Автор: Воронина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: Дошкольное детство: игры для развития
Раздел: дошкольное образование
-
.
Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка Условия
:
жизни в это время стремительно расширяются рамки семьи
,
,
.
раздвигаются до пределов улицы города страны Ребенок
,
открывает для себя мир человеческих отношений разных видов
.
деятельности и общественных функций людей Он испытывает
,
сильное желание включиться в эту взрослую жизнь активно в ней
,
,
,
,
,
участвовать что конечно ему еще недоступно кроме того не
.
менее сильно он стремится к самостоятельности Из этого
-
противоречия рождается ролевая игра
самостоятельная
,
.
деятельность детей моделирующая жизнь взрослых
Она помогает малышу проникнуть в суть доступных ему
,
,
явлений удовлетворить детскую любознательность вовлечь
,
ребенка в активное освоение окружающего мира помочь ему
овладеть способами познания связей между предметами и
.
явлениями
,
Грамматический
строй
речи
его
семантическая
основа
,
,
формируются
прежде
всего
в
повседневном общении и в
-
,
,
детской
деятельности
игре
конструировании
.
изобразительном творчестве
,
-
Следовательно важное педагогическое условие
грамотная
организация деятельности взрослыми в повседневной жизни с
,
-
тем чтобы дети постигли причинно
следственные отношения
,
через наблюдения экспериментирование с объектами неживой
.
и живой природы
,
Систематическая
организация
правильное
руководство
-
занятиями
и
повседневными
наблюдениями
важное
.
педагогическое условие
[
,
Ряд
зависимостей
и
отношений
временные
,
-
,
]
пространственные
субъективно
объективные
атрибутивные
.
,
дети осваиваются
в
подвижных играх
От
того
насколько
,
регулярно и квалифицированно их организуют
зависит
не
,
.
,
только здоровье детей но и речевое развитие Кроме прямого
[
непосредственного
влияния
на
семантическую
смысловую
]
,
сторону
грамматического строя подвижные игры оказывают и
.
,
косвенное влияние на речь
В их ходе
формируется
такое
,
,
значительное качество как произвольность поведения имеющая
.
значение и для двигательной и для речевой сфер
«
»
,
,
,
Пальчиковые
игры
как
и
игры с
камешками
бусами
,
мозаикой
влияют
на
формирование
грамматического строя
,
речи
поскольку
упражнение
мелкой
моторики
руки
;
активизирует
речевые зоны головного мозга
дидактические
,
,
игры
учат
играющих
сдерживаться
не
подсказывать
не
.
ссориться
А это важная
сторона
произвольности речевого
.
поведения
На развитие грамматического строя речи детей оказывают
,
,
положительное влияние знакомство с окружающим с природой
,
,
с художественной литературой занятия по развитию речи по
,
[
,
подготовке
к
грамоте
организованные
игры
словесные
-
,
].
сюжетно
дидактические
театрализованные
В
процессе
ознакомления
с
окружающим
дети
получают
-
,
систематизированные
знания
о
причинно
следственных
,
,
временных пространственных зависимостях учатся извлекать
.
информацию из наблюдений и экспериментирования Но чтобы
эти знания и представления отразились на уровне владения
,
,
грамматическим
строем
необходимы
творческие
задания
требующие
применения
полученных знаний в
речевой или
[
,
,
игровой деятельности составление рассказов загадок сюжетов
].
игр
,
Знакомясь
с
художественной
литературой
дети
учатся
применять грамматические навыки и умения в диалогической
[
,
]
[
ответы на
вопросы
беседы
и монологической
словесное
]
,
творчество
речи
использовать
средства
художественной
.
выразительности языка и его грамматических средств
Занятие по подготовке к обучению грамоте вырабатывают
,
ориентировку в звуковой стороне слова воспитывают чуткость к
звуковой форме и тем самым оказывают влияние на освоение
,
морфологических и словообразовательных средств языка
их
.
звукового облика
-
Занятие
эффективная форма обучения родному языку в
.
старшем дошкольном возрасте Их успешность зависит не только
,
,
от формы сколько от содержания
применяемых методов и
.
демократического
стиля
общения
педагога
с
детьми
Систематические речевые занятия приучают детей к работе с
,
языковой
информацией
воспитывают
интерес
к
решению
,
.
речевых задач лингвистическое отношение к слову
Дидактические
игры
и
упражнения
грамматического
-
содержания
важное средство стимулирования языковых игр
,
.
детей их поисковой активности в сфере грамматики
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные
:
-
,
,
со взрослым игры
сюжетно
отобразительные
подвижные
,
,
-
,
музыкальные пластические упражнения
игры
драматизации
,
,
инсценировки кукольный театр элементы игры и драматизации
,
,
,
.
при рассматривании картин рисовании лепке аппликации Их
широкий
общеразвивающий
эффект
рождает
в
детях
,
положительные
эмоции
стимулирует
игровую и
речевую
.
активность
Тем самым создаются естественные условия для
,
спонтанного возникновения языковых игр
заимствований из
.
произведений фольклора и художественной литературы
Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается
.
именно в период дошкольного детства Огромная ответственность
.
ложится на воспитателя Поэтому правильно подобранные приёмы
,
и методы по развитию речи малыша
благоприятно влияют на
.
развития ребёнка в целом
,
Оказать реальную и полноценную помощь малышу мне помогают
специальные
приёмы развития
речи
и
стимуляции
речевой
.
