Автор: Бубликова Юлия Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №13 "Радуга"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников
в современных условиях ДОУ»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
Проблема
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
на
сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования особое
внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не воспитание любви к
родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других
национальностей, но и воспитание уважительное отношения к труженику и
результатам
его
труда,
родной
земле,
защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным
праздникам.
Работа по воспитанию дошкольников патриотических чувств является одним
из приоритетных направлений работы ДОУ.
Цель при решении задач патриотическое воспитания детей – это посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
являются:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту-т.к. воспитывают в ребёнке не только патриотические
чувства,
но
и
формируют
его
взаимоотношения
со
взрослыми
и
сверстниками.
Актуальность этой темы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю.
И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить
в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,
которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином
своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому
саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения
страны, любовь и уважение к армии, гордости за мужество воинов, развивать
интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских
качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребёнка нужно
начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития
любви к малой Родине – месту, где человек родился и живёт.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется
ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом,
чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения
к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к любви своему
дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, посёлку.
В каждой группе детского сада должны быть:
1.Мини музеи и уголки родного края с интересной и доступной для
дошкольников информации.
2. Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с
фотографиями природы.
3.Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной
росписи, наглядный материал декоративно-прикладного творчества.
4.Уголки воинской славы представлены в виде альбомов различных видов
техники, видов вооружения, военные профессии и т.д.
А также методический кабинет, который должен являться своеобразной
копилкой педагогических идей, помогать воспитателям в организации
работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем можно создать
банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда будет
входить конспекты занятий и альбомы военных лет, альбомы родного края,
аудио и видео- диски.
Какую работу нужно проводить с детьми для воспитания в них
патриотических чувств?
Для полноценного воспитания в ДОУ используются разные методы и формы
работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий
музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
-рассказ воспитателя;
-наблюдение за изменениями в облике населенного пункта, за трудом людей
в детском саду и в городе;
-беседы о родном городе, стране, её истории;
-показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
-прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов
русского леса и пр.;
-использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок,
разучивание песен, игр);
-ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и
т.д.);
-знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и
пр.;
-организация тематических выставок;
-участие в общественных и календарных праздниках;
-участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа
актуальна и особенна, трудна, требует большого такта и терпения, так как в
молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не
считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического
просвещения (беседы, консультации), можно вовлечь их в процесс
патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение
родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах,
конкурсах)
В ДОУ должно осуществляться тесное сотрудничество с родителями,
отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства,
моральной поддержки и взаимопомощи. Родители, по возможности должны
принимать участие в экскурсиях, вместе с детьми посещать выставки, музеи.
И в заключении хочется сказать словами великого академика Д.С.Лихачего,
который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать,
прививая «духовную оседлость»; так сказать без корней в родной местности,
в родной стороне человек похож на иссушенное растение, «перекати-поле».
Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к
природе и истории родного края – является одной из основных задач
дошкольного учреждения.