Напоминание

Нейропсихологический подход в обучении с детьми ОВЗ начальная школа.


Автор: Комкова Наталья Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: «Школа № 2045 имени Героя Российской Федерации Д.А. Разумовского»
Населённый пункт: г.Зеленоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологический подход в обучении с детьми ОВЗ начальная школа.
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

С ОВЗ

Уровень образования: Начальная школа

1. Актуальность темы

Современная школа все чаще сталкивается с необходимостью

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в

условиях

инклюзии.

Для

эффективного

сопровождения

таких

учащихся

важно

учитывать

не

только

педагогические,

но

и

нейропсихологические

аспекты

развития.

Нейропсихологический

подход

позволяет

выявить

особенности

функционирования

мозга

ребёнка, а значит, адаптировать учебный процесс под его реальные

возможности,

не

травмируя

психику

и

обеспечивая

условия

для

развития.

2. Цель разработки

Представить

методы

и

приёмы,

основанные

на

нейропсихологическом

подходе,

которые

способствуют

успешному

обучению детей с ОВЗ в начальной школе.

3. Задачи

Ознакомить педагогов с основами нейропсихологии;

Показать значимость межполушарного взаимодействия, уровня

развития

высших

психических

функций

(ВПФ)

и

сенсомоторной

зрелости;

Разработать

рекомендации

по

применению

нейропсихологических упражнений в учебной деятельности;

Повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с

детьми с ОВЗ.

4. Теоретическая основа

Нейропсихология как наука изучает связь между структурой и

функциями

мозга

и

психической

деятельностью.

Основателем

отечественной нейропсихологии считается А. Р. Лурия. Его труды

легли

в

основу

системного

подхода

к

изучению

познавательных

процессов.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются:

нарушения межполушарного взаимодействия;

недостаточность

развития

зрительно-пространственных,

слухоречевых, моторных и других функций;

трудности в произвольной регуляции поведения и внимания.

Понимание

этих

процессов

позволяет

правильно

подбирать

методы обучения и коррекции.

5. Практическая часть: методы и приёмы

5.1 Диагностический этап

Педагог может использовать следующие приемы для первичного

нейропсихологического наблюдения:

Оценка

уровня

произвольности

(способность

следовать

инструкции);

Оценка пространственного восприятия (ориентировка на листе,

«право–лево»);

Определение кинетических и зрительно-моторных координаций

(штриховка, обводка фигур).

5.2 Коррекционно-развивающие упражнения

1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:

«Зеркальные рисунки» двумя руками;

«Ладошки» (одна ладонь открыта, вторая сжатая – менять по

сигналу);

Хождение

по

линии

с

одновременным

похлопыванием

по

коленям.

2. Упражнения на развитие памяти и внимания:

«Запомни и повтори» (показ картинок/предметов);

«Лишний звук» (ребенок хлопает, если не услышал нужный звук);

Игры типа «Найди отличие», «Что изменилось?»

3. Пространственные упражнения:

Работа с координатными осями;

Составление фигур по образцу (танграм, кубики);

Ориентировка в тетради и на листе бумаги.

4. Развитие моторики:

Игры с мячом;

Штриховка по образцу;

Лепка, работа с мелкими деталями (мозаика, бусинки).

6. Рекомендации педагогам

Всегда

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка:

не

перегружать, чередовать виды деятельности.

Использовать

на

уроках

элементы

нейропсихологической

гимнастики (2–3 минуты в начале).

Создавать спокойную и эмоционально безопасную среду.

Работать в тесном сотрудничестве с психологом и родителями.

Вести наблюдение за динамикой развития ребенка, фиксируя

положительные изменения.

7. Пример интеграции на уроке

Урок математики, 1 класс

Тема: «Счёт в пределах 10»

Этап нейропсихологической активизации:

Подвижная разминка: «Ладошки» (развитие саморегуляции);

Зрительное упражнение: «Найди цифры среди букв» (развитие

внимания);

Пространственное упражнение: «Положи кубик справа от книги,

слева от пенала» (ориентировка в пространстве).

Основная часть:

Использование

счётного

материала

(развитие

наглядно-

действенного мышления);

Проговаривание вслух математических действий (активизация

речевых центров).

8. Заключение

Нейропсихологический подход является мощным инструментом

в арсенале учителя начальных классов, особенно при работе с детьми

с

ОВЗ.

Он

позволяет

не

только

обучать,

но

и

развивать

познавательные функции, адаптировать ребёнка к образовательной

среде и содействовать его успешной социализации.

9. Литература

Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии»

Семенович

А.

В.

«Нейропсихологическая

диагностика

и

коррекция в детском возрасте»

Власова Т. А., Лебединская К. С. «Психологическая коррекция

детей с отклонениями в развитии»

Смирнова Е. О. «Игры и упражнения для развития мозга»

Семаго

Н.

Я.,

Семаго

М.

М.

«Психолого-педагогическая

диагностика и коррекция»



В раздел образования