Автор: Комкова Наталья Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: «Школа № 2045 имени Героя Российской Федерации Д.А. Разумовского»
Населённый пункт: г.Зеленоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологический подход в обучении с детьми ОВЗ начальная школа.
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
Уровень образования: Начальная школа
1. Актуальность темы
Современная школа все чаще сталкивается с необходимостью
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
условиях
инклюзии.
Для
эффективного
сопровождения
таких
учащихся
важно
учитывать
не
только
педагогические,
но
и
нейропсихологические
аспекты
развития.
Нейропсихологический
подход
позволяет
выявить
особенности
функционирования
мозга
ребёнка, а значит, адаптировать учебный процесс под его реальные
возможности,
не
травмируя
психику
и
обеспечивая
условия
для
развития.
2. Цель разработки
Представить
методы
и
приёмы,
основанные
на
нейропсихологическом
подходе,
которые
способствуют
успешному
обучению детей с ОВЗ в начальной школе.
3. Задачи
Ознакомить педагогов с основами нейропсихологии;
Показать значимость межполушарного взаимодействия, уровня
развития
высших
психических
функций
(ВПФ)
и
сенсомоторной
зрелости;
Разработать
рекомендации
по
применению
нейропсихологических упражнений в учебной деятельности;
Повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с
детьми с ОВЗ.
4. Теоретическая основа
Нейропсихология как наука изучает связь между структурой и
функциями
мозга
и
психической
деятельностью.
Основателем
отечественной нейропсихологии считается А. Р. Лурия. Его труды
легли
в
основу
системного
подхода
к
изучению
познавательных
процессов.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются:
нарушения межполушарного взаимодействия;
недостаточность
развития
зрительно-пространственных,
слухоречевых, моторных и других функций;
трудности в произвольной регуляции поведения и внимания.
Понимание
этих
процессов
позволяет
правильно
подбирать
методы обучения и коррекции.
5. Практическая часть: методы и приёмы
5.1 Диагностический этап
Педагог может использовать следующие приемы для первичного
нейропсихологического наблюдения:
Оценка
уровня
произвольности
(способность
следовать
инструкции);
Оценка пространственного восприятия (ориентировка на листе,
«право–лево»);
Определение кинетических и зрительно-моторных координаций
(штриховка, обводка фигур).
5.2 Коррекционно-развивающие упражнения
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
«Зеркальные рисунки» двумя руками;
«Ладошки» (одна ладонь открыта, вторая сжатая – менять по
сигналу);
Хождение
по
линии
с
одновременным
похлопыванием
по
коленям.
2. Упражнения на развитие памяти и внимания:
«Запомни и повтори» (показ картинок/предметов);
«Лишний звук» (ребенок хлопает, если не услышал нужный звук);
Игры типа «Найди отличие», «Что изменилось?»
3. Пространственные упражнения:
Работа с координатными осями;
Составление фигур по образцу (танграм, кубики);
Ориентировка в тетради и на листе бумаги.
4. Развитие моторики:
Игры с мячом;
Штриховка по образцу;
Лепка, работа с мелкими деталями (мозаика, бусинки).
6. Рекомендации педагогам
Всегда
учитывать
индивидуальные
особенности
ребенка:
не
перегружать, чередовать виды деятельности.
Использовать
на
уроках
элементы
нейропсихологической
гимнастики (2–3 минуты в начале).
Создавать спокойную и эмоционально безопасную среду.
Работать в тесном сотрудничестве с психологом и родителями.
Вести наблюдение за динамикой развития ребенка, фиксируя
положительные изменения.
7. Пример интеграции на уроке
Урок математики, 1 класс
Тема: «Счёт в пределах 10»
Этап нейропсихологической активизации:
Подвижная разминка: «Ладошки» (развитие саморегуляции);
Зрительное упражнение: «Найди цифры среди букв» (развитие
внимания);
Пространственное упражнение: «Положи кубик справа от книги,
слева от пенала» (ориентировка в пространстве).
Основная часть:
Использование
счётного
материала
(развитие
наглядно-
действенного мышления);
Проговаривание вслух математических действий (активизация
речевых центров).
8. Заключение
Нейропсихологический подход является мощным инструментом
в арсенале учителя начальных классов, особенно при работе с детьми
с
ОВЗ.
Он
позволяет
не
только
обучать,
но
и
развивать
познавательные функции, адаптировать ребёнка к образовательной
среде и содействовать его успешной социализации.
9. Литература
Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии»
Семенович
А.
В.
«Нейропсихологическая
диагностика
и
коррекция в детском возрасте»
Власова Т. А., Лебединская К. С. «Психологическая коррекция
детей с отклонениями в развитии»
Смирнова Е. О. «Игры и упражнения для развития мозга»
Семаго
Н.
Я.,
Семаго
М.
М.
«Психолого-педагогическая
диагностика и коррекция»