразу и изобразить пантомимически, какие

ситуации могут заканчиваться этой фразой.

Упражнения, направленные на то, чтобы научиться изображать мимически и

положением тела различные эмоции. Один из присутствующих показывает перед

аудиторией, в каком настроении или состоянии он находится, другие определяют

это; попробуйте выразить эмоции гнева, презрения, сочувствия, удивления,

счастья.

В присутствии аудитории примите положение для речи (сидя, стоя). Пусть зрители

скажут, какое впечатление вы производите.

Занятие № 8.

Тема: Техника речи

Цель: Познакомить с основными составляющими техники речи;

- закрепить путем практических упражнений звучность голоса, работу над дикцией,

соблюдение орфоэпических норм.

1.

Упражнение для развития правильного речевого дыхания[18]:

читайте текст,

стараясь экономно распределять выдох.

Правила чтения

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье, Следует клетку

грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыхания и

звука. Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку

стихов говори на одном выдыхании. И проследи, чтобы грудь не сжималась в

течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье

окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в

темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье

продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции

ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь

был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и

в тихом звучанье должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненье на

темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность,

устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выход веди экономно, с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость,

полетность, устойчивость, медленность, плавность Вот, что внимательным слухом

сначала ищи в упражненье.

2.

Работа над расширением диапазона голоса: читайте стихотворение вслух,

постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние шесть строк

должны звучать в грудном регистре.

Аквалангист

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Все

Ниже

Опускаюсь!

Ниже!

А дно морское ближе…

Ближе…

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

3.

Работа над мелодическим рисунком речи: произнесите текст из «Конька-Горбунка»

П. Ершова громко, протяжно, на широком активном дыхании.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит:

«Гости, лавки отпирайте,

Покупайте, продавайте;

А надсмотрщикам сидеть

Подле лавок и смотреть,

Чтобы не было содому,

Ни давежа, ни погрому

И чтоб никакой урод

Не обманывал народ».

4.

Тренировка интонирования:

прочтите вслух стихотворение А. С. Пушкина

«Клеветникам России». Следите за знаками препинания и интонацией речи.

Вы грозны на словах – попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

5.

Работа над дикцией: прочитайте стихотворения В. Брюсова, добиваясь ясного и

выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белозубые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми, пути забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарваторы к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину замели.

Занятие № 9

Тема: Зачет

Цель: Систематизация и обобщение полученных знаний

Приготовьте публичное выступление на свободную тему.



В раздел образования