Напоминание

"Школа профессионального мастерства - управленческие подходы к организации работы с педагогами с большим стажем работы в ДОО"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа профессионального мастерства - управленческие подходы к организации работы с педагогами с большим стажем работы в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 94 «Забава» города Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

Статья

«Школа профессионального мастерства:

управленческие подходы в работе с педагогами с

большим стажем работы в ДОО»

Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.

г. Калуга

2025 г.

В

условиях

современного

образования,

где

требования

к

качеству

обучения и воспитания детей постоянно растут, важным аспектом является

работа

с

педагогами,

имеющими

большой

стаж

работы

в

дошкольных

образовательных учреждениях. Эти специалисты обладают значительным

опытом и сформированными компетенциями, однако могут сталкиваться с

профессиональными дефицитами, которые требуют внимания и поддержки. В

данной статье мы рассмотрим управленческие подходы к работе с такими

педагогами, формы взаимодействия и мониторинга их профессиональной

деятельности.

Педагоги с большим стажем работы в дошкольном учреждении обычно

обладают следующими компетенциями:

1.

Методические

навыки:

умение

разрабатывать

и

реализовывать

образовательные

программы,

адаптировать

их

под

индивидуальные

потребности детей.

2. Коммуникативные способности: эффективное взаимодействие с детьми,

родителями и коллегами.

3.

Психолого-педагогические

знания:

глубокое

понимание

возрастных

особенностей детей и методов их развития.

4.

Организационные

навыки:

способность

организовать

образовательный

процесс и управлять группой детей.

Обладая такими навыками, педагоги чувствуют себя уверенно (с детьми,

коллегами и родителями), у них может появиться чувство, что уже всего

достиг и стремиться к чему-то еще – это слишком трудозатратно, да и не к

чему. Ведь определенный авторитет в учреждении заработан. На этом фоне у

педагогов возникает чувство самоуверенности, которые не всегда позволяет

им увидеть свои профессиональные дефициты.

Несмотря на наличие вышеуказанных компетенций, педагоги с большим

стажем могут испытывать следующие профессиональные дефициты:

1.

Недостаток

современных

технологий:

неумение

использовать

новые

образовательные технологии и цифровые инструменты.

2. Сложности в адаптации к изменениям: трудности в восприятии новых

подходов к обучению и воспитанию.

3. Ограниченные возможности для саморазвития: нехватка мотивации или

ресурсов для повышения квалификации.

4.

Проблемы

с

инновациями:

сопротивление

внедрению

новых

методов

работы.

Если управленческая команда вовремя не заметит эти изменения, то это

обязательно

скажется

на

образовательном

процессе

в

дошкольном

учреждении,

на

взаимодействии

внутри

педагогического

сообщества,

не

позволит дошкольному учреждению развиваться и идти вперед.

В

нашем

дошкольном

учреждении

педагоги

данной

категории

составляют 56% (из них имеют активную профессиональную позицию 23%).

Для эффективной работы с данной категорией педагогов мы используем

следующие формы взаимодействия:

1. Курсы повышения квалификации: организация специализированных курсов

по современным методам обучения и воспитания.

2. Мастер-классы: проведение практических занятий, где педагоги могут

обмениваться опытом и учиться друг у друга.

Вот несколько тем для мастер-классов:

1. Инновационные методы обучения: мы обсуждали и демонстрировали новые

подходы к обучению, такие как проектное обучение, инженерные проекты и

использование технологий.

2.

Интеграция

цифровых

инструментов

в

образовательный

процесс:

мы

обменивались

опытом

по

использованию

образовательных

платформ,

приложений и онлайн-ресурсов.

3.

Развитие критического

мышления у воспитанников:

мы отрабатывали

методы и техники, которые помогают развивать аналитические навыки и

умение аргументировать у старших дошкольников.

4. Работа с разными типами воспитанников: мы разобрали стратегии для

работы

с

детьми

с

особыми

потребностями,

а

также

с

одаренными

воспитанниками.

5. Эмоциональный интеллект в образовании: мы обучили наших педагогов как

развивать

эмоциональный

интеллект

у

воспитанников

и

создавать

поддерживающую атмосферу в группе.

6.

Кросс-дисциплинарное

обучение:

мы

разобрали

примеры

успешной

интеграции различных образовательных областей в единый образовательный

процесс.

7. Методы оценки и обратной связи: проговорили с нашими педагогами

эффективные способы оценки целевых результатов наших воспитанников и

предоставления конструктивной обратной связи.

8. Создание инклюзивной образовательной среды: мы разобрали с нашими

педагогами практики, способствующие созданию доступного и комфортного

пространства для всех воспитанников.

