Напоминание

"Формирование правовой культуры в условиях семейного воспитания на основе анализа современной нормативно-рекомендательной литературы"


Автор: Гусарова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование правовой культуры в условиях семейного воспитания на основе анализа современной нормативно-рекомендательной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Формирование правовой культуры в условиях семейного воспитания на основе

анализа современной нормативно-рекомендательной литературы"

Родители являются первыми педагогами.

Родители обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного,

правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Защита прав и законных интересов детей начинается с изучения родителями

нормативно-правовых документов, основных прав и обязанностях самой семьи.

Право – это совокупность, установленных и охраняемых государственной властью

норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко

всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на

всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в

котором родители, а также добровольные организации, местные власти и

национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей

путем законодательных и других мер.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь,

понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование,

возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях

свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка.

Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть

защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого

обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими

членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка.

Различают 4 формы жестокого обращения с детьми:

физическое,

сексуальное,

психическое насилие,

пренебрежение основными нуждами ребенка.

Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей,

детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до

восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета

кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального

и социального происхождения, юридическое право на:

воспитание;

развитие;

защиту;

активное участие в жизни общества.

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в

их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности,

языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в

духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и

дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры

и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения

норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими

людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности

и уважения не зависимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в

коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками

и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию

коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм

поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как

положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой

культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие

группы прав:

Права ребенка на существование, выживание (право на

жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу,

заботу родителей).

Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие

в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями

и способностями, право на отдых, досуг).

Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а

также особые права детей-инвалидов).

Ответственность родителей за противоправные действия своих

несовершеннолетних детей

В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность родителей

по воспитанию своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и

развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом,

психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам

детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие

надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится

следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.

Важно чтобы воспитание правовой культуры включало в себя и нравственную

культуру. Это поможет выработать соответствующее эмоциональное отношение к

закону и праву.



В раздел образования