активности
1.
.
Разговор с самим собой
,
Когда малыш находится недалеко от вас
начинайте говорить
,
,
,
,
.
вслух о том что видите слышите думаете чувствуете Говорить
,
нужно
медленно
и
отчётливо
короткими
простыми
-
.
предложениями доступными восприятию малыша
«
», «
», «
».
Я вижу книжку
Книжка на полке
Книжка про Машу
2.
.
Параллельный разговор
:
,
Воспитатель
описывает
все действия
ребёнка
что он видит
,
,
.
«
,
слышит чувствует трогает Используя
параллельный разговор вы
,
,
,
как бы подсказываете ребёнку слова выражающие его опыт слова
.
которые впоследствии он начнёт их использовать самостоятельно
3.
(
) .
Провокация искусственное непонимание ребёнка
Воспитатель не спешит проявить свою понятливость и временно
«
»
«
».
становится
глухим
и
глупым
Если
ребёнок
тянется
за
,
игрушкой то взрослый умышленно даёт ему другую игрушку и
: «
,
:
,
,
? »
говорит
Я не понимаю что ты хочешь киску куклу машинку
В
подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые
,
.
возможности чувствую себя намного сообразительнее взрослого
4.
.
Распространение
,
Продолжение и дополнение всего сказанного ребёнком но не
.
надо принуждать его к повторению
: «
».
Ребёнок
Суп
: «
». «
».
Взрослый
Овощной суп очень вкусный
Суп кушают ложкой
,
,
Постепенно
ребёнок
сам
заканчивает
свои
мысли
и
,
соответственно
готовится
почва
для
овладения
контекстной
.
речью
5.
.
Выбор
Осуществление
возможности
выбора
порождает
у
ребёнка
j
.
ощущение собственной значимости и само ценности
«
? »
Тебе налить полстакана молока или целый
6.
.
Игры с природным материалом
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности
,
ребёнка
оказывают
разнообразие
и
доступность
объектов
:
,
которые он время от времени можно исследовать смотреть на них
,
,
,
пробовать на вкус манипулировать экспериментировать делать о
.
них и с ними маленькие открытия
7.
.
Продуктивные виды деятельности
Для многих своих мыслей и представлений ребёнок не находит
,
-
,
подходящих слов
и выражает
их по своему
другими более
:
доступными способами через продуктивные виды деятельности
(
,
,
,
,
рисование
лепка
конструирование
аппликация
которые
.
развивают лингвистические способности ребёнка и сенсорные
Старайтесь
любой рисунок ребёнка превратить
в
интересный
,
,
рассказ
а рассказ в рисунок
к которому нужно неоднократно
, «
»
.
возвращаться
прочитывать
и дополнять
8.
.
Замещение
«
,
… »-
Представь
что
эти слова наполнены для ребёнка особой
.
притягательной силой Как магическое заклинание для ребёнка
: «
,
-
».
–
звучат
слова
Представь
что мы
самолёты
Такая
этюдно
игровая форма развивает у ребёнка рефлексивные и эмпатийные
,
способности
без
которых общение не будет
полноценным и
.
развивающим
9.
.
Ролевые игры
,
,
Например игра в телефон когда ребёнок использует игрушечный
,
,
,
,
.
аппарат
можно звонить маме папе бабушке другу
Такая игра
,
,
стимулирует речевое развитие
формирует уверенность в себе
.
повышает коммуникативную активность
10.
.
Музыкальные игры
,
Малыши
с
удовольствием
подпевают
обожают
шумовые
,
«
», «
музыкальные инструменты ритуальные игры типа
Каравай
По
»,
.
кочкам
и др Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку
.
подпевать
11.
.
Использование фольклорных произведений
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить
названия взрослого животного и его детеныша.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки
описываемого объекта.
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и
назвать их.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну
игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
«Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на
промежуточные признаки.
«Куклы: веселая и грустная»
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
«Чего не стало?»
Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа
существительных.
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под,
около.
«Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
«Закончи предложение»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
«Оркестр»
Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
«Профессии»
Цель: соотносить существительные с глаголом.
«Расскажем про Олю и зайчика»
Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно
предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
«Игры-инсценировки с игрушками»
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать
инсценировки.
«Добавь слово»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
«Козлята и зайчик»
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного
звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого
дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами
выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже
познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый
звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети
могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.
Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они
начинают понимать, что звуки в слове разные.
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
«Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или
шепотом.
«Как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием
высказывания.
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на
внешний вид героев, но и на черты характера.
«Кто заблудился?»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
«Какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе
однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
«Кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
«Шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
«Ручка—ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
«Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
«Кто это ползет?»
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
«Расскажем про белочку»
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
«В гостях у лесника»
Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению
творческого рассказа.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической
стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее
совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной
речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки
дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки,
стихи.
«Что такое звук, слово, предложение?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
«Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
«Картина — корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
«Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
«Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
«Скажи, какое»
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и
глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
«Высокий — низкий»
Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.
«Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда
можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
«Найди другое слово»
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
«Назови одним словом»
Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.
— Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать
нужные слова.
Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!
Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»
Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, —
Слова не хватает. Твой горох — ведь это... (град)».
Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,
Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?
Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день
Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).
— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»;
«маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется»,
«тащится».
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию
животных.
«Один — много»
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в
родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый
звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
.
«Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости
от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
«Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.