Автор: Гусарова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование правовой культуры в условиях семейного воспитания на основе анализа современной нормативно-рекомендательной литературы"
Раздел: дошкольное образование
"Формирование правовой культуры в условиях семейного воспитания на основе
анализа современной нормативно-рекомендательной литературы"
Родители являются первыми педагогами.
Родители обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного,
правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Защита прав и законных интересов детей начинается с изучения родителями
нормативно-правовых документов, основных прав и обязанностях самой семьи.
Право – это совокупность, установленных и охраняемых государственной властью
норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко
всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на
всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:
Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в
котором родители, а также добровольные организации, местные власти и
национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей
путем законодательных и других мер.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь,
понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование,
возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка.
Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть
защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого
обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими
членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка.
Различают 4 формы жестокого обращения с детьми:
физическое,
сексуальное,
психическое насилие,
пренебрежение основными нуждами ребенка.
Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей,
детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до
восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального
и социального происхождения, юридическое право на:
воспитание;
развитие;
защиту;
активное участие в жизни общества.
В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в
их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности,
языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в
духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и
дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры
и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения
норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности
и уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в
коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками
и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию
коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм
поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как
положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой
культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие
группы прав:
Права ребенка на существование, выживание (право на
жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу,
заботу родителей).
Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие
в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями
и способностями, право на отдых, досуг).
Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а
также особые права детей-инвалидов).
Ответственность родителей за противоправные действия своих
несовершеннолетних детей
В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность родителей
по воспитанию своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и
развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом,
психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам
детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие
надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится
следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.
Важно чтобы воспитание правовой культуры включало в себя и нравственную
культуру. Это поможет выработать соответствующее эмоциональное отношение к
закону и праву.