Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа профессионального мастерства - управленческие подходы к организации работы с педагогами с большим стажем работы в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 94 «Забава» города Калуги
(МБДОУ № 94 г. Калуги)
Статья
«Школа профессионального мастерства:
управленческие подходы в работе с педагогами с
большим стажем работы в ДОО»
Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.
г. Калуга
2025 г.
В
условиях
современного
образования,
где
требования
к
качеству
обучения и воспитания детей постоянно растут, важным аспектом является
работа
с
педагогами,
имеющими
большой
стаж
работы
в
дошкольных
образовательных учреждениях. Эти специалисты обладают значительным
опытом и сформированными компетенциями, однако могут сталкиваться с
профессиональными дефицитами, которые требуют внимания и поддержки. В
данной статье мы рассмотрим управленческие подходы к работе с такими
педагогами, формы взаимодействия и мониторинга их профессиональной
деятельности.
Педагоги с большим стажем работы в дошкольном учреждении обычно
обладают следующими компетенциями:
1.
Методические
навыки:
умение
разрабатывать
и
реализовывать
образовательные
программы,
адаптировать
их
под
индивидуальные
потребности детей.
2. Коммуникативные способности: эффективное взаимодействие с детьми,
родителями и коллегами.
3.
Психолого-педагогические
знания:
глубокое
понимание
возрастных
особенностей детей и методов их развития.
4.
Организационные
навыки:
способность
организовать
образовательный
процесс и управлять группой детей.
Обладая такими навыками, педагоги чувствуют себя уверенно (с детьми,
коллегами и родителями), у них может появиться чувство, что уже всего
достиг и стремиться к чему-то еще – это слишком трудозатратно, да и не к
чему. Ведь определенный авторитет в учреждении заработан. На этом фоне у
педагогов возникает чувство самоуверенности, которые не всегда позволяет
им увидеть свои профессиональные дефициты.
Несмотря на наличие вышеуказанных компетенций, педагоги с большим
стажем могут испытывать следующие профессиональные дефициты:
1.
Недостаток
современных
технологий:
неумение
использовать
новые
образовательные технологии и цифровые инструменты.
2. Сложности в адаптации к изменениям: трудности в восприятии новых
подходов к обучению и воспитанию.
3. Ограниченные возможности для саморазвития: нехватка мотивации или
ресурсов для повышения квалификации.
4.
Проблемы
с
инновациями:
сопротивление
внедрению
новых
методов
работы.
Если управленческая команда вовремя не заметит эти изменения, то это
обязательно
скажется
на
образовательном
процессе
в
дошкольном
учреждении,
на
взаимодействии
внутри
педагогического
сообщества,
не
позволит дошкольному учреждению развиваться и идти вперед.
В
нашем
дошкольном
учреждении
педагоги
данной
категории
составляют 56% (из них имеют активную профессиональную позицию 23%).
Для эффективной работы с данной категорией педагогов мы используем
следующие формы взаимодействия:
1. Курсы повышения квалификации: организация специализированных курсов
по современным методам обучения и воспитания.
2. Мастер-классы: проведение практических занятий, где педагоги могут
обмениваться опытом и учиться друг у друга.
Вот несколько тем для мастер-классов:
1. Инновационные методы обучения: мы обсуждали и демонстрировали новые
подходы к обучению, такие как проектное обучение, инженерные проекты и
использование технологий.
2.
Интеграция
цифровых
инструментов
в
образовательный
процесс:
мы
обменивались
опытом
по
использованию
образовательных
платформ,
приложений и онлайн-ресурсов.
3.
Развитие критического
мышления у воспитанников:
мы отрабатывали
методы и техники, которые помогают развивать аналитические навыки и
умение аргументировать у старших дошкольников.
4. Работа с разными типами воспитанников: мы разобрали стратегии для
работы
с
детьми
с
особыми
потребностями,
а
также
с
одаренными
воспитанниками.
5. Эмоциональный интеллект в образовании: мы обучили наших педагогов как
развивать
эмоциональный
интеллект
у
воспитанников
и
создавать
поддерживающую атмосферу в группе.
6.
Кросс-дисциплинарное
обучение:
мы
разобрали
примеры
успешной
интеграции различных образовательных областей в единый образовательный
процесс.
7. Методы оценки и обратной связи: проговорили с нашими педагогами
эффективные способы оценки целевых результатов наших воспитанников и
предоставления конструктивной обратной связи.
8. Создание инклюзивной образовательной среды: мы разобрали с нашими
педагогами практики, способствующие созданию доступного и комфортного
пространства для всех воспитанников.