9. Работа с родителями: отработали эффективные стратегии взаимодействия с

родителями для поддержки инициативы и самостоятельности детей.

Представленные

темы

мы

адаптировали

под

конкретные

нужды

педагогов

и

нашего

дошкольного

учреждения,

а

также

включили

практические занятия, обсуждения и обмен опытом.

3. Тематические семинары: обсуждение актуальных вопросов образования,

новых подходов и технологий.

Вот несколько тем для семинаров:

1. Игровые методики в обучении детей дошкольного возраста: обсуждались

различные игровые подходы и их роли в развитии детей.

2. Интеграция STEАM-образования в дошкольный процесс: пробовали на

практике как внедрять элементы науки, технологий, инженерии, творчества и

математики в занятия с детьми.

3. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании: провели

обзор образовательных приложений и платформ, которые могут быть полезны

для детей и педагогов.

4.

Развитие

эмоционального

интеллекта

у

детей:

отработали

методы

и

практики для формирования эмоциональной грамотности у дошкольников.

5. Инклюзивное образование в детском саду: разобрали подходы к работе с

детьми с особыми потребностями и создание поддерживающей среды.

6. Методы работы с родителями: как вовлечь семью в образовательный

процесс: определяли эффективные стратегии взаимодействия с родителями

для поддержки развития детей.

7.

Проектная

деятельность

как

способ

обучения:

разбирали

примеры

успешных проектов, которые можно реализовать с детьми в дошкольном

возрасте.

8. Креативные подходы к обучению искусству и музыке: рассуждали как

развивать творческие способности детей через искусство и музыку.

9.

Формирование

навыков

критического

мышления

у

дошкольников:

разрабатывали игры и упражнения, способствующие развитию аналитических

навыков у детей.

10. Здоровье и физическое развитие в дошкольном образовании: обсуждали

внедрение здоровьесберегающих технологий и активных игр в повседневную

практику.

11. Экологическое воспитание с раннего возраста: отработали вопросы как

формировать у детей бережное отношение к природе через игры и занятия.

12.

Методы

оценки

развития

детей

в

дошкольном

возрасте:

обсуждали

различные подходы к оценке достижений и прогресса детей без стресса для

них.

Работа над этими темами помогла нам адаптировать под конкретные

нужды учреждения и интересы педагогов, а также включать практические

занятия, обсуждения и обмен опытом.

4. Наставничество: создание системы наставничества, где более опытные

педагоги могут делиться своим опытом с молодыми специалистами.

Для

оценки

эффективности

работы

педагогов

со

большим

стажем

работы мы ежегодно (в сентябре) проводим следующий мониторинг:

1. Анкетирование: опрос педагогов о их потребностях в обучении и развитии.

2. Наблюдение за занятиями: анализ практической деятельности педагогов для

выявления сильных сторон и областей для улучшения.

3. Анализ результатов детей: оценка достижения целевых результатов и

развития детей как индикатор качества работы педагога.

В нашем учреждении работает «Школа профессионального мастерства»

для педагогов с опытом работы более 15 лет.

План работы школы профессионального мастерства

1. Определение целей и задач школы:

- Повышение квалификации педагогов.

- Поддержка инновационных подходов в образовании.

2. Разработка программы мероприятий:

- Курсы повышения квалификации (раз в год).

- Мастер-классы (ежемесячно).

- Тематические семинары (раз в квартал).

3. Создание системы наставничества:

- Подбор опытных наставников для молодых специалистов.

4. Мониторинг эффективности программы:

- Проведение анкетирования после каждого мероприятия.

- Анализ результатов детей до и после внедрения новых методов.

Работая

в

«Школе

профессионального мастерства»,

наши

педагоги

могут делиться своим опытом через различные каналы:

1.

Публикации

статей:

наши

опытные

педагоги

пишут

статьи

для

профессиональных журналов или нашего официального сайта о своем опыте

и методах работы.

2. Участие в конференциях: наши педагоги представляют презентацию своих

разработок

на

научно-практических

конференциях

городского

и

регионального уровня.

3. Создание видеоматериалов: мы предлагаем нашим педагогам записывать

видео своих занятий с детьми или мастер-классов для обмена опытом через

интернет-платформы.

4. Взаимодействие с коллегами через социальные сети: создание групп или

страниц для обсуждения актуальных вопросов образования.

Работа со специалистами с большим стажем требует особого подхода,

учитывающего

их

опыт

и

потребности

в

развитии.

«Школа

профессионального мастерства» может стать эффективной платформой для

повышения

квалификации

педагогов,

обмена

опытом

и

внедрения

инновационных

методов

обучения

в

ДОО,

что

обязательно

приведет

к

улучшению качества образования для детей.



В раздел образования