Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ


Автор: Бубликова Юлия Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №13 "Радуга"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников

в современных условиях ДОУ»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать

подлинным патриотом».

С. Михалков

Проблема

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения

на

сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования особое

внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не воспитание любви к

родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному

достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других

национальностей, но и воспитание уважительное отношения к труженику и

результатам

его

труда,

родной

земле,

защитникам

Отечества,

государственной

символике,

традициям

государства

и

общенародным

праздникам.

Работа по воспитанию дошкольников патриотических чувств является одним

из приоритетных направлений работы ДОУ.

Цель при решении задач патриотическое воспитания детей – это посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачами

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

являются:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту-т.к. воспитывают в ребёнке не только патриотические

чувства,

но

и

формируют

его

взаимоотношения

со

взрослыми

и

сверстниками.

Актуальность этой темы заключается в том, что современные дети мало

знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто

равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко

сострадают чужому горю.

И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить

в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,

которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином

своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому

саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения

страны, любовь и уважение к армии, гордости за мужество воинов, развивать

интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских

качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребёнка нужно

начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития

любви к малой Родине – месту, где человек родился и живёт.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется

ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом,

чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения

к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к любви своему

дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, посёлку.

В каждой группе детского сада должны быть:

1.Мини музеи и уголки родного края с интересной и доступной для

дошкольников информации.

2. Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с

фотографиями природы.

3.Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной

росписи, наглядный материал декоративно-прикладного творчества.

4.Уголки воинской славы представлены в виде альбомов различных видов

техники, видов вооружения, военные профессии и т.д.

А также методический кабинет, который должен являться своеобразной

копилкой педагогических идей, помогать воспитателям в организации

работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем можно создать

банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда будет

входить конспекты занятий и альбомы военных лет, альбомы родного края,

аудио и видео- диски.

Какую работу нужно проводить с детьми для воспитания в них

патриотических чувств?

Для полноценного воспитания в ДОУ используются разные методы и формы

работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий

музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

-рассказ воспитателя;

-наблюдение за изменениями в облике населенного пункта, за трудом людей

в детском саду и в городе;

-беседы о родном городе, стране, её истории;

-показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

-прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов

русского леса и пр.;

-использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок,

разучивание песен, игр);

-ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и

т.д.);

-знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и

пр.;

-организация тематических выставок;

-участие в общественных и календарных праздниках;

-участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является

тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа

актуальна и особенна, трудна, требует большого такта и терпения, так как в

молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не

считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического

просвещения (беседы, консультации), можно вовлечь их в процесс

патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение

родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах,

конкурсах)

В ДОУ должно осуществляться тесное сотрудничество с родителями,

отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства,

моральной поддержки и взаимопомощи. Родители, по возможности должны

принимать участие в экскурсиях, вместе с детьми посещать выставки, музеи.

И в заключении хочется сказать словами великого академика Д.С.Лихачего,

который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать,

прививая «духовную оседлость»; так сказать без корней в родной местности,

в родной стороне человек похож на иссушенное растение, «перекати-поле».

Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к

природе и истории родного края – является одной из основных задач

дошкольного учреждения.



В раздел образования