Автор: Герман Анастасия Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБПОУ Томский механико-технологический техникум
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Адаптационный тренинг» для обучающихся 1 курса
Раздел: среднее профессиональное
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОМСКИЙ МЕХАНИКО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рабочая программа
«Адаптационный тренинг» для обучающихся 1 курса
Автор: педагог-психолог
Герман А.А.
Томск 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа «Адаптационный тренинг» предназначена для обучающихся
первого курса технического и художественного отделений в ОГБПОУ «ТМТТ» и может быть
использована педагогами-психологами и кураторами групп для проведения занятий,
входящих в комплекс мероприятия направленных на знакомство и адаптацию обучающихся
первого курса техникума.
Цель занятий – знакомство обучающихся и формирование коллектива группы.
Задачи:
создать благоприятный психологический климат в группе;
содействовать установлению дружеских личных отношений;
помочь обучающимся лучше узнать себя и других членов коллектива;
сформировать интерес к прикладным психологическим знаниям.
Программа рассчитана на 6 учебных часов
и предназначена для обучающихся
технического и художественного отделений. Рекомендуемое время проведения - первая
неделя сентября.
Программа тренинга вариативна. Она может и должна корректироваться в зависимости от
специфики коллектива группы, особенностей отдельных обучающихся, сложившейся
психолого-педагогической ситуации, от возможностей личности педагога-психолога.
Для проведения занятий необходимо помещение - кабинет для занятий по психологии, но
возможно проводить их и в обычном учебном классе. В этом случае перед каждым занятием
необходимо сдвигать парты и освобождать пространство в центре. Для проведения занятий
необходимо расставить стулья в круг, чтобы обучающиеся, сидя на них, могли легко видеть
друг друга в процессе общения.
Необходимые материалы: компьютер, фломастеры, карандаши, мячи, ватман, ножницы,
бумажный скотч, альбомные листы, газеты.
Тематический план
N п/п
Темы
Кол-во
Часов
1
Знакомство с группой. Навыки самопрезентации.
2
2
Развитие навыков работы в команде. Построение партнерских
отношений
2
3
Сплочение и доверие
2
ИТОГО:
6 часов
Рабочая программа
Тема 1. Знакомство с группой. Навыки самопрезентации.
Цели и задачи тренинга. График работы. Правила группы.
Знакомство участников тренинга друг с другом. Игры и упражнения, направленные на
развитие
у
обучающихся
навыков
самопрезентации,
понимания
индивидуальных
особенностей обучающихся, формирование внимательного, доброжелательного отношения
друг к другу, повышение уровня коммуникативной культуры, преодоление скованности,
пассивности.
Упражнения:
Представление в кругу (имя и ассоциация на первую букву имени). Работа в
микрогруппах
«Анкетное
знакомство»,
Броуновское
движение.
«Снежный
ком»,«Поменяйтесь местами те, кто...»
Тема 2. Развитие навыков работы в команде. Построение партнерских отношений
Игры и упражнения, направленные на развитие навыков совместной деятельности,
телесное раскрепощение, распознавание эмоциональных реакций других людей, развитие
умения выражать свои эмоции, взаимодействовать в коллективе, развитие чувства общности.
Упражнения:
«Встань по росту», «Автобус», «Сложи веревку», Берлинская стена, «Счет», Притча о
двух мудрецах. Разминка «Слон, пальма, крокодил»
Тема 3. Сплочение и доверие
Игры и упражнения, направленные на развитие навыков коллективной деятельности,
чувства общности, умения доверять партнёрам по общению, осознание и переосмысление
своего привычного поведения, своей настоящей и будущей роли в обществе.
Упражнения:
Работа в командах: изобрази букву, фигуру. «Топь» «Свеча», «Прокати мячик по
ладошкам», «Цветок», Обратная связь.
Список литературы.
1.
Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания: психологический практикум. СПб, 2004.
2.
Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование,
тренинги. М., 2004.
3.
Ойстер К. Социальная психология групп. СПб, 2004.
4.
Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. М., 2004.
5.
Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М., 2004.
6.
Пономаренко Л.П. Основы психология для старшеклассников: Пособие для педагога:
в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – ч.1. Основы
психологии: 10 кл.
7.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. Речь. СПб, 2007
8.
Ромек В. Тренинг уверенности. Речь.СПб, 2008
9.
Фопель К. Энергия паузы. Москва. Генезис. 2011