9. Работа с родителями: отработали эффективные стратегии взаимодействия с
родителями для поддержки инициативы и самостоятельности детей.
Представленные
темы
мы
адаптировали
под
конкретные
нужды
педагогов
и
нашего
дошкольного
учреждения,
а
также
включили
практические занятия, обсуждения и обмен опытом.
3. Тематические семинары: обсуждение актуальных вопросов образования,
новых подходов и технологий.
Вот несколько тем для семинаров:
1. Игровые методики в обучении детей дошкольного возраста: обсуждались
различные игровые подходы и их роли в развитии детей.
2. Интеграция STEАM-образования в дошкольный процесс: пробовали на
практике как внедрять элементы науки, технологий, инженерии, творчества и
математики в занятия с детьми.
3. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании: провели
обзор образовательных приложений и платформ, которые могут быть полезны
для детей и педагогов.
4.
Развитие
эмоционального
интеллекта
у
детей:
отработали
методы
и
практики для формирования эмоциональной грамотности у дошкольников.
5. Инклюзивное образование в детском саду: разобрали подходы к работе с
детьми с особыми потребностями и создание поддерживающей среды.
6. Методы работы с родителями: как вовлечь семью в образовательный
процесс: определяли эффективные стратегии взаимодействия с родителями
для поддержки развития детей.
7.
Проектная
деятельность
как
способ
обучения:
разбирали
примеры
успешных проектов, которые можно реализовать с детьми в дошкольном
возрасте.
8. Креативные подходы к обучению искусству и музыке: рассуждали как
развивать творческие способности детей через искусство и музыку.
9.
Формирование
навыков
критического
мышления
у
дошкольников:
разрабатывали игры и упражнения, способствующие развитию аналитических
навыков у детей.
10. Здоровье и физическое развитие в дошкольном образовании: обсуждали
внедрение здоровьесберегающих технологий и активных игр в повседневную
практику.
11. Экологическое воспитание с раннего возраста: отработали вопросы как
формировать у детей бережное отношение к природе через игры и занятия.
12.
Методы
оценки
развития
детей
в
дошкольном
возрасте:
обсуждали
различные подходы к оценке достижений и прогресса детей без стресса для
них.
Работа над этими темами помогла нам адаптировать под конкретные
нужды учреждения и интересы педагогов, а также включать практические
занятия, обсуждения и обмен опытом.
4. Наставничество: создание системы наставничества, где более опытные
педагоги могут делиться своим опытом с молодыми специалистами.
Для
оценки
эффективности
работы
педагогов
со
большим
стажем
работы мы ежегодно (в сентябре) проводим следующий мониторинг:
1. Анкетирование: опрос педагогов о их потребностях в обучении и развитии.
2. Наблюдение за занятиями: анализ практической деятельности педагогов для
выявления сильных сторон и областей для улучшения.
3. Анализ результатов детей: оценка достижения целевых результатов и
развития детей как индикатор качества работы педагога.
В нашем учреждении работает «Школа профессионального мастерства»
для педагогов с опытом работы более 15 лет.
План работы школы профессионального мастерства
1. Определение целей и задач школы:
- Повышение квалификации педагогов.
- Поддержка инновационных подходов в образовании.
2. Разработка программы мероприятий:
- Курсы повышения квалификации (раз в год).
- Мастер-классы (ежемесячно).
- Тематические семинары (раз в квартал).
3. Создание системы наставничества:
- Подбор опытных наставников для молодых специалистов.
4. Мониторинг эффективности программы:
- Проведение анкетирования после каждого мероприятия.
- Анализ результатов детей до и после внедрения новых методов.
Работая
в
«Школе
профессионального мастерства»,
наши
педагоги
могут делиться своим опытом через различные каналы:
1.
Публикации
статей:
наши
опытные
педагоги
пишут
статьи
для
профессиональных журналов или нашего официального сайта о своем опыте
и методах работы.
2. Участие в конференциях: наши педагоги представляют презентацию своих
разработок
на
научно-практических
конференциях
городского
и
регионального уровня.
3. Создание видеоматериалов: мы предлагаем нашим педагогам записывать
видео своих занятий с детьми или мастер-классов для обмена опытом через
интернет-платформы.
4. Взаимодействие с коллегами через социальные сети: создание групп или
страниц для обсуждения актуальных вопросов образования.
Работа со специалистами с большим стажем требует особого подхода,
учитывающего
их
опыт
и
потребности
в
развитии.
«Школа
профессионального мастерства» может стать эффективной платформой для
повышения
квалификации
педагогов,
обмена
опытом
и
внедрения
инновационных
методов
обучения
в
ДОО,
что
обязательно
приведет
к
улучшению качества образования для детей.